Гонка #378: 15 мая 1983 года. Гран При Монако. Монте-Карло |
|
Поул | Ален Прост (Renault RE40) - 1.24,840 (140,537 км/ч) |
Лучший круг | Нельсон Пике (Brabham BT52) - 1.27,283 (136,603 км/ч) |
Победитель | Кейо Росберг (Williams FW08C) - 1:56.38,121 (129,486 км/ч) |
В 1983 году жизнь в Формуле 1 стала возвращаться на нормальные рельсы. Оставив позади неприятные скандалы и трагические аварии, Большие Призы постепенно осваивались с новой реальностью, в которой главным человеком паддока был Берни Экклстоун, а турбомоторы все больше теснили классические "атмосферники".
Впрочем, были ещё в календаре чемпионата трассы, где далеко не максимальная мощность являлась решающим фактором. И в первую очередь это относилось к Монако. Улицы княжества остались такими же узкими, как и несколько десятилетий назад, а вот гоночные машины за это время ощутимо раздались вширь. Потому любой обгон соперника – даже заметно уступающего в скорости – теперь требовал куда больших усилий, а цена ошибки многократно возрастала.
Еще больше пилотам и командам жизнь осложнила погода. Незадолго до старта над Монако прошел дождик, что делало выбор шин делом далеко не заурядным. Лидеры по итогам квалификации – гонщики Renault и Ferrari, – а также их коллеги из Brabham в итоге остановились на дождевой резине, а почти все остальные рискнули, поставив слики.
Старт остался за обладателем поула Аленом Простом, но очень быстро стало ясно, что верным выбором являются именно шины без протектора. Поначалу гонщик Renault еще сдерживал атаки Кейо Росберга, но очень быстро был вынужден пропустить Williams финна – и отправиться в боксы. Там же тактические ошибки исправляли и другие участники Гран При.
Из-за этого картина гонки обрела довольно необычный вид. Росберг по-прежнему лидировал, вторую позицию занимал его напарник Жак Лаффит, а вот дальше располагались пилоты, обычно занимающие куда более низкие позиции: Марк Зурер из Arrows и Дерек Уорик из Toleman. Последний, к слову, вообще начинал уик-энд в Монако с предквалификации!
Довольно быстро эту пару догнали вернувшиеся в гонку после пит-стопа лидеры, Нельсон Пике и Ален Прост. Незадолго до этого бразильцу удалось в борьбе на трассе опередить обладателя поула, однако сломить сопротивление Зурера и Уорика чемпион мира не мог, как ни старался: оба, понимая, сколь редкий шанс им выпал, стояли буквально насмерть.
Но не зря говорят, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Возможный успех, похоже, вскружил Дереку голову, и в безобидной ситуации он решился на безрассудную атаку соперника. Toleman и Arrows столкнулись в конце стартовой прямой и разлетелись в разные стороны. Одна машина сразу врезалась в барьер, другая от полученных повреждений выбыла из борьбы пару минут спустя.
А когда через несколько кругов после описанных событий отказала коробка передач на Williams Лаффита, первая тройка приобрела свой окончательный вид. В княжескую ложу после финиша поднялись Кейо Росберг, Нельсон Пике и Ален Прост. И хотя двое последних располагали турбомоторами, победа досталась гонщику, имевшему в распоряжении лишь классический Cosworth DFV – но рискнувшему стартовать в Монако на сликах по сырому асфальту.
Интересно... |
|
По ходу дистанции лучшее время круга переходило из рук в руки 13 раз, его авторами были семеро пилотов из четырех команд. За несколько кругов до финиша, когда казалось, что изношенные шины уже не позволяют взвинтить темп, дважды подряд отличное время показал Нельсон Пике, практически повторивший свой квалификационный результат. Он в итоге и остался лучшим. |
Дэнни Салливан
Пятым – заработав свои единственные очки за время выступлений в Формуле 1 – в Монако финишировал Дэнни Салливан. Долговязый американец из Кентукки в Большие Призы и в автоспорт попал, говоря откровенно, по воле случая – но сделал в гонках блестящую карьеру.
Дэниэль Джон Салливан III, так его звали. Но столь пышное имя свидетельствовало не о богатстве семьи, как можно подумать, а лишь о её традициях. В молодости будущей звезде трасс довелось сменить добрый десяток профессий: Дэнни был и лесорубом, и официантом, и даже моделью. Довелось ему поработать и в нью-йоркском такси. Молодой парень водил желтую машину так лихо, что навел своих родителей на прекрасную мысль: на 21-й день рождения Салливану подарили сертификат на обучение в гоночной школе.
Причем не в какой-то там, а в самой лучшей – Джима Рассела. Американец пересек Атлантику, обосновался на британской земле и стал приобщаться к автоспорту. Процесс оказался увлекательным и весьма успешным. За "школьными" гонками последовали выступления в Формуле Ford, оттуда Дэнни перебрался в Ф3 (где в споре за титул уступил одному лишь Ронни Петерсону). Он уже был готов шагать дальше, в Формулу 2, но непреодолимым препятствием на пути стал финансовый вопрос.
Договориться о выступлениях удалось лишь с одной из команд-аутсайдеров, и после нескольких неудачных гонок американец вынужден был признать, что на этом карьерный рост – как минимум, на время – можно считать оконченным. Денег у него не осталось.
Дэнни уехал в Новую Зеландию, где неплохо смотрелся в местных сериях, потом вернулся в США и сам стал инструктором в гоночной школе. Параллельно он искал возможности для новых выступлений – и, как многие пилоты той поры, нашел их в первенстве Can-Am. Первый сезон 1980 года принес пару подиумов, за ними последовали и победы. Это позволило Салливану восстановить гоночное реноме, и в 1982-м он смог вернуться в формульные соревнования.
Первый же старт в серии IndyCar принес пилоту третье место, и хотя совсем скоро он покинул команду (не сумев найти аргументов против толстого кошелька Эктора Ребаке, претендовавшего на тот же кокпит), дело было сделано. Как раз в то время компания Benetton, готовившаяся прийти в Формулу 1, искала себе толкового американского пилота с опытом выступлений в Европе. И им стал именно Дэнни.
Так в возрасте 33 лет он оказался дебютантом Больших Призов и напарником Микеле Альборето по команде Tyrrell. Уступая напарнику в опыте, Салливан смог провести несколько неплохих гонок. На домашней трассе Лонг-Бич он стартовал девятым и финишировал восьмым (добиться большего помешал дисбаланс одной из шин), в ЮАР занял седьмое место, а в Монако – пятое.
Но лучшим выступлением Дэнни стала внезачетная Гонка Чемпионов. Это была последняя "внезачетка" в истории Ф1, потому на старт вышли всего 13 пилотов. Но это не умаляет того факта, что на протяжении всей дистанции американец атаковал Williams действующего чемпиона мира и в итоге уступил победителю меньше секунды.
По итогам сезона Альборето ушел в Ferrari, а деньги Benetton – в Alfa Romeo. Кен Тиррелл не предлагал Салливану продлить контракт, но и не отказывался от дальнейшего сотрудничества. Он ждал. В итоге пилоту надоело такое положение вещей, и он сам договорился о выступлениях – в IndyCar.
Именно с этого момента карьера Дэнни и пошла круто вверх. В первом же полном сезоне он выиграл три гонки, после чего получил предложение от Роджера Пенске, в команде которого стал сильнейшим в "500 милях Индианаполиса" 1985-го и завоевал титул в 1988-м. В общей сложности Салливан одержал 17 побед.
Позже, уже в середине 90-х, он попробовал себя в NASCAR и DTM, а также финишировал третьим в Ле-Мане. И лишь авария на этапе IndyCar в Мичигане в 1995 году вынудила пилота завершить активную карьеру. Но эпизодически он выступал еще добрый десяток лет.
Поскольку успехи в американских гонках, как известно, приносят не только зачетные очки, но и приятные пополнения банковского счета, пилот более не испытывал стеснения в средствах. Он переехал на Лазурный берег, снялся в эпизодических ролях в нескольких фильмах (включая весьма популярный сериал "Полиция Майами. Отдел нравов"), работал на ТВ и стал дилером нескольких автомобильных марок.
Салливан, в свое время сам попавший в Ф1 благодаря спонсорской программе, принимал активное участие в американском отборе гонщиков для Red Bull: во многом, именно его стараниями пилотом Гран При стал Скотт Спид. С 2010 года Дэниэль Джон III вернулся в паддок Ф1: он регулярно работает судьей-экспертом FIA на этапах Гран При. А в позапрошлом апреле Салливана, в знак признания его заслуг, включили в американский Зал гоночной славы.