Япония'02: Эдди Ирвайн

Гонка #697: 13 октября 2002 года. Гран При Японии. Сузука
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) - 1.31,317 (229,481 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) - 1.36,125 (218,003 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) - 1:26.59,698 (212,644 км/ч)

Финальный этап 53-го чемпионата мира во многом стал отражением всего сезона. Полное и абсолютное преимущество Михаэля Шумахера над соперниками, выразившееся в 16 визитах на подиум по итогам 16 предыдущих гонок, получило логичное продолжение.

Тем, кто пытался угнаться за красной машиной немца и её почти точной копией, ведомой Рубенсом Баррикелло, не хватало ни скорости, ни надежности. Пока пара пилотов Скудерии, выиграв старт, умчалась вперёд, все остальные боролись только за третье место.

Поначалу наиболее реальным претендентом на него был Дэвид Култхард. Шотландец сохранил на первых метрах свою третью позицию, добытую в квалификации, и по мере сил старался преследовать двух лидеров - но еще до исхода седьмого круга был вынужден резко сбросить ход из-за отказа дросселя.

После этого к "бронзе" долго и упорно шел Ральф Шумахер из Williams, но и его усилия оказались тщетны. Почти всю гонку немецкий пилот опережал принципиальных соперников, пока за пять кругов до финиша не отказал мотор BMW.

Так и вышло, что вместе с Шумахером и Баррикелло, которые принесли Ferrari 15-ю победу и девятый "дубль" в сезоне, на призовой пьедестал поднялся Кими Райкконен. Но переполненные трибуны Сузуки рукоплескали вовсе не финну и даже не парням в красных комбинезонах.

Симпатии болельщиков были целиком и полностью отданы Такуме Сато. Прежде японский дебютант сезона, выступающий за Jordan, не поднимался в квалификациях выше 12-го места, а в гонках - выше восьмого. Но на домашней трассе он стартовал седьмым, и после непростой борьбы с пилотами Renault финишировал пятым.

Интересно...
В реальной борьбе на трассе за всю гонку произошел всего один обгон. Неудачно стартовавший Жак Вильнев пытался отыграться и на втором круге опередил Фелипе Массу. Обоим участникам этого эпизода было не суждено добраться до финиша - бразилец почти тут же слишком глубоко заехал на бордюр, потерял управление и разбил свой Sauber, а канадец сошел на середине дистанции - не выдержал мотор.

Эдди Ирвайн

Японский Гран При 2002 года стал финальной гонкой в карьере для нескольких пилотов. Но если формульные карьеры Алекса Йонга и Аллана Макниша получились не слишком долгими и успешными, то Эдди Ирвайн покидал Большие Призы после яркого десятилетия, оставив множество воспоминаний в памяти болельщиков - и множество кубков в своей коллекции.

Вообще говоря, Эдмунд Ирвайн должен быть в высшей степени благодарен судьбе за то, что она дала ему возможность попасть в Формулу 1. Сын пилота-любителя из городка Ньютаунардс начал карьеру по настоянию отца и поначалу был лишь середнячком в британских молодежных классах. Он никогда не занимался картингом, потому лишь к 21 году смог более-менее обрести скорость, выиграв чемпионский титул в Формуле Ford.

Оттуда он перебрался в Формулу 3, затем - в Формулу 3000, но за три следующих сезона Эдди всего раз побывал на вершине подиума. Все шло к тому, что звездой первой величины вихрастому бесшабашному пареньку, увы, не стать - и тогда он отправился в Японию, где сразу пришелся ко двору.

Вместе с Джонни Хербертом, Хайнцом-Харальдом Френтценом и другими европейцами Эдди кочевал по трассам Страны восходящего солнца, завоевывая кубки и наслаждаясь вниманием болельщиков. Как-то летом 1991-го "на огонек" заглянул даже сам Михаэль Шумахер. Так бы, возможно, и сошла постепенно на нет карьера Ирвайна, если бы в конце сезона 1993 года, в котором пилот боролся за титул в Формуле Nippon, о нем не вспомнил Эдди Джордан.

Ирландец хорошо знал земляка еще по Ф3000. В том году Jordan испытывал отчаянный кадровый голод - напарниками Рубенса Баррикелло побывали уже четверо пилотов, а на Гран При Японии требовался пятый. Ирвайн оказался кандидатурой, подходящей во всех отношениях. Гонщик вытащил свой счастливый билет.

Та дождевая гонка на Сузуке давно вошла в легенды. Эдди на равных сражался с Williams Дэймона Хилла, и даже попробовал побороться с Айртоном Сенной, когда бразильский Волшебник обгонял новичка на круг. В итоге Ирвайн финишировал шестым, и хотя после финиша Сенна пришел в боксы Jordan где отругал североирландца и даже уронил его на пол, прописку в Ф1 Эдди получил надолго.

Задира и весельчак быстро стал душой паддока, да и на трассе смотрелся неплохо. В первом полном сезоне он, правда, больше всего запомнился созданием аварийной ситуации и дисквалификацией на три гонки, зато во втором завоевал свой первый кубок в Монреале, а перед началом третьего получил приглашение в Ferrari.

Звали его в пару к Михаэлю Шумахеру, что подразумевало роль второго пилота. Но, взвесив все за и против, пилот согласился - в Ferrari можно рассчитывать на результаты, до которых за рулем Jordan было не дотянуться.

В первой же совместной квалификации Эдди обставил немца, вызвав, как говорят, крайнее недовольство последнего. Позже все встало на свои места, и пока Шумахер боролся за победы, Ирвайн набирал очки, насколько это позволяла не самая надежная машина. Первый сезон за Скудерию он завершил десятым.

Время шло. Алые машины ехали все быстрее. А Эдди, обратив агрессивный пилотаж себе во благо, допускал все меньше ошибок, научился классно стартовать и постепенно превратился в очень грозного соперника. Он едва не выиграл Гран При Аргентины 1997 года, завоевал в том сезоне пять подиумов и стал седьмым. А уж как Ирвайн провел гонку в Японии, ассистируя напарнику, сражающемуся за титул - любо-дорого было посмотреть.

Еще год - визитов на пьедестал стало уже восемь, во Франции они с Шумахером принесли команде из Маранелло первый дубль, который на радость тиффози позже повторили в Монце. Стало ясно, что пилот уже дорос до побед, но в своем статусе едва ли может на них рассчитывать. Разве что какие-то проблемы возникнут у Михаэля...

Когда на первом круге британского Гран При 1999 года Ирвайн оказался впереди напарника и стал - как и не раз прежде - пропускать того на торможении, то и предположить не мог, что Ferrari немца улетит в отбойник, а вскоре самого пилота увезут в госпиталь. Еще до этого Эдди выиграл свою первую гонку в Австралии, а теперь, став новым лидером команды, принялся коллекционировать победы.

Спор североирландца за титул с Микой Хаккиненом получился захватывающим, чаши весов качались то в одну, то в другую сторону. Ирвайн победил в Австрии и Германии, затем вернувшийся Шумахер содействовал успеху напарника в Малайзии. Судьба чемпионства решалась на финальном этапе, который принимала Сузука - но на этот раз трасса, прославившая пилота шестью годами ранее, не смогла помочь ему. Сильнейшим стал финн.

Эдди же понял, что не может больше оставаться в Ferrari и жертвовать личными амбициями ради товарища по команде. Потому охотно принял предложение Jaguar, подкрепленное чеком со множеством нулей. Изумрудные машины смотрелись эффектно, но управление гоночным подразделением огромного концерна Ford осуществлялось из рук вон плохо.

В итоге за три следующих года Ирвайн всего дважды побывал на подиуме. И в Монако в 2001 году, и в Монце в 2002-м он финишировал третьим - позади Шумахера и своего "сменщика" Рубенса Баррикелло. Увы, исправить надежность машин и добиться большего команде не удалось.

Покинув паддок, Ирвайн продолжает получать удовольствие от жизни. Он востребован на телевидении, снимается в кино, руководит собственной спортивной компанией и входит в первую десятку богатейших людей Северной Ирландии.

Мир моторов в 2002-м: Peugeot 307

Peugeot 307 — компактный семейный автомобиль, производство которого началось в 2001-м, а в 2002-м он одержал победу на европейском конкурсе «Автомобиль Года». Впрочем, продавалась машина почти по всему миру, не только в Европе: она предлагалась на рынках Австралии, Новой Зеландии, Мексики, Бразилии, Аргентины и Китая.

В последних традициях фирмы Peugeot машина предлагалась в самых различных вариантах кузова, от вместительного универсала до модного купе-кабриолета; к тому же покупатель мог выбирать из целой гаммы бензиновых и дизельных моторов.

Эстетически машина была хороша, с этим трудно спорить, но на практике ее владельцам пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Хуже всего дело обстояло с электрикой — статистика отказов была тревожной, и в итоге в 2005-м году в рейтинге британской телепрограммы и одноименного журнала Top Gear машина заняла 158-е место из 159-ти возможных. Впрочем, именно осенью 2005-го начался выпуск обновленной версии «307-й», где многие недостатки были устранены, после чего число рекламаций заметно снизилось.

Что за машина Peugeot 307, можно понять по отзывам одного британского автомобилиста, приведенным английским журналом Auto Express: «Тормоза плохие, двигатель работает неровно, и в целом машина не отличается ни плавностью хода, ни впечатляющей динамикой. У нее неважная обзорность, и я просто сбился со счета, сколько у нее было проблем с электрикой... Однако она просторная, удобная и хорошо оснащенная. Я бы снова купил такую, если бы она была понадежнее»...

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.