Гран При Италии завершает европейскую часть сезона Формулы 1. Вот уже много лет эта гонка неизменно проходит на автодроме в Монце во вторые выходные сентября. Болельщики здесь поклоняются двум богам – Ferrari и скорости, – и это вполне объяснимо. Скудерия уже более полувека символизирует в Ф1 и во всем мире итальянский автоспорт, а длинные прямые Аутодромо Национале позволяют пилотам достигать запредельной для других трасс отметки в 350 км/ч.
Старейший гоночный комплекс континентальной Европы повидал на своем веку немало событий – как героических, так и трагических. Построенный еще в начале 20-х, он очень мало изменился с тех пор: лишь появились защитные ограждения, был заброшен грандиозный овал, да в нескольких местах для некоторого ограничения средней скорости сделали медленные «эски».
Но дух Монцы остался прежним – воскресным утром небольшие улочки этого миланского пригорода по-прежнему встают в глухих пробках, как это было во времена Стюарта, Аскари и Нуволари. А для переполненных трибун существуют только красные машины – и если одна из них первой примчится к финишу, радости тифози нет предела.
Командам же визит в Италию обещает не самый простой уик-энд. Экстремальные характеристики трассы приводят к тому, что для нее приходится готовить отдельный аэродинамический пакет с малой прижимной силой – что довольно накладно. Потому в последние годы в Монце мы не раз видели, как расклад сил оказывается совсем не таким, как на предыдущих этапах. Едва ли стоит напоминать, что очень большую нагрузку на этой трассе испытывают двигатели и тормоза. Достанется и резине – в домашней гонке компания Pirelli предложит командам составы Medium и Soft.
В последнее время победы в Монце почти всегда достаются обладателю поула – с 2000 года это правило нарушалось лишь трижды. С другой стороны, за предыдущее десятилетие победителю квалификации всего дважды удавалось подняться на вершину подиума. История помнит невероятную гонку 1971 года, которую выиграл с 11-го места на решетке Питер Гетин, а из более свежих эпизодов можно отметить успех Джонни Херберта с восьмого места в 1995-м и Рубенса Баррикелло с пятого – в 2009-м.
Несмотря на то, что первый круг Гран При Италии редко обходится без аварий, машина безопасности лишь трижды появлялась на трассе за всю ее историю. Последний эпизод датируются знаменитой дождевой гонкой 2008 года, когда свою первую победу одержал Себастьян Феттель. На этот раз немец приедет на Аутодромо Национале действующим обладателем титула и лидером сезона. Однако вовсе не факт, что пилоту Red Bull Racing удастся одержать легкую победу. Во всяком случае, пока на счету команды Кристиана Хорнера нет в Монце ни одного подиума.
Впрочем, из любого правила, как известно, бывают исключения. Скажем, Гран При Италии прописался в Монце с 1922 года, но в исключительных случаях все же проводился на других трассах. Последний из подобных эпизодов датируется 1980-м годом: гонка переехала в Имолу, так как на Аутодромо Национале проводилась масштабная реконструкция.
Еще два раза такое случалось в «доисторический» период – в конце 40-х Монцу приводили в порядок после войны (ей сильно досталось от американцев, устроивших в Королевском парке военную базу), и лишь в 1937-м Гран При Италии переехал из пригорода Милана по совершенно иным причинам.
В ту пору в гонках Гран При доминировали германский Mercedes и Auto Union. Пилоты быстрых и мощных машин легко коллекционировали победы – и это совсем не устраивало итальянцев. Национальная гордость, ведомая молодым Энцо Феррари фирменная команда Alfa Romeo, раз за разом проигрывала, несмотря на талант и мастерство Тацио Нуволари.
Но если соперника нельзя обогнать – его можно перехитрить. Так решили на Апеннинах – и перенесли Гран При 1937 года на улицы Ливорно. Приморский городок на западном побережье итальянского «сапога», расположенный примерно на полпути из Рима в Монако, принимал гоночные соревнования еще с начала 20-х. Первоначально их проводили по живописнейшему 20-километровому кольцу, проложенному по горным серпантинам и прибрежным дорожкам. Затем трассу ограничили городскими улицами и ближними пригородами, но и в такой версии она сохранила свой колорит.
Выбрали Ливорно для Гран При 1937 года, конечно же, не просто так. Дело в том, что именно здесь в предыдущем сезоне Нуволари смог нанести немцам одно из немногих поражений. На узких и пыльных дорожках Mercedes и Auto Union было сложнее реализовать свое преимущество, чем на скоростных прямых Монцы.
Первая тренировка, прошедшая под дождем, вдохновила болельщиков – Тацио показал второе время. Но квалификация состоялась уже на сухом асфальте, и великий мантуанец ничего не смог поделать с соперниками. Результату Рудольфа Караччиолы на 5,6-литровом Mercedes он проиграл почти 10 секунд, его результат оказался только седьмым.
Несмотря на это, зрители буквально наводнили улицы Ливорно. Еще до старта один бедолага сорвался с дерева, и его пришлось везти в больницу. Все же остальные стали свидетелями разгрома Alfa Romeo. Нуволари сделал все, что в его силах – и даже прорвался поначалу на пятое место. Но силы были явно не равны, Тацио терял позицию за позицией – и в итоге вернулся в боксы где, обессиленный, выбрался из кокпита. Его сменил напарник, Джузеппе Фарина, но в итоге он финишировал только седьмым с круговым отставанием.
Впереди же невероятную борьбу устроили пилоты Mercedes. Оторвавшись от преследователей, они поймали такой кураж, что во время пит-стопов руководитель команды Альфред Нойбауэр вынужден был сделать каждому из своих парней суровое внушение. Но это лишь немного охладило пыл гонщиков – украшением финальной части гонки стала дуэль Рудольфа Караччиолы и Германа Ланга. Первый оборонялся, второй был чуть быстрее и пытался выйти в лидеры. Но на улочках Ливорно обгонять было непросто, и победу – с преимуществом всего в несколько десятых – в итоге одержал Караччиола.
Пилоты на немецкой технике заняли шесть первых позиций – и Гран При Италии бесповоротно покинул улицы старинного Ливорно, вернувшись на длинные прямые Аутодромо Национале ди Монца.