Гран При Сингапура

Гран При Сингапура

Гран При Сингапура: Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо, Марк Уэббер

1. Фернандо Алонсо (Ferrari) - 1ч. 57мин. 53.579 сек.
2. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1ч.57мин. 53.872 сек.
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing) - 1ч. 58мин. 22.720 сек.

Вопрос: Фернандо, еще одна победа, завоеванная с поула. Вместе с тем, вам пришлось выкладываться – на финише преимущество над соперником составило всего 0,2 секунды…
Фернандо Алонсо: Гонка была долгой и трудной, с автомобилями безопасности, и другими проблемами. Например, незадолго до конца гонки мы нагнали целую группу отстающих на круг, и опередить их было сложно. Также из-за того, что одна из машин Lotus загорелась, на старт-финишной прямой были желтые флаги, и там тоже нельзя было обгонять. Поэтому на последних двух кругах мы решили не слишком напрягаться, я старался контролировать отрыв от Себастьяна Феттеля, избегая излишнего риска.

Вопрос: Себастьян, ближе к финишу вы активно атаковали Фернандо, но не смогли перехватить лидерство. Вы всерьез считали это возможным?
Себастьян Феттель: Это был мой единственный шанс. К сожалению, в начале гонки я отпустил Фернандо, а ближе к концу первого отрезка мягкие шины работали не лучшим образом – машина постоянно скользила. Мы одновременно заехали в боксы, но там у нас произошла небольшая заминка – в противном случае я оказался бы чуть ближе к Ferrari. Позже я пытался заставить Фернандо ошибиться, но он пилотировал безупречно. Обгонять на этой трассе слишком рискованно, поэтому мы согласились на второе место и хорошее количество очков.

Главное – машина была быстра на протяжении всего уик-энда. Вчера ей немного не хватило скорости, но сегодня мне удался потрясающий старт. Мы набрали немало очков, которые станут серьезным подспорьем в обоих зачетах чемпионата.

Вопрос: Марк, в начале гонки вы решили рискнуть и сменили стратегию использования резины. В результате удалось добиться высокого результата, но что вы можете сказать о столкновении с Льюисом Хэмилтоном?
Марк Уэббер: Начнем со старта – он получился действительно неплохим, за что огромное спасибо команде. Мы сразу взяли хороший темп, потом выехала машина безопасности, я запросил пит-стоп, и ответ был положительным. Когда я заехал на пит-лейн, в голове мелькнула мысль: «Этот отрезок на жестких шинах будет слишком длинным», но по возвращении на трассу обнаружил, что занимаю достаточно высокую позицию. Я быстро обогнал несколько машин, после чего уперся в Рубенса Баррикелло – бразилец пилотировал по-настоящему здорово, и я никак не мог провести атаку.

Затем был очередной рестарт, во время которого пришлось иметь дело с круговыми. Я застрял за одним из гонщиков Virgin, он пытался уйти в сторону, но как раз в тот момент меня догнал Льюис Хэмилтон. В McLaren могли воспользоваться заминкой и провести атаку, однако наша борьба, к сожалению, закончилась контактом, похожим на недавнее столкновение Льюиса и Фелипе Массы в Монце. Инцидент не был умышленным – да, я должен был удержать Льюиса позади, но, действуя излишне агрессивно, рисковал повредить правое переднее колесо. Кроме того, сразу после контакта в передней части машины возникла ощутимая вибрация, и я всерьез беспокоился насчет своих шансов доехать до финиша.

Фернандо и Себастьян сработали по-настоящему здорово и были быстры на протяжении всего уик-энда, а я, в целом, могу быть доволен третьим местом.

Вопрос: Фернандо, два часа в условиях крайне жаркой погоды. Насколько изматывающей получилась гонка, и что значит для вас эта победа?
Фернандо Алонсо: Возможно, с точки зрения физических нагрузок Сингапур – один из самых трудных этапов сезона. Два часа на городской трассе в условиях колоссальной влажности, когда у тебя нет возможности даже перевести дух, потому что повороты следуют один за другим, – это по-настоящему тяжело.

Что касается победы – она действительно очень важна. После триумфа в Монце мы хотели доказать, что на трассах с большей прижимной силой наша машина тоже конкурентоспособна – сегодня нам это удалось, а успех позволил сохранить интригу в чемпионате. Впереди еще четыре гонки, но, благодаря команде, мы можем в любых условиях претендовать на победу. Наши парни сработали на 100% - посмотрим, какими будут дальнейшие результаты. Forza Ferrari!

Вопрос: Себастьян, расскажите о старте. Вы и Фернандо активно боролись в первом повороте…
Себастьян Феттель: Как только погасли огни, я рванулся вперед. Я заметил, что старт получился неплохим, и в первом повороте у меня может быть пространство для атаки, но Фернандо сместился на внутренний радиус и «захлопнул калитку» - пришлось уходить вправо и догонять уже по ходу круга. Нас часто и не всегда справедливо критиковали за неудачные старты, оттого вдвойне приятно, что здесь, на уличной трассе, где всегда нелегко подобрать оптимальные настройки, команда сработала великолепно, и мы с Марком уверенно начали гонку.

Вопрос: Марк, для вас, пожалуй, главным является то, что вы сохранили лидерство в чемпионате…
Марк Уэббер: Да, и потому я вполне доволен третьим местом. Пожалуй, уик-энд был одним из самых непростых в этом сезоне. Если на другой уличной трассе – в Монако – я чувствовал себя вполне комфортно, то здесь столкнулся с определенными трудностями. Когда едешь за более медленной машиной, поневоле нервничаешь из-за возможной потери времени, однако я должен был все время держать себя в руках и сохранять спокойствие. Приятно в очередной раз подняться на подиум – да, на нем снова оказался Фернандо, и пора бы уже как-то подвинуть его, но пока все складывается очень неплохо.

Вопрос: Фернандо, в последних пяти гонках вы набрали больше очков, чем любой другой гонщик. Возможно, нам пора ставить деньги на вашу итоговую победу?
Фернандо Алонсо: Ситуация в чемпионате остается напряженной, у пяти претендентов примерно равные шансы. Марк Уэббер в более выгодном положении и чуть лучше застрахован от неудачного уик-энда, остальным надо догонять. Мы сделаем все, что в наших силах, – будет ли этого достаточно, чтобы выиграть титул в Абу Даби – неизвестно, но болельщики могут быть уверены: мы продолжим сражаться до конца.

Вопрос: Фернандо, на дистанции вы демонстрировали невероятно высокий темп. Насколько вы выкладывались?
Фернандо Алонсо: По ходу первого отрезка – на 95-100%, поскольку нужно было оторваться от Марка. Он посетил боксы в период пребывания на трассе машины безопасности, и чтобы сохранить преимущество после планового пит-стопа, мы должны были оторваться на тридцать секунд. Для этого пришлось выкладываться по максимуму – кроме того, требовалось контролировать преимущество над Себастьяном, чтобы не подпустить его слишком близко.

После перехода на жесткую резину я смог слегка сбросить темп – мы понимали, что обогнать здесь практически невозможно, и для нас главное – не допустить ошибку. Защитные барьеры расположены слишком близко, а из-за многочисленных круговых можно было потерять немало времени – пожалуй, в этом заключался основной фактор риска.

Вопрос: Как вели себя тормоза и шины? В Сингапуре тормозам приходится особенно нелегко…
Фернандо Алонсо: С ними не возникло никаких проблем.

Вопрос: А износ шин?
Фернандо Алонсо: В норме.

Вопрос: Для обоих составов?
Фернандо Алонсо: Да.

Вопрос: А если говорить о физической нагрузке, концентрации?
Фернандо Алонсо: В этом отношении гонка в Сингапуре – не самая простая. Высокая влажность не дает перевести дух, многочисленные повороты крайне требовательны к физической подготовке – кроме того, это один из самых продолжительных этапов сезона: на протяжении почти двух часов у нас нет ни малейшего права на ошибку. Впрочем, мы заранее знали об этих трудностях, и все гонщики закончили Гран При без каких-либо проблем с самочувствием.

Вопрос: Себастьян, вы очень долго преследовали Фернандо, но никак не могли выйти на дистанцию атаки…
Себастьян Феттель: Да, я надеялся, что в какой-то момент он зацепит отбойник, но этого не произошло. В Сингапуре трудно провести обгон, тем более если соперник не допускает ошибок и едет с хорошей скоростью.

Возможно, Ferrari просто оказались чуть сильнее, чем мы предполагали. В самом начале гонки, когда мы ехали на более мягкой резине, я еще поддерживал темп Фернандо, но за десять кругов до пит-стопа, когда шины слегка износились, задача заметно осложнилась. Кроме того, когда следуешь за кем-то из соперников, тормоза и двигатель охлаждаются намного хуже, поэтому с нашей стороны было вполне разумным слегка отпустить Ferrari. Ближе к пит-стопу я снова сократил отставание, но затем допустил небольшую ошибку, когда выезжал из боксов – если бы не она, мы могли бы подобраться практически вплотную.

Впрочем, лучший шанс на обгон был все-таки в момент старта. Я хорошо сорвался с места, и было бы здорово, если бы отрезок до первого поворота оказался чуть длиннее. Наша борьба продолжалась на протяжении всей гонки, я постоянно прессинговал, хотя мне, честно признаться, было нелегко все время держаться в одной секунде позади Фернандо. Отрыв то сокращался, то возрастал, но в целом общим темп был весьма неплохим. Не знаю, насколько в тот момент выкладывался сам Фернандо, но наша машина позволяла без особых проблем держать такую же скорость – жаль, что во вчерашней квалификации мы сработали не лучшим образом: это всерьез сказалось на сегодняшней гонке.

Тем не менее, команда может быть довольны результатом: вопреки ожиданиям, обе RB6 уверенно стартовали, и у нас есть все поводы для оптимизма. Опять же, трассы ближайших Гран При должны подходить нашей машине…

Вопрос: Второе место принесло немало очков…
Себастьян Феттель: Согласен. Впереди ещё четыре гонки, борьба очень плотная, и у каждого из пяти претендентов есть шанс завоевать титул. Ситуация может измениться в любую минут, но пока преимущество на стороне Фернандо. Его уже дважды вычеркивали из числа фаворитов, но он всякий раз возвращался обратно. Достаточно выиграть две гонки подряд – и ты снова сражаешься за итоговую победу. В такой ситуации главное – стабильность: у нас хорошая машина, сплоченная команда, и мы постараемся сработать по максимуму.

Вопрос: Марк, мы уже обсуждали ваш ранний пит-стоп. В каком состоянии были шины ближе к концу отрезка?
Марк Уэббер: На длинных прямых эффективность работы задних шин имеет особое значение, но после пятидесяти восьми кругов от них практически ничего не осталось…

Если говорить в целом о гонке, старт получился очень неплохим, за что спасибо наших механикам! Мы с Себастьяном уверенно начали гонку и сразу обеспечили себе неплохие позиции. Потом на трассе появилась машина безопасности, я спрашивал у команды, стоит ли заезжать в боксы… Мне казалось, что так мы можем потерять немало позиций, но, к счастью, мои опасения не оправдались.

По возвращении на трассу мы должны были опередить сразу нескольких гонщиков. Сперва я следовал за Камуи Кобаяши и рассуждал: «Боже мой, если он сможет ехать так на протяжении всех двух часов, это будет интересно!» Однако вскоре Камуи начал ошибаться, и мне пришлось сказать себе: «Я должен опередить его как можно скорее!» Потом я обогнал Михаэля Шумахера – наша борьба получилась по-настоящему захватывающей, а затем настиг Рубенса Баррикелло. На отдельных участках трассы Williams выглядели очень неплохо, и я никак не мог провести атаку. С того момента борьба перешла на стратегический уровень – команда оперативно снабжала меня необходимой информацией, и после очередной волны пит-стопов я поднялся на третью позицию.

В момент рестарта мне предстояло опередить сразу две машины Virgin, но я всерьез рисковал пропустить атаку со стороны Хэмилтона. Он вполне мог подобраться вплотную и воспользоваться слипстримом, но в итоге все закончилось контактом – как в случае с Фелипе Массой в Монце. Я едва не допустил блокировку и всерьез опасался, что RB6 получила какие-то повреждения – в передней части возникла заметная вибрация. Впрочем, к тому моменту от меня требовалось лишь добраться до финиша на практически стертом комплекте шин…

Вопрос: Наверное, вам повезло, что ближе к финишу вас не атаковал Дженсон Баттон…
Марк Уэббер: Моей скорости хватало, чтобы держать преимущество под контролем. Ситуация напоминала Будапешт, где я очень долго оставался на мягкой резине, а как только перешел на жесткую, смог ехать в практически таком же темпе. Я понимал, что вряд ли смогу побороться с Фернандо и Себастьяном – мои поздравления, эти парни сработали по-настоящему здорово.

Честно говоря, два часа – довольно большой промежуток времени и для нас, и для зрителей. Может быть, нам следует пересмотреть дистанцию гонки, но в остальном уик-энд получился очень неплохим.

Вопросы с мест

Вопрос: (Мэт Кох – Pitpass) Фернандо, перед Монцей вы оценивали свои шансы на титул как 50/50. Что скажете сейчас? Этот же вопрос я хочу задать Себастьяну и Марку…
Фернандо Алонсо: Когда я говорил 50/50, это означало, что я либо выиграю титул, либо нет – все зависит от того, как сложатся гонки. Если за титул сражаются сразу пять претендентов, шансы каждого равны 20%, но, возможно, у Марка они чуть выше, раз уж он лидирует в чемпионате. Впрочем, еще две гонки тому назад мои перспективы расценивались как нулевые – люди говорили о неудачном сезоне, многочисленных ошибках, однако сейчас я поднялся на вторую строчку в личном зачете и уступаю Уэбберу всего одиннадцать очков.

В оставшихся четырех гонках может произойти что угодно, любой из нас способен выиграть два или три Гран При подряд, обеспечив себе статус фаворита, или же наоборот – дважды сойти с дистанции, лишив себя даже математических шансов на титул. Сейчас возможность стать чемпионом есть у всех претендентов, главное – сохранять концентрацию. Надеюсь, мы не допустим ни единой ошибки и в Японии выступим не хуже, чем в Сингапуре.

Вопрос: (Альваро Фаес – La Nueva Espana) Фернандо, после сегодняшнего успеха вы больше верите в возможность завоевать титул?
Фернандо Алонсо: Пожалуй, ни в одном другом виде спорта чемпионат не длится так долго – девять или десять месяцев. На протяжении всего этого времени невозможно сохранять 100% физическую форму и мотивацию, так что взлеты и падения вполне естественны, однако именно сейчас я чувствую себя по-настоящему здорово. В прошлые годы уже в сентябре накапливалась усталость, на этот раз всё складывается совершенно иначе. Мне кажется, будто чемпионат начинается только сейчас, поэтому я полон сил и с нетерпением жду следующую гонку в Японии.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Марк, когда вы боролись с Льюисом, машина McLaren вышла вперед. Полагаете, Хэмилтон оставил вам достаточно места? Вы нервничали, когда команда сообщила, что инцидент рассматривается стюардами?
Марк Уэббер: Да, Льюис действительно оказался чуть впереди. Как я уже говорил, ситуация напомнила недавний инцидент между Массой и Хэмилтоном – тогда Фелипе тоже не предполагал, что McLaren находится где-то недалеко. Мы тормозили буквально в последний момент, удар был не таким уж и сильным, однако его было достаточно, чтобы выбить нас обоих из гонки. К счастью, мне удалось продолжить борьбу…

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Марк, когда вы отправились на ранний пит-стоп, вашей ближайшей целью был Льюис Хэмилтон, или вы все-таки надеялись опередить и Фернандо с Себастьяном?
Марк Уэббер: Честно говоря, я был удивлен, что мне удалось опередить Льюиса. Перед пит-стопом я спрашивал команду, каков отрыв от Дженсона – мы знали, что сможем остаться впереди Кубицы и Баррикелло, однако я не представлял, насколько велико преимущество над Баттоном. Я пытался рассчитать отрыв по показаниям на информационных табло, однако не заметил ни таблички Дженсона, ни таблички Роберта, поэтому запросил сведения у команды.

Когда я выехал из боксов, мне сообщили: «ОК, позади тебя едет Льюис». Я подумал: «Здорово, третье место! Возможно, наш план сработает», однако вскоре понял, что теряю слишком много времени за спинами круговых. На большом экране я видел, что Фернандо постепенно наращивает отрыв, за ним мчится Себастьян, а чуть поодаль от меня следует Льюис. Тогда я решил – что ж, похоже, это мой максимум на сегодня – и спокойно поехал к финишу.

Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Марк, вам не кажется, что в той ситуации Льюис действовал излишне самоуверенно?
Марк Уэббер: Нет, он должен был в любом случае попытаться провести атаку, поскольку видел, что я не могу опередить двух гонщиков Virgin. При нынешнем регламенте во время рестарта лидерам не так-то просто обгонять круговых, чем и воспользовался Льюис, сумевший подобраться вплотную. В Сингапуре атаковать соперника можно разве что в одном-единственном месте – как раз там в прошлом году я едва не столкнулся с Фернандо. В момент рестарта шины и тормоза, как правило, недостаточно прогреты, но мы оба понимали, что это решающий эпизод гонки, никто из нас не хотел уступать и дюйма – в итоге все закончилось аварией.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Фернандо, насколько характеристики вашей машины подходят оставшимся четырем трассам? Этот же вопрос я адресую гонщикам Red Bull…
Фернандо Алонсо: Некоторые из них в большей степени подойдут нашей машине, другие – McLaren или Red Bull, но мы в любом случае должны выкладываться по максимуму. Мы понимаем, что в одной из гонок можем стартовать с поула, а в другой квалифицируемся только третьими – здесь ничего нельзя поделать. После гонки в Спа и сегодняшнего Гран При Сингапура команда чувствует себя намного увереннее, и у нас нет опасений по поводу какой-либо трассы, однако мы знаем, что отдельные этапы чемпионата могут оказаться очень непростыми. Трудно сказать, какие именно, но я уверен, что одни этапы будут сложными для одной команды, другие – для другой, а некоторые – для всех сразу.

Себастьян Феттель: Пока все складывается очень неплохо – у нас хорошие шансы. Конечно, о трассе в Корее пока ничего не известно, но на других автодромах – в Японии, Бразилии и Абу Даби – RB6 должна быть очень быстра.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, в Венгрии Ferrari заметно уступала Red Bull в скорости – как вам удалось отыграть такое отставание. И еще: на этой трассе вы один раз финишировали третьим и дважды одерживали победу – в чем секрет такого успеха?
Фернандо Алонсо: Автодром в Будапеште заметно отличается от Сингапура – там Red Bull реализовали 100% своего потенциала. С точки зрения настроек и стратегии тот уик-энд сложился для них практически идеально, а мы сработали не лучшим образом, но здесь ситуация сменилась на противоположную. В конце концов, важны не только характеристики машины, но также выбор настроек и подход к гонке.

Мне нравится трасса в Сингапуре, в силу каких-то причин она подходит моему стилю пилотирования. В предыдущие два года с командой Renault мы в большинстве Гран При не могли пробиться в финал квалификации, но в Сингапуре неизменно были быстры. На этот раз все сложилось не менее удачно, так что трассу можно считать в каком-то смысле особенной.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Фернандо, для вас это была наиболее последовательная гонка? Вы практически все время ехали в одном темпе…
Фернандо Алонсо: Трудно сказать. По-моему, в прошлом году у меня было несколько по-настоящему неплохих гонок, но если вы финишируете 11-м, ваш темп никого не интересует. Опять же, если вы выступаете в Ferrari, к вам приковано огромное внимание, вы чувствуете поддержку болельщиков. Честно говоря, я всегда стараюсь пилотировать без ошибок в максимально стабильном темпе, но сегодня команда сработала особенно здорово. У нас была отличная подготовка, быстрые пит-стопы, оптимальная стратегия, полный контроль над износом шин и тормозов – для победы требовалось много факторов, но Ferrari собрала все воедино. Еще раз огромное спасибо!

Вопрос: (Тони Доджинс – Tony Dodgins Associates) Себастьян, вы сказали, что ближе к концу первого отрезка на более мягкой резине с трудом держались в темпе Фернандо, однако в то же самое время вы ехали заметно быстрее гонщиков, выбравших жесткие шины. Вас не удивило, что команда не стала держать вас на трассе еще пару кругов?
Себастьян Феттель: Нет, поскольку в конце первого отрезка практически у всех гонщиков начались проблемы с мягкой резиной. Я видел, что машина Фернандо заметно скользит в поворотах, и то же самое творилось с моей RB6. Задние шины быстро приходили в негодность, я делал все возможное, чтобы подтянуться к Ferrari – пожалуй, мы могли бы попробовать отложить пит-стоп еще на два круга, но вряд ли бы это позволило сократить отставание.

Опять же, при переходе на жесткую резину мы получали преимущество в виде свежего комплекта шин, так что с нашей стороны было вполне логично свернуть в боксы и создать дополнительный прессинг для Ferrari, особенно если учесть, что наши пит-стопы традиционно считаются одними из самых быстрых. Жаль, что при выезде из боксов возникли проблемы и Алонсо удалось сохранить преимущество.

Сегодня наших усилий оказалось недостаточно, но когда вы всю гонку вплотную следуете за машиной соперника, трудно сказать, каким мог быть ваш темп. В любом случае, мы сработали очень неплохо, и я вполне доволен вторым местом.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости