Гран При Канады: Стратегический обзор

Старт Гран При Канады

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты канадского этапа чемпионата...

В этом году Гран При Канады смотрелся как настоящий триллер, в котором было всё – и драматизм, и восторг – а интрига гонки держала болельщиков в напряжении до самого финиша.

Выиграл Даниэль Риккардо, и это была первая победа в чемпионате 2014 года, доставшаяся не пилоту Mercedes, однако на верхнюю ступень подиума мог подняться и любой из четырех других гонщиков, а исход Гран При предрешил выбор тактики.

С обеими машинами Mercedes возникли проблемы, однако Нико Росбергу удалось разумно расходовать и топливо, и ресурс тормозов, и в итоге добраться до финиша.

Ожидания перед стартом

Ещё до старта было ясно, что гонка предстояла сложная в плане расхода топлива, но благодаря тому, что уже на первом круге после столкновения двух машин Marussia на трассу выехал автомобиль безопасности, ситуация для всех несколько упростилась.

Расчёты показывали, что разница между вариантами с одним или двумя пит-стопами была невелика, хотя второй был предпочтительней, если вы едете по свободной трассе, как это было в случае с лидировавшими Mercedes.

Однако вариант с одним пит-стопом требовал более осторожного подхода. Это был ещё один довод, который учитывали в Mercedes, отказавшись следовать этой схеме, поскольку они знали, что борьба между Нико Росбергом и Льюисом Хэмилтоном обещает быть острой, а это приведёт к повышенному износу резины, ресурса которой не хватит, чтобы преодолеть дистанцию с единственным визитом в боксы.

Как полагали в Pirelli, многие попытаются ограничиться одним пит-стопом, но перед стартом гонки температура асфальта превысила 50 градусов, что неизбежно должно было сказаться на состоянии шин, поэтому большинство команд взяли курс на два пит-стопа – за исключением Force India. Команда из Сильверстоуна ещё до квалификации сделала ставку на один пит-стоп и изначально настраивала машины с расчётом на гонку.

Резина Soft была явно предпочтительнее для гонки, отличаясь неплохим ресурсом: чтобы ограничиться одним пит-стопом, надо было проехать на SuperSoft хотя бы первые 20 кругов. В случае с двумя остановками в боксах, окно для первого пит-стопа открывалось примерно на 12-м круге.

Впрочем, надо было иметь в виду, что более жёсткую резину требовалось дольше прогревать, как минимум один полный круг, и в ситуации, когда борьба идёт очень остро, эта задержка могла сыграть решающую роль.

Red Bull Racing применяет агрессивную тактику

Даниэль Риккардо опередил Нико Росберга

Первую победу Даниэля Риккардо оценили все: большинство соперников после гонки поспешили поздравить австралийца. Великодушие проявил даже Себастьян Феттель, хотя у него тоже был шанс, однако тактический просчёт не позволил им воспользоваться.

Феттель стартовал с третьей позиции, а Риккардо – с шестой. По ходу первого отрезка дистанции такое положение сохранялось. Несмотря на семь кругов позади автомобиля безопасности, что заставило многих стратегов задуматься о продлении первого отрезка, в Red Bull Racing предпочли действовать агрессивно и пригласили Риккардо в боксы уже на 13-м круге – примерно на этом же круге он провёл бы пит-стоп, даже если бы не было сейфти-кара. Команда так поступила, зная, что остаток дистанции (57 кругов) можно без проблем разбить на два отрезка на шинах Soft, и попыталась опередить гонщиков Williams, Боттаса и Массу, за счёт тактики.

Боттас поменял резину на круг позже, чем Риккардо. Однако Фелипе Массе повезло меньше: он ехал позади Боттаса, и последующее развитие событий заметно сказалось на его гонке. Если бы он провёл пит-стоп на 14-м круге, не исключено, что он бы оказался впереди напарника, но, поскольку Боттас занимал более выгодную позицию на трассе, команда отдала приоритет ему.

В итоге Масса свернул на пит-лейн на 15-м круге, пропустив вперёд Риккардо, но кроме того из-за заминки на пит-стопе потерял лишние 4,5 секунды, из-за чего его опередили Вернь и Алонсо.

Если бы этого не произошло, он бы боролся за победу, поскольку на первом отрезке ехал впереди Риккардо, и, в отличие от Боттаса, его гоночный темп был весьма высоким.

Агрессивная тактика Red Bull застала Williams врасплох. Если бы они поступили столь же смело, то при старте с 4-й и 5-й позиций могли бы провести первый пит-стоп Массы на 12-м или 13-м круге, даже если он и был позади Боттаса, понимая, что финн сможет прикрыть его от Риккардо. Но появление автомобиля безопасности заставило их задуматься о более длинном первом отрезке; кроме того, стратеги Williams сомневались, стоило ли проводить пит-стоп раньше всех. В Red Bull подобных сомнений не испытывали, что и помогло Риккардо победить.

Но можно привести аргумент в защиту Williams: на столь ранней фазе гонки не было ясно, что Масса окажется быстрее Боттаса. Но если бы команда, всё-таки, пригласила Фелипе на пит-стоп раньше, Риккардо бы оказался позади него, а оба гонщика Williams получили бы шанс побороться за подиум. Впрочем, Боттас впоследствии потерял темп, когда на его машине перегрелся мотор-генератор MGU-K, и в итоге довольствовался 7-м местом.

Во время второй серии пит-стопов в Red Bull определились, кто из их гонщиков будет бороться за победу. После первой остановки в боксах Феттель потерял время позади Хюлкенберга, избравшего тактику одного пит-стопа и вынужденного беречь шины. Также машине Феттеля не хватало скорости на прямых, в отличие от Force India. Из-за этого Себастьян оказался позади Боттаса и Риккардо.


Гонка достигла 34/35 круга, но Хюлкенберг по-прежнему оставался на трассе, и Феттель попросил команду как-то изменить тактику, что позволило бы ему опередить гонщика Force India. После чего в Red Bull допустили ошибку, пригласив Себастьяна на пит-стоп на 36 круге, ведь, выехав на трассу, он застрял в трафике.

Риккардо был в боксах на круг позже, что позволило ему оказаться позади Серхио Переса, избравшего тактику одного пит-стопа. И это был решающий момент гонки, когда австралиец получил шанс на победу.

После схода Хэмилтона Перес и Росберг вынуждены были сбросить темп из-за проблем с машинами, так что Риккардо на последних кругах смог их опередить и первым пересечь линию финиша.

Force India предрешила исход гонки

Серхио Перес оказался впереди гонщиков Red Bull Racing

В Force India изначально собирались проехать дистанцию с единственной остановкой в боксах, и то, как Хюлкенберг и Перес провели гонку, предопределило её исход, поскольку Нико сдерживал Феттеля, что позволило Риккардо его догнать.

Ещё в пятницу в Force India убедились, что их машина отличается высоким гоночным темпом, но в режиме квалификации она была далеко не самой быстрой. Поэтому команда решила настроить машины именно на гонку, снизив прижимную силу, что привело к увеличению недостаточной поворачиваемости. При этом можно добиться некоторого снижения износа задних шин, а это, следовательно, позволяет проехать в хорошем темпе более длинный отрезок.

По итогам квалификации Хюлкенберг был 11-м, а Перес – 13-м, но на монреальской трассе можно обгонять, ведь их машины развивали отличную скорость на прямых.

У Переса – как и у гонщиков Mercedes, Red Bull Racing и Фелипе Массы – был шанс на победу. Он в полной мере воспользовался техническими проблемами Mercedes, оказавшись позади потерявшего темп Росберга, и был готов атаковать, но на его машине отказал один из датчиков, что сказалось на эффективности тормозов. Не будь этого, он бы смог воспользоваться DRS и опередил бы Росберга в борьбе за победу.

У Переса не было проблем с резиной, и он даже смог проехать на шинах SuperSoft целых 34 круга. Мексиканцу оставалось преодолеть 36 кругов на более жёстких Soft, и его шансы были неплохими, пока не начались проблемы с тормозами. Хюлкенберг предпочёл оборонительную тактику, и при этом резина на его машине изнашивалась более интенсивно.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё