Гран При Канады: Пресс-конференция в воскресенье

Интервью на подиуме

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Интервью на подиуме

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Льюис, примите поздравления! Думаю, нет ничего приятнее, чем спокойно катиться вдоль берега реки вечером в Монреале, но для вас сегодня всё было несколько иначе, не так ли?
Льюис Хэмилтон: Именно, но я хочу начать со слов благодарности канадской публике. С каждым годом зрителей на трибунах всё больше, мы получаем от них всё больше энергии. Не думаю, что где-то на других трассах мы чувствуем такую поддержку!

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Полагаю, для вас эта трасса особенная…
Льюис Хэмилтон: Да, для меня Монреаль – совершенно особое место, ведь именно здесь десять лет назад я завоевал свой первый поул и одержал первую победу. Я должен поблагодарить нашу команду и всех, кто трудится на базе Mercedes AMG – эти люди сделали возможным сегодняшний успех. Они много работали, чтобы решить проблемы, с которыми мы столкнулись в прошлой гонке, и это позволило одолеть Ferrari. Сейчас я просто на седьмом небе!

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Потрясающая победа! Валттери, для вас сезон тоже складывается неплохо – вы в четвертый раз на подиуме, как вы себя чувствуете?
Валттери Боттас: Я отлично себя чувствую! Я в пятый раз выступаю в Монреале и уже в третий поднимаюсь на подиум! Трасса мне подходит, я всегда рад приезжать сюда.

Нам нужен был этот дубль, эти очки. После сложной гонки в Монако я впечатлен тем, как команда смогла собраться и добиться прогресса за две недели – это впечатляет, и я горжусь тем, что являюсь частью этого коллектива.

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Каково было следовать за Льюисом?
Валттери Боттас: Начало гонки получилось сложным – я оказался позади Red Bull, затем застрял позади Force India, потеряв на этом время. После этого мы с Льюисом разделили стратегию – я перешел на Soft. Сначала мы ехали в сопоставимом темпе, но затем Льюис увеличил отрыв и спокойно контролировал ситуацию, а я сосредоточился на том, чтобы доехать до финиша и заработать очки. Хороший результат для команды, теперь я жду гонку в Баку.

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Мои поздравления! Даниэль, какая гонка! Похоже, вы очень рады, но разве вы не всегда наслаждаетесь соперничеством?
Даниэль Риккардо: Сегодня мне было весело, только когда я увидел клетчатый флаг. До этого пришлось нелегко. Я оборонялся всю гонку. Честно говоря, сегодня машине не хватало скорости, меня постоянно прессинговали. Я не мог позволить себе ни малейшей ошибки. Напряжение росло – эта гонка стала хорошей проверкой на концентрацию, но было интересно.

Я получил огромное удовольствие. Здорово подняться на подиум в Канаде. Здесь потрясающие болельщики! Кажется, они что-то кричат… Так, я должен кое-что сделать! (снимает ботинок и пьёт из него шампанское, затем по просьбе Патрика Стюарта протягивает ему свой второй ботинок с шампанским).

Патрик Стюарт пьёт шампанское из ботинка Даниэля Риккардо

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Это становится ритуалом! Превосходно! Мои поздравления, Даниэль! Льюис, вернемся к вам…
Льюис Хэмилтон: Я горжусь тем, что вы сделали – сам я никогда не решился бы на подобное! Вы заметили, насколько ботинки Даниэля пропитались потом?

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Это не имеет значения – я впервые на подиуме и готов выпить из любого ботинка! Льюис, вы лидировали на протяжении всей дистанции – что вы чувствуете?
Льюис Хэмилтон: Я отвечу через пару секунд, но, возможно, вам удастся прочитать мои мысли…

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Думаю, да! Вы счастливы!
Льюис Хэмилтон: Для меня большая честь быть здесь в этот уик-энд и в квалификации повторить достижение Айртона Сенны. Мне повезло работать с фантастическим коллективом, я лишь малая часть большой команды – спасибо всем, постараемся выступать столь же здорово до конца сезона!

Вопрос: (сэр Патрик Стюарт) Канада, Монреаль – вы слышите это? Спасибо всем!

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Поздравляем, Льюис! Потрясающая атмосфера, блестящий успех. Десять лет вы выступаете в Монреале, у вас шесть поулов, а теперь и шесть побед! Полагаю, впервые в карьере вы в шестой раз выигрываете одну гонку – это знаковое событие. Похоже, сегодня всё сложилось удачно: миновав первый поворот, вы спокойно контролировали ситуацию…
Льюис Хэмилтон: Невероятный уик-энд – вряд ли я могу радоваться сколь-нибудь больше! После Монако нам пришлось, скажем так, почесать в затылке, но всем хотелось поскорее взяться за работу, что мы и сделали. Никогда за все пять лет выступлений за Mercedes я не наблюдал такого единения и работы на одну цель. Мы разобрались в причинах, приехали в Монреаль и добились нужного результата – нанесли поражение Ferrari. Валттери выступил здорово – для нас это первый в нынешнем сезоне и очень важный дубль.

Немного странно осознавать, что мой первый поул и дебютная победа в Монреале были десять лет назад. Я хорошо помню, как прошел тот этап: после рестарта я полностью контролировал ситуацию. На трассе гонка кажется невероятно долгой – когда до финиша еще 35 кругов, ты понимаешь, насколько это много, и надеешься, что машина выдержит – так и получилось в 2007-м.

В Канаде потрясающие болельщики – каждый год они целиком заполняют трибуны и создают атмосферу, во многом напоминающую Гран При Великобритании. Энергетика просто фантастическая – их слышно даже по ходу квалификации! Город просто живет уик-эндом, и я, похоже, всё-таки набрал несколько килограммов, ведь еда здесь очень вкусная – невозможно не отведать! Я очень рад, спасибо всем!

Вопрос: Валттери, как заметил Льюис, для Mercedes это первый дубль в нынешнем сезоне – отлично сработано! Вам помогли агрессивные действия на старте – атака на Себастьяна Феттеля во многом определила результат. Расскажите об этом и о решении перейти на состав Soft…
Валттери Боттас: Прежде всего, я очень рад за нашу команду. Потрясающе видеть, как за две недели мы сумели настолько прибавить – я никогда не видел, чтобы люди настолько желали победы, в такой ситуации дубль – невероятное достижение. Я горжусь тем, что являюсь частью этого коллектива.

Льюис в этот уик-энд сработал очень здорово. Что до меня, на старте я старался действовать максимально агрессивно, чтобы опередить Ferrari, и в какой-то момент заблокировал резину, что сказалось на первом отрезке. Но я знал, что шанс будет, буквально протиснулся на внутренний радиус, и маневр удался. Правда, потом я потерял время за Red Bull Racing, после пит-стопа уперся в гонщиков Force India.

Мы решили перейти на шины Soft, наблюдая за аналогичными действиями соперников, однако темп оказался не настолько хорош, как ожидалось. Я знал, что должен привести машину к финишу и заработать очки. Пожалуй, сегодня состав Soft не был для меня оптимальным, но я делал всё возможное, чтобы выжать из него максимум.

Вопрос: Даниэль, третий подиум подряд. Ваш гоночный инженер сказал, что сегодня вам пришлось всерьез постараться. За вами развернулось настоящее сражение – расскажите об этом. В Force India Эстебан Окон просил команду дать ему шанс атаковать вас – полагаете, он справился бы лучше Серхио Переса? И еще: вы согласны с Валттери, что состав Soft сегодня сработал не так, как предполагалось?
Даниэль Риккардо: Если Эстебан хочет меня атаковать, я готов встретиться на парковке через час! Гонка выдалась непростой, приходилось постоянно обороняться. Состав Soft прогревался чуть медленнее, чем ожидалось, но затем я все-таки отъехал от Серхио Переса – возможно, с шинами Super Soft у них начались сложности. Впрочем, мне самому не удавалось выжать из Soft что-нибудь дельное – шинам едва хватало сцепления, было непросто держать темп.

Потом Серхио снова подобрался – видимо, Super Soft всё-таки работал лучше, но мы не были особенно быстры с этим составом, потому я старался максимально чисто проходить круги с теми шинами, что получил. С низким уровнем сцепления и ветром, бросающим машину из стороны в сторону, это было очень сложно.

За несколько кругов до финиша команда сообщила, что меня догоняет Себастьян Феттель – в общем, за всю гонку я не мог перевести дух, она стала настоящей проверкой сосредоточенности. На подиуме меня захлестнули эмоции, я забыл поблагодарить команду – у нас три подиума подряд, я очень этому рад!

Да, сейчас у Red Bull Racing далеко не быстрейшая машина, однако нам каким-то образом удается в воскресенье собирать всё воедино. У Макса сегодня возникли проблемы, в противном случае он наверняка оказался бы в первой тройке – постараемся вскоре привести на подиум обе машины!

Вопросы с мест

Вопрос: (Сеф Хардинг) Льюис, вы полностью контролировали ход гонки, и со стороны ваша победа выглядела очень легкой. С Гран При Канады у вас связано немало памятных моментов, в четверг я спрашивал, насколько этот этап для вас значимый – нынешний уик-энд сделал его еще более важным?
Льюис Хэмилтон: Определенно! Монреаль всегда был для меня особенным местом, здесь я одержал свою первую победу. С каждым годом число моих болельщиков в Канаде только увеличивалось, и я очень признателен им всем. Невероятно, что спустя 10 лет я по-прежнему наслаждаюсь каждым пройденным здесь кругом! Мне очень понравилась сегодняшняя гонка, надеюсь, в будущем я смогу ещё не раз пережить подобное.

Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон

Вопрос: (Билл Бекон) Вопрос для Льюиса и Валттери. Как вам удалось избежать неприятностей по ходу первого круга, и как это сказалось на результате?
Льюис Хэмилтон: Мне почти нечего рассказать. Я хорошо стартовал, получил чистую трассу и видел в зеркалах… Кажется, Валттери оказался на внутреннем радиусе, заблокировал колеса, и мне показалось… Не знаю, кто в тот момент ехал справа, но на выходе из второго поворота я заметил, что Валттери едет позади. Валттери, ведь это был ты?

Валттери Боттас: Да, я ехал третьим.

Льюис Хэмилтон: Там был кто-то из гонщиков Red Bull Racing, и когда я увидел, что Ferrari находятся еще дальше, подумал, что для нас это фантастический расклад.

Вопрос: Валттери?
Валттери Боттас: Я старался опередить Ferrari, это была единственная цель в первом повороте. Мне удался хороший старт, но блокировка колес немного испортила первый отрезок – из-за вибрации было трудно разглядеть трассу, да и услуги стоматолога после такого будут не лишними! Приятно, что всё закончилось удачно.

Вопрос: (Майк Дудсон) Льюис, мои поздравления! Ранее вы говорили, насколько сложно управлять новой машиной, но на подиуме хвалили команду за эффективность подготовленных к этому уик-энду новинок. Значит ли это, что спадов вроде того, что был в Монако, больше не будет?
Льюис Хэмилтон: Я хвалил команду не за новинки – мы не привезли в Монреаль ничего нового, а за работу, проделанную после этапа в Монако. Наши сотрудники проанализировали все возможные факторы и сказали: вот здесь была допущена ошибка, чтобы её исправить, нужно действовать так. А после реализовали предложенные меры.

Потрясающая командная работа! В Монреале машина вновь ведёт себя так, как требуется. Это не означает, что так будет всегда, но мы многому научились, и пусть Монако – особенный этап, который хочется выиграть, я рад, что мы выяснили эти моменты уже в ранней фазе сезона. Это поможет нам стать сильнее, ведь мы понимаем, в каком направлении необходимо дорабатывать машину.

Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, третье место с Williams, второе место с Mercedes – какой результат ощущается лучше?
Валттери Боттас: Разумеется, сегодняшний, поскольку для меня это лучший результат в Монреале. Да, это не первое место, а только второе, однако оно лучше третьего. Третий год подряд я заканчиваю здешнюю гонку на подиуме, Монреаль можно назвать удачным для меня городом, притом нынешний результат воспринимается ярче еще и потому, что в нынешнем сезоне это первый для Mercedes победный дубль. Мы рассчитываем на победу в чемпионате, и нам нужны подобные результаты. Конечно, как гонщик я предпочел бы финишировать первым, но для команды итог весьма неплохой, я горжусь проделанной работой.

Вопрос: (Дэн Натсон) Даниэль, вызвал ли у вас опасения сход Макса Ферстаппена, и давала ли команда некие указания, чтобы избежать чего-то подобного с вашей машиной?
Даниэль Риккардо: Я не знаю, по каким причинам сошел Макс, честно говоря, меня не беспокоило, сообщит мне команда или нет. У меня своя машина, я должен выжимать из неё максимум. Меня постоянно просили переключить тот или иной регулятор. У нас есть определенные процедуры с целью избежать отказа системы – полагаю, именно этим я и занимался. К счастью, на длинных прямых для подобных манипуляций достаточно времени, но всё равно было непросто смотреть в зеркала и менять параметры. Мне не известно, что произошло с машиной Макса так рано по ходу гонки. Вряд ли проблемы с тормозами – полагаю, нечто иное.

Вопрос: Это касалось накопителя энергии...
Даниэль Риккардо: Что ж, на моей машине он, к счастью, выдержал дистанцию гонки.

Вопрос: (Луис Васконселос) Вопрос для Валттери и Льюиса. Весьма необычно для команды, комфортно занимающей первые две позиции в гонке, использовать разную стратегию для своих гонщиков. Это планировалось заранее, или стало ответом на действия Ferrari, когда итальянская команда откатилась назад и пыталась реализовать неординарную для Монреаля схему?
Льюис Хэмилтон: Мы поступили так по причине неопределенности. В команде говорили, что для лидирующей машины переход на Soft будет сопряжен с риском, в таком случае предстояло учитывать отрыв от напарника – выглядело разумнее рискнуть со второй машиной. Кроме того, я очень комфортно чувствовал себя на Ultra Soft и смог задержаться на трассе гораздо дольше двадцать первого круга, на котором, согласно плану, должен был посетить боксы. За это время все преследователи уже провели пит-стоп, я смог понаблюдать, как они едут на разных шинах, а когда в команде увидели, что кто-то из гонщиков уверенно мчится на Super Soft – кажется, это был Себастьян Феттель – они сочли именно этот состав оптимальным. Мы сделали выбор, шины сработали безупречно, у меня не было с ними никаких сложностей.

Валттери Боттас: Я понимаю, почему в моем случае мы перешли на Soft. Мы обсуждали такой вариант перед гонкой, и я сам его поддерживал, поскольку погода сегодня была более теплой. В пятницу Soft выглядел неплохо, однако временами вёл себя нестабильно – я рассчитывал, что сегодня он сработает эффективнее, и если бы мне самому пришлось делать выбор буквально на пит-стопе, то предпочел бы именно его. Отставание от Льюиса уже было солидным, мне было нечего терять – попробовать стоило. К сожалению, Soft все-таки оказался медленнее, чем Super Soft.

Вопрос: (Джефф Паппоне) Льюис, учитывая всё произошедшее за минувшие дни – потрясающий поул, подаренный шлем, идеальное выступление в гонке – можно ли считать этот уик-энд одним из лучших в вашей карьере?
Льюис Хэмилтон: Сложно что-либо называть лучшим. Мне посчастливилось с первых шагов в автоспорте – а начал я в восемь лет – пережить немало радостных моментов. Я выступаю в Формуле 1 с 22 лет, и уже здесь у меня было столько потрясающих событий, что мне бы не хотелось выделять нечто одно. Дебютная победа в Монреале, когда в паддоке со мной был мой отец. Первая гонка, в которой я финишировал на подиуме, и мы с отцом не могли поверить в реальность результата. Первый чемпионский титул… Воспоминаний действительно много!

Конечно, хочется выступать сильнее с каждым уик-эндом и чувствовать себя более зрелым гонщиком. Сейчас я старше, у меня больше опыта, и мне хочется думать, что я стал более целостным. Ну а если говорить о скорости – да, этот уик-энд можно считать одним из лучших.

Вопрос: (Хейкки Культа) Победный дубль с Валттери чем-то отличается от дубля с Нико Росбергом?
Льюис Хэмилтон: Для команды победный дубль – всегда потрясающее событие, но с Валттери он воспринимается иначе. У нас с ним разный внутренний настрой, но рабочие отношения находятся на более профессиональном, чем когда бы то ни было, уровне. Это объясняется и зрелым подходом Валттери, и тем, как с нами работает команда, предоставляя нам все средства для открытой и честной борьбы. Для Mercedes это первый дубль в нынешнем сезоне, солидное количество очков. Уверен, Валттери скажет, что был недоволен результатом квалификации, поскольку в Монако выглядел намного увереннее, однако с нашей машиной сложно добиться стабильности. Знаю, у него впереди немало побед, и когда он финиширует первым, я постараюсь оказаться вторым, чтобы принести команде максимум очков.

Вопрос: (Грэм Харрис) После Монако и Монреаля нас ждет третья городская трасса подряд, притом конфигурация в Баку сочетает в себе элементы двух предшественниц. Как вы планируете там действовать? Будете ли вы использовать полученный в Монако опыт, или станете ориентироваться и на информацию, добытую в Монреале?
Льюис Хэмилтон: Всегда стараешься задействовать весь опыт, и всё, что мы выяснили в Монако, непременно пригодится в Баку. Трасса там более протяженная, более гладкая, многое решит эффективная прижимная сила – в Баку не требуется настраивать подвеску столь же мягко, как в Монреале с его кочковатым асфальтом. В прошлом году я там был достаточно быстр, однако не сумел победить, поэтому задача – добиться нужного результата.

Самым непростым фактором станут шины. Не скажу точно, какие составы мы получим в Баку – очевидно, такие же, как здесь. Вывести резину в рабочий диапазон на гладком асфальте будет крайне сложно, но я буду рад вернуться туда снова. Мы уже знаем конфигурацию трассы, и я могу чуть раньше приехать в Азербайджан и больше времени посвятить изучению культуры. Опыт всегда ярче, когда удается некоторое время пожить в незнакомой культуре, а не просто приехать на уик-энд – в последнем случае ты просто упускаешь из вида немало интересного.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё