ГП Южной Африки'83: Возвращение желтого чайника

Гран При Южной Африки'83: Риккардо Патрезе
Спортивное отделение компании Renault, расположенное в Вири-Шатийон, стоило французам весьма немалых денег. Терпение боссов автоконцерна было не бесконечным – они готовы были ждать два года, что отделили дебют «Желтого чайника» от первой победы в Гран При. Еще столько же ушло на то, чтобы команда всерьез включилась в спор за Кубок Конструкторов – по итогам сезона-81 Renault заняла третье место. Следующей логичной целью выглядело завоевание чемпионского титула – а вот с этим намечались определенные проблемы.

Безусловно, Ален Прост стал в этом отношении для французов настоящей находкой. Профессор не был похож на большинство своих коллег – он почти не допускал ошибок, сознательно отказывался от риска и тщательно считал очки. Болельщики Проста недолюбливали – даже в начале карьеры он редко вытворял на трассе что-нибудь этакое. Зато гонщик был неоценимым помощником для инженеров – именно после его прихода надежность машин превратилась из «катастрофической» в просто «низкую».

Неудивительно, что именно Прост стал в 1983 году главной ударной силой вири-шатийонцев в их походе за титулом. За четыре этапа до конца сезона Ален выигрывал у Нельсона Пике 14 очков, а в упорнейшем противостоянии с Ferrari Renault имела перевес в три балла (Рене Арну не захотел играть вторую скрипку и ушел в Скудерию, а заменивший его американец Эдди Чивер отлично работал на команду, но все же объективно уступал напарнику). Дебютировавшая по ходу чемпионата новая модель RE40, созданная бессменным Мишелем Тетю специально для Проста, имела корпус из углеволокна, а мощность двигателя в пиковых режимах достигала немыслимой прежде отметки в 880 л.с.

Гран При Южной Африки'83: Алан Прост. Renault RE40 V6

Сам Ален очень любил эту машину, и все бы хорошо, если бы не одно «но». Самый первый автомобиль Renault назвали «Желтым чайником», и этим словно бы наложили на всех потомков RE01 ужасное проклятье. Они ломались. По поводу и без, в гонках и квалификациях, в руках умелого Проста и новичка Чивера. Поэтому-то даже 14 очков не давали никакой гарантии. И понимая это, шишки в Вири-Шатийоне нервничали. Ведь терпение их боссов было не безграничным.

А тут еще лидер команды, словно решив ответить болельщикам, пошел в голландском Зандфорте в таранную атаку на Нельсона Пике, закончившуюся двойным сходом. В Монце у Профессора в очередной раз сгорел мотор, на Гран При Европы в Брэндс-Хэтч он уступил бразильцу несколько секунд – и в итоге поездка на юг африканского континента получилась для Renault вовсе не такой, как можно было ожидать. Пике подобрался к Алену всего на два очка, да и лидер Ferrari Рене Арну тоже мог урвать титул при определенных раскладах.

И на трассе в Кьялами у боссов французского коллектива не выдержали нервы. Руководители команды Франсуа Кастен и Бернар Дюдо потребовали от своего пилота победы в чемпионате. Прост ответил, что давно бы сделал это, будь его машина хоть немного надежней. Скандал дошел до точки, возврата откуда уже не было. Весельчак Пике, узнав об этом, первым делом помчался к палатке Renault и прилепил на нее лист бумаги с надписью «Главный фан-клуб Нельсона Пике». Впрочем, гонка была еще впереди.

Старт Гран При Южной Африки'83

Со старта пара пилотов Brabham, опередив замешкавшегося на поуле Патрика Тамбэ, вышла вперед. Француз пустился было в погоню за Пике и Риккардо Патрезе, но неудачно – вскоре его опередил еще и Андреа де Чезарис на Alfa Romeo, а затем и Прост. Несмотря на все, что случилось накануне, Ален вовсе не собирался просто так отдавать победу в чемпионате, ведь титул в личном зачете получает не команда, а гонщик. И сохраняет навсегда.

Вскоре обнаружился и еще один претендент на победу в Гран При. Для Ники Лауды первый после возвращения сезон принес две победы, а вот второй оказался смазан. Джон Барнард решил не переделывать свой MP4/1 серьезно, но после введения правила плоского днища машине явно недоставало скорости, особенно в квалификациях. Вот и на этот раз двукратный чемпион стартовал лишь 12-м, но скоро прорвался на третье место. Причина лежала на поверхности. Рон Деннис запланировал для своего пилота ранний пит-стоп, и австриец, обогнав де Чезариса и Проста, уже всерьез наседал на Патрезе.

Ситуация в споре за титул долго оставалась неопределенной (разве что Арну сошел еще в дебюте), но затем грянул гром – потеряв ход, в боксы вынужден был свернуть лидер сезона! О том, что же произошло, есть самые разные мнения. Кто-то уверен, будто Ален сам «загнал» мотор, чтобы насолить Renault, другие уверяют, что отказ техники был для самого гонщика неприятной неожиданностью. Но так или иначе – это был весьма символичный знак. Желтый чайник, что тут скажешь…

Пике, задача которого заметно облегчилась, тут же сбавил темп. Мимо напарника пронесся Патрезе, чуть позже бразильца прошел и Лауда, а затем даже Alfa Romeo де Чезариса оставила сине-белый Barbham позади. Все это не играло для Нельсона роли, ведь ему нужно было завоевать три очка, а для этого хватало и четвертой позиции. Невольно подыграл сопернику и австрийский гонщик McLaren – незадолго до финиша у Ники забарахлила электросистема двигателя.

Гран При Южной Африки'83: Риккардо Патрезе

В итоге вторую в карьере победу одержал Риккардо Патрезе (то был всего второй результативный финиш итальянца в сезоне). Рядом на подиуме стоял еще один молодой гонщик с Апеннин – Андреа де Чезарис остановился в шаге от вершины. Сделать этот шаг римлянин так и не сможет, хотя за следующие десять сезонов и доведет число проведенных Гран При до двух с лишним сотен. Нельсон Пике стал на этот раз лишь третьим, но ни капельки не был этому расстроен. Ведь во второй раз за три последних года бразилец завоевал самое почетное звание в кольцевых гонках.

Четвертым в Кьялами финишировал вице-чемпион Европы Дерек Уорик. Британец выступал на Toleman TG183B Hart. Молодой южноафриканский конструктор Рори Берн постепенно доводил до ума угловатую машину, и результаты медленно, но верно шли в гору. Пятым стал Кейо Росберг – финн сложил чемпионские полномочия, но много интереснее другое – в Южной Африке на его Williams FW09 впервые установили новый турбомотор Honda V6. Японцы решили вернуться в Формулу 1 – но на этот раз лишь в качестве поставщика двигателей. Наконец, самое последнее очко чемпионата-83 досталось Эдди Чиверу. Американец был сам не свой – так здорово его деморализовал скандал в Renault.

Никто из гонщиков Ferrari до финиша не добрался, но именно в Маранелло отправился Кубок Конструкторов. Это был последний успех команды при жизни ее основателя. Следующий титул Скудерии принесут через 16 долгих лет Михаэль Шумахер с Эдди Эрвайном.

Ален Прост ушел из Renault всего через несколько дней после завершения сезона. Без работы Профессор оставался недолго – контракт ему предложил Рон Деннис. Уже в те годы британец хорошо знал, что в Renault можно найти себе классного пилота…

В это время слушали...

Альбомы, занимавшие первые места в британских чартах в 1983 году...

Январь

Men At Work – Business As Usual

Март

U2 – War

«Команда была сформирована в 1976 году, когда ее участники были еще подростками с весьма ограниченными музыкальными умениями и навыками». О ком это? Будете смеяться, но такой фразой начинаются некоторые статьи о U2, об иконе мирового рок-движения, одним из главных его локомотивов. Квартет из Дублина вместе уже более тридцати лет – срок более чем достаточный, чтобы научиться играть и петь. Любые сравнения неуместны, и проводить параллели между U2 и The Beatles вряд ли стоит, но нечто общее все же есть: образно говоря, практически все, к чему прикасаются эти люди, превращается в золото. На сегодняшний день U2 продала более 170 миллионов экземпляров своих дисков, и, говорят, престижных золотых граммофончиков, которые вручают лауреатам премии Грэмми, у этой команды больше, чем у любых других музыкантов планеты.

Альбом War, имеющий подчеркнуто пацифистское звучание, стал третьим по счету в дискографии команды, но первым, взлетевшим на вершину чартс.

Апрель

Pink Floyd – The Final Cut

David Bowie / Дэвид Боуи – Let's Dance

Июнь

The Police – Synchronicity

Июль

Michael Jackson Plus The Jackson Five – 18 Greatest Hits

Wham! – Fantastic

Сентябрь

UB40 – Labour Of Love Sep 1983

Октябрь

Genesis – Genesis

Culture Club – Colour By Numbers

Lionel Richie / Лайонел Ричи – Can't Slow Down

Ноябрь

Eurythmics – Touch

Декабрь

Duran Duran – Seven And The Ragged Tiger

В это время, в новостях...

24/01/83 - В Италии 32 террориста из «красных бригад» приговорены к различным срокам тюремного заключения за убийство бывшего премьер-министра Альдо Моро в 1978 году.

24/02/83 - В Индии во время парламентских выборов в штате Ассам произошли жестокие столкновения, в результате которых по официальному сообщению погибли 1500 человек.

23/03/83 - Президент США Рональд Рейган провозглашает начало работ по созданию системы противоракетной обороны в рамках программы «Звездные войны».

16/06/83 - Папа Римский прибывает с официальным визитом в Польшу, где ведет переговоры с главой страны генералом Ярузельским и лидером профсоюза «Солидарность» Лехом Валенсой. 19 июня польское правительство предостерегает церковь от вмешательства в политику.

21/07/83 - Польское правительство объявляет об отмене военного положения и амнистии политических заключенных.

01/09/83 - Южнокорейский пассажирский авиалайнер Boeing-747 нарушает границу воздушного пространства СССР в районе острова Сахалин, после чего его сбивает ракета, выпущенная с советского истребителя-перехватчика. В результате катастрофы погибают все 269 человек, находившиеся на борту самолета, летевшего из США в Сеул. 5 сентября западные страны вводят 14-дневный запрет на полеты советской авиакомпании «Аэрофлот». 6 сентября руководство СССР официально допускает, что военное командование могло отдать приказ об уничтожении сбившегося с курса южнокорейского авиалайнера.

05/10/83 - Леху Валенсе, лидеру польского профсоюза «Солидарность», присуждается Нобелевская премия мира.

12/10/83 - Руководство Коммунистической партии Китая начинает самую большую чистку партийных рядов со времен «культурной революции». Должны быть рассмотрены личные дела 40 миллионов членов партии.

19/10/83 - В Гренаде происходит военный переворот, возглавляемый офицерами левых убеждений. В ходе переворота убит премьер-министр страны Морис Бишоп. 25 октября американские морские пехотинцы высаживаются на острове, чтобы свергнуть новое военное правительство. 28 октября США используют право вето для того, чтобы воспрепятствовать принятию резолюции ООН с осуждением вторжения.

14/11/83 - Законодательный совет турецкой части Кипра в одностороннем порядке провозглашает независимость турецкого федеративного государства Кипр. 18 ноября Совет Безопасности ООН принимает резолюцию, в которой эта акция объявляется незаконной.

22/11/83 - Несмотря на массовые демонстрации протеста, бундестаг Западной Германии голосует за размещение в стране ракет «Першинг-2». 23 ноября, когда США начинает размещение ракет в Европе, представители СССР покидают переговоры по ограничению вооружений, проходившие в Женеве. 24 ноября Председатель Президиума Верховного Совета СССР Юрий Андропов объявляет об увеличении числа ракет, размещенных на советских подлодках и нацеленных на США.

29/12/83 - США объявляют о намерении выйти из ЮНЕСКО, обвиняя организацию в «демонстративной враждебности по отношению к основным принципам свободного общества».

Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось
Другие новости