Гран При Канады: Пресс-конференция в пятницу

Первая пресс-конференция в пятницу

Первая пресс-конференция

Участники: Джеймс Эллисон (Mercedes), Маурицио Арривабене (Ferrari), Гюнтер Штайнер (Haas)

Вопрос: Джеймс, начнем с вас. Сегодня многих разворачивало в шестом повороте – вы можете пояснить причины…
Джеймс Эллисон: В первый день уик-энда асфальт всегда грязный, сегодня на нем было много пыли, уровень сцепления оставался низким. Шестой поворот сам по себе непростой, там легко допустить ошибку.

Вопрос: Не секрет, что у Mercedes есть сложности с тем, чтобы заставить мягкие составы смеси Pirelli работать эффективно, и это уже сказалось на соперничестве с Ferrari. Какую работу команда в силах провести вне трассы, задействовав, скажем, технологии симуляции, и есть ли риск, что подобные проблемы скажутся на шансах команды, если не будут устранены достаточно оперативно?
Джеймс Эллисон: Следует помнить, что в четырех из шести прошедших гонок именно гонщик Mercedes стартовал с поула, притом во всех Гран При мы были быстры. У нашей машины немало сильных сторон, но добиться оптимальной управляемости оказалось непросто, что создает дополнительные сложности при работе над настройками. Но нам вполне по силам прибавить как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Вопрос: Недавно активно обсуждался тот факт, что на тестах новых шин для сезона 2017 года за Mercedes работал Паскаль Верляйн, тогда как в Ferrari – Себастьян Феттель. Можно ли считать, что это обстоятельство тоже внесло свой вклад в нынешнюю ситуацию?
Джеймс Эллисон: Сложно сказать. Гораздо важнее работа над машиной, которую все участники проделали с начала сезона, стараясь улучшить реальную машину на шинах действующей спецификации.

Вопрос: Спасибо! Маурицио, первый успех в Монако для Ferrari с 2001 года – примите поздравления! Команда лидирует в чемпионате, но празднование успеха в Княжестве было довольно скромным – всё потому, что вы напомнили коллективу, что основная работа еще не завершена?
Маурицио Арривабене: У нас не было шумного празднования и после побед в Австралии и Бахрейне. Я не раз говорил, что мы стараемся не питать иллюзий – до конца сезона еще далеко. Конечно, мы были очень рады успеху в Монако спустя долгие годы, победный дубль стал, в каком-то смысле, историческим результатом, но мы взглянули на календарь, вспомнили, сколько гонок еще предстоит провести, и вернулись к работе.

Вопрос: Команда выглядит очень сосредоточенной, и вам, определенно, не нужны спекуляции на тему контрактов гонщиков. Вы бы предпочли сохранить нынешний состав в следующем сезоне?
Маурицио Арривабене: Сейчас мы думаем не о контрактах, а о чемпионате, это два разных момента. Команда предельно сосредоточена, весь коллектив, включая гонщиков, работает очень слаженно – не думаю, что с контрактами у нас возникнут проблемы.

Вопрос: Спасибо! Гюнтер, в Монако Haas впервые с момента дебюта в Формуле 1 заработала очки обеими машинами. Результат мог быть выше, однако Кевину Магнуссену помешал прокол. Что это говорит о прогрессе команды?
Гюнтер Штайнер: Результат подтверждает зрелость нашей команды. Мы впервые добились двойного результативного финиша, хотя неоднократно были близки к этому ранее – решить подобную задачу в принципе трудно, особенно в нынешнем сезоне, когда в середине сезона конкуренция невероятно острая. Со временем коллектив сработался, наши гонщики отлично взаимодействуют. Мы постоянно прогрессируем и должны прибавлять с каждым уик-эндом.

Вопрос: Антонио Джовинацци предстоит провести несколько пятничных тренировок за Haas. В чем причина такого решения?
Гюнтер Штайнер: Мы хотим помочь молодому гонщику. Сейчас складывается ситуация, когда гонщик, очень конкурентоспособный в GP2, не имеет возможности получить место в Формуле 1 – куда в таком случае ему деться? В итоге в чемпионате не появляются новые таланты. У нас партнерство с Ferrari, у них очень сильные резервные гонщики – мы решили таким образом помочь, чтобы в будущем получить новых звезд.

Вопросы с мест

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Джеймс, в этом сезоне уже в нескольких гонках Льюису Хэмилтону не удавалось в полной мере справиться с проблемами с машиной – я говорю об этапах в России и Монако. Не могли бы вы пояснить суть этих проблем, и есть ли у вас план по их устранению?
Джеймс Эллисон: Достаточно взглянуть на пелотон, чтобы понять, что наша ситуация не уникальна – во многих командах у одного из гонщиков уик-энд складывается лучше, чем у напарника. У Льюиса была пара непростых Гран При, когда ему казалось, что сцепления с трассой недостаточно. Позже мы обсуждали все эти моменты, сцепления в целом хватало, просто в работе с шинами было очень легко выйти из оптимального диапазона, что влечет за собой серьезную потерю времени. С подобным сталкивались оба наших гонщика в разное время на разных трассах. Ситуация такова, что наша машина позволяет вести борьбу в первых рядах, но диапазон эффективности настолько узкий, что выйти из него не составляет труда.

Вопрос: (Сеф Хардинг) Маурицио, какой эффект произвела на команду победа в Монако?
Маурицио Арривабене: Какого-то особого эффекта не было. Да, в воскресенье в Монако сотрудники порадовались успеху, но затем практически сразу приступили к разборке боксов, чтобы отправиться в Маранелло. Утром в понедельник на командном брифинге мы обсудили итоги уик-энда, после чего все сосредоточились на подготовке к этапу в Канаде.

Вопрос: (Сильвия Ариа) Маурицио, насколько Ferrari помог тот факт, что на предсезонных тестах команда проехала немало кругов? Я имею в виду понимание работы шин…
Маурицио Арривабене: Вы говорите о первых двух сериях тестов в Барселоне?

Вопрос: (Сильвия Ариа) Да.
Маурицио Арривабене: В них участвовали все команды. Наши гонщики там проехали почти три тысячи километров на двоих: Себастьян – почти две тысячи, Кими – около тысячи. Мы всегда старались именно основным гонщикам предоставить возможность поработать на трассе – это очень помогает, однако соперникам ничто не мешает добиться такой же эффективности в работе с шинами. Мы выполнили свою работу, это было крайне важно в свете дебюта новых шин, но здесь нет ничего особенного – мы делали только то, что считали правильным.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Маурицио, в своей истории наибольших успехов Ferrari добивалась тогда, когда в команде было четкое разделение на первого и второго гонщика. После Монако многие сошлись во мнении, что предпочтение отдано Себастьяну Феттелю – на это намекал Кими, об этом открыто говорил Льюис Хэмилтон. В Ferrari есть четкое разделение на первый и второй номера, или оба гонщика получают одинаковую поддержку?
Маурицио Арривабене: После Монако я слышал немало спекуляций на тему первого и второго номеров – могу лишь сказать, что у нас в команде этого разделения нет. Мы сражаемся в чемпионате и делаем всё возможное, чтобы получить Кубок конструкторов, а для этого важны результаты обоих гонщиков. Если говорить о подходах, я с самого начала сезона четко обозначил, что интересы команды превыше всего, однако мы не намерены предпочитать одного из наших гонщиков другому. Командной тактики нет, гонщики об этом прекрасно знают.

Ситуация в Монако… Если позволите, я немного посмеивался, когда слышал все те комментарии, поскольку они не соответствуют действительности: между Себастьяном и Кими нет никаких проблем. Команда стремится завоевать Кубок конструкторов, а титул – это их дело. Они вольны открыто бороться между собой до тех пор, пока у одного из них не окажется явного преимущества – тогда мы применим внутренний подход, но никак не в Монако и никак не сейчас.

Вторая пресс-конференция

Вторая пресс-конференция руководства команд в пятницу...

Участники: Юсуке Хасэгава (Honda), Падди Лоу (Williams), Джоди Эггинтон (Toro Rosso)

Вопрос: Джоди, начнем с вас. В Монако Карлос Сайнс повторил свой лучший результат в карьере, финишировав шестым. Ему удалось заработать очки в пяти из шести прошедших гонок – что скажете о его прогрессе?
Джоди Эггинтон: Карлос здорово работает на команду. С момента прихода в Toro Rosso он добился значительного прогресса, его комментарии всегда конкретны, в нынешнем сезоне он провел несколько по-настоящему успешных гонок и заслуженно заработал очки. Карлос активно подгоняет команду, играет большую роль в работе над машиной и общем движении вперед. Мы, в свою очередь, тоже его подгоняем – это своего рода обмен, и сейчас начинаем наблюдать стабильно высокие результаты. Команда многого ждет от Карлоса, сам он тоже очень требователен к себе – надеюсь, всё будет и дальше развиваться в таком ключе, а хорошие результаты помогут нам добиться цели – закончить сезон на пятом месте в Кубке конструкторов.

Вопрос: Что произошло с его машиной в утренней тренировке?
Джоди Эггинтон: Проблемы с гидравликой, из-за которых машина остановилась на трассе. У нас не было возможности вернуть ее в боксы, что означало для Карлоса окончание работы. Тем не менее, ему вместе с инженерами удалось реализовать плотную программу второй тренировки и отчасти наверстать упущенное, что еще раз подтверждает его прогресс.

Вопрос: В квалификациях счет между Карлосом Сайнсом и Даниилом Квятом равный, 3:3. Что мешает Даниилу столь же стабильно выступать в гонках?
Джоди Эггинтон: Несколько факторов. Несколько раз проблемы с надежностью не позволяли Даниилу бороться за позиции в призовой десятке – так было, например, в Китае. Кроме того, в некоторых гонках первый круг для него складывался неудачно – в частности, в Бахрейне Квят откатился в конец пелотона, после чего отыграться невероятно трудно. Что касается Монако, там проявились все характерные для этапа в Княжестве особенности: Даниил неудачно стартовал со всеми вытекающими последствиями.

Причин в целом множество: где-то дело касается команды, где-то не хватает везения, но скорости у Даниила достаточно, и цели остаются неизменными. У нас два сильных пилота, мы стараемся с каждым из них заработать максимум очков, чтобы реализовать как командные, так и их личные цели, просто пока Даниилу чаще не везёт, чем Карлосу.

Вопрос: Господин Хасэгава, не могли бы вы пояснить ситуацию с доработанной версией мотора? Первоначально её дебют планировался на Гран При Канады – каков статус?
Юсуке Хасэгава: Как правило, мы не даем обещания просто так, стараемся дорабатывать мотор как можно скорее и представляем модификации по мере их готовности. К сожалению, здесь этого не случилось. На базе в Японии продолжается работа – как только обновленная спецификация будет готова, мы ее представим.

Вопрос: Есть ли шанс увидеть её в ближайших двух гонках, или пока рано говорить о сроках?
Юсуке Хасэгава: Рано. Мы не опускаем руки, однако я не могу чего-то обещать.

Вопрос: Вы слышали интервью Зака Брауна агентству Reuters – каков ответ Honda?
Юсуке Хасэгава: Я не планирую отвечать. Мы по-прежнему свободно общаемся с Заком, нас огорчает текущая ситуация и результаты команды – неудивительно, что в нашу сторону звучат негативные комментарии, но единственное, что мы можем сделать – добиться прогресса для команды, и мы полностью на этом сосредоточены.

Вопрос: Падди, в прошлые годы Williams уверенно выступала в Канаде, стартуя из второго ряда и добиваясь подиумов. Рассчитываете ли вы, что Лэнс Стролл, для которого нынешний этап является домашним, в этот уик-энд заработает первые очки?
Падди Лоу: Это был бы фантастический результат, но мне бы не хотелось заранее об этом рассуждать. Нужно действовать постепенно. Сегодня Лэнс сработал здорово, пусть по протоколам этого не скажешь – просто во второй тренировке он не использовал UltraSoft. Если учесть, что трасса для него новая, он действовал достаточно уверенно, постепенно адаптировался – надеюсь, завтра Лэнс закрепит прогресс, и если у нас получится выйти с ним в финал квалификации, а затем заработать очки, это будет идеальным итогом уик-энда.

Вопрос: Вы решили не использовать UltraSoft, чтобы не рисковать?
Падди Лоу: Мы запланировали два комплекта UltraSoft на субботнюю тренировку и решили, что так у Лэнса будет максимально широкий выбор.

Вопрос: Джоди говорил о важности двойных результативных финишей для борьбы за четвертое-пятое места в Кубке конструкторов. Есть ли у вас опасения насчет того, что после шести этапов Williams начала отставать от Force India из-за череды их успешных результатов?
Падди Лоу: Да, это вызывает опасения, поскольку отыграться будет непросто. В Испании мы упустили хороший результат: Фелипе выглядел очень здорово, но получил прокол, после которого мы вовсе не заработали очков, а в Force India взяли четвертое и пятое места, воспользовавшись сходом трех машин быстрейших команд. В плане ситуации в Кубке конструкторов тот день выдался для нас крайне неудачным. Мы рассчитываем постепенно отыграться, но для этого нужно, чтобы очки зарабатывали и Фелипе, и Лэнс.

Вопросы с мест

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Господин Хасэгава, в продолжение вопроса об интервью Зака Брауна. Тогда он сказал, что в Honda словно сбились с пути, а сегодня в эфире BBC подчеркнул, что партнеры должны что-то поменять, чтобы стать более конкурентоспособными. Вы согласны с такой оценкой? Действительно ли в Honda сбились с пути, нужно ли что-то менять, и почему, как вам кажется, Зак произнес все те слова? Да, результаты команды очевидны, но, видимо, были и иные причины…
Юсуке Хасэгава: К большому сожалению, сейчас мы не можем убедить McLaren в том, что способны предоставить им конкурентоспособную силовую установку. Нам нужно серьёзно прибавить в эффективности и надёжности, мы сделаем для этого всё возможное.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Падди, вновь поднимается тема об ограничении расходов в Формуле 1, и в Liberty, похоже, всерьез настроены кое-что предпринять. С технической точки зрения вы бы предпочли ограничение для общей суммы бюджета или же некие жесткие правила, делающие гонку расходов практически невозможной?
Падди Лоу: Я бы предпочел ограничение общей суммы финансирования. На протяжении предыдущих пятнадцати лет мы не раз пытались контролировать затраты, и эти усилия не были абсолютно бесполезными – в частности, ограничение тестов по ходу сезона позволило отказаться от отдельных бригад механиков. Данную меру, равно как контроль испытаний в аэродинамической трубе и ограничение на количество используемых аэродинамических труб, можно считать эффективной.

Но проблема в том, что для по-настоящему существенного снижения расходов нужно сделать машины практически идентичными – всё это в конечном итоге может привести к стандартизации и отказу от инноваций, что, в свою очередь, навредит продукту, которым наслаждаются зрители. Единственный способ решить проблему – это контролировать объем финансирования, и одной из мер могло бы стать ограничение размера бюджета.

Вопрос: (Сандор ван Эс) Джоди, в Канаде одним из ключевых факторов является эффективность тормозов. Как вы дорабатываете тормоза от Монако к Монреалю, какие изменения приходится предпринимать?
Джоди Эггинтон: В Монако свои требования к тормозам, а при подготовке к канадской трассе мы стараемся оценить их охлаждение с учетом трафика и других факторов. В нынешнем сезоне наши конструкторы сработали очень здорово, в плане эффективности тормозов мы чувствуем себя достаточно комфортно, главное – удостовериться в том, что охлаждения достаточно, степень износа под контролем, и что мы можем вести борьбу в трафике. Как выяснилось, в нынешнем сезоне тормоза очень чувствительны к работе в трафике, и у некоторых команд с этим были сложности, потому важно убедиться, что охлаждение работает эффективно, а связанные с ним аэродинамические потери минимальны. Если собрать воедино эти два фактора, проблем быть не должно.

Вопрос: (Сеф Хардинг) Новые владельцы чемпионата говорили об укреплении бренда Формулы 1 – особенно в Северной Америке, где о нем знают немногие. Если возникнет необходимость подробнее показать людям, что такое Формула 1, готовы ли вы поддержать новых владельцев и сделать так, чтобы зрители стали ближе к спорту, ближе к машинам и смогли лучше понять суть чемпионата?
Падди Лоу: Конечно, и Williams уже сотрудничает с новыми владельцами чемпионата в нескольких проектах подобного рода. Мы горячо поддерживаем такие инициативы.

Юсуке Хасэгава: Не представляю, о чем конкретно идет речь, но мы должны делать всё, чтобы сделать спорт понятным для болельщиков. Я не слышал о такой инициативе и, к сожалению, не могу прокомментировать.

Джоди Эггинтон: Готов повторить слова Падди. Важно принять подход и вместе с новыми владельцами продвигать бренд Формулы 1.

Вопрос: (Сильвия Ариа) Падди, после ухода из Mercedes нынешний сезон для вас – новый вызов. Чувствуете ли вы себя более расслабленным, целиком посвятив себя новому проекту?
Падди Лоу: Очень хороший вопрос. Люди говорят, что в последние несколько месяцев я выгляжу более спокойным – не знаю, почему именно. Когда вы возглавляете пелотон, от вас ждут побед в каждой гонке, а в случае поражения задают немало вопросов, считая произошедшее катастрофой. Это создает определенный прессинг! Впрочем, я научился со всем этим справляться, никаких проблем. В новой работе прессинг иной, но он всё же присутствует. Нам нужно многое сделать, предстоит проделать долгий путь, притом для прогресса мы должны действовать постепенно. Это стресс иного характера, и, возможно, на моем лице он отображается по-другому, но я наслаждаюсь своей работой в любых условиях.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё