Франция'75: Йохен Масс

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 6 июля 1975 года Место: Поль-Рикар (Гран При Франции)

Фабула

Несмотря на простуду, Ники Лауда явно не собирался делиться с кем-то своим успехом – он стартовал на Ferrari 312T с поула и лидировал с первого до последнего круга. Составить конкуренцию австрийцу пытались многие – но безуспешно.

На первых кругах вниманием болельщиков завладел напарник Лауды, Клей Регаццони. В квалификации он показал только девятое время, но всего через шесть кругов гонки вышел на второе место! Однако швейцарца подвел мотор, и погоню за Ники возглавил Джеймс Хант. На предыдущем этапе британец из команды Hesketh победил, и конечно же хотел развить успех. Джеймс держался в нескольких секундах за алой машиной лидера, а под финиш смог подтянуться еще ближе. На последнем круге Лауда ошибся, задев обочину – и заметно потерял скорость, но этот эпизод не повлиял на итоговое положение. Ники – первый, Хант – второй, уступив полторы секунды.

Еще меньше – всего семь десятых – самому британцу проиграл Йохен Масс из McLaren, который, кроме того, стал автором лучшего круга Гран При Франции. Лауда прошел свой рекордный круг всего на 0,02 медленнее – если бы не это, Ники завоевал бы во Франции «Большой шлем».

Памятные моменты

Гонка в целом вышла достаточно спокойной – но все же некоторым ее участникам удалось ощутимо улучшить свое положение. Так, занимавший после старта только 19-е место Патрик Депайе из Tyrrell к финишу пробился в первую шестерку, а Марио Андретти (Parnelli) доехал с 15-й позиции до пятой. Обратный пример записал себе в пассив Джоди Шектер – молодой южноафриканец поначалу шел вторым, но затем пропускал соперника за соперником – и до клетчатого флага добрался только девятым.

Фокус: Йохен Масс (гонщик)

Одни говорили, что Йохен Масс – это гоночная звезда первой величины, и лишь стечение обстоятельств не позволило ему раскрыться в Формуле 1. Другие считали, что пилот из Кельна талантлив и быстр, но все же не дотягивает до чемпионского калибра. Так или иначе, но именно Йоахим Масс стал самым успешным гонщиком Федеративной республики в те три десятилетия, что разделили гибель Вольфганга фон Трипса и дебют Михаэля Шумахера. Кроме того, он входит в число всего шести немцев, кто выигрывал Гран При.

Масс начал гоняться в 1970-м, причем не в «формулах», а в куда более популярных в те годы в Германии «кузовах». Уже в сезоне’72 Йохен стал чемпионом европейского Туринга и получил возможность продолжить карьеру в Формуле 2, где завоевал звание вице-чемпиона. Оттуда было уже рукой подать до Формулы 1.

В конце 1974-го молодого пилота, уже имеющего опыт выступлений за Surtees, на пару гонок позвали в McLaren – подменить не блещущего Дэвида Хоббса. Позвали на пару гонок – а в итоге Масс провел в команде три сезона. За это время он выиграл Гран При Испании '75 и еще семь раз побывал на подиуме. Немец четко выполнял в команде роль «второго номера» при Эмерсоне Фиттипальди, а затем при Джеймсе Ханте. В квалификации он ни разу не поднялся выше четвертого места, зато дважды – во Франции-75 и Испании-76 – показал рекорд круга.

Тогда же Йохен попробовал себя в гонках спорткаров – и этот опыт оказался заметно более успешным. В Больших Призах гонщик перебрался в ATS и на тестах весной 1978-го угодил в серьезную аварию, сломав ноги. После этого он ездил за Arrows и March, но без особого успеха. А вот в соревнованиях на выносливость Масс одержал больше трех десятков побед. Выступая в паре с Жаки Иксом, он дважды приносил Porsche чемпионский титул во второй половине 70-х (в личном зачете он тогда не разыгрывался).

В 1984 и 1989 годах, когда правила изменились, Йохен стал вице-чемпионом мира, кроме того – в сезоне-89 он поднялся на вершину подиума в Ле-Мане. Завершив в 95-м свою пилотскую карьеру, Масс занялся менеджментом и журналистикой.

Цифры

Все подиумы Йохена Масса...

Год Шасси Мотор Старт Финиш
Бразилия'75 McLaren M23 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 10 3
Испания'75 McLaren M23 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 11 1
Франция'75 McLaren M23 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 7 3
США'75 McLaren M23 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 9 3
Южная Африка'76 McLaren M23В Ford Cosworth DFV 3.0 V8 4 3
Германия'76 McLaren M23В Ford Cosworth DFV 3.0 V8 9 3
Швеция'77 McLaren M23В Ford Cosworth DFV 3.0 V8 9 2
Канада'77 McLaren M26 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 5 3

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.