Питер Уиндзор: "Дела US F1 складываются неплохо"

Среди новых команд, допущенных FIA к участию в чемпионате 2010-го года, есть и Team US F1. Питер Уиндзор, наш коллега, редактор отдела Гран При британского журнала F1 Racing и комментатор телеканала SpeedTV, ныне занимает должность спортивного директора этой команды, которая, похоже, все собирается делать по-своему. Как раз об этом и идет речь в эксклюзивном интервью F1News.Ru…

Вопрос: Иногда вы подчеркиваете, что отдали Формуле 1 чуть ли не полвека. Можете ли вы, с высоты этого опыта, дать свой прогноз: когда и каким образом Формула 1 выйдет из кризиса, как вы оцениваете ситуацию с позиций руководителя одной из новых команд?
Питер Уиндзор: Думаю, с подобными проблемами невозможно разобраться быстро: ничего не будет решено до сентября.

Я могу говорить только о своей точке зрения: US F1 – новая команда. И мы полагаем, что до сентября мы не будем в точности знать, в рамках какого регламента нам придется выступать в следующем году. Поэтому в настоящий момент разрабатываем семь разных машин, предполагая, что дискуссия о регламенте может развиваться по семи различным направлениям.

Дозаправки останутся, или их отменят? Термочехлы на колесах по-прежнему можно будет использовать, или их запретят? Диффузоры и задние крылья будут большими или маленькими? Мы ведем проработку всех вариантов, тратя огромные деньги. Мы конструируем машину и испытываем ее средствами вычислительной гидродинамики, но не собираемся давать отмашку всей программе и тратить все средства, выделенные на разработку и постройку шасси, пока не будем точно знать, какому регламенту следовать.

Для нас это не проблема: мы в состоянии построить машину за два месяца. Думаю, у нас большое преимущество перед всеми существующими командами Формулы 1 и новичками. Мы можем делать всё, что решит делать Формула 1. Если бюджетное лимитирование не будет введено – хорошо, ведь мы в любом случае собирались выступать в чемпионате. Будет введен бюджетный потолок – тоже хорошо, потому что USF1 – малобюджетная команда.

Если в 2010-м году нам предстоит выступать вместе с командами, входящими в ассоциацию FOTA – хорошо, потому что люди ждут появления в Формуле 1 американской команды. Если мы будем выступать не с FOTA, а с FIA, – отлично, потому что мы любим федерацию. Как видите, наше положение уникально, мы пытаемся приспособиться к ситуации и видим в ней определенные преимущества. Возможно, мы уже дальше всех продвинулись в разработке машины, предназначенной для 2010-го года…

Вопрос: Можно ли сравнить это с тактикой, которой в прошлом году придерживалась Honda Racing, ныне Brawn GP? В 2008-м эта команда спокойно работала над новой машиной, в то время как все остальные выкладывались на трассах чемпионата…
Питер Уиндзор: Нет, тут нет ничего общего. Вспомним, что Brawn GP выросла из команды B.A.R, в которую в свое время было вложено порядка полумиллиарда табачных денег. Потом ее купил концерн Honda и потратил еще столько же.

Но если все же проводить какие-то сравнения, то могу сказать, что нынешняя ситуация напоминает мне 1981-й год, – это был последний раз, когда в Формуле 1 действительно произошел раскол между командами и FIA. С одной стороны были Ferrari и FIA, с другой – британские команды. А сейчас команды противостоят FIA, которой руководит британец. Любопытно, что тогда решение проблемы состояло в том, что надо было избавиться от президента федерации, которую возглавлял француз. Жана-Мари Балестра сменил исключительно объективный и справедливый англичанин, Макс Мосли. А теперь все команды восстали против этого самого Мосли.

Согласитесь, есть в этом некая ирония? Поэтому я думаю, что решение будет найдено. Но вряд ли это произойдет до Гран При Италии. Гонка в Монце – большое событие для Ferrari, и я легко могу представить, что в пятницу или в субботу Макс Мосли и Лука ди Монтедземоло закроются в некоем помещении, а потом выйдут оттуда и провозгласят о начале новой Формулы 1, в которой все будут счастливы. А Ferrari объявит о том, что остается в спорте еще лет на сто пятьдесят. Остальные команды – лет на пять… При этом обе стороны пойдут на какие-то уступки, что в итоге приведет к объединению спорта. Но, сначала будет большая драка…

Вопрос: Мистер Мосли часто говорит, что команды Формулы 1 занимают столь бескомпромиссную позицию потому, что не хотят прихода новых команд: вы можете с этим согласиться?
Питер Уиндзор: Если честно, не знаю… Наши дела складываются неплохо. Думаю, каждая команда должна сама заботиться о своем бюджете и выработать маркетинговую платформу: мы эту проблему решили. У нас уникальная концепция, основанная на том, что строить машину в Америке намного дешевле. Любая новая команда может сделать то же самое. Но ведь они хотят оставаться в Европе и получить в свое распоряжение такие же деньги, как у топ-команд. Но этого не будет никогда. А вот если бы они пошли собственным путем, например, если бы Force India решила строить машину в Индии и получила солидную поддержку индийского правительства, то Виджею Малье не пришлось бы вкладывать свои средства.

Наоборот, по-моему, большие команды сегодня делают Формулу 1 привлекательной для новичков - ещё никогда двигатели не стоили так дешево. Даже если сравнить эту ситуацию с 70-ми и вспомнить, во что частным командам обходились моторы Cosworth, например, той же Williams… Сегодня за сравнимые деньги можно получить заводской двигатель Ferrari или Mercedes – это невероятно дешево! Поэтому мне странно слышать, что маленькие команды просят о помощи: двигатель – одна из ключевых частей машины – стоит сегодня всего пять миллионов Евро. Не понимаю, на что они хотят потратить остальное?

Я не считаю, что в команде Формулы 1 должно работать 700 человек. Я не считаю, что она обязательно должна базироваться в Европе, где цена рабочей силы чрезвычайно высока – из-за всех налоговых норм и законов о трудоустройстве, действующих на территории Евросоюза. Если строить машину за пределами Европы, например, в Америке, как мы, можно решить многие проблемы.

Формула 1 – чемпионат мира, и я не вижу причин держаться за Европу. Можно работать в США, на Ближнем Востоке, в Индии…

Вопрос: Когда вы говорите о 100%-м американском проекте, то нет никаких сомнений, что вы сможете разработать и построить машину в США, при помощи дополнительной базы в Европе решите проблемы логистики, и так далее. Но где вы возьмете американских гонщиков? Похоже, никто не верит, что в Америке есть профессионалы, готовые к выступлению в Формуле 1…
Питер Уиндзор: Это правда, в США нет гонщиков, готовых к Формуле 1. Но если мы и дальше будем так относиться к этой проблеме, они никогда не появятся. Однажды кто-то должен взяться за ее решение. Могу сказать, что сегодня молодой американский гонщик в принципе не может найти деньги для выступлений в чемпионатах GP2 или в Мировой серии Renault – потому что в США эти соревнования не показывают по ТВ, про них никто не пишет. Для выступления в GP2 необходимо собрать два-три миллиона долларов, и сегодня это просто нереально.

Кто-то должен первым сказать: у этого парня есть потенциал, поэтому я готов рискнуть и пригласить его в команду Формулы 1. В первый год от US F1 никто ждет каких-то успехов, и особого прессинга не будет. Сейчас мы должны доказать, что можем выступать в Ф1, что у нас есть все необходимые технологии, и что мы можем делать это профессионально. И другого пути у нас нет: мы должны пригласить двух молодых американцев, чтобы в течение года обкатать их в Формуле 1, и мы готовы пойти на риск.

Но это не только американская проблема: это вообще проблема мирового автоспорта. Российский гонщик тоже не может найти необходимый бюджет для выступления, скажем, в серии GP2. Я знаю, там гоняется Виталий Петров, но это единичный пример. А сколько в России потенциально талантливых гонщиков? В Сибири, по всей стране? Наверняка, тысячи. А выступает только один, потому что ему повезло – у него есть деньги. Только скажите Петрову, чтобы больше улыбался, а то он все время какой-то грустный. Все должны видеть, что он радуется жизни.

Вопрос: Среди имен, которые, называют в связи с US F1, есть и Даника Патрик, действительно добившаяся заметных успехов в IndyCar: что вы можете сказать по поводу этой талантливой девушки?
Питер Уиндзор: С тех пор, как мы объявили о создании команды, многие говорили мне о Данике. И я всегда отвечал: возможно, она действительно хороша и талантлива, но почему тогда ни одна из команд Формулы 1 не проявляет к ней интерес?

В этом-то все и дело: никто не собирается рисковать. В Ф1 ко всему подходят очень консервативно. Могу привести такой пример: когда австралиец Марк Уэббер переселился в Великобританию и очень неплохо выступал в молодежной Формуле Ford, я привел его к Фрэнку Уильямсу, которого очень хорошо знаю. Я объяснил Фрэнку, что Марк – талантливый гонщик, но ему нужна поддержка, причем, нужна прямо сейчас, потому что у него нет денег. Но Фрэнк сказал, что Уэббер ему неинтересен: «если он так хорош, я его возьму, когда он добьется успехов».

По-моему, это абсолютно недальновидная политика. Потому что через пять-шесть лет Уильямс все-таки пригласил Марка, заплатив за это миллионы долларов. Где логика? Сегодня команды Формулы 1 – за исключением Renault, Toyota и Red Bull – вообще не берут на себя ответственность за развитие автоспорта. Никто не инвестирует в будущие поколения. И это неправильно. Хорошо, что FIA возродила Формулу 2, где соревнуется молодежь.

Но наша команда собирается делать все, что только возможно, для подготовки молодых американских гонщиков, чтобы они получили шанс выступать в Формуле 1 – в этом мы тоже видим свою миссию.

Мы занимаемся созданием картинговой команды, мы договорились с американской Формулой 2000, и наши гонщики будут выступать там бесплатно. Может быть, через три-четыре года у US F1 будет достаточно денег, чтобы оплачивать выступления наших ребят в европейской Формуле 3. Все это очень дорого, но заниматься подобными проектами могут только сами команды, а сегодня они этим абсолютно не занимаются. И это мне не нравится.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.