Монако'96: Оливье Панис

Старт Гран При Монако 1996 года
Гонка #587: 19 мая 1996 года. Гран При Монако. Монте-Карло
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari F310) - 1.20,356 (149,096 км/ч)
Лучший круг Жан Алези (Benetton B196) - 1.25,205 (140,611 км/ч)
Победитель Оливье Панис (Ligier JS43) - 2:00.45,629 (124,014 км/ч)

Одна из самых удивительных гонок прошлого десятилетия состоялась в Монако в мае 1996 года. Она стартовала на сыром асфальте, который достаточно быстро просох, а финишировала через два часа под каплями нового дождя. Но если описывать всё, что произошло на улочках княжества за этот небольшой отрезок времени – выйдет весьма солидная монография.

Достаточно лишь отметить, что реальные шансы на победу имели, по меньшей мере, семеро гонщиков, а уж претендовать на очки мог и вовсе любой, кто вышел на старт. Для этого было достаточно просто доехать до клетчатого флага, но провести два часа в Монако на влажной трассе – это серьезное испытание для любого гонщика. И в итоге финишную черту пересекли лишь трое!

Старт выиграл Дэймон Хилл на Williams, опередив на разгоне к Ste Devote Ferrari победившего в квалификации Михаэля Шумахера. Немец дважды до этого выигрывал в Монако – тем удивительнее то, что уже на первом круге он поскользнулся на поребрике, не смог поймать заскользившую машину и ударился о стену в повороте Portier.

Хилл после этого стал уверенно наращивать отрыв, увеличивая свое превосходство над парой пилотов Benetton – Жаном Алези и Герхардом Бергером. Австриец, впрочем, очень быстро сошел из-за поломки коробки передач, и на третье место поднялся Эдди Ирвайн.

Североирландец, приглашенный в Скудерию напарником Михаэля Шумахера, собрал за собой целый "поезд" из полудюжины машин. Ferrari Эдди очень плохо рулилась, но в Монако обороняться достаточно просто. Кроме того, зная о неуступчивости Ирвайна, преследователи предпочитали не рисковать. Скажем, Хайнц-Харальд Френтцен из Sauber был ощутимо быстрее, но лишь повредил о Ferrari переднее крыло...

Подходил к концу первый час гонки, настало время менять промежуточные шины на слики. Первая тройка при этом сохранила позиции, а на четвертое место переместился Оливье Панис из Ligier. Француз провел квалификацию неудачно и стартовал только 14-м, но на воскресной утренней разминке показал лучшие секунды и был настроен развить этот успех.

Несмотря на то, что в предыдущих гонках сезона Оливье лишь раз набирал очки, на улочках Монако его темно-синяя машина смотрелась просто здорово – на сликах Панис проходил круги на три-пять секунд быстрее Хилла! Неудивительно, что француз, и до того опередивший на трассе нескольких соперников, быстро настиг Ирвайна и стал буквально терзать того атаками в каждом повороте.

Эдди долго держался, но силы были не равны, и на торможении перед медленной шпилькой Loew's Оливье проскочил мимо Ferrari. А еще через шесть кругов на Williams Дэймона Хилла в первый и единственный раз в том сезоне сгорел мотор. Гонку возглавил Жан Алези, движение к финишу продолжали десять машин.

Прошло два десятка кругов – и их осталось девять. Очередной жертвой Монако стал Алези – не выдержала нагрузок и лопнула одна из пружин задней подвески. А вскоре безнадежно отстающий Лука Бадоер из Forti зацепил Williams Жака Вильнева. Для пришедшего с широких американских овалов гонщика городская гонка в дождь стала серьёзным испытанием, но он все же смог подняться до четвертой позиции, прежде чем пополнить ряды тех, кому в этот день не повезло.

Оливье Панис, победитель Гран При Монако 1996 года

Лидировал же Оливье Панис – и хотя до клетчатого флага ещё оставалось время, француз в этот день явно был на коне. Даже когда под финиш возобновился дождь, и пилота Ligier стал настигать Дэвид Култхард, шотландцу просто не хватило времени, чтобы догнать лидера – гонку остановили досрочно, спустя два часа после старта.

Третьим и последним до финиша добрался Джонни Херберт, а все остальные стали жертвами хитрой трассы, сложных условий, поломок техники или опрометчивости соперников. Даже на заре чемпионата мира ни разу не было такого, чтобы всем увидевшим клетчатый флаг удалось подняться затем на призовой пьедестал. Но Монако в дождь – это удивительная магия, которой под силу и не такое.

Интересно...
Единственным, кто рискнул стартовать в Гран При Монако 1996 года на сликах, был голландец Йос Ферстаппен. Если бы пилот Arrows продержался на трассе хотя бы десяток кругов, то после мог получить серьезное преимущество. Увы, план не сработал - Йос разбил машину уже в первом повороте.

Оливье Панис

Оливье Панис

Когда в конце 80-х крупные французские компании начали постепенно терять интерес к гонкам, количество пилотов из этой страны, ещё недавно составлявших добрую четверть пелотона, стало предсказуемо сокращаться. Одним из последних по гоночной "лестнице" молодежных категорий вслед за земляками успел взбежать Оливье Дени Панис.

Он провел два года в национальной Формуле 3, где стал вице чемпионом, а потом перебрался в Ф3000. Именно там в 1993-м пилот из Гренобля отлично показал себя в очень сильной компании и завоевал титул - после чего получил приглашение в "самую французскую команду Формулы 1" - Ligier, с которой связал свою судьбу на много лет.

С самого начала Оливье выступал очень стабильно, и хотя машина ему попалась не самая быстрая, дважды он сумел воспользоваться проблемами у соперников - немецкая гонка 1994 года и Гран При Австралии 1995-го принесли Панису вторые места.

В схожем ключе прошел и следующий сезон – за тем лишь исключением, что на этот раз помимо традиционной пары призовых финишей гонщик не просто побывал на подиуме, но и покорил его вершину. Разумеется, ни он сам. ни кто-либо ещё и предположить не могли. что с того самого Гран При Монако французы больше не выиграют ни одной гонки вплоть до начала сезона 2010 года, а скорее всего и того дольше.

В новом 1997 году резина Bridgestone стала серьёзным козырем команды Prost, за которую выступал Оливье. В Австралии Панис финишировал пятым, в Бразилии – третьим, в Аргентине сошел, занимая второе место. Он мог выиграть в Испании, но всё же уступил Жаку Вильневу. Тем не менее, третье место в общем зачете выглядело вполне логично.

Авария Оливье Паниса в Гран При Канады 1997 года

Но в Монреале, блестяще прорываясь наверх после стартовой аварии, гонщик улетел в ограждение из шин и сломал ноги. Оливье нашел в себе силы вернуться в кокпит еще до конца сезона и даже набрать ещё несколько очков, но сезон был, к сожалению, потерян. А потом команда лишилась моторов Mugen-Honda, что стало для неё началом конца. В 1998-м и 1999-м говорить о конкурентоспособности Prost уже не приходилось...

Панис, которому было уже хорошо за тридцать, всё видел - и предпочел уйти. Гонщика звали в BMW Williams, но он предпочел работу тест-пилота у чемпионов из McLaren, где заслужил очень хорошие отзывы.

Лучшим результатом Паниса в BAR стало четвертое место на дождевом Гран При Бразилии 2001 года

Затем он вернулся и провел два года в команде BAR, и еще два - в Toyota. В обоих случаях на плечи француза ложился тяжкий груз по доводке "сырой" техники, и с этой работой он справлялся на отлично. Но с турнирной точки зрения ситуация выглядела далеко не лучшим образом – до подиума гонщик так больше и не дотянулся...

Завершив карьеру, он еще немного поработал в Формуле 1 тестером, после чего переключился на другие гонки. Летом Оливье выступает в соревнованиях на выносливость, а зимой охотно участвует в ледовых заездах Andros Trophee.

Мир моторов в 1996-м: Peugeot 406

В 1996-м красавец Peugeot 406 проиграл в финале конкурса «Автомобиль года» вполне заурядному Fiat Brava – так уж распорядилась судьба. Но кто сейчас вспоминает о том продукте итальянского автопрома? Зато Peugeot 406 знают все – хотя бы по забавному фильму «Такси», где главную роль играл, пожалуй, не Сами Насери, а белоснежный автомобиль, обвешанный спойлерами и вообще подвергнутый самому глубокому тюнингу, какой только можно себе представить. Впрочем, к фильму мы еще вернемся, а пока несколько слов о «406-м».

Peugeot 406

Этот большой семейный переднеприводный автомобиль выпускался на заводах Peugeot с 1995-го по 2003-й, и был создан на той же платформе, что Citroen Xantia, разве что подвеска у него была попроще – традиционная, а не гидропневматическая.

Машина предлагалась с кузовами седан и универсал, выбор бензиновых и дизельных двигателей был весьма обширен. В Италии производилось изумительно изящное купе с кузовом Pinifarina, но, строго говоря, его логичнее было бы считать самостоятельной моделью.

Peugeot 406 была очень удачной машиной, практически сразу завоевавшей широкую популярность. Ее покупали и главы семейств, и главы компаний, ее дизельные версии охотно приобретали таксисты разных европейских стран – она нравилась всем. После рестайлинга 1999-го года машина стала еще симпатичнее, комфортабельнее, безопаснее и быстрее – теперь «406-ю» можно было заказать и с трехлитровой V-образной «шестеркой» мощностью 210 л.с. (двигатели V6 ставились на Peugeot 406 уже c 1997-го, но 190-сильные). Усовершенствования коснулись также трансмиссии, подвески и тормозов.

Автомобильная пресса была в восторге от обновленной Peugeot: звучали мнения, что это, возможно, самая красивая машина сегмента D. Но эстетикой достоинства «406-й» не исчерпывались: похвалы заслуживала отменная для большого седана управляемость, плавность хода, а про удобство просторного салона можно даже не говорить. Более того, автомобиль оказался вполне надежным, что с французской техникой бывает нечасто. Впрочем, слабым местом машины были тормоза: многие владельцы отмечали, что не только колодки, но и тормозные диски изнашивались очень быстро, и менять их приходилось довольно часто.

Один из Peugeot 406, принимавших участие в съемках фильма "Такси"

Однако мы обещали вернуться к фильму «Такси», поставленному по сценарию Люка Бессона. Первая, возможно, самая удачная часть французской автоэпопеи вышла в 1998-м. Для ее съемок была подготовлена специальная Peugeot 406 с 3-литровым мотором V6, обвешанная дополнительным оборудованием, развивавшая – если верить кинематографистам – едва ли не 300 км/час. Впрочем, если в фильме фигурирует один «автомобиль-трансформер», то на самом деле в съемках участвовало 5 разных машин: два «обычных» городских такси, два «гоночных» монстра и 1 «трансформер», который, собственно, и превращался в кадре на глазах восторженных зрителей из одной версии в другую.

Но «Такси» был не единственным фильмом, где «снимался» Peugeot 406: можно вспомнить и нашумевший боевик «Ронин», в котором участвовали такие звезды, как Роберт де Ниро и Жан Рено.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости