Гран При Турции : Пресс-конференция в пятницу

Джон Хауэтт (Toyota), Фрэнк Уильямс (Williams), Ральф Шумахер (Toyota), Александр Вурц (Williams)

Вопрос: Вопрос всем четверым. Сегодня многие гонщики вылетали с трассы с минимальными потерями - в гонке нас ожидает то же самое? Одобряете ли вы, когда ошибки остаются практически безнаказанными?
Ральф Шумахер: Что вы имеете в виду под наказанием? Благодаря безопасности в Формуле 1 такое происходит все чаще и чаще. Зона вылета заасфальтирована, вот почему мы возвращаемся обратно на трассу - я нахожу это разумным, а вы так не считаете? На прошлых гонках здесь уже происходило подобное, думаю, в этом году будет то же самое. Турецкая трасса очень скользкая, особенно обочины, вот почему со многими гонщиками такое происходит - мы же стараемся атаковать и ехать как можно быстрее. Не всегда удается удержаться на траектории.

Александр Вурц: Ральф прав. Мы подробно обсуждали это на заседаниях GPDA (профсоюза гонщиков) с Чарли (Уайтингом). Мы вынуждены идти на компромисс, в Формуле 1 строгие стандарты безопасности, поэтому появляются асфальтированные зоны безопасности и ошибки обходятся нам не слишком дорого. Уверен, вы согласитесь со мной в том, что уж лучше иметь более безопасные трассы и дольше радовать поклонников, чем это бывало раньше.

Фрэнк Уильямс: Прежде всего хочу сказать, что вы, очевидно, человек FIA, так как начали со слова "наказание"! Моя точка зрения несколько иная. Думаю, Формуле 1 необходимо иметь побольше таких трасс по одной причине - они, в отличие от других, допускают обгоны. Оборотная сторона медали в том, что в случае ошибки гонщик теряет пять секунд и каплю гордости, но все же возвращается на трассу.

Полной противоположностью служит поворот в конце той знаменитой прямой в Барселоне, который, на мой взгляд, портит очень быстрая - слишком быстрая - шикана и расположенные повсюду гравийные и песочные ловушки. Если уж вы попадете туда, то гонка для вас окончена. Каждый год кто-нибудь там вылетает и сходит с дистанции. Не могу говорить за гонщиков, но эта трасса кажется весьма безопасной. Они рискуют, но это же весело, это меняет порядок в пелетоне. Именно этого и хочет Берни, не так ли? Мы все здесь ради телевидения. Это шоу, как говорит Флавио, во многом он прав.

Джон Хауэтт: Вряд ли я смогу еще что-то добавить. Если вы потеряете пять секунд, то можете расстаться и с парой мест - а это довольно серьезное наказание.

Вопрос: Вопрос гонщикам и, пожалуй, и владельцам команд. Сегодня вы опробовали два типа резины, продержатся ли они в течение всей гонки с учетом местной жары?
Ральф Шумахер: В этом году мы все находимся здесь в равных условиях, оба типа шин вроде бы работают неплохо, несмотря на очень высокую температуру покрытия, вряд ли возникнут какие-то проблемы.

Александр Вурц: Никогда нельзя быть абсолютно довольным, но я уверен: оба состава шин выдержат гонку. Здесь нет таких проблем, как в Канаде, где мягкие шины сильно зернились. Конечно, составы отличаются, что осложняет выбор - какие шины использовать на старте, а какие на остальных отрезках.

Вопрос: Джон, можете пролить свет на ситуацию с контрактами ваших гонщиков?
Джон Хауэтт: Не думаю, что это тайна. У Ярно есть контракт, с Ральфом мы находимся в стадии обсуждения. Мы изучаем рынок гонщиков, и Ральф по-прежнему в списке кандидатов. В данный момент он отлично справляется с работой, в последних двух-трех гонках это было заметно, но мы просто еще не готовы принять столь трудное решение. Лично я испытываю огромную симпатию к Ральфу, но такова наша позиция. Сейчас мы ждем развития сюжета, и уверяю вас, мы не теряем интереса к Ральфу, но нам нужно еще подождать.

Вопрос: Это сотый Гран При для Toyota...
Джон Хауэтт: Да, действительно, это 100-й Гран При. Мы не давали этому событию широкую огласку, так как на прошлой неделе Toyota отмечала 50-ю годовщину в автоспорте, а это событие куда важнее. Формула 1 составляет лишь малую часть этого периода, но мы рады сотому Гран При и продолжаем гнаться за победой.

Вопрос: Ральф, в Венгрии вы добились хорошего результата, на этой трассе в прошлом году стартовали пятнадцатым и финишировали седьмым, сегодня показали хорошее время... Что вы думаете по поводу гонки?
Ральф Шумахер: В прошлом году я квалифицировался пятым, но из-за смены двигателя стартовал пятнадцатым. И прошлогодняя, и нынешняя машины на этой трассе ведут себя неплохо. Сегодня только пятница, неизвестно, как пойдут дела завтра, но наша цель - финишировать двумя машинами в первой десятке, заработав несколько очень важных очков. В последних нескольких гонках мы серьезно прибавили в скорости. В Венгрии немного не повезло, я не сумел заработать много очков, надеюсь, здесь мне это удастся.

Вопрос: То есть вы считаете, что можете регулярно финишировать в первой шестерке?
Ральф Шумахер: Да, последние гонки позволяют так говорить, после Америки наметилась несомненная тенденция к этому. У нас были некоторые проблемы, моя ошибка в Америке и технические причины мешали финишировать, но команда работает, машина прибавляет, мы находим общий язык с шинами, все как надо.

Вопрос: Алекс, в прошлом году вы здесь выступали в роли гонщика по пятницам. Должно быть, вы с нетерпением ждете момента выхода на старт в качестве призового гонщика, какие впечатления после первого дня в этом статусе?
Александр Вурц: Это непростая трасса. Вы уже упоминали о том, что вылеты остаются безнаказанными, но пройти ее чисто очень тяжело. Здесь есть два-три по-настоящему скользких поворота, потом еще сверхбыстрый 8-й поворот и среднескоростные повороты в третьем секторе. Все они подразумевают компромисс между стилем вождения и настройками от начала и до конца, поэтому физические нагрузки тут очень высоки. В 8-м повороте мы в течение семи секунд испытываем перегрузки в 4,5 g - мышцам шеи приходится нелегко!

Вопрос: Один из моих коллег подметил, что в этом году вы набирали очки в сумасшедших гонках. Вы довольны своими выступлениями?
Александр Вурц: Ну, лучше уж набирать очки в сумасшедших гонках, чем не набирать их вовсе! Бывают гонки, на ход которых можно повлиять, если задуматься о том, что происходит, контролировать машину и знать, что за спиной сильная команда, которая вовремя позовет на пит-стоп и примет правильное решение относительно выбора шин, как это было на Нюрбургринге.

Я доволен работой команды. Вспоминается Малайзия, где после технических проблем я стартовал 18-м. Но сама гонка прошла на ура, за первые 10 кругов я обогнал восьмерых соперников, а ведь они не совершали ошибок. Я отлично поборолся с Нико в Бахрейне, тогда мы обгоняли друг друга по меньшей мере раз шесть или семь.

Гонка в Монако прошла превосходно, без единой ошибки от первого до последнего круга, я только раз зашел слишком широко и потерял две десятых, а все остальные повороты я проходил как надо. Конечно, я недоволен кое-какими квалификациями. В гонке я наверстываю упущенное, но я мог бы приносить больше пользы команде, если бы удачно проходил квалификационный круг - я не теряю скорость, просто единственный быстрый круг дается не так хорошо.

Вопрос: Фрэнк, можете рассказать, как обстоят дела с контрактами гонщиков и договором на поставку моторов?
Фрэнк Уильямс: Не могу, потому что не хочу! Джон хорошо сказал - в нашей команде Алекс ценится так же высоко, как Ральф в Toyota, и список потенциальных претендентов весьма невелик.

Вопрос: Но у обоих гонщиков контракт в конце года заканчивается?
Фрэнк Уильямс: Все зависит от того, как вы хотите истолковать контракт. Я больше не буду об этом говорить, давайте перейдем к следующем вопросу.

Вопрос: А как обстоят дела с моторами? В следующем году у вас будут моторы Toyota?
Фрэнк Уильямс: Пусть Джон ответит, думаю, он лучше знаком с контрактом, чем я.

Джон Хауэтт: Да!

Фрэнк Уильямс: Контракт касается двух сторон...

Вопрос: Фрэнк, вы возглавляете, пожалуй, единственную независимую команду, заинтересованную только в гонках. Остальные команды имеют и другие деловые интересы. Насколько трудно в таких условиях поддерживать команду на плаву?
Фрэнк Уильямс: Выступать в Формуле 1 вообще непросто. Уверен, что у Honda с Toyota и даже у McLaren есть те или иные собственные трудности, наша команда в этом плане ничем не выделяется. Всем нравится то, чем они занимаются, и ради этого стоит продолжать. Нет ни сожалений, ничего такого, что вы могли бы себе вообразить. Думаю, вы догадываетесь, что сидеть здесь и отвечать на трудные вопросы во время пресс-конференций - не самое любимое мое времяпрепровождение, но большинству обитателей паддока нравится быть в Ф1. Управлять любым бизнесом - дело нелегкое, и если вы считаете иначе, вас ждет провал.

Вопросы с мест

Вопрос (Ричард Уильямс - The Guardian): Фрэнк, вы входите в число тех немногих людей в истории автоспорта, которые не понаслышке знают, каково это - иметь в своей команде двух гонщиков, одновременно борющихся за титул чемпиона мира. Есть ли какие-то слова, которые в критической ситуации глава команды может или должен сказать своим гонщикам, чтобы урегулировать положение дел и поддержать конкурентоспособность команды?
Фрэнк Уильямс: Наша точка зрения, за которую мы порой подвергались критике, всегда заключалась в том, чтобы справляться с такой ситуацией, но не заниматься глупым вышибанием друг друга с дороги.

Вопрос (Алан Болдуин - Reuters): Фрэнк, вы сказали, что список претендентов на место в вашей команде короткий, но вы уверены в том, что Нико останется в Williams на будущий год?
Фрэнк Уильямс: Думаю, ему, как и большинству гонщиков, известна продолжительность заключенного контракта. У нас определенный контракт с Нико, это несомненно.

Читайте ещё