Великобритания'82: Toleman

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 18 июля 1982 года Место: Брэндс-Хэтч (Гран При Великобритании)

Фабула

В дебюте этой гонки первая позиция несколько раз переходила из рук в руки. Williams победившего в квалификации Кейо Росберга заглох на старте прогревочного круга. Не смог уйти в гонку, оказавшийся было во главе стартовой решетки, Риккардо Патрезе, а его напарник по команде Brabham Нельсон Пике доехал лидером только до десятого круга, где на его машине отказал топливный насос.

И лишь затем, когда вперед вышел Ники Лауда, смены во главе Гран При прекратились. Австриец уверенно довел свой бело-красный McLaren до финиша на первой позиции, одержав первую в карьере победу на британском этапе чемпионата мира. В том сезоне гонки всякий раз получались невероятно упорными, и 25-секундное преимущество Лауды на финише стало едва ли не самым серьезным отрывом от второго призера за все 16 этапов.

Следом за Ники до клетчатого флага добрались гонщики Ferrari Дидье Пирони и Патрик Тамбэ. Попробовать призовое шампанское вполне мог и молодой пилот Lotus Элио де Анжелис, но в баках его машины почти не осталось топлива – и гонщик вынужден был на финальном круге убрать ногу с педали акселератора. Тем не менее, он занял в гонке четвертое место, всего на 0,188 секунды опередив Williams ирландца Дерека Дейли.

Памятные моменты

Принадлежащая Берни Экклстоуну команда Brabham планировала использовать по ходу гонки диковинную в ту пору дозаправку – однако оба гонщика сошли задолго до середины дистанции. На втором круге Гран При в серьезную аварию угодили Жан-Пьер Жарье (Osella) и Шику Серра (Fittipaldi). Машина последнего подлетела в воздух, перевернулась и загорелась. Пытаясь объехать место аварии, вылетел с трассы кумир трибун и лидер чемпионата мира, гонщик McLaren Джон Уотсон.

Фокус: Toleman (команда)

Однако главным героем дня в Брэндс-Хэтче стал вовсе не Лауда. Начиная с пятого круга, вниманием подавляющего большинства британских болельщиков завладел их земляк Дерек Уорик. Молодой пилот, вице-чемпион Формулы 2, выступал за команду Toleman. Она лишь за два года до этого дебютировала в Больших Призах и пока не имела на своем счету решительно никаких достижений.

Уорик, стартовав 16-м, на домашней трассе вдруг начал обходить соперников одного за одним. Alfa Romeo, Lotus, Williams, даже Ferrari – никто не мог сдержать прыткого новичка. Дерек вышел на второе место и даже догонял Лауду, но на 41-м круге не выдержал приводной вал…

Британский любитель скорости Тед Тоулмен создал собственную команду в середине 70-х и последовательно прошел с ней путь от «младших» формул до Ф1. Именно в составе Toleman появился в Больших Призах конструктор Рори Берн, именно машины Тоулмена стали первыми для Айртона Сенны. Команда несколько сезонов оставалась записным аутсайдером, но затем дела медленно, но верно пошли в гору.

Но погоня за лидерами требовала все больших расходов, и весной 1985-го Тед продал свое детище текстильной империи Бенеттон. Пережив несколько реинкарнаций, завоевав четыре чемпионских титула и три Кубка конструкторов, эта команда в строю и по сей день. Вот только едва ли многие в наши дни, видя бело-желто-оранжевые машины под управлением Фернандо Алонсо и Нельсиньо Пике, догадываются, кто же был их давним прародителем.

Что же касается Гран При Великобритании '82, то поговаривают, будто Тоулмен, пригласив на гонку множество состоятельных друзей и деловых партнеров, сознательно отдал команду заполнить бак машины Уорика лишь наполовину. Дескать, пусть покажет себя на первых кругах – ну а дальше уж будь что будет. Кто знает, не этот ли незамысловатый трюк позволил Toleman в тот момент не пойти ко дну – а в дальнейшем расцвести во всей красе…

Цифры

Toleman (1981-1985)

9 гонщиков - 70 Гран При - 26 очков

Benetton (1986-2001)

17 гонщиков - 260 Гран При - 27 побед - 861,5 очков
Два титула (М.Шумахер - 1994, 1995), один Кубок Конструкторов (1995)

Renault (2002-2008)

7 гонщиков - 123 Гран При - 20 побед - 744 очка
Два титула и два Кубка Конструкторов (Ф.Алонсо - 2005, 2006)


Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.