Гран При Турции : Пресс-конференция в субботу

1. Фелипе Масса (Ferrari) 1:27.329
2. Льюис Хэмилтон (McLaren) 1:27.373
3. Кими Райкконен (Ferrari) 1:27.546

Телевизионная часть

Вопрос: Фелипе, последние минуты третьей сессии были напряженными - на трассу выехали все лидеры, и вы показали блестящее время...
Фелипе Масса: Да, нелегко пришлось. Борьба в квалификации была очень плотной. Во всех трех сессиях четверо гонщиков показывали очень близкие результаты, но последняя попытка мне удалась, и я очень горжусь этим - особенно после неудачного результата в Венгрии. Думаю, мы это заслужили. Показанное время и работа команды дают повод для гордости, стартовать здесь с поула - большая удача, ведь завтрашняя гонка будет не из легких.

Вопрос: Год назад именно здесь, в Турции, вы завоевали первый поул. Вы показали прекрасное время, расскажите немного о восьмом повороте и чистом прохождении круга.
Фелипе Масса: Восьмой поворот - это что-то! В квалификации мне как раз удалось пройти его идеально. Вообще он мне нравится, и по ходу всего уик-энда благодаря хорошему балансу машины я проходил его на нужной скорости. Мне нравится и вся трасса в целом, она очень технична, и здесь трудно найти оптимальный баланс для каждого отрезка.

Вопрос: Льюис, долю секунды вы были обладателем поула, но в самом конце Фелипе отобрал у вас первое место. Вы неплохо провели квалификационную сессию - первая попытка была не блестящей, зато вторая что надо.
Льюис Хэмилтон: Я доволен результатом. На тренировках мы были быстры, но в первой и второй квалификационных сессиях мне не хватало скорости и не удавалось как следует пройти круг. Первая попытка в третьей сессии удалась неплохо, но все же я был четвертым и сомневался, что смогу что-то улучшить, однако продолжил атаковать. Я потерял немного времени на выходе из последнего, очень коварного поворота, но все же квалифицироваться в первой четверке - хороший результат для команды.

Вопрос: Насколько конкурентоспособна здесь ваша машина по сравнению с предыдущими трассами?
Льюис Хэмилтон: Машина ведет себя отлично. У нас было почти три недели на доработку, команда прекрасно поработала, отнюдь не у всех была передышка. Они старались изо всех сил, чтобы сделать еще один шаг вперед, и я считаю, что завтра мы сможем бороться с Ferrari.

Вопрос: Квалификация прошла спокойно; похоже, в этот раз в McLaren вернулись к практике использования разных бригад на пит-стопах...
Льюис Хэмилтон: Да, это решение команда приняла до начала квалификации. Мы еще раз убедились, что при наличии каких-то проблем решение нужно принимать до квалификации, а не по ходу ее, и руководство решило, что проще поставить две бригады на пит-стопах - это отлично сработало.

Вопрос: Кими, какое-то время вы тоже были на поуле. Как прошла для вас квалификация?
Кими Райкконен: Первые сессии прошли успешно. Во второй я ошибся в девятом повороте, но с машиной все было в порядке. В финальной попытке заключительной части, в последних двух поворотах, мне слегка мешала избыточная поворачиваемость, но я все же считаю, что третье место - это неплохо. Конечно, я предпочел бы быть на поуле, но у нас хорошая машина, а гонка длинная - надеюсь, я смогу отыграться.

Вопрос: Мы много говорили о быстрых поворотах, особенно о восьмом, но что интересно - вы и другие гонщики упоминаете несколько последних поворотов, а они достаточно медленные...
Кими Райкконен: Да, медленные, но в медленных поворотах теряется больше времени, чем в быстрых. Они очень важны, и пройти их чисто очень непросто, они очень скользкие и могут запросто испортить весь круг. Все же я считаю, что у нас хорошие шансы на завтра, посмотрим, чего нам удастся добиться в гонке.

Вопрос: Фелипе, что вы думаете о завтрашней схватке Ferrari и McLaren?
Фелипе Масса: Борьба будет напряженной. У нас хорошая машина, это было видно по ходу уик-энда, но соперники тоже в отличной форме. Думаю, гонка будет для нас нелегкой, а для зрителей - увлекательной.

Пресс-конференция

Вопрос: Фелипе, вы, кажется, становитесь специалистом по части турецкой трассы.
Фелипе Масса: Знаете, я скучал по этому автодрому и очень доволен своим временем. По ходу квалификации четверо гонщиков показывали очень близкие результаты, но я знал - у меня отличная машина, и я могу быть быстр. В первой и второй сессиях я проехал круг не очень чисто, но обратил внимание на свои ошибки, чтобы в решающий момент их не совершить. В третьей сессии в обеих попытках мне удалось все сделать правильно, и я очень доволен - особенно после неудачи в Венгрии.

Вопрос: Насколько важно знать, что вы можете выиграть здесь, что вы уже побеждали?
Фелипе Масса: Если у тебя хорошая машина, оптимальный баланс, и даже в случае ошибки в каком-то повороте знаешь, что способен пройти его правильно - ты конкурентоспособен. По ходу всего уик-энда я сохранял конкурентоспособность, был пусть не первым, но все же в хорошей форме. С балансом все было в порядке, и в нужный момент у меня все получилось - а это главное. Сконцентрироваться и сделать все идеально очень непросто, но мне это удалось.

Вопрос: За последние пару дней многие гонщики допускали ошибки, что вы думаете по поводу своего выступления?
Фелипе Масса: Ошибаться - это нормально. Я тоже несколько раз ошибся. Когда пытаешься найти свой предел, ошибки в порядке вещей, с большинством людей такое происходит. К счастью, в решающий момент этого не произошло.

Вопрос: Льюис, вы довольны вторым местом?
Льюис Хэмилтон: Да, вполне, особенно с учетом столь малой разницы. На свободных заездах мы ничуть не уступали Ferrari, и перед началом квалификации я чувствовал себя уверенно. Первая и вторая сессия меня несколько удивили - машина вела себя не идеально, мне не удавалось чисто пройти круг, и по результатам обеих сессий я был, кажется, четвертым. Первая попытка в третьей сессии была не такой уж плохой, я знал, где потерял время и понимал, что могу пройти круг лучше, но не думал, что отыграю пять-шесть десятых. Однако в последней попытке я сделал все правильно и показал хорошее время. Я немного потерял в последнем повороте, но, думаю, это случилось со всеми. Хитрый поворот, но я доволен - второе место, мне не на что жаловаться.

Фелипе Масса: Он сегодня не ходил в туалет, вот и занял второе место.

Льюис Хэмилтон: Да, но ты-то ходил...

Вопрос: В прошлом году, выступая в GP2, вы провели здесь феноменальную гонку. Какое значение это имеет для вас сейчас?
Льюис Хэмилтон: Конечно, опыт выступлений на этой трассе в GP2 и знание того, что здесь можно обгонять, облегчает жизнь. На некоторых трассах просто не получается подобраться к сопернику достаточно близко, а здесь это хоть и непросто, но все же возможно, так что... посмотрим. Думаю, гонка будет удачной - у нас хорошая машина, хорошая стратегия, с нетерпением жду схватки с соперниками.

Вопрос: Вы удивлены тем, что конкурентоспособность Ferrari выше на таких трассах, а не на более узких, вроде Венгрии?
Льюис Хэмилтон: Вовсе нет. Мы на самом деле считали, что на более медленных и узких трассах они уступают нам в скорости, а на трассах с длинными прямыми они казались немного быстрее. Мы предполагали, что по ходу нынешнего уик-энда они будут быстрыми, но это отнюдь не значит, что их машина лучше!

Вопрос: Кими, вы разочарованы третьим местом - с учетом, к примеру, вчерашнего результата?
Кими Райкконен: Да, конечно, хотелось бы быть первым, но первые две квалификационные сессии прошли успешно, с машиной все было в порядке. Во второй сессии я немного ошибся, но во время последней попытки машина вела себя не так хорошо, как я ожидал, маленькой ошибки в последних двух поворотах хватило для того, чтобы скатиться на третье место. Но я считаю, что у нас хорошая машина, и мы сможем завтра навязать борьбу соперникам. Гонка длинная, посмотрим, что нам удастся сделать.

Вопрос: Вы часто упоминали третий сектор. На нем можно потерять много времени, но не получается много выиграть?
Кими Райкконен: Если все сделать правильно, то можно выиграть столько же, сколько проиграл, но дело в том, что в медленных поворотах теряется больше времени - мы дольше в них находимся. Это коварная трасса с очень узкими поворотами, на прямой мы стараемся ехать быстрее, поэтому слишком большая прижимная сила не требуется, но и прямая также скользкая.

Вопросы с мест

Вопрос (Спайрос Петтас - Auto Motor und Sport Greece): Всемирный Совет по автоспорту принял решение, согласно которому McLaren обладали технической информацией Ferrari и нарушали тем самым статью 151, но наказания не последовало. Затем в Венгрии McLaren и Фернандо Алонсо были серьезно оштрафованы за 30-секундный простой на пит-лейн. Идет ли подобное правосудие на пользу автоспорту и болельщикам Ф1?
Фелипе Масса: Я не буду это комментировать.

Льюис Хэмилтон: Я тоже.

Кими Райкконен: Аналогично.

Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Кими, вчера вы сказали, что, если не займете поул, то предпочтете стартовать с третьего, а не второго места. Это утверждение еще актуально?
Кими Райкконен: Да, так как с чистой стороны трассы стартовать выгоднее. Думаю, здесь это может сыграть свою роль, но посмотрим, что произойдет завтра.

Вопрос (Ян Стэффорд - The Mail on Sunday): Вопрос Кими и Фелипе. На кону еще 60 очков, каждый из вас может стать чемпионом мира, но, если рассуждать реалистично - что вы должны сделать, чтобы остановить Льюиса и Фернандо? Мне кажется, вам нужно отыгрывать у Льюиса по три с половиной очка за гонку, что же вам нужно делать?
Фелипе Масса: Именно это мы и попытаемся сделать!

Вопрос: А можно поподробнее?
Фелипе Масса: Мы постараемся финишировать обеими машинами впереди McLaren в каждой гонке. Ситуация в чемпионате непростая, 21 очко - серьезный отрыв, мы попробуем его преодолеть.

Кими Райкконен: Мы сделаем все, что в наших силах, постараемся одерживать победы, неизвестно, что может произойти в следующих шести гонках. Мы будем атаковать до тех пор, пока у нас будет шанс. Следующие три гонки очень важны, но надо подождать.

Вопрос (Фредерик Ферре - L'Equipe): Вопрос Льюису. Насколько помешало вам то, что в четверг вы не выходили на трассу и не участвовали в подготовке к уик-энду?
Льюис Хэмилтон: В квалификации мы заняли второе место, так что вряд ли это серьезно повлияло на подготовительную работу. У нас была возможность подготовиться, я встречался с инженерами в начале недели, так что на мне это никак не сказалось.

Вопрос (Стив Купер - Autosport): Фелипе, на этой неделе в немецких СМИ появилось известие о том, что в Венгрии вам сообщили о наказании McLaren раньше, чем об этом было объявлено официально. Это правда?
Фелипе Масса: Полная чушь.

Вопрос (Ян Стэффорд - The Mail on Sunday): Льюис, понятно, что вам нужно следить за гонщиками Ferrari, но в личном зачете ваш ближайший преследователь - Фернандо. Ввиду этого насколько вы довольны тем, что квалифицировались вторым, в то время как Фернандо - четвертый?
Льюис Хэмилтон: Это вселяет оптимизм. Я знал, что по ходу квалификации Фернандо все время прибавляет, мне же вначале недоставало скорости, но после того, как мне удалось отыграться во время последней попытки и оставить его позади, я испытываю облегчение. Конечно, завтра будет новый день, и я просто постараюсь набрать как можно больше очков и финишировать впереди. Но для нас обоих будет лучше обойти обе Ferrari.

Вопрос (Ливио Ориккио - O Estado de Sao Paulo): Вопрос Массе. Вам великолепно удался третий сектор, Кими же сказал, что в нем легко ошибиться. В чем секрет вашего успеха?
Фелипе Масса: Это было непросто, особенно с учетом того, что в промежутке между утренней тренировкой и квалификацией направление ветра немного изменилось, и в тех поворотах это мешало. Сцепление в последнем повороте было уже не таким, как раньше, но мне удалось хорошо пройти третий сектор, просто умерив агрессивность.

Вопрос (Юха Паатало - Financial Times Germany): Вы сказали, что в третьей сессии машина вела себя не так хорошо, как в первой и второй, что же случилось с балансом?
Кими Райкконен: Ничего особенного, когда в машину заливается больше топлива, она всегда ведет себя несколько иначе. С ней по-прежнему было все в порядке, но мне не удавалось пройти круг так чисто, как я надеялся. Но, думаю, в условиях гонки на длинной дистанции машина будет вести себя хорошо. Я не слишком разочарован, хотя стартовать с поула, конечно, лучше. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.

Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Фелипе, какой из поулов дался тяжелее - нынешний или прошлогодний?
Фелипе Масса: Думаю, оба. Поул всегда дается непросто. В прошлом году, как и в этом, борьба была очень плотной. Здесь и в Малайзии мне удалось показать хорошее время. Даже в Бахрейне плотность результатов была высокой. Это всегда нелегко.

Вопрос (Андреа Кремонези - La Gazzetta dello Sport): Кими, можете рассказать, каково это было - совершить ту ошибку между 12 и 13 поворотами? Понимали ли вы в тот момент, что теряете поул?
Кими Райкконен: Я этого не знал. Я понимал, что потерял время, так как сошел с траектории, но не знал, сколько именно. Такое порой случается - атакуешь, чтобы отыграть время, и переусердствуешь. Это часть игры.

Читайте ещё