Гран При Малайзии : Пресс-конференция в четверг

Малайзия. Автодром Сепанг. Пресс-конференция в четверг.

Участники: Себастьен Бурде (Toro Rosso), Кими Райкконен (Ferrari), Себастьян Феттель (Red Bull), Льюис Хэмилтон (McLaren-Mercedes), Дженсон Баттон (Brawn GP), Нико Росберг (Williams)

Вопрос: Себастьен, начнем с вас. Ваше мнение о позднем старте сезона? Что вы чувствовали в Мельбурне?
Себастьен Бурде: Вы знаете, что перед Мельбурном мы очень мало работали с STR4, поэтому для нас это были несколько дней тестов. Квалификация для меня сложилась не совсем удачно, а гонка, как обычно, получилась богатой на события. После выезда машины безопасности мы рискнули заправиться до самого финиша – нельзя сказать, что эта затея полностью себя оправдала, однако нам удалось отыграть несколько позиций и закончить дистанцию двумя машинами. Не знаю, удержимся ли мы на этой строчке, но впереди длинный сезон, команда будет дорабатывать машины, надеюсь, мы сможем прибавить.

Вопрос: Известие о том, что вы остаетесь в Toro Rosso, поступило довольно поздно. Вы чувствовали себя физически и морально готовым к старту сезона?
Себастьен Бурде: Конечно, ведь до Мельбурна я провел за рулем почти двенадцать часов. Правда, оценить машину было очень нелегко – мы постоянно получали новые детали и иногда не могли понять, что делать, как решить возникшие проблемы. Ситуация непростая, но со временем всё наладится.

Вопрос: Льюис, что вы чувствуете перед этим Гран При? В прошлые два сезона вы квалифицировались четвёртым в Малайзии, были оштрафованы и финишировали вторым в 2007-м...
Льюис Хэмилтон: Я неплохо здесь выступал, хотя в прошлом году можно было добиться большего. Я мог финишировать третьим, если б не проблема на пит-стопе. Впрочем, Сепанг не из тех трасс, на которых я выгляжу особенно сильно, однако я выкладываюсь по максимуму и получаю наслаждение от гонки.

В Куала-Лумпур всегда замечательная погода, правда, сейчас явно не тот случай. Из-за климатических условий этот Гран При считается самым трудным в чемпионате, так что впереди еще один непростой уик-энд. Наша машина уступает соперникам в скорости, но мы готовы выжать из нее максимум.

Вопрос: Расскажите об использовании KERS в Мельбурне. Когда вы запускали систему? Ощущался ли выигрыш в скорости?
Льюис Хэмилтон: Мы активировали KERS на каждом круге, как и соперники. Когда преследуешь соперника, можно разом израсходовать весь заряд, чтобы подобраться поближе, однако в конце прямой все равно придется атаковать – кто знает, может, на длинных прямых преимущество окажется большим...

Вопрос: То есть, вы планируете использовать KERS?
Льюис Хэмилтон: Да, насколько мне известно. К счастью, система достаточно надежна, но нам необходимо сделать её более эффективной.

Вопрос: Нико, быстрейший результат во всех трех свободных сессиях в Мельбурне. Ваше мнение о гонке?
Нико Росберг: К сожалению, с точки зрения результата мы сработали не лучшим образом, однако перед гонкой наши ожидания были куда скромнее финиша на шестой позиции. Нужно забыть о неудаче и считать набранные очки заделом на успешный сезон.

Вопрос: В 2006-м в Сепанге вы стартовали третьим, но дважды вас подводил мотор. Эта проблема была связана с особенностями конструкции машины?
Нико Росберг: На этой трассе надежность никогда не была нашей сильной стороной – перед сходом я неизменно ехал на достаточно высокой позиции. Впрочем, я смотрю в будущее с оптимизмом – Малайзия не похожа на Мельбурн, однако в Австралии мы выступили лучше, чем год назад, а прошлогодние ошибки с выбором настроек в Малайзии вряд ли повторятся. Я с нетерпением жду эту гонку!

Вопрос: И полны оптимизма?
Нико Росберг: Да!

Вопрос: Себастьян, расскажите об инциденте с Робертом Кубицей…
Себастьян Феттель: Я могу лишь повторить то, что говорил в Австралии. Я плохо вышел из первого поворота – к тому моменту мой комплект мягкой резины сильно износился. Роберт ехал на более жестких шинах и сумел быстрее набрать скорость. На торможении перед третьим поворотом я попытался отбить его атаку – сместился на внутренний радиус и тормозил предельно аккуратно, не зная, насколько грязной окажется трасса. Роберт позднее прикоснулся к педали тормоза, мы поравнялись, а потом я заметил, как он смещается к апексу, не оставляя мне места. Контакт оказался неизбежным – я не мог уйти вправо, подскочил на поребрике и врезался в него, потеряв переднее антикрыло. Досадно, но гонка закончилась для нас обоих. Это все, что я могу сказать.

Вопрос: Вдобавок ко всему здесь вас ждет штраф…
Себастьян Феттель: Конечно, я недоволен наказанием – для меня это был обычный гоночный инцидент, и я не хотел выбить Роберта с трассы. Досадный финал – мы уверенно проводили гонку, но сошли всего за пару кругов до финиша. Впрочем, нужно двигаться дальше – у нас неплохая машина, правда, трасса немного другая, да и погода, как сказал Льюис, не самая лучшая – но посмотрим, что будет в воскресенье. Мы постараемся добиться максимально возможного результата.

Вопрос: Кими, как вы работали с KERS?
Кими Райкконен: Я использовал её практически постоянно. Система неплохо сработала на тестах и в Австралии, так почему бы не применить ее здесь?

Вопрос: Вы дважды выигрывали эту гонку. Трассу можно считать удачной для вас?
Кими Райкконен: Она мне нравится, хотя иногда гонка получается непростой. Гран При Малайзии не похож на другие этапы чемпионата – здесь очень влажно, а когда идет дождь, это просто безумие! Посмотрим, как все сложится на этот раз.

Вопрос: По сравнению с предыдущей гонкой вы настроены более оптимистично?
Кими Райкконен: Если бы не проблемы, результат мог быть гораздо лучше. Возможно, нам не хватает скорости, но это другая трасса, более стандартная, чем в Австралии. У нас неплохая машина, и если все будет в порядке, мы поборемся за хороший результат.

Вопрос: Дженсон, вы уже пришли в себя после успеха в Мельбурне?
Дженсон Баттон: Между гонками всего неделя – да, уик-энд в Мельбурне был особенным, но мы должны готовиться к следующему этапу.

Вопрос: На этой трассе вы традиционно выглядели неплохо – старт с первого ряда и пара подиумов. Насколько быстрой окажется ваша машина? Вы тестировали ее на различных автодромах, и всякий раз она показывала стабильно высокие результаты. Действительно ли BGP001 хороша везде?
Дженсон Баттон: Хочется на это надеяться. Зимой мы неплохо смотрелись на двух различных трассах, затем отлично выступили в Мельбурне – можно смело предположить, что мы будем конкурентоспособны и в Малайзии, однако никто не знает возможностей соперников.

Впрочем, мне нравится эта трасса, она должна подходить нашей машине. С нетерпением жду начала свободных заездов! По сравнению с Мельбурном уик-энд будет менее предсказуемым – там зрелищности добавила машина безопасности, а здесь все решит погода…

Вопросы с мест:

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Дженсон, что вы почувствовали, получив быстрейшую машину?
Дженсон Баттон: Это приятно – думаю, некоторым из присутствующих тоже довелось управлять конкурентоспособной машиной. Удивительно, но после двух трудных лет ты выходишь на старт первой гонки и побеждаешь – это очень эмоциональный момент, но нужно собраться с силами и готовиться к следующему этапу. К лидерству быстро привыкаешь – думаю, каждый из нас стремился быть лучшим еще в младших сериях.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motor Sport News) Вопрос для всех. Что такое KERS – средство атаки, или защиты? Вы используете ее при попытке обогнать соперника, или не пропустить? Тех, кто не имеет KERS, я хочу спросить – по-вашему, система используется для обгона, или обороны позиции?
Нико Росберг: В Австралии мне пришлось бороться с гонщиками, использовавшими KERS: мало того, что обогнать их было крайне непросто, так еще и защитить позицию казалось практически невозможным – они сразу сокращали дистанцию Впрочем, такие ситуации нужны спорту…

Льюис Хэмилтон: Думаю, KERS больше подходит для защиты, особенно если ты плохо вышел из поворота, а позади быстрая машина – к примеру, Toyota не могла приблизиться ко мне достаточно близко, чтобы опередить на торможении. Атаки проводятся из слипстрима уже в самом повороте, а перед этим нужно непременно сесть сопернику на хвост. Думаю, KERS – это преимущество в защите.

Кими Райкконен: Мы применяем KERS по своему выбору, в основном для того, чтобы пройти круг с хорошим временем, но, конечно, она может использоваться и для атаки, и для обороны.

Себастьян Феттель: Главная цель - показать лучшее время на круге, хотя в гонке она может помочь провести обгон или отстоять позицию.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Дженсон, вы неприятно удивлены погодой. Вас считают главным претендентом на победу, не опасаетесь, что возможный дождь и недостаточное освещение скажутся на вашей скорости? В дождь Рубенс очень силен, а каков ваш подход к пилотированию на мокрой трассе?
Дженсон Баттон: Кажется, в дождь я тоже езжу неплохо, поэтому ничуть не беспокоюсь. В предыдущие два года мы регулярно надеялись на ливень – в противном случае рассчитывать было не на что. Когда у тебя быстрая машина, ты надеешься на яркое солнце и гонку без машин безопасности и порывов ветра. Конечно, я бы предпочел сухую погоду, но прогноз обещает грозу, что немного осложняет ситуацию – хочется верить, наша машина неплохо едет в дождь, хотя мы не тестировали её в таких условиях. Нужно подобрать оптимальный угол атаки переднего антикрыла, поскольку в случае непогоды потребуется серьезная смена регулировок. Надеюсь, мы успеем поработать на мокрой трассе до старта гонки.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Льюис, мы ждем решения стюардов, но не могли бы вы сказать, что заставило их пересмотреть свое мнение и заново выслушать вас и Ярно?
Льюис Хэмилтон: Они пытаются разобраться в ситуации и понять, было ли наказание Ярно оправданным, вот и все…

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Речь идет о каких-то комментариях после гонки, или радиообмене между вами и вашим гоночным инженером?
Льюис Хэмилтон: Они работают с той информацией, которая у них есть. Мне не стоит вдаваться в детали – все решится с минуты на минуту. Поживем – увидим.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Вопрос для Кими и Льюиса: теоретически KERS должна помогать при рестарте, но в Мельбурне все было не так. Дело в остывшей резине? По-вашему, в ближайших гонках ситуация изменится?
Кими Райкконен: Как я уже говорил, это зависит от множества факторов – сама по себе прибавка 80 сил не позволяет совершить легкий обгон. Хороша ли твоя машина, сумел ли ты подобраться к сопернику – всё не так просто. На старте система помогает, а на рестарте всё сложнее…

Льюис Хэмилтон: Проблема в резине – медленный прогрев мешает провести атаку.

Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Для Кими и Льюиса: через какое время после активации KERS вы чувствуете ускорение? Насколько я понимаю, система включается только после 100 км/ч, но через сколько секунд вы чувствуете толчок в спину?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, я не использовал KERS во время старта. Ты можешь активировать ее в любой момент и сразу почувствуешь рывок…

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motor Sport News) Вопрос ко всем: в какой мере разница между двумя составами резины влияет на ход гонки?
Дженсон Баттон: Думаю, организаторы пошли на этот шаг с целью сделать выбор шин более интересным, а тактику команд – более разнообразной. В Мельбурне это сыграло свою роль – состав SuperSoft быстро гранулировался, что вызвало перестановки в пелотоне. В Малайзии мы получим мягкую и жесткую резину, причем последнюю мы не испытывали на тестах: посмотрим, как она сработает – думаю, на прогрев уйдет пара кругов. Нужно выяснить, какой вариант лучше подходит для гонки – эту задачу мы будем решать уже завтра…

Кими Райкконен: Когда кто-то едет на жесткой, а кто-то на мягкой резине, разница в скорости возрастает, и можно увидеть обгоны. Впрочем, иногда бывает трудно заставить шины работать должным образом – в Мельбурне мягкий состав оказался недолговечным, поэтому мы быстро его сменили. В какой-то момент гонки каждому приходится ставить неоптимальный комплект – мы решили на нём стартовать…

Себастьян Феттель: Выбор шин сильно влияет на стратегию – вы сами видели, как быстро изнашивалась мягкая резина, поэтому большинство гонщиков выбрало ее для короткого финального отрезка. Мы сами хотели видеть большую разницу между составами, но в Австралии она оказалась чрезмерной – жесткая резина не прогревалась, а мягкая мгновенно разрушалась. Посмотрим, что будет здесь, нужно опробовать состав Hard, с которым ещё никто не работал.

Себастьен Бурде: Непростая ситуация, особенно когда думаешь о стратегии и не знаешь, появится ли на трассе машина безопасности. Если инцидентов не предвидится – выбор очевиден : разумеется, можно и ошибиться, но шансов все равно меньше, чем при выезде машины безопасности . Я понимаю логику такого подхода, но не одобряю его, поскольку теперь от гонщиков практически ничего не зависит. Все это выглядит немного искусственным, однако для зрелищности лучше не придумаешь…

Льюис Хэмилтон: Мне практически нечего добавить. Разница между составами огромна, но это делает гонки более зрелищными.

Нико Росберг: Это хорошо для спорта. Выбор стратегии стал более сложным: что делать, как поступить – вариантов множество, однако гонки, судя по Мельбурну, от этого только выигрывают. В Австралии я оказался одним из заложников стратегии: мягкая резина совершенно износилась, и я откатился назад, но ничего страшного – все в порядке.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Дженсон, увидим ли мы повторение австралийского сценария, когда Brawn GP получила огромное преимущество над соперниками? Или борьба обострится?
Дженсон Баттон: Посмотрим. На самом деле, я уже отвечал на подобный вопрос: мы даже не знаем, какое преимущество имели в Мельбурне. Тот уик-энд прошел не совсем гладко, но если этот окажется более спокойным, мы будем очень быстры. Правда, это другая трасса, и соперники тоже могут удивить - кроме того, машины с KERS наверняка получат большее преимущество, чем в Мельбурне: нужно внимательно следить за Ferrari. Надеюсь, у нас будет преимущество, но реальный расклад сил узнаем только в субботу.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Дженсон, кто, по-вашему, может составить вам конкуренцию? В данный момент Brawn GP кажется непобедимой…
Дженсон Баттон: После одной гонки не стоит говорить о непобедимости: примеру, в Мельбурне Red Bull поехала быстрее, чем мы предполагали – не думал увидеть их в числе лидеров. Наряду Ferrari и, пожалуй, BMW, они весьма конкурентоспособны.

В этом сезоне мы наблюдаем необычный расклад сил: да, у нас есть небольшое преимущество, но борьба плотная, и в ближайшей гонке нас наверняка ждут сюрпризы…

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Льюис, что произошло в самом конце австралийской гонки?
Льюис Хэмилтон: Прошу прощения, но я уже отвечал на этот вопрос. Как раз сейчас стюарды готовят решение, и с моей стороны было бы неправильно что-то комментировать, но мы вполне можем обсудить это позже.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос ко всем – только погода может изменить расстановку на первой и второй ступеньках подиума?
Дженсон Баттон: Надеюсь, нет. Что я еще могу сказать?

Себастьен Бурде: Если будет дождь, нужно организовать гонку на лодках.

Кими Райкконен: Если будет лить так, как сейчас, это изменит все.

Дженсон Баттон: При таком дожде нужно думать, как удержаться на трассе – в предыдущие годы нам это не удавалось.

Себастьян Феттель: Конечно, может! Вы старше меня и наверняка видели немало дождевых гонок, где все менялось и итоговая расстановка сил выглядела непривычно.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Прошу прощения, но мой вопрос был о другом. Только ли погода может повлиять на итоги гонки? Сможет ли еще кто-нибудь бороться за победу?
Дженсон Баттон: Рубенс?

Льюис Хэмилтон: Дождь превращает гонку в лотерею, и победить может не самая быстрая машина, а тот, кто удержался на трассе и оказался в нужное время в нужном месте – шансы у всех одинаковы.

Себастьен Бурде: Кто знает? Мы не представляем, как ведет себя машина в дождь, поэтому я не могу ответить на ваш вопрос.

Нико Росберг: Если будет сухо, Brawn GP выиграет, а если пойдет дождь – ситуация может измениться, но ясно одно: только на мокрой трассе у нас есть шанс.

Вопрос: (Ливио Оррихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем: если FIA признает машины Brawn, Toyota и Williams соответствующими техническому регламенту, увидим ли мы, по сути, новое начало сезона? К Гран При Испании команды доработают машины, и расстановка сил снова изменится...
Дженсон Баттон: В Барселоне мы впервые увидим доработанные версии машин, команды могут сделать большой шаг вперед. Лидеры не должны расслабляться: сезон не закончен, позади всего одна гонка, а соперники могут прибавить – нужно поддерживать высокий темп развития машины.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё