Гран При Малайзии : Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Эндрю Шоувлин (гоночный инженер Дженсона Баттона), Ник Хайдфельд, Дженсон Баттон, Тимо Глок

1. Дженсон Баттон (Brawn GP) - 55 минут 30.622 сек.
2. Ник Хайдфельд (BMW Sauber) - 55 минут 53.344 сек
3. Тимо Глок (Toyota) - 55 минут 54.135 сек.

Вопрос: Дженсон, очень непростая гонка. Проблемы на старте и необходимость всякий раз варьировать тактику…
Дженсон Баттон: Действительно безумная гонка! Я плохо стартовал – думаю, задние шины оказались недостаточно прогреты, и мне пришлось бороться с сильной избыточной поворачиваемостью. Я откатился на четвертую позицию, но вскоре поднялся на третью, а потом вышел в лидеры. Машина ехала достаточно быстро, и я был вполне доволен.

Затем начался дождь, и очень сложно было сделать правильный выбор шин – обычно в Малайзии дождь сразу же переходит в ливень, но только не сегодня. Мне поставили резину для сильного дождя, которая быстро разрушилась, и в это время я увидел, что позади нас на промежуточных шинах очень быстро едет Тимо Глок, поэтому мы решили последовать его примеру.

Когда Тимо поравнялся со мной, я заметил, что протектор на его резине практически стерт – он едва удерживал машину и вскоре должен был направиться в боксы. На промежуточных шинах я успел проехать лишь один круг, причем, с приемлемой скоростью, и потом, когда дождь усилился, снова заехал на пит-лейн, поставил дождевую резину и остался лидером. Очень интересная гонка, правда, в этом сезоне мне еще не доводилось видеть клетчатый флаг без машины безопасности впереди!

Вопрос: Ник, в 2005-м с десятого места на третье, а сегодня с десятого на второе… Отличная стратегия – вы дозаправились на двадцать втором круге, чуть раньше, чем требовалось, но это сработало…
Ник Хайдфельд: Очень непростая гонка, особенно в таких условиях. Как сказал Дженсон, в Малайзии дождь быстро перерастает в ливень, однако поначалу мое решение переобуться в дождевую резину казалось не совсем верным – команда сообщила, что вскоре дождь должен усилиться, а я ответил, что промежуточные шины должны ехать намного быстрее. Но, как только меня позвали в боксы, на трассу обрушился настоящий поток воды – я находился в 200 метрах от въезда на пит-лейн и закричал «нет, я остаюсь на этих шинах, дождь усиливается!». Поначалу кто-то из гонщиков ехал быстрее, я же надеялся, что смогу пересидеть их и старался беречь резину – впрочем, со временем задние шины все равно превратились в слики…

Вопрос: Тимо, отличный тактический ход – поставить промежуточную резину! Расскажите об этом…
Тимо Глок: Должен сказать, это одна из моих лучших гонок! На старте у меня возникли какие-то проблемы – не знаю, из-за чего я потерял столько позиций. Я просто не мог поверить, что Фернандо и Кими оказались впереди в первом повороте! Дальше – восьмая позиция, трафик, а после пятого или шестого круга я заметил надвигающиеся тучи и спросил команду: когда пойдет дождь? Мне ответили – в ближайшие пару минут. Приближался первый пит-стоп, и я сказал: «Я хочу рискнуть и переобуться в промежуточную резину, а там посмотрим».

Я видел, как чуть раньше Фелипе Масса перешел на дождевые шины, и прекрасно понимал, что долго они не выдержат, однако повторил: «Давайте же, нужно рискнуть, и в итоге это себя оправдает!». Последние круги за машиной безопасности получились несколько сумбурными – во время пит-стопа мой инженер сказал мне – «ты лидер» –на что я ответил: «Хорошо, я не буду атаковать, а постараюсь сберечь шины». Но позже Дженсон выскочил из боксов прямо передо мной, так что я оказался вторым, а покинув машину обнаружил себя на третьей строчке. Надеюсь, когда я вернусь в боксы, я по-прежнему буду третьим.

Вопрос: Дженсон, незадолго до выезда машины безопасности вам пришлось бороться с Тимо в крайне непростых условиях…
Дженсон Баттон: Да, я практически не видел трассу! Мы оказались позади машины безопасности, и команда сообщила: спокойно, просто оставайся на траектории – однако и это было непросто! Пару раз я едва не вылетел с трассы, хотя мы ехали настолько медленно, что машина безопасности без труда уезжала вперед. Если бы я поехал чуть быстрее, то наверняка бы закончил гонку в гравии.

Вопрос: Ник, что происходило на стартовой решетке, когда вы просто сидели в кокпите?
Ник Хайдфельд: Я понимал, что в случае остановки гонки окажусь на втором месте, поскольку учитывались результаты предыдущего круга, однако возникла некоторая путаница – нам сообщили, что если гонка продолжится, то мы должны стартовать чуть ли не первыми, и что, определенно, Марк Уэббер должен оказаться чуть выше… На эти обсуждения ушло не меньше получаса…

Вопрос: Что вы думали об условиях на трассе и возможном рестарте?
Ник Хайдфельд: Если бы дождь оставался таким же сильным, как в момент остановки гонки, управлять машиной было бы просто невозможно – как заметили Дженсон и Тимо, она скользила даже при минимальной скорости. Кроме того, стемнело, и мы не могли продолжать…

Вопрос: Тимо, как прошел старт?
Тимо Глок: Вы и сами все видели – я допустил пробуксовку и увидел, как слева промчались Фернандо и Кими – я не мог в это поверить! Мне пришлось нелегко, и я рад, что переднее антикрыло осталось целым – правда, сама гонка оказалась слегка испорченной, поскольку Фернандо и Марк сдерживали наш темп. Я пробовал атаковать, однако из-за нехватки тяги не мог провести обгон…

Вопрос: Дженсон, на выходе из первого поворота вы едва не попали в аварию…
Дженсон Баттон: На протяжении всего уик-энда состояние трассы оставалось примерно одинаковым, но в том самом месте уровень сцепления оказался неожиданно низким – я слишком глубоко нырнул в первый поворот и сразу же столкнулся с сильной избыточной поворачиваемостью. Алонсо вышел вперед, а мою машину продолжало бросать из стороны в сторону – к счастью, мне удалось вернуть позицию, но затем пришлось догонять Ярно Трулли и Нико Росберга. Потрясающая гонка! Возможно, я бы предпочел более спокойный вариант, но в итоге мы оказались впереди, чему я очень рад.

И еще. Я хочу поблагодарить моего гоночного инженера, который сегодня поднялся со мной на подиум – мы многое пережили вместе, но до сей поры он все время оставался в тени. Во многом благодаря ему мы одержали эту победу, так что огромное спасибо!

Вопрос: Дженсон, это может войти в привычку…
Дженсон Баттон: Вы имеете в виду финиш за машиной безопасности? Какая гонка! На старте мне пришлось очень нелегко, в каждом повороте первого круга возникала сильнейшая избыточная поворачиваемость, но затем я стал догонять Ярно и Нико, зная, что смогу продержаться на трассе несколько дольше их. Когда они направились в боксы, мне удалось проехать пару быстрых кругов и перехватить лидерство – казалось, все складывается неплохо, но затем я поднял голову и увидел, что небо заволокло тучами, и начинает накрапывать дождь.

Мы поехали за дождевой резиной, полагая, что вскоре на трассу обрушится ливень, однако этого не произошло. Кто-то из гонщиков угадал с тактикой, но к тому моменту у нас было 18 секунд преимущества, так что я продолжил гонку, а когда резина начала отслаиваться, переобулся в промежуточные шины, поскольку видел, как быстр на них Тимо.

Я выехал из боксов сразу позади него, но моя резина была в лучшем состоянии, поэтому я успел обогнать Тимо еще до того, как он отправился на пит-лейн. На этих шинах мне удалось проехать всего один круг, причем в неплохом темпе, а когда дождь усилился, я снова поставил дождевой комплект, правда, вскоре на трассу выехала машина безопасности…

Очень тяжелая гонка. Было невероятно трудно удержаться на траектории – мы ехали в прогулочном темпе, но все равно боялись оказаться на обочине, поскольку видимость стремилась к нулю. Это было похоже не на реку, а скорее на озеро…

Вопрос: Вы стартовали с грязной части трассы и наверняка нервничали…
Дженсон Баттон: Да, причем для Тимо старт тоже не удался. В принципе я неплохо стартовал, но гонщики, стартовавшие справа, мгновенно вышли вперед, да и машины с KERS смогли подтянуться. В первом повороте возникла настоящая неразбериха – я почувствовал избыточную поворачиваемость и не смог мгновенно отыграться…

Вопрос: До сегодняшнего дня вам не приходилось ездить на дождевых шинах?
Дженсон Баттон: Именно! На дождевой резине баланс BGP001 не был идеальным – трасса оставалась достаточно сухой, и первые два круга мне пришлось бороться с сильной избыточной поворачиваемостью, а затем передние шины начали гранулироваться. Нужно поработать над этой проблемой, но я рад, что мы смогли закончить гонку лидерами, несмотря на различную тактику других команд. Мои поздравления нашим инженерам и специалистам по стратегии!

Вопрос: Ник, в очередной раз второе место, но я полагаю, вы довольны результатом?
Ник Хайдфельд: Более чем. Я стартовал десятым и вряд ли мог рассчитывать на большее.

Вопрос: Потрясающе, вы провели всего один пит-стоп, тогда как соперники по три-четыре раза заезжали в боксы…
Ник Хайдфельд: Начинал накрапывать дождь, и было совершенно очевидно, что он может усилиться, поэтому мы переобулись в дождевую резину – правда, некоторое время трасса оставалась достаточно сухой, и пока я берег шины, несколько гонщиков вышли вперед. Впрочем, я понимал, что вскоре у них резина начнёт изнашиваться, а если ливень все-таки начнется, я смогу их пересидеть. Команда все время повторяла: «Сильный дождь через две минуты», но только когда меня снова позвали в боксы, он действительно зарядил в полную силу. До въезда на пит-лейн оставалось каких-то триста метров, и я закричал: «Нет, я остаюсь на этих шинах, дождь усилился!». Это был правильный шаг, пусть даже нам немного повезло…

Вопрос: Но перед остановкой гонки вас развернуло…
Ник Хайдфельд: Да, машина безопасности уже находилась на трассе, и мне сообщили, что я должен следить за её скоростью на специальном табло, и ни в коем случае её не превышать. Я засмеялся и ответил, что был бы счастлив ехать столь же быстро! В том месте трассы кого-то уже разворачивало, и я подумал: «Хорошо, я поеду как можно медленнее», однако аквапланировали не только шины, но и днище машины – меня занесло, и лишь каким-то чудом я не вылетел в гравий. Впрочем, в итоге это не имело бы никакого значения, поскольку учитывались результаты предыдущего круга, однако решение остановить гонку было верным.

Вопрос: Тимо, невероятная гонка! Правда, до первого пит-стопа вы долгое время ехали позади Алонсо…
Тимо Глок: Да, старт обернулся разочарованием: я откатился на восьмое место и не мог поверить, что Кими обогнал меня по внешнему радиусу, а Фернандо атаковал изнутри – в итоге снова я оказался позади машин, оснащенных KERS. Я долго пытался подобраться к Марку Уэбберу, но во время одной из попыток атаки повредил переднее антикрыло и вынужден был отступить.

Я понимал, что вскоре должен пойти дождь, однако он не начинался, и я решил переобуться в промежуточную резину - к тому моменту многие уже перешли на дождевые шины и практически стерли их, а я мчался по трассе, обгоняя одну машину за другой. Вскоре и моя резина начала изнашиваться, однако гоночный инженер постоянно повторял: ты по-прежнему самый быстрый! Пожалуй, труднее всего было в седьмом и восьмом поворотах, где дождь лил особенно сильно – в конце концов, резина окончательно пришла в негодность, и я отправился в боксы, причем как раз в тот момент меня снова обогнал Дженсон.

Мы поставили дождевую резину и попробовали следовать за машиной безопасности, но если Дженсон еще мог ехать достаточно быстро, то моя Toyota просто плыла по трассе! Утром мы, смеясь, говорили, что все гонщики умеют плавать, но ближе к вечеру шутка была очень похожа на правду. Хорошо, что гонку все-таки остановили…

Вопрос: Сожалеете о втором месте?
Тимо Глок: Да, интересная ситуация – мой инженер повторял: «Ты второй, ты второй», но уже в паддоке я оказался третьим.

Дженсон Баттон: Все-таки ты позади меня.

Ник Хайдфельд: А я рад второму месту.

Вопросы с мест

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Не кажется ли вам, что решение остановить гонку пришло довольно поздно? Старт гонки в 17:00 – хорошая идея?
Дженсон Баттон: Раньше мы действительно так считали, но в Мельбурне нам мешало низкое солнце, а здесь быстро стемнело, и дождь, который обычно начинается в пять или шесть часов, не заставил себя ждать. Он оказался настолько сильным, что решение остановить гонку было абсолютно верным. Полагаю, дирекции гонки трудно представить, насколько мокрой может быть трасса – что-то подобное было в Фудзи два года назад, но на этот раз они среагировали вовремя…

Ник Хайдфельд: Да, они остановили гонку в нужный момент. Резина была сильно изношена, возможно, те из нас, кто ехал на свежих шинах, смогли бы протянуть еще полкруга, но дирекция гонки поступила разумно – машина безопасности была на 20 секунд быстрее, поэтому они выбросили красный флаг.

Дженсон Баттон: Если машина безопасности привозит нам по 20 секунд на круге, значит, трасса слишком мокрая для Формулы 1.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Две победы подряд превзошли ваши ожидания?
Дженсон Баттон: Для меня сегодняшний успех еще более удивительный. Да, с машиной безопасности в Австралии тоже пришлось нелегко, однако при таких погодных условиях гонка оказалась еще более трудной. Эти двое не сражались со мной на старте, и хорошо, что нам удалось уследить за тем, что творится позади, и вовремя среагировать. Приятно отправиться в Шанхай с преимуществом в пять очков – надеюсь, там нас ждет более спокойная гонка, и мы сможем оценить реальный расклад сил.

Вопрос: Ник, как вела себя KERS? Вы использовали ее в дождь?
Ник Хайдфельд: Да, ее можно активировать в дождь, разве что чуть позже, чем при сухой погоде. Должен сказать, я доволен тем, как она работает - на тестах нам не удалось опробовать KERS на мокрой трассе, однако сегодня она показала себя с самой лучшей стороны.

Вопрос: (Ливио Оррихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем: когда вы остановили машины на стартовой прямой, дирекция гонки спрашивала ваше мнение насчет возможного рестарта?
Дженсон Баттон: Насколько мне известно, рестарт действительно планировался, и именно по этой причине машины перемещались по стартовой решетке, однако проблема оказалась в том, что на последнем круге многих гонщиков развернуло, и было трудно понять, кто на какой позиции находится. Я рад, что рестарт не состоялся – в противном случае нам пришлось бы десять кругов ехать за машиной безопасности, в каждом повороте рискуя вылетом, ведь в конечном итоге это все зависело не от тебя, а от направления водного потока в районе апекса. Дирекция гонки приняла верное решение, однако рестарт на самом деле планировался…

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Если бы все зависело от вашего решения, захотели бы вы продолжить гонку?
Дженсон Баттон: Нет. Разумеется, мне было бы приятно заработать десять очков, но это лучший результат, на который мы могли рассчитывать, и решение было справедливым. Уверен, кто-то скажет: «Мы видели не всю гонку, какая досада!», однако иногда нужно думать о безопасности. Мы здесь, чтобы гоняться, однако и нашим возможностям есть предел.

Ник Хайдфельд: Я воспользовался паузой, чтобы сменить тонированный визор на более прозрачный – иначе я бы ничего не увидел! Тогда же я сказал Марио Тайссену и Чарли Уайтингу, что считаю невозможным вести машину в таких условиях.

Тимо Глок: Я сообщил инженерам, что не могу вести машину, и уже почти выпрыгнул из кокпита, когда мне сказали готовиться к рестарту за машиной безопасности. Я снова одел шлем, как вдруг мне сообщили: «Нет, гонка окончена». В конце концов, вы должны понять слова Дженсона: становилось темно, а гонка за машиной безопасности – не самое лучшее зрелище, так что нам следовало остановиться в нужный момент.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Дженсон, если я не ошибаюсь, вы впервые управляли BGP001 под дождём. Как вела себя машина? Можно ли утверждать, что она хороша в любой ситуации?
Дженсон Баттон: Думаю, да, однако сегодня мы оказались в непривычной ситуации, когда ехали на дождевой резине по относительно сухой трассе. Мы ждали грозу, и не хотели рисковать лидерством, поэтому поставили дождевые шины. Машина вела себя ужасно – приходилось ехать не выше третьей передачи, на более высоких скоростях заднюю часть постоянно срывало. Баланс совсем не устраивал, однако причиной этому стали погодные условия, не подходящие данному типу шин. Когда мы всего на один круг перешли на промежуточную резину, баланс значительно улучшился, поскольку состояние трассы полностью соответствовало выбранным шинам. Ну а затем усилившийся дождь сделал всякую резину практически бесполезной…

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Тимо, вы сказали, что переход на промежуточную резину оказался рискованным шагом. Вы обсуждали этот вариант с вашим гоночным инженером? Пришлось ли вам убеждать его в своей правоте, или же команда, наоборот, пыталась уговорить вас выехать на дождевых шинах?
Тимо Глок: Нет, они ответили – Тимо, тебе решать, просто оцени условия на трассе – а я сказал: давайте рискнем и переобуемся в промежуточную резину. В конечном итоге это было мое решение, и оно оказалось верным, поскольку действительно сильный дождь начался намного позже. К сожалению, из-за финального пит-стопа я потерял несколько позиций, однако мы должны быть довольны сегодняшним результатом.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё