Гран При Бельгии: Пресс-конференция в четверг

Участники: Жюль Бьянки (Marussia), Даниил Квят (Toro Rosso), Нико Росберг (Mercedes), Роман Грожан (Lotus), Фелипе Масса (Williams), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Вопрос: Могу я начать с общего вопроса? На этой неделе пришла новость, что в следующем году в пелотоне будет 17-летний гонщик. Что вы об этом думаете?
Фелипе Масса: Этот парень, определенно, очень быстр. Он проявил свой талант в картинге, в Формуле 3, выиграл немало гонок и сейчас идет вторым в чемпионате. Это его шанс.

Здорово, что команды интересуются талантом гонщика, а не его деньгами, это хорошо для спорта. Правда, семнадцать лет – очень юный возраст! Нужно подождать и посмотреть, как он выступит в своем дебютном сезоне. Главное, у него есть талант, скорость – надеюсь, он будет достаточно сообразителен, чтобы быстро освоиться в Формуле 1.

Придется многому учиться – хочется верить, он сможет быстро вникать в детали, станет выступать стабильно и задержится в чемпионате дольше, чем на пару лет. Пока он демонстрировал отменный талант – надеюсь, покажет его и в Формуле 1.

Вопрос: Нико?
Нико Росберг: Согласен с Фелипе. Журналисты всегда спрашивают: «Попасть в Формулу 1 можно исключительно за счет денег?» Приятно наблюдать, что, если у тебя есть талант, и ты действительно заслуживаешь… впрочем, в последнее время мы наблюдали немало таких примеров попадания в Формулу 1. Это важно, это замечательно. Конечно, парень очень молод, но все будет в порядке.

Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: Практически нечего добавить, разве что все это заставляет меня самого чувствовать себя стариком! Программа Red Bull Junior Team помогла мне стать тем, кто я есть, и хорошо, что сейчас эти люди помогают Максу. Да, возраст вызывает вопросы, но талант, как сказал Фелипе, у парня есть – будет интересно за ним наблюдать.

Вопрос: Роман, что скажете? Как трое уже высказавшихся гонщиков, вы дебютировали в Формуле 1, когда вам было за двадцать. Что вы думаете о столь раннем начале карьеры в Формуле 1?
Роман Грожан: Парень получил замечательную возможность, дебют в Формуле 1 – нечто особенное. Как говорят, он довольно рано продемонстрировал свой талант, но ему придется всерьез поработать, чтобы понять все нюансы выступления в столь сильном чемпионате. Износ шин, скорость, другие факторы… Приятно видеть новое лицо, но мне немного обидно за Жана-Эрика.

Вопрос: Жюль?
Жюль Бьянки: Как уже было сказано, для него это отличный шанс, и хорошо, что некоторые команды готовы инвестировать средства в молодых гонщиков. Уверен, парень справится. Он действительно быстр – мы видели это в Формуле 3, он выигрывал в картинге. Мне тоже обидно за Жана-Эрика. Надеюсь, он сумеет найти себе место, но пока ситуация такая, какая есть.

Вопрос: Даниил, вы с Максом будете напарниками, вы дебютировали в чемпионате в девятнадцать лет. Что скажете?
Даниил Квят: Посмотрим, как пойдут дела. Мы станем напарниками, и это не настолько сложно, как вам может показаться. Ты приходишь в чемпионат и оцениваешь, чего можешь добиться – для всех этот процесс одинаков. Опять же, не моя задача всё анализировать, так что давайте просто подождем и сами увидим.

Вопрос: Что именно не настолько сложно, как нам может показаться?
Даниил Квят: Любой гонщик, дебютирующий в Формуле 1, может адаптироваться и набрать скорость. Каждый приходит в силу определенных причин – таланта, успехов, а затем появляется множество факторов, которые и определяют разницу между участниками.

Вопрос: Жюль, впереди два этапа на классических автодромах в Спа и Монце. Здесь на одной старой фотографии запечатлен один из ваших родственников за рулем Ferrari… Что вы думаете о предстоящих гонках, как оцениваете шансы? Команда выкладывается по максимуму?
Жюль Бьянки: Для меня приезд в Бельгию многое значит, ведь мой дядя побеждал здесь в GT, и это похоже на возвращение домой. Команда очень старается остаться впереди Caterham, такова цель, попробуем ее достичь. Конечно, будет нелегко, ведь соперники тоже не сдаются, поэтому мы продолжаем борьбу. Посмотрим, как пойдут дела в Спа. Монца станет несколько иным вызовом, но сейчас я сосредоточен на предстоящей гонке.

Вопрос: Роман, вы говорили, что рассматриваете варианты на следующий сезон. В 2015-м Lotus получит моторы Mercedes, какими будут следующие шаги для вас и команды?
Роман Грожан: Нам нужно подробнее проанализировать нынешний непростой сезон. Есть множество причин, по которым мы начали год откровенно слабо, но здесь можно многому научиться. Задача – обеспечить Lotus максимально успешное будущее. В прошлые четыре года команда строила замечательные машины, и я не вижу препятствий, которые помешают это повторить. Надеюсь, ситуация улучшится, а сейчас мы должны выполнять свою работу, вникать в нюансы и извлекать уроки.

Вопрос: Даниил, переходим к вам. Даниэль уже обмолвился об этом, и вы знаете, что в Toro Rosso гонщику отводятся два года, чтобы проявить себя. Жану-Эрику придется уйти. В вашей ситуации приятно осознавать, что в запасе есть еще пара лет, или это лишь усиливает прессинг?
Даниил Квят: Все зависит от того, как вы на это смотрите. Здесь две стороны: нужно понимать, что тебе предоставлен шанс, ты должен постараться использовать его, но притом нельзя слишком много думать о лимите времени. Мне выпала возможность, я все время выкладываюсь по максимуму – ничего сверхъестественного.

Вопрос: Фелипе, в двух следующих Гран При Williams должна выглядеть максимально конкурентоспособно. На какой результат рассчитываете вы и команда, особенно если учесть недавние удачные выступления? Каков минимум ожиданий?
Фелипе Масса: Надеюсь, успех будет не только на бумаге – хочется верить, мы продемонстрируем отличную скорость здесь и в Монце. Но я бы сказал, что мы можем быть быстры в большинстве гонок – возможно, в Сингапуре придется тяжело. Надеюсь, у нас получится прогрессировать так же, как мы прогрессировали с первой гонки – было бы здорово удачно выступить и в Монце, и во всей второй половине сезона. Мы продолжаем борьбу, знаем, насколько важно зарабатывать очки, и сделаем всё, чтобы остаться конкурентоспособными.

Вопрос: Даниэль, первая победа всегда особенная, а вторая, спустя всего четыре гонки, делает успех своего рода привычкой. Насколько уверенно вы себя сейчас чувствуете, как оцениваете перспективы на вторую половину сезона для вас лично и Red Bull Racing?
Даниэль Риккардо: Нужно закреплять достижения первой половины сезона. Приятно одержать пару побед в одиннадцати гонках, уровень мотивации у меня и команды очень высок. Теоретически конфигурации Спа и Монцы не подходят нашей машине, но мы сейчас на подъеме, постараемся добиться неплохих результатов в Бельгии и Италии, а затем нас ждут трассы, подходящие RB10. Серьезных изменений нет, просто работа, изучение нюансов и удовольствие. Собственно, это то, что я делаю в нынешнем сезоне – просто наслаждаюсь делом и хочу, чтобы так было и дальше.

Вопрос: Нико, после этапа в Венгрии прозвучало несколько интересных комментариев. В частности, ваша команда заявила, что не намерена приказывать одному из гонщиков пропустить другого даже из соображений тактики. Какие выводы сделали вы сами после предыдущей гонки?
Нико Росберг: Думаю, после этапа в Венгрии было немало сумятицы, так что лучше не развивать ситуацию и не вдаваться в детали. Конечно, после гонки мы все обсудили, поскольку важно анализировать подобные моменты и понимать, как двигаться дальше. Мы готовы продолжать работу, но я, разумеется, усвоил кое-какие уроки и постараюсь применить этот опыт в будущем.

Вопросы с мест

Вопрос: (Майк Дудсон – GP Week) Все вы начали гоняться в очень юном возрасте – один из вас довольно рано дебютировал в Формуле 1, а другому пришлось некоторое время провести вне чемпионата. Но вопрос в другом: были бы вы готовы к дебюту в Формуле 1 в семнадцать лет? Нико, разве вам не доводилось тестировать машину Формулы 1 в возрасте 17 или 18 лет?
Нико Росберг: Да, я тестировал машину Формулы 1 в семнадцать лет и с точки зрения пилотажа был вполне готов к дебюту, но основным ограничением была физическая нагрузка. В то время на машинах стояли десятицилиндровые моторы, прижимная сила была достаточной – не знаю, большей, чем сейчас, но шины лучше держали трассу. Тогда для меня, семнадцатилетнего паренька, физические нагрузки были серьезным фактором, а сейчас в этом плане гоняться легче, что может помочь дебютантам.

Вопрос: Даниэль, вы дебютировали в 21 год. Были ли готовы к участию в чемпионате, когда вам исполнилось семнадцать?
Даниэль Риккардо: Скажем так, нет. В шестнадцать лет я еще гонялся в картинге и к семнадцати пилотировал не так много формульных машин. Кажется, тогда я как раз проводил дебютный сезон и вряд ли был бы готов к Формуле 1. Мой путь получился несколько иным, я дорос до чемпионата несколько позже.

Вопрос: Роман, у вас такая же история?
Роман Грожан: В семнадцать лет я провел свою первую гонку в формульных сериях, это была Формула Renault 1,6 литра. Нет, я не был готов к дебюту в Формуле 1.

Вопрос: Даниил?
Даниил Квят: Интересный вопрос. В семнадцать лет я выступал в Формуле Renault 2.0 и если бы сейчас вернулся в те времена и попытался повторить свои тогдашние поулы, не факт, что мне это удалось бы. С точки зрения чистой скорости и пилотажа между мной сегодняшним и мной два года назад разница практически нулевая, но есть отличия в плане психологии и физической формы. Опять же, все люди разные, так что посмотрим, как пойдут дела у Макса.

Вопрос: Жюль, вы, как и Макс, начинали в картинге, но затем провели несколько лет в младших гоночных сериях. В какой категории вы могли бы выступать в 17 лет?
Жюль Бьянки: В семнадцать лет я не был готов к дебюту в Формуле 1. Тогда я проводил дебютный сезон в Формуле Renault 2.0 и допускал ошибки, а если ты ошибаешься в младшей серии, ты не можешь считать себя готовым к Формуле 1.

Вопрос: Фелипе, кажется, вы дебютировали в Формуле 1 в двадцать лет…
Фелипе Масса: За руль гоночной машины я впервые сел в пятнадцать лет, это была бразильская Формула Chevrolet. Собственно, скорость никогда не была проблемой, сложнее было вникнуть в детали – особенно в Формуле 1. Мне было двадцать, дебют состоялся несколько рано. Соглашусь с Нико: в те времена с точки зрения физической подготовки выступать было намного сложнее. Сейчас это гораздо легче, молодым гонщикам проще набираться опыта.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) В продолжение слов Фелипе и Нико. Недавно Льюис Хэмилтон признался, что современная Формула 1 очень проста для него, он бы предпочел выбираться из кокпита измотанным. С нынешними машинами подобного ожидать не приходится. Вы бы тоже предпочли более сложную Формулу 1?
Нико Росберг: Прежде всего, мы выступаем ради болельщиков, не так ли? Значит, нам нужно показывать интересные гонки. Сейчас они получаются захватывающими, и это главное. Затем нужно поработать над звучанием мотора, которое тоже важно для поклонников спорта. Что касается гонщиков, то в идеале… Знаете, ситуация и без того неплохая, но, возможно, было бы ещё лучше, если бы я мог проходить в квалификационном режиме каждый круг гонки, шины долго сохраняли эффективность, а физические нагрузки были чуть выше. Всё это было бы позитивным, но я практически не задумываюсь над подобными вопросами, поскольку ситуация такая, какая есть, и она весьма замечательная.

Вопрос: Даниэль, вы согласны с мнением Льюиса?
Даниэль Риккардо: Да, практически нечего добавить. Прежде всего, сами гонки должны быть интересными, а уже потом мы должны потеть чуть сильнее. Поживем – увидим.

Вопрос: Фелипе, вам довелось выступать в те годы, когда гонщики «потели чуть сильнее». Что скажете?
Фелипе Масса: На 100% согласен с Нико, однако перепад физических нагрузок связан в основном с возможностью дозаправки машины по ходу гонки. Кроме того, в те времена шины обеспечивали несколько лучшее сцепление с трассой, а вместе эти два фактора делали пилотаж более сложным. При дозаправках в баках всегда было не более 55-60 кг топлива, машина ехала намного быстрее на большей части дистанции, и потому с точки зрения физических нагрузок выступать было гораздо труднее.

Вопрос: Жюль, а вы знаете Формулу 1 такой, какая она есть сейчас. Вам хотелось бы видеть более высокие нагрузки?
Жюль Бьянки: Да, было бы неплохо. У меня нет проблем с физической подготовкой, и сейчас к концу гонки мы уж точно не валимся с ног от усталости. Возможно, зрителям было бы интереснее видеть, как, выбравшись из кокпита, мы просто валимся на землю. Не знаю, каковы их предпочтения, но вряд ли им по нраву нынешняя ситуация, и если мы можем ее улучшить, давайте это сделаем!

Вопрос: Ваше мнение, Даниил?
Даниил Квят: Я тестировал прошлогоднюю машину и могу опираться на тот опыт. С точки зрения нагрузок и скорости для меня не было бы проблемой выступать на той машине, но в целом я не считаю, что нынешние машины намного легче с точки зрения пилотажа, ведь они заметно потеряли в прижимной силе. Уверен, связка поворотов Eau Rouge будет непростой и интересной – в прошлые годы она проходилась с педалью газа в пол, но сомневаюсь, что в этот раз все будет настолько просто. Опять же, во всем есть положительные и отрицательные моменты, у каждого свое мнение, и сложно сделать так, чтобы все были довольны.

Вопрос: Роман?
Роман Грожан: Прежде всего, недавние гонки получились очень интересными – к сожалению, некоторые из них мне пришлось наблюдать со стороны. Но не поймите нас неправильно: эти машины не так просты в управлении, они очень быстры. Да, физические нагрузки меньше, но есть иные сложности, и задача гонщика по-прежнему непростая.

Я вспоминаю свое выступление в 2009 году, и уже тогда машиной было труднее управлять. Конечно, мне хотелось бы большего: чем быстрее машина, тем больше удовольствия! Мы гонщики, и если вы предложите нам дополнительные 200 л.с. и лучшее сцепление с трассой, мы схватимся за это, но главное, чего нам хочется, это интересных Гран При.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Нико, вы говорили, что после Гран При Венгрии команда обсуждала ситуацию с приказами из боксов. Результаты вас удовлетворили? Кроме того, вы сказали, что усвоили кое-какие уроки, но не пояснили, какие именно. Не могли бы рассказать чуть подробнее, прежде чем продолжите свое сражение с Льюисом?
Нико Росберг: Прошу меня извинить, мне бы не хотелось вдаваться в детали. Как я уже сказал, мы собрались и все обсудили. После подобных ситуаций нужно проанализировать ход событий и, если требуется, кое-что скорректировать на перспективу, что, собственно, мы и сделали.

Вопрос: (Томас Бастин – La Derniere Heure) Вопрос к самым опытным из присутствующих здесь – к Фелипе и Нико. Для новых машин начинается вторая половина сезона. Полагаете, болельщикам действительно интереснее наблюдать за ними, они считают их более сложными в управлении?
Фелипе Масса: Думаю, болельщики могут быть довольны, они видели немало обгонов, но вот звук… Звук мотора вроде того, что был раньше, делает гонки более зрелищными. А борьбы на трассе достаточно, она происходит в каждом Гран При, и это интересно поклонникам спорта. Не хватает только звука…

Вопрос: Ваше мнение, Нико? Даниил считает, что при меньшей прижимной силе проходить повороты вроде Eau Rouge станет сложнее. Вы согласны?
Нико Росберг: Не совсем. Да, в некоторых поворотах уровень сцепления с трассой меньше, но это зависит от конкретной машины. Думаю, за нынешними машинами очень интересно наблюдать, они по-прежнему быстрейшие в мире с точки зрения прохождения поворотов, и разве что звук… Понимаю, нам нужно над ним работать – надеюсь, решение будет найдено. Возможно, мы просто установим большие динамики на машины – по крайней мере, в таком направлении будут развиваться машины с электродвигателями…

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Нико, вы весьма активно провели последние несколько недель. Пицца в Неаполе, вечеринки на Капри… Насколько вам был необходим перерыв в столь напряженном сезоне, где каждые две недели приходится бороться за победу?
Нико Росберг: Не так уж и необходим. После Гран При Венгрии мне хотелось, чтобы очередной этап состоялся уже на следующий день, так что мне не особо требовался перерыв, но он все-таки был и удался на славу. Я отлично провел время с семьей и друзьями. Хорошо, что на две недели вся работа прекращается – иначе даже в выходные поступают сообщения от команды, решаются какие-то вопросы. В эти две недели не было ничего, и это хорошо для всех.

Вопрос: (Ангелик Белокопытов – АвтоДайджест) Вопрос ко всем. У каждого гонщика есть свои приметы: кто-то носит белые рубашки, кто-то предпочитает не бриться по ходу уик-энда… Что вы делаете или не делаете перед гонкой?
Жюль Бьянки: Есть что-то, о чем я не стану вам рассказывать, но есть и то, о чем могу сказать. Например, я всегда сажусь в кокпит с правой стороны машины.

Даниил Квят: Я не верю в приметы.

Роман Грожан: В юности я был суеверным, но однажды забыл о приметах и выиграл гонку. Получается, все это было лишним, но есть определенные процедуры: я всегда в определенном порядке надеваю экипировку, всегда сажусь в кокпит с правой стороны и в определенном порядке застегиваю ремни. Это помогает настроиться.

Даниэль Риккардо: Да это всего лишь повод оправдаться, когда что-то идет не так! Ерунда.

Нико Росберг: Если я завоевываю поул, то выхожу на старт в том же нижнем белье, в котором выступал в субботу. Разумеется, до гонки его нельзя стирать!

Фелипе Масса: Я тоже! Правда, без привязки к поулу, в этом сезоне у меня пока только один. Если я хорошо начинаю уик-энд, то использую тот же комплект белья в субботу и воскресенье. Также я сажусь в кокпит с левой стороны, чтобы первой поставить именно правую ногу. Все эти ритуалы ничего не меняют, но с ними чувствуешь себя спокойнее.

Вопрос: (Оана Попоиу – F1 Zone) Даниил, в следующем сезоне у Toro Rosso будет самый молодой состав гонщиков. Не станет ли это дополнительной сложностью в процессе доработки машины?
Даниил Квят: Нынешний сезон не закончился, впереди ещё восемь гонок, так что я об этом не думаю. Как я уже говорил, набрать необходимую скорость не проблема, есть множество других факторов, определяющих будущее гонщика, кем бы он ни был. Хорошо дебютировать в Формуле 1 в максимально юном возрасте – тогда в запасе больше времени, но в остальном все зависит от вашего прогресса. Сейчас я не знаю, что вам ответить. Не думаю, что это станет проблемой – мы справимся с доработкой машины.

Вопрос: (Даниэль Джонсон – The Daily Telegraph) Нико, в начале пресс-конференции вы сказали, что после Гран При Венгрии было немало сумятицы, особенно если вспомнить ситуацию с командной тактикой. По этой причине вы отказываетесь комментировать подробнее?
Нико Росберг: Позвольте уточнить. Я счел, что после гонки в средствах массовой информации было много неразберихи, поэтому вряд ли было бы полезным с моей стороны создавать очередной повод для пересудов. Лучше просто дать ситуации успокоиться.

Фелипе Масса: И после гонки ты ведешь борьбу…

Вопрос: (Сильвия Ариас – Parabrisas) Вопрос для Жюля Бьянки. Многие говорят, что вы заслуживаете более конкурентоспособную машину, чем Marussia. Чего вы ждете от следующего сезона? У вас такие же ощущения?
Жюль Бьянки: Я стараюсь сработать по максимуму в Marussia, поскольку именно в этой команде я выступаю в данный момент и вполне этим доволен. Они предоставили мне возможность дебютировать в Формуле 1, я не могу жаловаться. Да, мой менеджер и Ferrari должны подумать о перспективах на следующий сезон, но пока вопрос открыт, нужно набраться терпения, и сейчас мне просто хочется успешно закончить год. Постараемся оставаться впереди Caterham, а там посмотрим.

Перевод: Валерий Карташев