Гран При Малайзии : Пресс-конференция в пятницу

Малайзия. Пресс-конференция в пятницу

Участники: Адам Парр (Williams), Росс Браун (Brawn GP), Джон Хауэтт (Toyota), Мартин Уитмарш (McLaren Mercedes)

Вопрос: Вопрос ко всем – как вы оцениваете выступление ваших команд в Австралии и на сегодняшних свободных заездах? Адам?
Адам Парр: Если бы за свободные заезды полагались очки, все сложилось бы очень неплохо, но на самом деле нам нужно выступить лучше, чем в Австралии.

Вопрос: Как прошла тренировка?
Адам Парр: Довольно ровно, но ведь это ничего не значит, не так ли?

Вопрос: Росс, ваше мнение?
Росс Браун: Как я уже говорил, уик-энд в Мельбурне был похож на сказку: Если учесть всё то, через что пришлось пройти команде за последние несколько месяцев, результаты австралийской гонки покажутся еще более невероятными.

В Формуле 1 мне довелось пережить немало приятных моментов, а этот я считаю едва ли не лучшим в карьере. Он стал возможен благодаря невероятной работе команды и поддержке со стороны многих людей, среди которых были Мартин и Рон – без их помощи мы вряд ли бы вышли на старт.

FOTA удалось объединить команды, и пусть мы сейчас переживаем непростой период, связанный со всевозможными протестами и апелляциями, это воспринимается как целостный процесс, конечная цель которого – улучшить Формулу 1.

Вопрос: Мартин?
Мартин Уитмарш: Думаю, мы рекордное количество раз повторяли, что наша машина недостаточно быстра – это было очевидно в прошлый уик-энд, очевидно и сейчас. Скажу прямо: в предыдущих двух сезонах борьба за титул отняла много сил. После финальной гонки в Бразилии этот подход казался вполне оправданным, но сегодня нам нужно отыграть довольно большое отставание. Положительные моменты есть уже сейчас: в Барселоне MP4-24 была намного медленнее соперников, но команда смогла прибавить. Тем не менее, необходимо добиться большего, чтобы занять позиции, на которые мы привыкли рассчитывать.

Вопрос: Джон?
Джон Хауэтт: Рано делать выводы – австралийский уик-энд получился непростым. В квалификации Тимо удался неплохой круг, особенно если учесть количество топлива в баках его машины, а в гонке на относительно свободной трассе TF109 ехала достаточно быстро. Впрочем, нужно подождать еще пару этапов, оценить уровень команд на различных автодромах.

Вопрос: Джон и Мартин – в предыдущий уик-энд вы оказались участниками одного инцидента. Какие-то комментарии по поводу того, что произошло в минувшее воскресенье и совсем недавно получило продолжение?
Джон Хауэтт: Я так не думаю… Мы выпустили официальный пресс-релиз, и теперь остается только ждать, какое решение будет принято в отношении диффузоров 14 апреля. Есть все основания полагать, что наша интерпретация правил может считаться корректной, посмотрим…

Мартин Уитмарш: Видимо, мне придется прокомментировать сегодняшнее досадное для McLaren событие. Мы отстранили от работы нашего спортивного директора, Дэйва Райана, проработавшего в McLaren почти 35 лет. Думаю, многие в этом зале знают его как открытого, целеустремленного и очень трудолюбивого человека, однако после нашего недавнего разговора стало ясно, что в своих ответах на вопросы стюардов он был не совсем корректен и честен, поэтому у нас не оставалось иного выбора, как отстранить его от дел. Можете себе представить, насколько печальным стал этот день - нам пришлось разбираться в мельчайших подробностях того уик-энда, и итог вызывает глубочайшее сожаление… Честно говоря, начало сезона представлялось мне совсем другим, но сейчас команда сильно опечалена, а для Дэйва сегодняшний день стал, как мне кажется, крушением всех надежд…

Вопрос: Еще один вопрос для вас обоих. Как ведет себя KERS?
Мартин Уитмарш: Система еще сырая – сегодня у Льюиса возникли проблемы, и днём он работал уже без KERS. Использование этой технологии на машинах Формулы 1 – крайне непростая задача, но компания Mercedes Benz проделала фантастическую работу, а австралийский дебют KERS оказался успешным. Здесь начались определенные трудности, однако я уверен – команде по силам их преодолеть. Технология рекуперации кинетической энергии крайне важна для Формулы 1, на ее адаптацию было потрачено немало сил. Программа KERS дорого стоит, но мы не планируем от неё отказываться, поскольку система обеспечивает некоторое преимущество…

Вопрос: Вы будете использовать KERS в предстоящей гонке?
Мартин Уитмарш: Да. Сегодня произошел какой-то сбой, и по соображениям безопасности мы отключили систему. Кажется, подвела система охлаждения – нужно выяснить, связано ли это с погодой, или дело в техническом отказе. Мы сделаем всё, чтобы устранить проблему.

Вопрос: Джон, какое решение примет Toyota?
Джон Хауэтт: Мы внимательно следим за ситуацией. В Кельне работа не прекращается, ведь мы всегда говорили – как только KERS обеспечит ощутимое преимущество, мы сразу же установим её на машину. На этой трассе есть несколько длинных прямых – посмотрим, какую выгоду сможет дать новая система.

Вопрос: Адам, когда ваша команда представит свой оригинальный вариант KERS?
Адам Парр: Я готов повторить слова Джона – мы активно работаем над системой и хотим понять, действительно ли она гарантирует более быстрое прохождение круга. Судя по гонке в Мельбурне, независимо от времени на круге, наличие системы даёт тактическое преимущество, поэтому мы хотим как можно скорее увидеть её на FW31.

Вопрос: Так получилось, что сидящие во втором ряду джентльмены представляют независимые команды. Вам обоим удалось добиться определенных успехов – насколько важны они с коммерческой точки зрения? Машины Росса, к примеру, получили логотип Virgin… Адам, начнем с вас?
Адам Парр: Как раз по этой причине мы продолжаем выступать – нам невероятно повезло, что в самом конце прошлого года десять наших партнеров продлили свои спонсорские контракты, продемонстрировали свою веру в команду, как раз в тот момент, когда решение о сотрудничестве давалось особенно нелегко. Мы признательны им за это, и хороший результат на трассе – единственный способ их отблагодарить.

Вопрос: Росс, после финиша предыдущей гонки ваш телефон не разрывался от звонков потенциальных спонсоров?
Росс Браун: На самом деле, все не так просто, но интерес к команде, учитывая ее результат, был огромным, и это, пожалуй, лучший момент для развития бизнеса. Если бы мы оказались в хвосте пелотона, все было бы намного хуже – впрочем, в любом случае текущую экономическую ситуацию не назовешь простой.

Всё идёт неплохо, но наша цель – долгосрочное партнерство на ближайшие несколько лет, а не разовое соглашение. Мы готовы потратить время на поиск оптимальных вариантов – первоначальное сотрудничество с Virgin выглядит скромным, но у него большой потенциал. Думаю, нам удался отличный старт сезона, ведь мы могли только мечтать о таких результатах…

KERS не входит в наши планы. При переходе на другой двигатель нам пришлось пойти на определенный технический компромисс, и сейчас BGP001 весит чуть больше, чем планировалось, поэтому с установкой новой системы могут возникнуть проблемы. Прежде чем думать о применении технологии рекуперации, нужно облегчить машину – как и соперники, мы будем следить за ситуацией. Согласно нашим расчетам, Сепанг лучше всего подходит для использования KERS, поэтому машины, оборудованные системой, могут получить большее преимущество, чем на других автодромах.

Вопрос: Неделю назад прозвучало мнение, что в сочетании с KERS мотор Mercedes Benz обошелся бы вам намного дороже… Это правда?
Росс Браун: Эта система определенно стоит денег.

Вопрос: Она входит в условия сделки? Или это опция?
Росс Браун: Наш контракт с McLaren Mercedes ограничивается исключительно поставкой моторов. Мы вкратце обсуждали ситуацию с KERS, но время более обстоятельных переговоров ещё не пришло.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Вернемся к ситуации с мистером Райаном. Означает ли это, что он лгал стюардам?
Мартин Уитмарш: Это означает, что его ответы были неоднозначными…

Вопрос: (Эд Горман – The Times) Мартин, продолжим тему. Из пресс-релиза следует, что Дэйв Райан действовал по собственному усмотрению. Вы хотите сказать, что никто из его непосредственных начальников не участвовал в этом процессе?
Мартин Уитмарш: Поправка – у Дэйва не было непосредственного начальника. Думаю, все, кто его знает, прекрасно понимают – он не собирался вводить стюардов в заблуждение. Райан отправился на встречу вместе с Льюисом с единственным намерением четко и ясно обрисовать ситуацию, однако, как выяснилось, во время беседы со стюардами он был не таким последовательным, каким мы привыкли его видеть.

Вопрос: (Эд Горман – The Times) Какова в таком случае роль Льюиса? По словам стюардов, и Хэмилтон, и Райан намеренно утверждали, что команда не приказывала им пропустить Ярно Трулли. Что делал Льюис – следовал советам Дэйва?
Мартин Уитмарш: В тот момент Дэйв руководил командой и нес полную ответственность за происходящее. Думаю, во время специальной пресс-конференции Льюис даст собственную оценку сегодняшним событиям, однако до начала первой тренировки ситуация оставалась неопределенной. Мне пришлось принять очень непростое решение: я знаю Дэйва почти двадцать лет, и никто в паддоке не сомневается в его преданности команде. Для него сообщение об отставке стало настоящим шоком, однако мы должны извлечь урок из этих событий – да, на вопросы стюардов отвечали два человека, но Дэйв занимал пост спортивного директора McLaren и должен был удостовериться в том, что у комиссии сложилось однозначное мнение о том инциденте…

Вопрос: (Эд Горман – The Times) В британских СМИ о McLaren было сказано немало нелестных слов, включая предположение о том, что команда насквозь пропитана ложью. Это правда?
Мартин Уитмарш: Нет.

Вопрос: (Эд Горман – The Times) Тогда в чем дело?
Мартин Уитмарш: В том, что Дэйв высказал неверное суждение и был наказан. Я, Льюис, сам Дэйв и вся команда McLaren искренне сожалеют о случившемся…

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Вы сказали, что ответы Дэвида были неоднозначными, а что насчет Льюиса? Он говорил абсолютную правду?
Мартин Уитмарш: Нет, Льюис тоже был не совсем точен, но мы разговаривали с Дэйвом перед тем, как они оба отправились на встречу со стюардами. Думаю, они пытались разрешить ситуацию, но в итоге поступили неправильно, за что Дэйв, как главное лицо команды, несет полную ответственность.

Вопрос: (Джонатан Легард – BBC) Мартин, как принимается решение о том, что должно быть сказано? В тот момент вы и Рон Деннис также находились на пит-лейн. Какие меры вы предприняли, узнав, что Дэйву предстоит встреча со стюардами?
Мартин Уитмарш: Мы ждали, какое решение примет дирекция гонки – нам пришлось пропустить Трулли, хотя атака Льюиса была целиком в рамках правил, ведь в тот момент итальянец выехал за пределы трассы. Мы полагали, что стюарды согласятся с нашими доводами и изменят финишный протокол, поэтому попросили их разобраться в ситуации и выслушать позиции Дэйва и Льюиса.

Вопрос: (Джонатан Легард – BBC) Дэйв и Льюис обсуждали с вами, что следует говорить?
Мартин Уитмарш: Нет, в этом не было необходимости. Мы знали, что произошло, и надеялись, что четко изложенное мнение заставит стюардов пересмотреть позиции.

Вопрос: (Джонатан Легард – BBC) Тогда где произошел сбой? В интервью Льюис говорил «мне приказали», а при стюардах утверждал обратное… Почему так?
Мартин Уитмарш: Когда Льюис выбрался из кокпита, у него было четкое понимание того, что произошло. Полагаю, во время разговора со стюардами Дэйв разнервничался и решил солгать, а Льюис лишь последовал его примеру…

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Мартин, каким будет ваш следующий шаг? Дэйв всего лишь отстранен от дел вместо того, чтобы быть уволенным. Что все это значит?
Мартин Уитмарш: Это значит, что решение было принято за несколько минут до начала первой тренировки. Дэйв отправился домой, а нам еще предстоит осмыслить все произошедшее и решить, как поступить дальше…

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Наконец, мой последний вопрос – учитывая негативный эффект от этой ситуации, вы не подумывали об уходе с занимаемой должности?
Мартин Уитмарш: За сегодняшний день я успел подумать о многом – так бывает, когда команда старается выложиться по максимуму. Сегодня мы расстались с одним из ключевых сотрудников, но нужно собраться с силами и выложиться на 100%, а к рассуждениям вернемся после финиша.

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) То есть, вы не исключаете возможность отставки?
Мартин Уитмарш: Я ничего не исключаю. Сегодня мы должны были признать серьезную ошибку и сказать правду.

Вопрос: (Инго Рёрш – Sport Bild) Господин Уитмарш, вы видели протокол беседы стюардов с вашими коллегами?
Мартин Уитмарш: Нет. Обычно на оформление протокола уходит некоторое время, к тому же, как мне кажется, один из стюардов забыл свой блокнот в Австралии. Мы могли лишь напрямую спросить гонщика и менеджера о том, что было сказано во время встречи.

Вопрос: (Инго Рёрш – Sport Bild) Может, в будущем следует записывать беседу на пленку или другой носитель?
Мартин Уитмарш: Не мне рассуждать об этом. Стюарды должны полагаться на честность команд…

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Джон, отношения между FOTA и FOA стали более натянутыми… Ситуация ухудшается?
Джон Хауэтт: Между FOTA и FOA? Думаю, нам удалось добиться ощутимого прогресса. Как известно, предметом спора были отдельные платежи: по мнению команд, им была выплачена не вся сумма, но в Австралии, насколько мне известно, юристам двухсторон удалось согласовать позиции – хочется верить, финальное решение скоро будет найдено.

Вопрос: (Анне Джунтини – L'Equipe) Вопрос к командам, использующим KERS. Какое преимущество эта система обеспечивает на старте? Его можно рассчитать?
Мартин Уитмарш: Вполне. Всегда действует несколько факторов, но если ты успеваешь задействовать KERS на подходе к первому повороту, то получаешь преимущество, напрямую зависящее от уровня сцепления с трассой и расстояния до точки торможения. Далее все упирается в возможность пополнить этот резерв мощности: при старте из последних рядов в первом повороте гонщик редко тормозит в полную силу, поэтому большую выгоду получает тот, кто сразу захватывает лидерство.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Росс, чем сегодняшняя ситуация отличается от того, что было в Австралии неделю назад?
Росс Браун: Рано проводить сравнения – сегодня баланс машины был не таким идеальным, как в Австралии. Да, в медленных поворотах BGP001 неплохо держит трассу, к тяге тоже нет никаких нареканий, но на этой трассе другие акценты, поэтому ночью нам нужно поработать над настройками. Полагаю, мы будем бороться в первых рядах, но если кто-то скажет вам, что команда снова займет доминирующее положение – не верьте ему: конкуренция настолько высока, что доминировании не может быть и речи. Мы рассчитываем побороться за очки и, возможно, снова подняться на подиум.

Вопрос: Для Росса Брауна – не могли бы вы рассказать нам о планах доработки машины? У вас достаточно ресурсов для осуществления этой задачи?
Росс Браун: Зимой мы пережили немало потрясений, но на этой неделе они снова напомнили о себе в связи с глобальной реструктуризацией команды – у нас нет бюджета Honda, и, к сожалению, приходится сокращать персонал. Надеюсь, в ближайшее время команда снова войдет в привычный ритм, поскольку процесс реформирования нацелен на достижение результата. Неразумно иметь фантастическое оборудование и ни одной идеи – в основу Brawn GP заложена четкая программа развития, поэтому мы старались сохранить технический потенциал.

Работа не стоит на месте: ближе к гонке в Барселоне мы запланировали серьезную модернизацию машины – правда, сперва нужно взглянуть, чем закончится апелляция, назначенная на следующую неделю. Я не сомневаюсь в нашей правоте, но 100% уверенности в успехе быть не может…

Впрочем, команда готова двигаться вперед. Как заметил Мартин, с новыми правилами прогресс будет очень быстрым – зимой McLaren сильно проигрывала нам в скорости, но сейчас набирает силу. Если хочешь добиться победы, нужно прогрессировать не меньше соперников.

Вопрос: (Бенни Касадеи – II Giornale) Росс, какой из принципов Ferrari вы используете в работе с собственной командой?
Росс Браун: Non mollare mai – никогда не сдаваться. Зимой было очень легко сказать себе – «брось, это того не стоит», но команда сохранила целостность. У меня тоже были крайне неудачные дни, но, к счастью, они не совпадали с неудачными днями остальных руководителей команды. Как я уже говорил, McLaren Mercedes оказала нам неоценимую поддержку: они не знали, выйдем ли мы на старт, но все равно выкладывались на 110%, чтобы дать команде то, что ей нужно. Так что если я что-то и перенял от Ferrari, Луки ди Монтедземоло, Жана Тодта и Михаэля Шумахера, так это принцип «никогда не сдаваться».

Вопрос: (Крис Лайнс – Associated Press) Я хотел бы услышать мнение каждого из вас о скорости и самом принципе принятия решений, касающихся, к примеру, штрафов в ситуации Трулли-Хэмилтон, или спорной конструкции диффузора. Можно ли ускорить это процесс? На автодроме болельщики видят один результат, а вернувшись домой узнают, что все изменилось… Ваши мысли на этот счет?
Джон Хауэтт: Этот чемпионат принадлежит FIA, федерация решает, как им управлять. FOTA может участвовать в обсуждении отдельных моментов, но нужно помнить, что, по аналогии с футболом, стюарды проходят специальный отбор и в конечном итоге именно им принадлежит право выносить решение. Может быть, в будущем ситуация изменится, но не думаю, что нам следует напрямую вмешиваться в этот процесс…

Адам Парр: Нужно разделять спортивный и технический регламент. Если речь идет о спортивной составляющей, дело должно решаться как можно быстрее, и возвращаться к нему следует только в случае обнаружения веских дополнительных доказательств. С техникой намного сложнее: зимой команды активно работают над машинами, запрашивают необходимые пояснения FIA, и до старта сезона многие из них не задумываются о том, чем занимаются соперники.

Правила позволяют подавать протест во время технической инспекции, по ходу уик-энда или сразу после него – в нашей ситуации соперники воспользовались первой же возможностью и подали протест уже в четверг, причем действовали они совершенно открыто. С того момента у нас оставалось шестнадцать дней: восемь на подтверждение апелляции и столько же на ответ – думаю, немногим меньше было бы проблемой… Возможно, данный процесс кажется слишком затянутым, но такова природа этого спорта…

Росс Браун: Бывает досадно, когда трибуны уже опустели, а мы всё еще обсуждаем то или иное решение. Было бы неплохо, если бы все в гонке четко разделялось на «черное» и «белое», однако Формула 1 намного сложнее, особенно если речь идет о технической стороне. Думаю, существующий порядок достаточно справедлив. Мне доводилось и подавать апелляции, и оспаривать их – это чрезвычайно сложный вид спорта, и в условиях смены правил три команды по-своему интерпретировали регламент, а остальным это не понравилось. Что ж, вопрос нужно решать.

Если говорить о спортивной составляющей, несправедливое финальное решение всегда хуже правильного, но принятого с опозданием.

Мартин Уитмарш: Боюсь, никаких особенных идей, разве что команды и FIA должны максимально плотно сотрудничать, чтобы ускорить подобные процессы, которые, как очевидно, не идут во благо спорту. Возможно, совместная работа должна быть более прозрачной, более понятной – не стоит заострять внимание на одной из сторон, мы все являемся частью этого спорта и должны думать о том, как сделать его лучше.

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Как в настоящий момент складываются отношения между Льюисом и командой, между ним, его менеджером и вами лично? Стала ли их реакция на все происходящее следствием отставки Дэйва Райана, и повлияет ли она на ваши дальнейшие шаги?
Мартин Уитмарш: Вряд ли. Льюис не просто член команды – он наш давний друг, а с Энтони у нас сложились по-настоящему замечательные отношения.

На самом деле, они не участвовали в принятии того решения и не сразу узнали об отставке Дэйва Райана. Управлять командой - это наша задача, Льюис с Энтони прекрасно это понимают. Сейчас обстановку в McLaren не назовешь простой, но я надеюсь, что мы сделаем определенные выводы и станем еще сильнее.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Росс, не могли бы вы пояснить, какой окажется Brawn GP после реструктуризации? И еще – почему команду не признали правопреемницей Honda? Напоследок – как обстоят дела с подписанием Договора Согласия?
Росс Браун: В процессе реструктуризации мы уделили особое внимание, как нам показалось, ключевому фактору – надежности. В дальнейшем мы планируем экономно расходовать запасные детали, кроме того, сейчас на гонку приезжает 55 человек, тогда как год назад их было 90 – наступают новые, интересные времена. Разумеется, и у нас находились поводы для огорчения, ведь зачастую мы не могли позволить себе то, к чему привыкли – я говорю не о лучших местах в самолете, а о разработках, которыми мы привыкли пользоваться.

Что касается заявки на участие в чемпионате, FIA захотела видеть в нас новую команду, и я уважаю это решение. Не хотелось бы останавливаться на коммерческой составляющей, скажу лишь, что FOTA и FOM сделали все возможное, чтобы обеспечить команде лучшие шансы на дальнейшее развитие.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Господин Уитмарш, есть один момент, который я никак не могу понять. Вы только сегодня утром узнали, что Дэйв Райан вел себя не совсем честно? Вчера вы утверждали обратное. Вы поняли, что сказанное вами расходится с представленной информацией лишь после того, как ознакомились с заявлением стюардов?
Мартин Уитмарш: В подобных ситуациях люди пытаются убедить себя в том, что абсолютно честно отвечали на все вопросы. Дэйв заявил, что не лгал, и мы поверили ему, но чем больше мы разговаривали на эту тему, тем больше убеждались, что его ответы были не настолько правдивыми и очевидными, как нам хотелось.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё