1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Льюис Хэмилтон (McLaren)
3. Дженсон Баттон (McLaren)
Вопрос: Себастьян, вы завоевали десятый поул по ходу сезона, причем с преимуществом в полсекунды, тогда как поначалу казалось, что отрыв будет намного меньше…
Себастьян Феттель: Мы думали, что результаты будут намного плотнее. Второй круг в первой попытке я проехал немного быстрее. Мы точно не знали, на каком круге, на первом или на втором, шины сработают лучше, но я допустил ошибку, после чего мы решили сосредоточиться на финальной попытке.
Я знал, что потенциал есть, впереди ехали одна или две машины, а в Монце это всегда помогает разогнаться, но, конечно, мы не думали, что завоюем поул с таким преимуществом, причем, на трассе, которая нам не очень подходит.
В этом году машина отлично себя показала в Монце, баланс шасси идеален, хотя многие видят, что крылья у нас отрегулированы на минимальную прижимную силу, поэтому она скользила. Мы быстры на всех трех секторах, хотя настроили RB7 с прицелом на гонку, так что я доволен.
Вопрос: Льюис, вы вплотную боролись с Себастьяном, но финальная попытка не оказалась быстрейшей. Можно ли сказать, что вы упустили поул?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли. Я не смог бы отыграть полсекунды, максимум - пару десятых. Команда отлично поработала и привезла в Монцу новые компоненты, так что мы весьма конкурентоспособны, но Себастьян сегодня был быстрее. Нам казалось, что мы очень быстры весь уик-энд, однако на последнем круге он был просто недосягаем.
Вопрос: Дженсон, в прошлом году в Монце вы финишировали вторым. Какие планы на завтрашнюю гонку при старте с третьей позиции?
Дженсон Баттон: Третье место – неплохой вариант для начала гонки, но на этой трассе практически невозможно опередить двух стартующих впереди, если они едут рядом, так что атаковать будет непросто. Если говорить о сегодняшних результатах, соглашусь с Льюисом: даже если бы мы добились большего на быстром круге, нам не удалось бы бросить вызов Себастьяну. Очень странно – на машинах Red Bull почти нет антикрыльев, но при этом они опережают нас и в скоростных поворотах третьего сектора.
Да, над этим следует задуматься, но сейчас лучше полностью сосредоточиться на гонке. Нам вполне по силам заработать немало очков, а поул в Монце сейчас не настолько важен, как в прошлые годы – особенно с появлением DRS.
Вопрос: Себастьян, так в чем секрет? Откуда столько прижимной силы?
Себастьян Феттель: Дело не только в антикрыльях – у нас в целом очень неплохая машина. В предыдущие годы в Монце мы не были настолько конкурентоспособны, хотя всякий раз использовали антикрылья минимальной площади. На прохождение поворотов влияет, в том числе, общий баланс настроек, а в этот раз у нас он просто потрясающий. Я чувствовал себя очень комфортно, и наши результаты росли по мере того, как улучшалось состояние трассы – пожалуй, секрет только в этом.
Вопрос: Себастьян, вы привезли всем почти полсекунды. Как это возможно?
Себастьян Феттель: Мы просто выложились по максимуму, а машина даже с антикрыльями малой площади вела себя просто здорово. Команда активно готовилась к этому уик-энду, поскольку понимала, что при сухой погоде в Монце нам не гарантировано преимущество в скорости – потому так приятно снова оказаться впереди.
Мне нравится эта трасса – здесь немало длинных прямых, однако со столь низким уровнем прижимной силы гонщикам очень нелегко проходить повороты. И я действительно доволен результатом. Не знаю, насколько идеально проехали свои круги Льюис и Дженсон – я видел, как кто-то из них отменил свою вторую попытку, но не могу сказать, почему. В любом случае, мы можем порадоваться поулу – сегодня я выжал из RB7 100% её скорости.
Вопрос: Минувшей ночью механики Red Bull Racing работали почти до утра – производили какие-то операции над вашей машиной?
Себастьян Феттель: Нет, была какая-то проблема с машиной Марка. Механикам удалось ее устранить, так что не думаю, что сегодня она каким-то образом повлияла на результат моего напарника. Не знаю, почему в финале он проехал всего одну попытку – когда у нас есть всего 10 минут, мы предпочитаем не задерживаться в боксах. Быстрая смена шин – и машина снова возвращается на трассу…
Вопрос: На первом комплекте шин ваша машина вела себя довольно нервно…
Себастьян Феттель: Да, я соскользнул с траектории во втором Lesmo, но быстро вернулся обратно, а затем ошибка повторилась уже в повороте Ascari. Первый круг все равно получился неплохим, а вот на втором шины начали потихоньку сдавать, я постепенно догонял машину впереди, но понимал, что в принципе могу прибавить в финальной попытке.
Так и получилось – мне удалось отыграть почти две десятых! Я смог собрать все воедино, хотя на этой трассе очень сложно попасть в точку торможения, или провести машину через шикану, не перестаравшись с педалью газа или наоборот, не допустив ненужных потерь в скорости.
Вопрос: Вы сказали, что ваша машина не совсем подходит этой трассе, но две недели назад машина точно так же не подходила для конфигурации в Спа, однако там вы не были уверены в результате по несколько иным причинам. Как обстоят дела сейчас? Насколько уверенно вы себя чувствуете?
Себастьян Феттель: Я вполне уверен в своих силах и с нетерпением жду старта. В этот уик-энд мы используем антикрылья минимальной площади – да, в квалификации добиться нужной скорости нам помогла DRS, однако в целом машина настроена на гонку, и мы не были уверены в правильности такого решения. Как выяснилось, мы не ошиблись, и завтра наши регулировки тем более будут весьма кстати. Прошло уже немало времени с тех пор, как я в последний раз присутствовал на подобной пресс-конференции в Монце – надеюсь, завтра мне удастся зацепиться за подиум, и мы снова встретимся в этом зале!
Вопрос: Льюис, вы предполагали, что сможете побороться с Red Bull Racing, однако разница в полсекунды выглядит внушительной. Завтра вы сможете претендовать на победу?
Льюис Хэмилтон: Впереди длинная гонка, и основная задача – добраться до финиша, но я не сомневаюсь: если машина окажется достаточно конкурентоспособной, мы сможем побороться за самый высокий результат.
Вопрос: Вы предполагали, что благодаря DRS квалификация будет особенно интересной – так и получилось?
Льюис Хэмилтон: Не совсем – квалификация прошла по привычному сценарию. Если в первой и второй сессиях мы и Red Bull Racing демонстрировали практически одинаковые результаты, то в финале они сбросили еще полсекунды и снова взяли поул. Тем не менее, я рад квалифицироваться в первом ряду и получить неплохие шансы на успешное выступление в гонке. Надеюсь, здесь все сложится удачнее, чем две недели назад в Спа.
Вопрос: В какой-то момент вы заблокировали резину. Из-за этого был отменен тот быстрый круг?
Льюис Хэмилтон: Да.
Вопрос: Кажется, это произошло во второй шикане. В остальном круги были идеальными?
Льюис Хэмилтон: По-моему, первый быстрый круг был почти идеальным.
Вопрос: Дженсон, вы квалифицировались третьим, и в очередной раз в финальной сессии ограничились только одной попыткой…
Дженсон Баттон: Да, она получилась довольно неплохой. Я понимал, что могу сбросить ещё десятую, но не лучшим образом отработал на первом секторе, на протяжении всего круга уступал самому себе почти сто пятьдесят тысячных и просто свернул на пит-лейн. Результат не так уж и плох – да, отставание от поула оказалось намного больше, чем предполагалось, но мне уже доводилось наблюдать нечто подобное. Себастьян сказал, что их машина настроена на гонку – что ж, мы поступили точно так же, борьба обещает быть интересной. Вчера на длинной серии кругов машины Red Bull Racing были вполне конкурентоспособны, но никогда не знаешь, с каким количеством топлива они работают. Вряд ли завтра у них получится доминировать от старта до финиша – соперничество будет острым.
Вопрос: Вчера вы сказали, что далеко не все корректировки настроек были оправданными. Ночью пришлось вносить изменения?
Дженсон Баттон: Да, в первой части свободных заездов во время проверки новых деталей машина вела себя не лучшим образом. Некоторые элементы были призваны снизить лобовое сопротивление, однако нам никак не удавалось заставить их работать так, как требуется, поэтому во второй тренировке от них пришлось отказаться.
Сегодня утром мы слегка скорректировали настройки, окончательно избавились от первоначальных проблем, и в квалификации добились неплохого результата. Вряд ли у нас был реальный шанс побороться за поул, но завтра, надеюсь, все сложится иначе. Приятно стартовать из лидирующей группы – не придется прорываться через весь пелотон! Посмотрим, что получится…
Вопросы с мест
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, может ли Red Bull Racing завоевать все поулы в нынешнем сезоне?
Себастьян Феттель: Кажется, такой же вопрос мне задавали перед началом этого уик-энда или еще перед предыдущей гонкой. Не знаю, да и в принципе меня это не волнует, ведь мы должны действовать по ситуации. Этот уик-энд для нас вряд ли можно назвать простым – да, пока все складывается идеально, но вся борьба еще впереди, сегодня мы не заработали никаких очков. Конечно, мы обеспечили себе максимально выгодную стартовую позицию, однако на этом достижения заканчиваются.
После завтрашней гонки мы сосредоточимся на следующем Гран При и так далее до конца сезона. Если перед финальным этапом ваш вопрос будет по-прежнему актуальным, тогда посмотрим, но собрать все поулы – не самоцель. Главное – набрать максимально возможное количество очков.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос ко всем. В следующем месяце Формула 1 впервые приезжает в Индию. Что думаете вы и ваши спонсоры о предстоящей гонке в этой новой для чемпионата стране?
Себастьян Феттель: С нетерпением жду эту гонку. Честно говоря, я не видел конфигурацию трассы, но слышал, что она должна получиться весьма интересной, с заметным перепадом высот. Кроме того, мне не доводилось бывать в Индии – впрочем, я все-таки надеюсь, что большую часть времени мы проведем на трассе, а не в отелях, о которых я уже слышал немало забавных историй.
Дженсон Баттон: По-моему, здесь нечего добавить. Да, я тоже с нетерпением жду визита на новую трассу, и я точно так же никогда не был в Индии. Для меня это совершенно иная культура, с которой, тем не менее, интересно познакомиться. Полагаю, местные болельщики с большим энтузиазмом встретят первый национальный Гран При – главное, чтобы на трибунах собралось как можно больше людей, ведь это очень важный фактор в поддержку гонки. Я уже видел конфигурацию трассы, она выглядит весьма интересно, но окончательно мы во всем разберемся только на месте.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Себастьян, важны ли для вас какие-то рекорды? В шести оставшихся гонках вам необходимо завоевать четыре поула, чтобы сравняться с Найджелом Мэнселлом, который в 1992 году 14 раз стартовал первым. Вы хотели бы повторить этот рекорд или даже превзойти его?
Себастьян Феттель: Сложно сказать. Впереди еще несколько гонок, и, честно говоря, пока у нас получается практически все. Да, не всегда ситуация развивается по плану, но в большинстве случаев мы способны собрать все воедино и выполнить свою задачу.
У нас нет какого-то плана по количеству поулов. Приятно осознавать, что я много раз стартовал первым, но по этому показателю непревзойденным наверняка останется Айртон Сенна: количество поулов, которое он завоевывал за три или четыре года подряд, пожалуй, лучший ориентир.
Вопрос: (Йонеа Минеоки – La Vie Creative) Себастьян, что вы думаете о возвращении в Японию после произошедшего там катастрофического землетрясения?
Себастьян Феттель: Думаю, многие из нас с нетерпением ждут возвращения в Японию. Мне нравится Сузука, нравятся местные болельщики. С нашей стороны будет абсолютно правильным снова приехать туда и подарить этим людям положительные эмоции, ведь трагедия, обрушившаяся на страну в самом начале года, была поистине ужасной.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Вопрос ко всем, но особенно для Себастьяна, поскольку он в тот момент был очень молод. Вы помните осенний день 11 сентября 2001 года? Чем вы тогда занимались, о чем вы думали, когда узнали о теракте в США, и как вы оцениваете те события спустя почти 10 лет?
Себастьян Феттель: Думаю, каждый из нас прекрасно помнит, что делал в тот день. Лично я собирался покататься на горном велосипеде, когда перед самым выходом из дома увидел, как на экране телевизора самолет врезается в здание Всемирного Торгового Центра. Поначалу я не поверил – в четырнадцать лет люди не особо задумываются о таких вещах, кроме того, мне нужно было выезжать на тренировку – знаете, типичная немецкая пунктуальность… Но когда спустя пару часов я вернулся домой и снова увидел ту же картину, я понял, что этот день мы никогда не забудем.
Помнится, через несколько дней в Монце состоялась очередная гонка Формулы 1, в которой Ferrari выступали с черными носовыми обтекателями – это тоже трудно вычеркнуть из памяти. С тех пор прошло уже десять лет – надеюсь, ничего подобного больше никогда не случится.
Льюис Хэмилтон: Я всего на пару лет старше Себастьяна и прекрасно помню тот день. Я тоже находился дома и наблюдал за всем по телевизору – пожалуй, это был один из самых тяжелых эмоциональных моментов, которые мне доводилось переживать. Многие в мире могут сказать то же самое. Как заметил Себастьян – надеюсь, больше такое не повторится…
Дженсон Баттон: Не думаю, что кто-нибудь из нас сможет забыть этот день – такое ощущение, что это было буквально вчера, хотя на самом деле прошло уже десять лет. Что ж, нам следует почтить память погибших и продолжать жить дальше…
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, в пятницу и сегодня утром все команды работали длинными сериями кругов, и в этих условиях машины McLaren были весьма конкурентоспособны. Полагаете, в гонке вам удастся удержать их позади?
Себастьян Феттель: Думаю, у нас неплохие шансы. Вчера мы остались довольны поведением машины, а сегодня утром практически все команды готовились к квалификации. На длинной серии кругов RB7 была быстра…
Как заметил Льюис, никогда не знаешь, с каким количеством топлива работают соперники – впрочем, если сравнивать этот уик-энд с предыдущими, где в пятницу и субботу мы были достаточно быстры, то мы можем быть приятно удивлены собственной скоростью. Думаю, завтра мы будем не менее сильны. Конечно, впереди длинная гонка, и чтобы победить нужно, прежде всего, добраться до клетчатого флага. Посмотрим, что у нас получится, но борьба обещает быть острой.
Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing) Дженсон, в квалификации Ferrari уступали соперникам на втором секторе, но были очень сильны на сверхскоростных первом и третьем. Насколько важно будет удержать их позади в момент старта, или же две зоны активации DRS нивелируют преимущество в скорости на прямых?
Дженсон Баттон: Сложно сказать. Участок прямой до первого поворота слишком короткий, чтобы разница в уровне прижимной силы возымела хоть какой-то эффект – скажем, год назад я ехал с относительно загруженной аэродинамикой и все равно смог еще на старте пройти Ferrari и перехватить лидерство. Другое дело по ходу дистанции – достаточно просто подъехать вплотную к машине соперника.
Впрочем, даже с двумя зонами активации DRS обогнать соперника будет очень непросто, особенно если речь идет о маневре перед поворотом Ascari. Тем не менее, как мне кажется, нам удалось подобрать оптимальный уровень прижимной силы и правильные передаточные числа, так что гонка обещает быть интересной. Сегодняшний день прошел неидеально, но итог всё равно позитивный – думаю, мы можем быть довольны своим выбором.
Вопрос: (Тед Кравитц – BBC Sport) Себастьян, а если говорить о ваших передаточных числах, насколько большими проблемами может обернуться удачная атака со стороны соперника в самом начале гонки? Вы сможете отыграться за счет DRS, или вам лучше сразу создать более чем секундный отрыв, чтобы не подвергать себя лишнему риску?
Себастьян Феттель: Думаю, у нас неплохие шансы удержать позицию. Да, здесь очень длинная стартовая прямая, но и условия завтра будут несколько иными. Я уже говорил, что наша машина настроена на гонку, а гонка по большей части проходит без DRS – мы учли этот момент, все должно быть в порядке. Как заметил Дженсон, здесь не так-то просто атаковать даже с активированной системой, особенно если дело касается попытки обгона перед Ascari. В том месте трасса довольно узкая, и если соперник закроет внутреннюю часть, для обгона по внешнему радиусу потребуется значительное преимущество в скорости, но окончательные ответы на этот и многие другие вопросы мы получим только завтра…
Вопрос: (Матиас Бруннер – Speedweek) Себастьян, в конце первой попытки, уже находясь в Parabolica, вы на мгновение подняли ногу с педали газа, а потом снова прибавили в скорости. Со стороны все выглядело как недопонимание в переговорах с командой – что произошло на самом деле?
Себастьян Феттель: Никакого недопонимания, просто мы решили… Я заметил, что потерял немного времени при прохождении поворота Ascari, понял, что вряд ли смогу превзойти свой предыдущий результат, и решил направиться в боксы, но команда приказала оставаться на трассе. Кроме того, стало очевидно, что наибольшее значение имел именно первый круг, хотя перед началом финальной сессии мы в этом сомневались.
Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Себастьян, в 2008 году в Монце вы завоевали свой первый поул в Формуле 1. Что изменилось с тех пор, и какие вещи остались неизменными для вас как для гонщика и просто как для человека?
Себастьян Феттель: Многое изменилось – я провел немало гонок, в каждой из которых у меня была возможность чему-то научиться. Тот уик-энд в 2008 году был потрясающим – я никогда его не забуду. Мне приятно снова и снова приезжать в Монцу – когда гуляешь по трассе, в памяти воскресает картина того времени, и будто снова слышу слова, сказанные мне сразу после пересечения финишной черты. Для меня это особенное место, поэтому я так рад сегодняшнему результату.
Похоже, с тех пор мне удалось добиться кое-какого прогресса. Я выступаю за другую команду, мы занимаем совершенно иные позиции в чемпионате – кажется, все складывается вполне удачно. Что касается личностных вопросов – трудно сказать. Со временем люди меняются, но я, вероятно, остался таким же, каким был раньше.
Вопрос: (Ральф Бах – Autobild Motorsport) Себастьян, можем ли считать Монцу вашей трассой?
Себастьян Феттель: Я почти три года не появлялся в этом зале на центральном месте и надеюсь, что завтра смогу вернуться сюда. Я уже говорил, что для меня Монца – особое место, с которым связано немало приятных воспоминаний, поэтому цель – снова финишировать первым, но уже при сухой погоде. Посмотрим, что у нас получится…