Дэвид Ричардс: "Подождем нового Договора Согласия..."

Дэвид Ричардс

Вместо того, чтобы анонсировать дату презентации (если не технических новинок, то хотя бы новой раскраски) и участвовать в тестах, Дэвид Ричардс, директор команды Формулы 1, в активе которой есть только здание базы, рассуждает о мечтах и кознях...

Дэвид Ричардс: Обиднее всего, что с тех пор, как два года назад в FIA предложили использование клиентских машин, ничего не изменилось. Реальность такова: в Формуле 1 существует проблема - гигантская пропасть между командами, у которых все есть, и теми, кто отчаянно борется за выживание, регулярно меняя разорившихся хозяев. Эти постоянные перекрашивания вредят спорту – они не способствуют повышению зрелищности гонок, и, на самом деле, снижают достижения других команд. Когда одни постоянно балансируют на грани выживания, имиджу команд-лидеров также наносится урон.

Я всегда выступал за более сбалансированный подход, который позволил бы небольшим командам получить доступ к технологиям, за разумное распределение бюджета. Самое очевидное решение этой проблемы - позволить топ-командам продавать свои машины – не по частям, а целиком.

Конечно, есть и другие варианты – и я слышал массу разумных доводов насчет каждого из них, но всем совершенно ясно одно – нынешняя система не работает. Мы не можем похвастаться стартовой решеткой, заполненной конкурентоспособными машинами, а в последних рядах стоят финансово несостоятельные команды. И если эта проблема всем очевидна, ее как-то надо решать.

Решение, которое предложили в FIA, разумно и логично. К сожалению нашлись борцы за справедливость, заявившие, что данное решение - вредно, и я уважаю их мнение по данному поводу. Но я не услышал альтернативных предложений – да, мы можем снижать стоимость и другими способами, но лишь в долгосрочной перспективе, и, кстати, на данный момент, ни один из вариантов не сработал.

На мой взгляд, Prodrive может заявиться в Формулу 1 только с клиентскими машинами, это единственный и совершенно логичный путь. Увы, правила не изменились, поэтому пока мы не делаем от заявлений по поводу участия в чемпионате.

Я руководствовался двумя, но очень четкими критериями. Во-первых, мне хотелось выступать с конкурентоспособными машинами, разумеется, не ожидая подиумов с первых Гран При, но сражаться в середине – без обгонов на круг после каждых 10 кругов дистанции. И мне хотелось бы пригласить в наши машины хороших гонщиков, которые бы достойно выступали.

Во-вторых, команда должна быть финансово жизнеспособна – нельзя начать выступления с надеждами заманить крупного спонсора, мечтами вдруг оказаться платежеспособными и чудом не вылететь в трубу. Нельзя нанять большой коллектив и надавать обещаний, если у тебя нет четкого видения финансовой перспективы на следующие пять лет – иначе это очень безответственный подход.

Правила, предложенные FIA на 2008 год, на мой взгляд, дали возможность прийти в Формулу 1 новой команде, а также решить ряд проблем для уже выступающих команд. Необходимо лишь немного пожертвовать своей независимостью и принять возможность партнерства с другими командами. Сейчас это большая редкость в Формуле 1.

Вопрос: Хорошо, не в 2008-м. А Вы верите в то, что это сможет случиться в 2009-м?
Дэвид Ричардс: Давайте проясним ситуацию: у нас есть два различных предмета спора. Есть технические правила FIA и есть коммерческий договор с Берни Экклстоуном. Сегодня я могу заявить на сезон 2008 года то, что называется дочерней командой – и ничего меня не сможет остановить. Спросите FIA – я вполне могу выступать на этих условиях.

Но встает следующий вопрос. Данное правило действительно лишь на один год. Применительно к нам – лишь на сезон 2008 года, а чтобы его пережить, мы должны подписать Договор Согласия. Но с коммерческой точки зрения Берни и команды Ф1 пришли к мнению, что это не то, что им нужно: им хочется, чтобы каждая команда самостоятельно производила свои машины, и, подписывая Договор Согласия, ты соглашаешься с этим.

Мы могли бы купить машины, ни для кого уже не секрет, что у нас все было улажено, контракты подписаны, мы заявляемся и участвуем в гонках. Но за это нам не причитаются никакие выплаты от обладателя коммерческих прав, и наше право распространяется лишь на один год. И до тех пор, пока мы не подладимся под Договор Согласия, ни о каких деньгах можно и не мечтать. Такой финансовый подход несостоятелен – необходим долгосрочный пятилетний план и договор, который работает.

В текущем соглашении Super Aguri и Toro Rosso даются двухлетние поблажки, после которых они должны перейти на полное самообеспечение. Если ты владеешь командой, в которой трудится 500 человек, в которую ты сделал финансовые вложения, наладил инфрастуктуру, ты хочешь оставаться независимым, и тут на горизонте появляется команда вроде Prodrive, получает машину у сильной команды, типа McLaren, естественно, она представляет из себя большую угрозу.

Вопрос: Но Договор Согласия никогда не будет поддерживать все 12 команд…
Дэвид Ричардс: Это еще один большой недостаток. Я считаю, что каждая команда должна получать какие-то деньги. Разумеется, размеры выплат должны варьироваться в зависимости от результатов, и чем удачнее выступает команда, тем выше суммы бонусов. На мой взгляд, постоянно менять людей в последних рядах пелетона не очень здорово – спорту от этого один вред.

Вопрос: Напоминает закрытый клуб, не правда ли?
Дэвид Ричард: Решением таких проблем лучше озаботиться тогда, когда спорт находится в еще относительно здоровой фазе развития, нежели когда грянут реальные проблемы. Достаточно потерять одного-двух автопроизводителей, и от этого уже не уйти.Превентивные меры были бы кстати, и предложенное FIA решение казалось очень разумным и доступным. Оно непосредственно касалось двух команд – Toro Rosso и Aguri, а также парочки других, которые значительно бы выиграли от данной возможности, прими они новые правила существования Формулы 1.

Вопрос: А в итоге пострадала Prodrive?
Дэвид Ричардс: Конечно, хотя им следовало подумать, кто на самом деле для них является более выгодным партнером в автоспорте: компания, которая нацелена выступать в автогонках, потому что таков их род деятельности, или автоконцерн, который завтра может сменить свои рыночные приоритеты на защиту окружающей среды и забыть про автогонки на веки вечные.

Вопрос: Казалось бы, у автопроизводителей столько плюсов…
Дэвид Ричардс: Необходимо найти баланс между автогигантами и частниками, а не полагаться лишь на автоконцерны, причем это касается любого вида автоспорта. Они здесь ненадолго, и исключительно в коммерческих целях.

Вопрос: Почему же, на Ваш взгляд, Prodrive "ставят палки в колеса"?
Дэвид Ричардс: Потому что внезапно они поняли, какую угрозу мы представляем. Если не принять нашу бизнес-модель, которая значительно сократит стоимость выступлений, а также принесет партнерство с существующей командой, вы неизбежно окажетесь вне трассы, как в спортивном, так и финансовом смысле. Мы представляем для них угрозу, меня лишь удивляет, как много времени понадобилось, чтобы это осознать.

Вопрос: Ваши следующие шаги?
Дэвид Ричардс: Нужно дождаться нового Договора Согласия, посмотреть, что там будет прописано. Я все еще верю, что в Формуле 1 есть место для Prodrive, конечно, уже не на тех условиях, на которых мы собирались выступать, обстоятельства кардинально изменились, тут уж никуда не денешься. Но если мы не можем дебютировать на этих условиях, то опубликуйте новый Договор Согласия, и посмотрим, как мы сможем подать заявку в новых обстоятельствах.Если, к примеру, там будет прописано, что необходимо собственноручно конструировать машины, то нам необходимо будет понять, что понимается под термином «конструктор» - что должно быть разработано, а какие детали можно купить, ведь от этого зависят размеры команды, которую нам нужно организовывать.

Вопрос: Вы ведете переговоры с FIA?
Дэвид Ричардс: Ситуация меняется еженедельно. FIA стоит твердо на своих позициях – правила есть правила. И коммерческая их составляющая стоит во главе угла – было бы безответственно согласиться на участие, нанять тучу народа, а затем обнаружить, что обстоятельства изменились.Я полгода назад мог объявить о создании команды, нанять людей, а затем прийти сюда и заявить: «Нам не хватает финансов и в середине сезона придется выгнать персонал на улицу». Не этого ждет от нас Формула 1.Мы остаемся прагматиками и заявляем – если правила и обстоятельства изменились, мы отойдем в сторонку, пока ситуация не нормализуется, а потом рассмотрим новые обстоятельства. Это не повлияло на наши амбиции, не изменило наши цели – просто разъясните нам новые детали, и мы примем решение.

Вопрос: А что произойдет в 2009-м?
Дэвид Ричардс: Не имею понятия.

Вопрос: А сделка с McLaren когда-нибудь случится?
Дэвид Ричардс: Если правилами будет дозволено, нашим приоритетом и реальным предпочтением станет работа с McLaren. Радетели за чистоту спорта сомневаются в правомочности самого факта дочерних команд, и, что примечательно, Рон Деннис – один из них. И я уважаю его сомнения. Но помимо этого он заявляет, что если правила разрешат, мы должны максимально на этом выиграть. И, мне кажется, это справедливое мнение.

Вопрос: Вы обсуждаете эту тему с другими командами, с Максом или Берни?
Дэвид Ричардс: Разумеется, я постоянно в контакте с ключевыми фигурами, но куда деться от факта, что до того момента, когда перед нами окажется текст нового Договора Согласия, рассмотренный и одобренный всеми командами, нам попросту не на чем строить серьезные планы на будущее.

Вопрос: А каковы последние новости касательно Williams и их угроз судебного преследования?
Дэвид Ричардс: Тринадцатого сентября мы, вместе с рядом других персонажей, включая McLaren, получили письмо из Williams, практически черную метку, в котором нас предупреждали о том, что против всех уведомляемых сторон будет возбуждено судебное преследование, если Prodrive выйдет на старт сезона 2008 года в качестве дочерней команды, т.е. они сделают все, чтобы помешать нам.

Вопрос: Насколько вероятно, что новый Договор Согласия будет Вам на руку?
Дэвид Ричардс: Совершенно очевидно, что в настоящий момент он идет в разрез с тем, что планировалось изначально. Первый вариант был единственным, при котором мы могли прийти в Формулу 1. Последние переговоры касались уже лишь особых привилегий существующим двум командам, и ничего о появлении новой.

Вопрос: Но все и так знали, еще с 2006 года, что вы станете 12-й командой?
Дэвид Ричардс: Мы связаны по рукам и ногам. Несмотря на то, что мы были открыты и честны в своих поступках, мы сделали все, что обещали – договорились с McLaren и спонсорами - в данной ситуации все это лишено смысла.В FIA вели себя корректно – их правила не изменились, поменялась общая ситуация. И я уверен, что все это прекрасно понимают.До тех пор, пока Фрэнк не поменяет бизнес-модель своей команды, у него нет никаких причин менять свою позицию. А у меня свои виды на то, как при данных обстоятельствах, выйти из ситуации с максимальной выгодой.В Формуле 1 были золотые деньки - эра, когда все использовали одинаковые моторы Ford Cosworth, которые оставались неизменными на протяжении 20 лет, фантастическое было время. Никаких препятствий совершенствованию и развитию машин, ничто не мешало великим гонщикам проявлять свой талант, и это ни в коей мере не принижало образ Формулы 1, как технологической вершины автоспорта.

30/11/2007. Стив Купер. Autosport. Перевод: Михаил "Yolz" Корнеенков
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё