Япония'94: Рубенс Баррикелло

Победитель Гран При Японии 1994 года Дэймон Хилл
Гонка #563: 6 ноября 1994 года. Гран При Японии. Сузука
Поул Михаэль Шумахер (Benetton B194) - 1.37,209 (217,165 км/ч)
Лучший круг Дэймон Хилл (Williams FW16B) - 1.56,597 (181,054 км/ч)
Победитель Дэймон Хилл (Williams FW16B) - 1:55.53,532 (151,796 км/ч)

Сузука всегда дарила Формуле 1 интересные гонки, и 1994-й не стал исключением. Схватка двух претендентов на титул - Михаэля Шумахера из Benetton и гонщика Williams Дэймона Хилла - проходила под аккомпанемент ливня, зарядившего над трассой еще в субботу. Противостояние носило принципиальный характер, ибо победитель становился не просто новым чемпионом мира, но и наследником славы Алена Проста, Найджела Мэнселла, Айртона Сенны.

Дождь не думал прекращаться и в воскресенье, и многим пилотам залитая водой трасса оказалась явно не по зубам. Первые же круги принесли множество аварий, и вскоре судьи выпустили машину безопасности. Но едва она вернулась в боксы - происшествия продолжились. Слишком уж скоростными были повороты Сузуки, слишком уж низким оказалось сцепление шин с трассой.

На 14-м круге это едва не привело к трагедии. В повороте Degner разбил свой Arrows Джанни Морбиделли, а когда судьи стали эвакуировать машину в безопасное место, там же потерял управление и Мартин Брандл. McLaren британца лишь чудом не задел никого из служащих трассы, но врезался в ограждение с такой силой, что отлетевший обломок сломал одному из японцев ногу. Над трассой появились красные флаги.

Всё это время претенденты на титул словно не замечали сложных условий. Оба выкладывались по полной и сквозь струи воды мчали свои машины вперед. У Шумахера на борту было чуть меньше топлива, да и на сырой трассе он всегда смотрелся очень здорово, но в этот день молодцом был и Хилл. Британец, за два года до описываемых событий с трудом проходивший квалификацию за рулем Brabham, отставал от соперника, но на момент остановки гонки уступал тому менее семи секунд.

Тем временем прямо под дождем на стартовой прямой развернулась достаточно оживленная дискуссия – что же делать дальше? Солировал в ней Найджел Мэнселл. Британец лишь недавно вернулся из Америки, а потому призывал судей дать повторный старт не с места, а вслед за машиной безопасности. Авторитет чемпиона мира был весом, и его предложение решено было претворить в жизнь. При этом результаты первой и второй частей гонки складывались при определении итогового победителя.

Шумахер вновь помчался вперед, но вскоре отправился на первый пит-стоп. Перед Россом Брауном на командном мостике Benetton стояла непростая задача: заправить машину до финиша или сохранить прежнюю тактику. Рассудив, что Михаэль едет быстрее Хилла, и сможет на трассе отыграть достаточно времени, Росс решил остаться на двух пит-стопах.

Однако вернувшись на трассу на тяжелой машине, немец явно утратил темп. Когда Хилл на середине дистанции в свою очередь свернул в боксы, то после более долгой дозаправки вернулся на трассу лидером! Правда, теперь уже он замедлился, и Шумахер смог вновь выйти вперед - но только "виртуально", по сумме результатов - физически Williams все время оставался впереди Benetton.

На финальном отрезке дистанции Михаэль был уже явно быстрее соперника. Но отыграть ему, даже с учетом "бонуса", все равно нужно было слишком много. Единственный плюс - соперника не требовалось обгонять в реальной борьбе, достаточно было всего лишь показать лучшее время.

Сражение Жана Алези и Найджела Мэнселла за треть место

Выехав из боксов после своего заключительного пит-стопа за девять кругов до финиша, Шумахер отставал от Хилла на 15 секунд. Но за каждый круг по все еще сырой трассе немец сбрасывал около полутора из них. Все в оцепенении смотрели, как тает отрыв. От него осталось десять секунд, пять, три. За круг до финиша секундомер показывал 2,2 - и оба пилота выкладывались из последних сил в споре за жизненно важные очки.

Хилл финишировал первым - но даже в этот момент он ещё не мог быть уверен в своей победе. И только когда из финального поворота показался Шумахер, стало ясно, что в этот раз он проиграл - на пути немца встретился отстающий на круг Кристиан Фиттипальди...

Это был едва ли не единственный случай в сезоне 1994 года, когда Дэймон сам, без помощи судейских решений, взял верх над Михаэлем. Но британцу этого хватило, чтобы практически сравняться с соперником по очкам перед финальной гонкой сезона...

Вместе с претендентами на титул на подиум поднялся Жан Алези - всю гонку пилот Ferrari сражался в Найджелом Мэнселлом, и хотя в итоге пропустил ветерана на трассе, все равно оказался впереди по "сумме двух попыток".

Интересно...
Как известно, два первых сезона в составе Williams Дэймон Хилл провел под стартовым номером "0". Это было вызвано тем, что чемпионы мира - сначала Найджел Мэнселл, а следом и Ален Прост - покидали Формулу 1 сразу после завоевания титула, унося с собой "единичку". Поскольку с той поры чемпионы неизменно продолжают карьеру, победа на Гран При Японии 1994 года пока остается для "нолика" последней.

Рубенс Баррикелло

Рубенс Гонсалвес Баррикелло. Фото 2001 года

Одним из тех, кто не смог добраться до финиша японской гонки не из-за собственной ошибки, а вследствие отказа техники, стал молодой бразилец Рубенс Баррикелло. Талантливый гонщик из Сан-Паулу проводил в Ф1 всего второй сезон, но уже поднимался на подиум и стартовал с поула. Ему прочили в гонках большое и успешное будущее...

Уникальный пилот Рубенс Гонсалвес Баррикелло родился в богатой семье в Сан-Паулу. Он пять раз выигрывал национальный чемпионат по картингу, провел один сезон в Формуле Ford – после чего, посоветовавшись с родителями, решил перебраться в Европу.

Талант 17-летнего паренька стал очевиден, когда он с первой попытки стал сильнейшим в Евросерии Opel Lotus, где переиграл в отчаянной схватке Дэвида Култхарда, а в следующем сезоне завоевал титул и в британской Формуле 3. "Это же второй Сенна", - пестрели заголовками газеты, а команды Формулы 1 наперебой звали юношу на тесты.

Но Баррикелло не стал спешить и предпочел набраться опыта в Формуле 3000, где стал бронзовым призером. Лишь после этого, в 1993 году, Рубенс дебютировал в Больших Призах. Его рекордную по продолжительности карьеру, которая продолжается и сейчас, можно разбить на несколько периодов, каждый из которых связан с той или иной командой.

Четыре первых сезона бразилец выступал за Эдди Джордана. Уже в третьей гонке молодой пилот заявил о себе, когда под дождем на равных боролся в Донингтон-парке с гонщиками Williams. Увы, незадолго до финиша отказала машина, и первых очков пришлось ждать до конца чемпионата. Затем был 1994-й, где Рубенс вышел после двух гонок на второе место в чемпионате, а на квалификации перед третьей, проходившей в Имоле, едва не расстался с жизнью.

Хуже того – через два дня погиб кумир Баррикелло, Айртон Сенна, и Рубиньо было очень не просто пережить такую потерю. Но он продолжил борьбу и закончил сезон шестым. В 1995-м бразилец финишировал вторым в Канаде, а в 1996-м регулярно набирал очки, но было ясно, что возможности Jordan он уже перерос.

2002 год стал для Рубенса самым успешным в Ferrari - он выиграл четырежды (в том числе и в Венгрии - на фото) и стал вице-чемпионом мира

Гонщика сватали в McLaren, но в итоге он оказался в новой команде Джеки Стюарта. Единственным светлым пятном за два первых сезона стало второе место, добытое под дождем в Монако. Всё остальное было сплошным кошмаром из-за постоянных поломок, но набитые шишки позволили накопить опыт, и в сезоне 1999 года Stewart GP уже была весьма грозной силой.

Баррикелло один раз выиграл квалификацию, дважды – в том числе и в родной Бразилии – лидировал в гонках и трижды побывал на подиуме. Правда, первую победу шотландцам принес все же Джонни Херберт. Тем не менее, Stewart закончила сезон четвертой, и новым собственником предприятия стал концерн Ford.

Рубиньо это уже не интересовало – он сделал очередной шаг вперед, подписав контракт с Ferrari. Плюсом этого решения стала возможность выступать на первоклассной технике, а минусом – статус второго номера при Михаэле Шумахере. И что бы там не говорили, статус этот необходимо было отрабатывать...

За шесть сезонов в Скудерии Баррикелло одержал девять побед и собрал коллекцию кубков, какой может похвастать не всякий чемпион мира. Но опередить Красного Барона было нереально – даже в тех гонках, где немец объективно был чуть медленнее напарника, в силу вступала субординация. И если речь заходит о том периоде, то неоднозначный Гран При Австрии 2002 года приходит на память раньше, чем два вице-чемпионских звания или, скажем, блистательное выступление Рубенса в Хоккенхайме'2000.

Он покинул Скудерию со смешанными чувствами и ушел в Honda, где отлично провел 2006 год, был бессилен в сражении с не желавшей ехать машиной в 2007-м и героически завоевал подиум под дождем в Сильверстоуне'08. А потом команда сменила вывеску и цвета, но сохранила людей - и вдруг, как по мановению волшебной палочки, Баррикелло получил самую быструю машину в Формуле 1. Но такая же была и у Дженсона Баттона, который выиграл первую квалификацию, затем первую гонку, а затем и титул.

С Brawn GP Баррикелло вновь стал побеждать. Впервые это случилоь в Валенсии (на фото), затем - еще и в Монце

Новый сезон 37-летний Рубенс Гонсалвес Баррикелло, которого по-привычке часто зовут Рубиньо, начинает в составе Williams. Если все пойдет хорошо, то осенью гонщик в 300-й раз выйдет на старт гонки Ф1. Да, он не выиграл ни одного чемпионата мира и по всей видимости уже едва ли это сделает. Он не так часто, как хотелось бы болельщикам, поднимался на вершину подиума и в 17 попытках так ни разу и не смог выиграть Гран При Бразилии.

Но все эти годы Рубенс был верен Формуле 1 и отдавал ей себя целиком. И потом - разве остался в паддоке еще кто-то, кто может внезапно разрыдаться после финиша гонки от внезапно нахлынувших позитивных эмоций?..

Мир моторов в 1994-м: Ford Mondeo

В 1994-м победа в европейском конкурсе «Автомобиль года» досталась большому семейному седану Ford Mondeo. Так совпало, что в том же 1994-м Михаэль Шумахер выиграл свой первый чемпионский титул за рулем Benetton, и это был последний раз в истории Формулы 1, когда столь громкого успеха добился гонщик, выступавший на машине с двигателем Ford.

Производство версии Mondeo, предназначенной для европейского рынка, началось в январе 1993-го на бельгийском заводе Ford в городе Генке. Переднеприводный автомобиль предлагался в трех вариантах кузова – седан, хэтчбек и универсал, и концерн связывал с ним очень серьезные надежды, ведь только в разработку новой модели, начиная с 1986-го года, было вложено около $6 миллиардов. Говорят, это был один из самых дорогих проектов в истории мирового автопрома.

Ford Mondeo Mk1

Колоссальные затраты объяснялись тем, что Mondeo создавался практически с чистого листа и не имел практически ничего общего с предшествующей моделью Ford Sierra. Новинка получилась в целом удачной, довольно комфортабельной и отличалась неплохой управляемостью, которую эксперты считали образцовой для этого класса.

Но на выбор европейской прессы, проголосовавшей за Mondeo, повлияло и то, что создатели машины придавали очень большое значение вопросам безопасности: новинка Ford стала первой серийной моделью, все версии которой оснащались водительской подушкой безопасности. Кроме того, кузов оборудовался специальными силовыми элементами, защищавшими водителя и пассажиров при боковых ударах, ремнями безопасности с преднатяжителями, а также на всех моделях стояли тормоза с ABS.

Покупатель мог выбирать между тремя бензиновыми 16-клапанными двигателями относительно нового семейства Zetec (1,6 л, 1,8 л или 2,0 л) и уже устаревающим турбодизелем Endura-D объемом 1,8 л. Но был и еще один мотор, который, по понятным причинам, пользовался наименьшим спросом – американской разработки 170-сильный 2,5-литровый двигатель V6, который ставился на машины самых дорогих комплектаций.

И все-таки нельзя сказать, что Mondeo был 100-процентной удачей Ford: модель критиковали за унылый дизайн, за слабую работу фар, и за то, что пассажирам заднего сиденья было тесновато. Эти недостатки конструкторы фирмы постарались учесть, когда готовили к производству Mk2, машину второго поколения, появившуюся в продаже в 1996-м.

В настоящее время производится четвертое поколение Ford Mondeo..

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости