Гран При Европы

Гран При Европы

Гран При Европы: Пресс-конференция в субботу

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Льюис Хэмилтон (McLaren)
3. Пастор Мальдонадо (Williams)

Вопрос: Поздравляем, Себастьян, третий поул подряд в Валенсии и всего одна попытка в финале квалификации!
Себастьян Феттель: Да, одна попытка в финальной сессии оказалась весьма неплохой, а вот в первой и второй сессии дела шли не лучшим образом – нам никак не удавалось найти баланс, который был на свободных заездах. К счастью, мы справились с этой задачей – правда, пришлось использовать дополнительный комплект мягких шин, но решение было верным.

В финале я понимал: если состояние трассы немного улучшится, а я смогу чисто проехать круг, то шансы на поул все-таки есть. Преимущество немного удивляет, но мы очень конкурентоспособны. Наши сотрудники в боксах и на базе команды сделали всё возможное, чтобы подготовить новинки – похоже, они себя оправдали, и я с оптимизмом жду завтрашнюю гонку.

Вопрос: Льюис, позиция в первом ряду. Себастьян слегка удивлен преимуществом – вы надеялись подтянуться к нему чуть ближе?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я думал, что мы проиграем ещё больше. С самого начала уик-энда у нас были проблемы с настройками, после утренней тренировки пришлось думать, какие параметры необходимо скорректировать. Похоже, идеи сработали, чему я действительно удивлен. Команда, как обычно, среагировала по-настоящему здорово, предоставив мне хорошую машину, но отрыв выглядит внушительно, так что гонка обещает быть непростой.

Вопрос: Похоже, это особенность нынешнего сезона: после триумфального уик-энда в следующей гонке у вас возникают какие-то трудности, и вы не можете сказать, насколько вы быстры…
Льюис Хэмилтон: Похоже, вы правы. По крайней мере, вчера все выглядело именно так. Судите сами: из-за жары Lotus поехали очень быстро, и завтра за ними стоит понаблюдать, да и Ferrari на длинной серии кругов весьма сильны. Никто не знает, как сложится гонка, и нам остается лишь следить за состоянием шин.

Вопрос: Да, сезон непредсказуем. Пастор, полагаю, вам нравится Испания, не так ли?
Пастор Мальдонадо: Мы много работали, и наша машина была быстра с самого начала уик-энда. Правда, возникли проблемы с мягкой резиной, и сегодня утром мы пытались выяснить, что идет не так. К счастью, к квалификации удалось немного разобраться в ситуации, и вот результат. Команда сработала здорово, Williams постоянно прогрессирует, я рад за наш коллектив, за свою страну – это отличная возможность побороться за подиум!

Вопрос: Но в квалификации вы использовали семь комплектов шин – насколько это осложнит борьбу в завтрашней гонке?
Пастор Мальдонадо: На длинной дистанции жесткая резина выглядела чуть лучше, а после пары кругов даже превосходила мягкую. У нас достаточно комплектов, скорость есть – в общем, я не волнуюсь и с нетерпением жду гонку. После старта посмотрим, какую стратегию придется использовать – завтра многое будет зависеть от выбранного подхода. Условия очень жаркие и непростые, поглядим, кто сработает лучше.

Вопрос: Себастьян, Льюис уже заметил, что гонка будет сложной. Кого вы считаете основным соперником, или же, сэкономив один комплект шин, вы практически уверены в своей третьей победе в Валенсии?

Себастьян Феттель: Это было бы здорово, но результат сложно предсказать. Мы уже не раз наблюдали, как субботние прогнозы не оправдываются – наверное, легче угадать исход сегодняшнего матча между сборными Испании и Франции, чем назвать победителя гонки. Условия, как сказал Пастор, будут крайне непростыми – даже жарче, чем сегодня. Думаю, нам придется наблюдать за многими соперниками: машины Ferrari очень быстры, в Williams вчера показывали отличное время на длинной серии кругов, гонщики Lotus ещё в Бахрейне продемонстрировали свою скорость при жаркой погоде. В нынешнем сезоне позиция на старте по-прежнему важна, но это далеко не решающий фактор…

Вопрос: Себастьян, можно ли ожидать, что третий поул превратится в третью победу, или же это далеко не факт?

Себастьян Феттель: Это было бы здорово. Я рад присутствовать здесь, поскольку мы действительно очень уверенно проводим этот уик-энд. Вчера мне с самого утра было очень комфортно в кокпите, сегодня утром мы также сработали неплохо, пусть и не успели совершить попытку на мягкой резине, однако квалификацию начали чуть слабее.

Пришлось возвращаться в форму по ходу первых двух сессий уже по ходу квалификации, хотя за это время успеваешь проехать не так много кругов – во второй части квалификации я был вынужден дважды покидать боксы, настолько плотной была борьба. Фернандо Алонсо совсем немного не хватило для выхода в финал, я опережал его на какие-то доли секунды, и если бы остался на пит-лейн, мы бы вряд ли встретились с вами на этой пресс-конференции. Наши стратеги среагировали верно, ну а в третьей сессии мы понимали, что у нас остался всего один свежий комплект мягкой резины, и мне предстоит всего одна попытка на последних минутах.

Я знал: если мне удастся чисто проехать круг и использовать все те корректировки… На самом деле, во время квалификации невозможно кардинально изменить настройки, но можно поэкспериментировать с регулировками внутри кокпита – скажем, подправить установки дифференциала и за счет этого отыграться. По ходу круга я чувствовал себя очень уверенно, собрал воедино все три сектора, и этого хватило для поула! Очень рад, особенно после всех тех невероятных усилий, которые были потрачены нашими парнями здесь, в Валенсии, и на базе команды. Мы подготовили пару доработок, и они обеспечили нужный прогресс!

Вопрос: Похоже, речь идет далеко не о паре модификаций. Насколько мне известно, машина серьезно доработана…

Себастьян Феттель: Как посмотреть. Мы пробуем множество решений, выкладываемся по максимуму. Прогрессировать крайне сложно, конкуренция предельно острая, и соперники тоже не стоят на месте. У опытных команд вроде McLaren, Ferrari и Mercedes больше возможностей готовить доработки, и они всякий раз привозят на гонку далеко не пару модификаций.

Впрочем, пара – это всего две штуки… Пожалуй, мы тоже подготовили чуть больше новинок, но другие команды сработали так же. Машины Force India очень быстры по ходу всего уик-энда: вчера я счел это сюрпризом, но сегодня они подтвердили свою скорость. Уверен, у них не осталось свежих комплектов шин, но во второй сессии они уступили совсем немного. Борьба напряженная, непросто всегда принимать верные решения, и потому я так рад, что у нас всё получилось.

Вопрос: Не знаю, что именно произошло с машиной вашего напарника, но вам, похоже, удалось избежать подобных проблем…
Себастьян Феттель: Досадная неприятность, без нее Марк мог очень здорово провести квалификацию. Утром у него возникли проблемы с тормозами, а что произошло потом, мне неизвестно, но это очень обидно, ведь мы всегда надеемся добиться максимального результата для команды. Впрочем, впереди длинная гонка, в пятницу мой напарник был быстр – не сомневаюсь, он еще отыграется.

Вопрос: У вас не было подобных проблем?
Себастьян Феттель: Нет. Как я уже сказал, тормоза подвели Марка сегодня утром, а что произошло потом, я не знаю. К счастью, моя машина сработала безупречно.

Вопрос: Льюис, в 2009-м году в Валенсии вы стартовали с поула, а в последующие три года неизменно квалифицировались вторым. Учитывая ваши вчерашние проблемы, думаю, вы довольны сегодняшним выступлением…

Льюис Хэмилтон: Вполне. Как я уже говорил, с самого начала уик-энда мы не могли подобрать нужные настройки. По ходу сезона у меня не возникало особых трудностей с поиском необходимого баланса, однако вчера и сегодня ничего не получалось.

Подобное иногда случается, невозможно все время действовать идеально. Мы скорректировали регулировки уже в квалификации, и я лишь надеялся, что план сработает. В итоге так и получилось, я остался доволен балансом и смог в нужный момент проехать действительно быстрый круг – правда, не такой быстрый, как у Себастьяна. В любом случае, меня всегда радует возможность выехать на попытку и выжать максимум из машины, так что в целом результат неплохой.

Вопрос: Для столь протяженной трассы результаты невероятно плотные, все решали тысячные доли секунды…

Льюис Хэмилтон: Верно, и я сам этому удивлен. Хотя, нет, удивляться тут нечему, однако интересно наблюдать, как команды постоянно прогрессируют и подтягиваются друг к другу. Весь пелотон конкурентоспособен, что обостряет борьбу в обоих зачетах чемпионата, а гонщикам приходится в каждой попытке выкладываться по максимуму…

Вопрос: Насколько меняет ситуацию наличие всего одной зоны DRS? В прошлом году их было две…

Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я не помню, как складывался прошлогодний Гран При, но ответить все равно непросто. Обгонять в Валенсии всегда было сложно, а следовать за соперником здесь ничуть не легче, чем в Монако – особенно в десятом повороте. Впрочем, по ходу гонки DRS может все-таки сыграть свою роль – надеюсь, я смогу этим воспользоваться.

Вопрос: Пастор, мы не раз наблюдали, как в конце прямой гонщики выезжали за пределы трассы, и сегодня вы сами совершили такую ошибку. Это может стать проблемой по ходу гонки?
Пастор Мальдонадо: Вряд ли, лично я просто не успел прогреть резину к началу круга. К тому же, сегодня у многих возникали сложности на торможении, гонщики не раз блокировали передние колеса. Но, в любом случае, мы сработали очень здорово, хотя еще утром у нас были серьезные проблемы. Нам удалось разобраться с поведением шин, и результат не заставил себя ждать!

Вопрос: Пришлось действовать наугад, как Льюису?
Пастор Мальдонадо: Конкуренция слишком плотная, сложно просто так добиться преимущества. Во второй сессии, уступив всего одну десятую, я оказался только седьмым! Сейчас на результат влияют даже малейшие факторы. Впереди трудная гонка, в которой мы должны действовать предельно осмотрительно и держать такой же темп, как в пятницу, а там посмотрим, что получится.

Вопросы с мест

Вопрос: (Эдриан Хубер – Agencia EFE) Пастор, завтра вас бы устроил финиш на подиуме, или вы рассчитываете на победу?
Пастор Мальдонадо: Команде нужны очки. Конечно, было бы здорово финишировать на подиуме, но если представится шанс побороться за более высокий результат, я сделаю всё возможное. Завтра многое решит стратегия, но команда готова к борьбе, и я с нетерпением жду старта.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Льюис и Себастьян, вы оказались сильнейшими из претендентов на поул. В чем секрет вашего быстрого круга, о чём вы думали, уходя на финальную попытку?
Льюис Хэмилтон (обращаясь к Себастьяну): В чем твой секрет?

Себастьян Феттель: Не смогу ответить, поскольку не знаю, есть ли секрет вообще. В квалификации всё решает один быстрый круг, сегодня условия были крайне непростыми, мешал ветер, иногда резко усиливаясь, да и асфальт оказался скользким.

Уровень сцепления явно ниже, чем в прошлом году, поскольку у нынешних машин меньше прижимной силы, и это осложняет задачу. Многие гонщики блокировали колеса на торможении, желая сбросить скорость как можно позднее, но все мы знаем, что в таком случае легко промахнуться мимо апекса и потерять время.

Как правило, все стараются выехать на попытку до того, как условия изменятся в худшую сторону, а затем остается лишь сосредоточиться на ключевых участках трассы. Именно так я поступил в финале квалификации и сейчас безумно рад тому, что смог собрать три лучших сектора и выжать из машины максимум.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, ваша машина получила солидный пакет доработок, и завтра вы впервые опробуете их в гонке, причем в очень непростых условиях. Не опасаетесь насчет надежности?

Себастьян Феттель: Нет, хотя вы правы: мы по-настоящему опробуем новинки лишь в гонке, поскольку установили их только в пятницу. Задача непростая, но всё когда-нибудь случается впервые. К тому же, мы всегда закладываем определенный запас надежности, так что я не беспокоюсь. Да, будет сложно и жарко, но это далеко не самая тяжелая гонка для машины с точки зрения погодных условий.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Себастьян и Льюис, завтра у вас есть шанс оторваться от третьего претендента на титул – от Фернандо Алонсо? Может, вы планируете сосредоточиться на стратегии и просто заработать очки?
Льюис Хэмилтон: Ни в коем случае. Я прекрасно понимаю, что завтра в гонке соперники будут очень сильны, ведь для некоторых из них позиция в квалификации не имеет принципиального значения – взять тех же Lotus, да и Марк Уэббер наверняка отыграется. Они достаточно быстры на длинной серии кругов и за счет хорошей прижимной силы на низких скоростях способны бережнее расходовать резину. Кроме того, Фернандо Алонсо как-то обмолвился, что Ferrari привезла некоторые новинки – уверен, их машины тоже будут конкурентоспособны. В такой ситуации я могу лишь удивляться тому, что без серьёзных новинок мы сумели квалифицироваться так высоко…

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) С точки зрения поведения шин, может ли предстоящая гонка стать похожей на этап в Монреале, когда по ходу дистанции команды использовали совершенно разную тактику?

Себастьян Феттель: В Монреале мы использовали другие составы – SuperSoft и Soft, причем ещё в пятницу было очевидно, что они прекрасно сохраняют эффективность, и это было с успехом доказано в воскресенье, когда некоторые из гонщиков совершили всего один пит-стоп. Когда тактики с одним или двумя пит-стопами практически идентичны, появляются интересные варианты: в Канаде Льюис поступил абсолютно верно, решив остановиться дважды, тогда как мы совершили ошибку, но здесь всё может сложиться не так. Кругов немного, шины ведут себя иначе – да, погода снова будет жаркой, но это другая трасса и другие условия.

Вопрос: (Панайотис Сейтандис – Alpha TV) Принимая во внимание тот факт, что в Валенсия уличная трасса, что в следующем году добавится городской этап в Нью-Джерси, да и Афины рассматривают вариант проведения у себя уличного Гран При. Каким, по-вашему, должно быть оптимальное соотношение между уличными и стационарными трассами, и что вы скажете о перспективе гоняться в Греции?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, сколько уличных трасс должно быть в чемпионате, но мне они нравятся. На них всегда получаются хорошие гонки – да, возможностей для обгона чуть меньше, чем, скажем, в Спа, зато выступать интереснее, ведь у гонщиков нет права на ошибку. Я всего один раз был в Греции – много лет назад мы с Нико Росбергом ездили туда на каникулы, и с тех пор мне хотелось вновь там оказаться. Я планировал поездку уже в этом году, но погода оказалась неподходящей. Думаю, как только Греция преодолеет непростые времена, мы с радостью проведем там гонку – по крайней мере, я на это надеюсь.

Себастьян Феттель: Как заметил Льюис, гоняться на уличных трассах всегда весело. Это совершенно иной вызов, поскольку у тебя нет права на ошибку, но чего уж точно не встретишь на подобных конфигурациях, так это скоростных поворотов, поскольку для широких зон вылета просто нет места. Сегодняшние уличные трассы достаточно быстрые, но это, скорее, исключение, и если вы задумаетесь над постройкой новой, вы вряд ли выберете радикальный вариант, зная, какими могут быть последствия. Поэтому нужно сделать так, чтобы в будущем нам не пришлось гоняться исключительно на уличных трассах, хотя они действительно очень техничные, очень непростые.

Было бы здорово приехать на этап в Афины. Греция – прекрасная страна, я был там в прошлом году. Да, сейчас там происходят большие перемены, ситуация выглядит не лучшим образом, но мы со стороны Германии готовы оказать им полную поддержку – я не говорю о вчерашнем матче между нашими сборными, это все-таки спорт! Идея заманчивая, но я не знаю, есть ли какие-то планы: поживем – увидим.

Пастор Мальдонадо: Соглашусь с Льюисом и Себастьяном. Уличные трассы интересны не только гонщикам, но и болельщикам, а для подлинного успеха важно мнение обеих сторон. За счет самого города и инфраструктуры трасса в Валенсии выглядит великолепно, за подобными автодромами будущее.

Вопрос: (Сильвия Рени Ариас – Revista Parabrisas Argentina) Пастор, в Валенсию приехало более сотни болельщиков из Венесуэлы – это повышает вашу мотивацию? Считаете ли вы эту гонку практически своей домашней?

Пастор Мальдонадо: Эту гонку нельзя назвать моей домашней в полном смысле слова, но в Испании живет немало венесуэльцев, да и добраться сюда из моей страны достаточно просто – рейсов достаточно. Приятно видеть на трибунах болельщиков с национальными флагами – надеюсь, завтра я смогу их порадовать!

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Во второй сессии между Грожаном и Массой было всего 0,291 секунды. Заставляют ли столь плотные результаты пилотировать более аккуратно, использовать иные подходы к настройкам?
Себастьян Феттель: Все это очень осложняет нашу работу. Понимаю, что произошло сегодня с Фернандо, поскольку сам оказался в такой же ситуации в Китае: тогда я проиграл Марку, показавшему лучший результат во второй сессии, всего три десятых и оказался только одиннадцатым. Мы знаем, что иногда достаточно отыграть еще каких-то пять сотых, чуть лучше пройти пару поворотов, но это всегда риск, на который, впрочем, приходится идти, если хочешь стартовать первым. Но здесь, в Валенсии, права на ошибку практически нет: асфальт очень скользкий, можно легко заблокировать колеса и промахнуться мимо апекса, хуже выйти из поворота… Ситуация непростая, но приходится атаковать по максимуму, иначе поула не видать.

Льюис Хэмилтон: Подход не меняется. В квалификации мы привыкли атаковать по максимуму, а в нынешних условиях должны лишь действовать ещё точнее.

Пастор Мальдонадо:
При такой плотности результатов нужно, в первую очередь, собрать все воедино. Выжать из резины максимум очень непросто, но если это удается, вы уже на высоте.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости