Гран При Европы: Историческое превью этапа

С 2008 года ГранПри Европы проходит в Валенсии

После традиционного вояжа в Монреаль Формула 1 продолжает гастроли по Старому Свету. Восьмым этапом в календаре значится Гран При Европы в Валенсии. Впервые Формула 1 приехала на городскую трассу в третьем по величине городе Испании в 2008 году. Быстро выяснилось, что кольцо с 25 поворотами не лишено известного шарма, однако назвать его захватывающим было бы преувеличением. Проложенное по улицам в окрестностях грузового порта, оно является четвёртым с конца по средней скорости – и не слишком благоволит обгонам.

Здесь всего раз смог выиграть пилот, занимавший на старте не первую позицию. В 2009-м Рубенс Баррикелло, оставшийся по итогам квалификации третьим, тактически переиграл по ходу дистанции дуэт McLaren и поднялся на вершину подиума. Это исключение, как водится, лишь подтвердило правило – суббота в Валенсии важна не меньше, чем в Венгрии или Сингапуре.

В то же время, на этой трассе есть быстрые повороты, а хороший баланс, особенно на торможениях, играет важную роль. Традиционно жаркая погода обязательно скажется на работе шин: составы Meduim и Soft наверняка обеспечат определенное преимущество пилотам Sauber и Lotus, что уже не раз случалось в нынешнем сезоне, от остальных же вполне можно ожидать трёх пит-стопов.

Говорить, что обгонять в Валенсии невозможно, было бы преувеличением – но в 2011-м, даже с DRS, между стартом и финишем в первой шестёрке произошло всего две перестановки. Но Фернандо Алонсо (к восторгу трибун) смог переиграть Марка Уэббера в совершенно честном поединке.

Годом ранее Уэбберу также удалось оставить след в истории Гран При Европы, когда его Red Bull налетел сзади на Lotus Хейкки Ковалайнена – по большому счету, случилось это потому, что Марк, догоняющий соперников после раннего вынужденного пит-стопа, просто не представлял, насколько он быстрее желто-зеленой машины команды-дебютанта.

Сейчас разница между лидерами и отстающими несколько сократилась, а борьба стала заметно плотнее, как впереди, так и в середине пелотона. Но не меньше, чем имя победителя предстоящей гонки, всех поклонников Ф1 занимает вопрос о том, продлится ли и без того уникальная серия из чередующихся лиц на вершине подиума. Чтобы это произошло, события на трассе явно должны развиваться нетривиальным образом.

Первый поворот Гран При Европы 2005 года: Кими Райкконен лидирует, а его напарник по McLaren Хуан Монтойя в сложной ситуации

Именно так случилось во время Гран При Европы 2005 года. Ту гонку принимал немецкий Нюрбургринг, и с поула – в первый и, как оказалось, последний раз в карьере – стартовал Ник Хайдфельд. Однако он, как и другой пилот Williams Марк Уэббер, среагировал на сигнал светофора не лучшим образом. Но если немец просто пропустил вперед McLaren Кими Райкконена, то австралиец столкнулся в первом же повороте с другим пилотом Рона Денниса – Хуаном-Пабло Монтойей – и вовсе выбыл из борьбы.

Хайдфельд же уступать не собирался – он по пятам преследовал лидера, и эта пара все дальше отрывалась от преследователей. Тем более, что занимавший поначалу третье место Ярно Трулли был наказан судьями – механики Toyota не успели покинуть решетку к моменту подачи сигнала о 15-секундной готовности к старту.

После того, как итальянец поехал отбывать штраф, третья позиция досталась Дэвиду Култхарду. Шотландец по итогам квалификации остался только 12-м, однако ловко сориентировался в толчее первого поворота и опередил почти десяток соперников. После этого пилот Red Bull Racing ушел в оборону, и сломить его сопротивление, несмотря на все усилия, не удавалось даже лидеру сезона Фернандо Алонсо.

Надо сказать, что в 2005 году в Ф1 действовал довольно своеобразный регламент, по которому менять шины по ходу дистанции было запрещено, потому пилоты предпочитали не рисковать на первой половине дистанции – если в неудачной атаке повредить резину, то ехать на ней всё равно пришлось бы до самого финиша. Так что все ждали пит-стопов.

После первых визитов в боксы для дозаправки Хайдфельд продолжал погоню за Райкконеном, а вот Алонсо оказался третьим, так как Култхард превысил скорость на пит-лейн и вынужден был вернуться туда для штрафного проезда. На середине дистанции лидер гонки ошибся, выехав с асфальта в повороте Ford – и мимо его McLaren тотчас промчался Williams Хайдфельда. Однако Ник тут же отправился на пит-стоп (второй из трёх), тогда как Кими продолжал движение.

Авария Кими Райкконена на последнем круге Гран При Европы 2005 года

Вскоре финн вновь оказался во внештатной ситуации – отставший на круг Жак Вильнев никак не хотел пропускать его вперед – пришлось атаковать на полном серьезе, и позднее торможение на грязной части трассы привело к блокировке колес. На одном из передних образовалась серьезная «проплешина», с которой теперь предстояло иметь дело до самого финиша.

Между тем, незадолго до второго и финального пит-стопа свои шины повредил и Алонсо. Гонщик Renault вышел на второе место и стал сокращать отрыв от Райкконена, когда ошибка в «шпильке» Dunlop стоила ему выезда в гравий и потери примерно семи секунд. Но у Кими дела были еще хуже. На финальном отрезке по картинке с бортовой камеры было отчетливо видно, что машину трясёт все сильнее. Преимущество над Фернандо таяло на глазах, но созданного ранее запаса, казалось, должно было хватить.

На последний круг пилоты McLaren и Renault отправились с разницей в 1,7 секунды. И тут случилось неожиданное – в первом повороте на серебристой машине не выдержала тряски и развалилась передняя подвеска. Вместо победы Райкконен получил лишь кривую ухмылку Фортуны – его машина вылетела в гравий. Алонсо же спокойно проехал финальный круг по Нюрбургрингу и, благодаря очередным десяти очкам, упрочил свои лидирующие позиции в общем зачете.

Ник Хайдфельд, Фернандо Алонсо и Рубенс Баррикелло на подиуме Гран При Европы 2005 года

Ник Хайдфельд в итоге остался вторым, а третьим финишировал Рубенс Баррикелло. Несмотря на кризис в Ferrari, бразилец здорово провел гонку, опередив сразу нескольких соперников, включая и своего напарника Михаэля Шумахера, за счет удачной тактики с ранним первым пит-стопом и хорошей скорости между визитами в боксы. Также стоит отметить, что четвертое место в Гран При Европы – несмотря на штраф – досталось в итоге Дэвиду Култхарду.

Читайте ещё