Португалия'89: Команда Onyx

Старт Гран При Португалии'89
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 24 сентября 1989 года Место: Эшторил (Гран При Португалии)

Фабула

В сезоне-89 преимущество команды McLaren над соперниками было не столь подавляющим, как годом ранее, но все равно весьма весомым. Айртон Сенна показал лучшие секунды в квалификации, но уже на первых метрах его обошел Герхард Бергер на Ferrari, а чуть позже – и другой пилот Скудерии, Найджел Мэнселл. Более того, при обгонах круговых британец смог опередить напарника и возглавил гонку.

На время ситуация стабилизировалась – но только до той поры, пока Мэнселл не направился в боксы. Тогда ограничения скорости на пит-лейн ещё не было, и машины влетали туда полных ходом. Так сделал и Найджел – и проскочил место остановки! Пилот не стал ждать, пока механики вручную откатят машину на несколько метров назад – вместо этого он, не долго думая, включил заднюю передачу и зарулил на пит-стоп.

Потеря времени привела к тому, что Большой Найдж вновь оказался позади Бергера и Сенны, но куда хуже было другое. За нарушение правил (движение по пит-лейн задним ходом) гонщика сняли в Гран При. Точнее – попытались снять. Ибо сколько судьи не махали черными флагами – Мэнселл их игнорировал и мчал дальше.

Найджел пытался вновь отобрать у бразильского Волшебника второе место, но тот не уступал. Закончилось все так, как частенько заканчивались поединки между этими пилотами – столкновением и двойным сходом. Для Сенны это было досадно вдвойне, ибо вторым в Эшториле, следом за победившим Герхардом Бергером, финишировал напарник и главный соперник Айртона в споре за титул – Ален Прост.

«Бронза» неожиданно досталась Стефану Йоханссону из команды Onyx. Но на круге возвращения в боксы у шведа кончилось топливо – и он опоздал на церемонию награждения! Соперники уже вовсю брызгались шампанским, а запыхавшийся Стефан только бежал на подиум по крутой лестнице.

Памятные моменты

Португальская гонка 1989 года навсегда вписана в историю Формулы 1 – именно тогда в первый и единственный раз лидирующую позицию в гонке занимал автомобиль Minardi. В конце 80-х команда была не записным аутсайдером, как в XXI веке, а скорее крепким середняком, но в эпоху господства McLaren, Ferrari и Williams даже единственный круг, что Пьерлуиджи Мартини проехал впереди всех, дорогого стоил.

Для команды Coloni этап в Эшториле – тоже памятная дата. Именно тогда ее пилот в последний раз пробился на старт гонки. Правда, Роберто Морено выбыл из борьбы самым первым, уже на 11-м круге. Сходов в Португалии было не слишком много – до финиша добрались 14 машин. Тем более впечатляет достижение Сатору Накаджимы – с 25-й стартовой позиции японец из Lotus поднялся до седьмой.

Фокус: Команда Onyx

Ган При Португалии'89. Стефан Йохансон

Беда, когда большие деньги делают человека уверенным в своей полной и безоговорочной правоте в любом вопросе. Примером тому – недолгая история команды Onyx в Формуле 1.

Хорошая это была команда – с солидной историей, победами в «младших» формулах. Ее основали два британца, Майк Эрл и Грег Филд, еще в середине 70-х. Долго ли, коротко ли – выросло их детище до такого уровня, когда можно было думать и о Больших Призах. А тут еще и спонсор нашелся – некто Жан-Пьер Ван Россем. Бельгиец.

Деньгами он сорить любил. Сгонять два раза личный самолет через Атлантику за парой гаек? Да, не вопрос. Устроить в паддоке шествие ослепительных красоток? Легко. При этом в дела команды Россем особо не лез, тем более, что в 1989-м первый сезон Onyx F1 объявили едва ли не тренировочным. Между тем, хоть «детских болезней» машине и хватало, ехала она весьма неплохо – во Франции Стефан Йоханссон финишировал пятым, в Португалии, решив обойтись без пит-стопов – и вовсе третьим. Можно было предположить, что через годик-другой Onyx станет грозной силой.

Увы, этим планам помешала досадная случайность. Ван Россем почему-то не сомневался, что сможет купить мотор топ-класса – Honda или на худой конец Porsche. Но вот не сложилось. Да и из пилотов-звезд к нему почему-то никто не рвался. И тогда Жан-Пьер, обидевшись на весь паддок, хлопнул дверью.

Удивительно, но и это еще не конец истории – нашелся другой спонсор, швейцарец Петер Монтеверди. Был он тоже весьма богат, а в 60-е сам занимался гонками. И всего один у него был недостаток – свято тот Петер веровал, что без него никакое дело не сделать. Конструкторов он учил строить машины, гонщиков – их настраивать…

Одним словом, надоел всем господин Монтеверди хуже горькой редьки. Даже Эрл и Филд ушли, продав ему свои доли в команде. А следом – и почти весь толковый персонал разбежался. Говорят, что как-то раз уставшие от нравоучений механики выполнили-таки волю хозяина – установили дифференциал вверх ногами, «приговорив» машину. Хватало и других поломок. Автомобиль по-прежнему имел потенциал, но доводить его до ума было уже некому. Так что седьмое место Грегора Фойтека в Монако так и осталось лучшим результатом сезона-90.

А после венгерского этапа, невесело взглянув на ворох неоплаченных счетов, Монтеверди подумал, подумал – да и повесил на дверь Onyx амбарный замок…

Цифры

Мы собрали в таблицу все неожиданные подиумы команд, которые были не слишком конкурентоспособны по ходу сезона, но неожиданно добивались успеха. Случаи, когда команда-лидер пробивалась с последних мест наверх в расчет не принимались...

Гран При Гонщик Команда Старт Финиш
Португалия '89 С.Йоханссон Moneytron Onyx 12 3
Франция '90 И.Капелли Leyton House Racing 7 2
Япония '90 А.Сузуки Espo Larrousse F1 9 3
Австралия '95 Д. Морбиделли Footwork Hart 13 3
Венгрия '97 Д.Хилл Danka Arrows Yamaha 3 2
Европа '99 Я.Трулли Gauloises Prost Peugeot 10 2
Италия '2008 С. Феттель Scuderia Toro Rosso 1 1

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости