Австралия'85: Кейо Росберг

Найджел Мэнселл опережает Айртона Сенну и Кейо Росберга на старте Гран При Австралии 1985 года

Австралия'85: Кейо (Кеке) Росберг

Гонка #420: 3 ноября 1985 года. Гран При Австралии. Аделаида
Поул

Айртон Сенна (Lotus 97T) - 1.19,843 (170,434 км/ч)

Лучший круг Кейо Росберг (Williams FW10) - 1.23,758 (162,468 км/ч)
Победитель Кейо Росберг (Williams FW10) - 2:00.40,473 (154,113 км/ч)

Финальная гонка сезона 1985 года проходила в отличной атмосфере. Впервые приехавших в австралийскую Аделаиду участников Формулы 1 встретили отличная городская трасса и радушие многочисленных болельщиков. Обладатель титула был уже известен, сезон обошелся без трагедий, потому настроение царило приподнятое. Пилоты готовились поспорить за победу в дебютном Гран При Австралии, а также определить самого достойного из четырёх кандидатов на звание третьего призёра по итогам года.

Поул достался одному из соискателей – Айртону Сенне. Молодой бразилец по ходу своего первого сезона в составе Lotus выиграл семь квалификаций – не было сомнений, что в его лице Формуле 1 получила звезду первой величины.Однако на пути к послестартовому повороту Сенна уступил лидерство Найджелу Мэнселлу. Британец после пяти сезонов без побед наконец-то получил машину, способную выигрывать – и тоже стремился к вершине подиума.

Но во главе гонки Williams Мэнселла оставался недолго – буквально через километр после старта Сенна пошел в атаку, которая закончилась столкновением. Найджелу пришлось сойти, а его соперник потерял несколько позиций. Новым лидером стал еще один пилот Фрэнка Уильямса – Кейо Росберг.

Однако до окончательного определения победителя в тот жаркий день было далеко. Особенно много проблем пилотам доставлял износ шин – асфальт обычных улиц все же был не столь гладким, как покрытие автодромов. Именно поэтому на середине дистанции Росберг решил отправиться в боксы за новой резиной.

Этот манёвр оказался неожиданностью для Сенны, который шел следом и не смог увернуться от резко замедлившегося перед въездом на пит-лейн Williams. Айртон дернул руль в сторону, но всё равно лишился половины переднего антикрыла. Злоключения пилота Lotus на этом не закончились – ровно через круг, пытаясь в свою очередь въехать в боксы, Сенна не смог сделать этого: машина, лишившись части прижимной силы, проехала мимо нужного поворота!

Всё это, разумеется, позволило Росбергу вернуться в лидеры. Но в скором времени финн решил сменить шины ещё раз. У механиков возникла заминка – и Кейо откатился на третье место. Первую позицию тем временем занимал... Айртон Сенна.Из-за нескольких сходов в группе лидеров бразилец оказался вторым, а более свежие шины позволили ему опередить Ники Лауду.

Ники Лауда имел шанс выиграть финальный Гран При в карьере - но техника решила иначе...

Однако опытный австриец изначально планировал преодолеть дистанцию на одном комплекте шин, потому торопился без особой спешки. Эта тактика оказалась верной, и в скором времени Ники смог вернуть лидерство, обойдя Сенну. Лауда проводил последнюю гонку в карьере, и победа стала бы эффектной точкой – но судьбе было угодно иначе. Ники уверенно опережал преследователей, но во время очередного торможения его McLaren дёрнуло влево, и красно-белая машина протаранила бетонное ограждение...

Гонка продолжалась, и зрители в который уже раз стали свидетелями дуэли Сенны и Росберга за первую позицию. И вновь в эту дуэль вмешался неожиданный фактор. На этот раз на Lotus бразильца закапризничал мотор, перестала работать половина из шести цилиндров. Механики попробовали помочь своему пилоту, но оказались не в силах устранить неисправность.

Поскольку к тому моменту на трассе оставалось всего восемь машин, Кейо сбросил скорость и даже посетил боксы в третий раз – никто из соперников уже не мог покуститься на его победу. Не подвела и машина – и финн в пятый раз за карьеру первым добрался до клетчатого флага. Компанию на подиуме ему составили гонщики Ligier Жак Лаффит и Филипп Стрейф.

Интересно...
Пилоты Ги Лижье стартовали в Аделаиде только 18-м и 20-м. Но многочисленные сходы позволили им обоим получить призовые кубки. В том сезоне французская команда не входила в число лидеров Ф1, лишь огромный опыт Жака Лаффита позволил ей завоевать летом два третьих места. Потому австралийский результат был очень важен – и можно вообразить, что пережили в Ligier, когда на последнем круге их пилоты столкнулись между собой!

Недавнему дебютанту Стрейфу слишком хотелось подняться на второе место, и в итоге одна из машин получила повреждения подвески, другая и вовсе осталась на трёх колесах. Но французам повезло – все остальные уже отставали от лидера на круг и не смогли отобрать у них возможность подняться на подиум.

Кейо Росберг

Именно таким Кейо Росберга запомнили болельщики начала 80-х

Победитель Гран При Австралии 1985 года Кейо Эрик Росберг (фамилию которого сами финны произносят "Русбери"!) родился в Стокгольме, где в то время учились его родители, но вскоре после этого семья перебралась в страну Суоми. Несмотря на совершенно "гражданские" профессии – отец работал ветеринаром, а мама была химиком – оба они участвовали в любительских ралли, что и предопределило судьбу маленького Кейо.

Еще в дошкольном возрасте он начал заниматься картингом, а в 15 лет стал чемпионом страны. Выиграв несколько титулов, молодой пилот перебрался в 1300-кубовую Формулу V, а затем и более мощный класс Super V, в котором стал чемпионом Германии. В 1976 году пилот дебютировал в Формуле 2, где выступал три следующих сезона, завоевав две победы и пять подиумов. Параллельно Росберг гонялся и в США, где тоже добился определенных успехов.

Своими результатами финн вполне мог заинтересовать небольшие команды Формулы 1, если бы не одно "но" - Кейо (которого к тому времени все знали под более лёгким в произношении именем Кеке) уже исполнилось тридцать, и даже те, кто готов был предложить ему кокпит, делали это в первую очередь ради спонсорских денег. В серьезные спортивные перспективы гонщика не верил почти никто.

На протяжении двух сезонов Росберг переходил из Theodore в ATS, оттуда в Wolf, а затем обратно. Лишь четырежды он смог добраться до финиша, лучшим результатом стало девятое место. Правда, Кейо выиграл дождевую внезачетную гонку в Сильверстоуне, но в конце 70-х отношение к таким соревнованиям было уже не тем, что прежде.

Казалось, дела пошли в гору, когда всё имущество Wolf с пилотом "в нагрузку" в конце 1979 года выкупили братья Фиттипальди. Первую же гонку за бразильцев Росберг закончил на подиуме, уверенно опередив собственного напарника, двукратного чемпиона мира. Но всего через год Fittipaldi разорилась, и 33-летний спортсмен вновь оказался не у дел.

Судьба улыбнулась ему неожиданно. Алан Джонс решил завершить карьеру и покинул Williams в тот момент, когда на пилотском "рынке труда" очень сложно было отыскать равноценную замену. И Фрэнк Уильямс предложил контракт Росбергу. А после двух гонок внезапно прекратил выступления и Карлос Рейтеман – и Кеке неожиданно оказался первым пилотом в действительно сильной команде.

Да, у Williams не было мощного турбомотора, но машины Патрика Хеда почти не ломались, регулярно привозя своего пилота на подиум. Осенью 1982-го финн одержал первую победу в Гран При, а чуть позже... стал чемпионом мира! Иногда приходится слышать, что этот титул сильно обесценивает череда трагедий, потрясших Формулу 1 в том сезоне. На самом деле, изначально все находились в равных условиях, и звание сильнейшего досталось тому, кто набрал больше всех очков. Тем более, что Росберг показал себя за рулем с самой лучшей стороны.

Позже он признавался, что прекрасно отдавал себе отчет – такой шанс может стать для него первым и единственным. Потому каждый круг проходил, как в квалификации, а при малейшей возможности шел в атаку на соперника. Невероятная самоотдача и стала главным слагаемым успеха.

Росберг на пути к победе в Гран При Монако 1983 года

Разумеется, Кейо предложили продлить контракт – он выступал за Williams до 1985 года. Однако добиться новых успехов оказалось не в пример сложнее. Поначалу этому мешала нехватка мощности моторов Cosworth DFV, затем – недостаточная надёжность турбодвигателей Honda. Впрочем, каждый сезон неизменно приносил пилоту как минимум одну победу. Пятую и последнюю Росберг одержал на Гран При Австралии 1985 года, благодаря чему завоевал третье место по итогам того сезона.

Затем Кеке перебрался в McLaren, где не смог тягаться в скорости с находящимся в расцвете сил Аленом Простом – вдобавок, машина куда лучше подходила именно стилю француза. Но именно Росберг стал тем "джокером", который позволил Просту завоевать чемпионскую корону – финн блестяще сыграл свою роль в "спектакле" Рона Денниса на улицах Аделаиды в 1986 году.

После этого Кейо решил, что настала пора уходить. Летом в аварии на тестах разбился один из его лучших друзей, Элио де Анжелис, и эта трагедия стала главным стимулом повесить шлем на гвоздь. Первый финский чемпион Формулы 1 ушел из гонок, чтобы по проторенной им дороге в мир Больших Призов смогли пройти новые сыны Суоми – Ярвилехто, Хаккинен, Райкконен, Росберг-младший.

Нестареющий Кеке Росберг

Однако история самого усача Кеке на этом не закончилась. Не прошло и трех лет, как он вернулся за руль. Сначала это были отдельные выступления, а потом – полноценная программа в чемпионате спорткаров за рулем Peugeot, принесшая гонщику две победы в начале 90-х. Затем он защищал цвета Mercedes и Opel в первенстве DTM, где в 1995 году основал собственную команду.

В разные годы она выступала в Кубке наций A1GP, Формуле 3 и состязаниях Гран Туризмо. Именно под флагами Team Rosberg свои первые победы на пути к Формуле 1 одерживал юный Нико, гонщик во втором (или даже третьем, как посмотреть) поколении. В настоящее время сам Кейо не принимает в руководстве гоночным процессом непосредственного и каждодневного участия, но его нередко можно встретить на этапах соревнований. И, глядя на убеленного сединой человека с неизменными усами, болельщики с неизменной улыбкой говорят: "Да ведь это же Росберг – тот самый, что был первым финским чемпионом мира".

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё