ЮАР'71: Слики

Марио Андретти и Клей Регаццони. Гран При ЮАР'71
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 6 марта 1971 года Место: Кялами (Гран При ЮАР)

Фабула

Первый этап нового сезона должен был ответить на вопрос, насколько команда Ferrari оправилась после недавнего спада, и смогут ли оппозитные 12-цилиндровые моторы алых машин соперничать с двигателями Cosworth, ставку на которые сделали почти все сильнейшие.

Поначалу в гонке лидировал пилот Скудерии Клей Регаццони, однако к 15-му кругу швейцарца смог догнать и обойти Денни Хьюм на McLaren-Ford. Оранжевая машина гонщика из Новой Зеландии оставалась во главе пелетона почти до самого финиша. На последних кругах, когда лидера стал настигать Марио Андретти (Ferrari), Хьюм смог взвинтить темп и удерживал отрыв в районе трех-четырех секунд. Но в тот момент, когда главный судья уже готов был взять в руки клетчатый флаг, подвеска McLaren не выдержала. Денни еще в квалификации отмечал, что этот узел ведет себя достаточно странно – а в гонке до победы ему не хватило всего четырех кругов.

Андретти выиграл южноафриканский Гран При, а успех Ferrari дополнил своей «бронзой» Регаццони. Вместе с двумя пилотами в красных комбинезонах на подиуме стоял и Джеки Стюарт. Шотландец выиграл квалификацию, выступая на первой собственной машине команды Кена Тиррела, но неудачно стартовал и не смог отыграться.

Памятные моменты

Марио Андретти пригласили в Маранелло незадолго до старта сезона, на замену погибшему в гонке спорткаров Иньяцио Джунти (итальянец пытался дотолкать до боксов машину с опустевшим баком и оказался под колесами другого автомобиля). Первый же старт в составе Скудерии принес Андретти победу – для самого пилота она также стала дебютной.

March 711

Команда March представила в Кялами новинку – модель 711 с удивительной конструкцией переднего антикрыла. Оно напоминало овальный десертный столик на ножке, за что машину незамедлительно прозвали «гоночным подносом».

Фокус: Слики (шины)

Слики

Один видный британский гоночный историк как-то сказал, что если кто-то возьмется написать книгу об истории «резинового вопроса» в Формуле 1, она получится примерно такой же толщины, как и книга об истории самих Больших Призов. Вот только едва ли кто-то в ближайшем будущем сядет за подобный труд, ибо эволюция гоночных шин задокументирована порой настолько плохо, что просто диву даешься.

Казалось бы, простой вопрос – когда в Формуле 1 появились шины без протектора – слики? Принято считать точкой отсчета Гран При ЮАР 1971 года – именно тогда «гладкие» покрышки стали использоваться в массовом порядке. В то же время официальная история компании Goodyear называет дебютной гонкой сликов Гран При Франции ’71, фирма Firestone указывает на испанскую гонку того же года. При этом на архивных фото отлично видно, что совершенно «лысую» резину на скоростных трассах вроде Монцы команды использовали еще в середине 60-х.

На самом деле, долгое время все упиралось в вибрации. В гонках дрэгстеров (400 метров с места по прямой) слики прижились еще в 50-е. А вот сделать поведение шины без протектора достаточно стабильным в скоростных поворотах технологам удалось только в начале 70-х. До этого использовались «почти слики» – для достаточной структурной прочности требовались три-четыре продольные канавки (вроде тех, что были на шинах до недавнего времени) – порой совсем неглубокие, даже стирающиеся по ходу дистанции. Производители покрышек экспериментировали достаточно долго – так что с уверенностью можно назвать лишь дату полного перехода мирового автоспорта на слики.

И в Формуле 1, и в заокеанских сериях NASCAR и USAC к концу сезона-71 не осталось ни одной шины для сухой погоды, имеющей протектор. Последующие годы продолжались эксперименты с шириной и профилем, середина 70-х в Больших Призах прошла под знаком шин-гигантов с гибкими боковинами, но затем их размер был ограничен правилами – слишком уж велики и опасны стали деформации в скоростных виражах.

Продольные канавки появились на шинах вновь в сезоне 1998 года, но это, как водится, уже совершенно другая история…

Цифры

Все трассы, принимавшие Гран При вне Европы...

Трасса Гран При Гонки ...в начале сезона ...в конце сезона
Аделаида Австралия 11 - 11
Аида Япония 2 - -
Айн-Диаб Марокко 1 - 1
Буэнос-Айрес Аргентина 20 15 -
Даллас США 1 - -
Детройт США 7 - -
Жакарепагуа Бразилия 10 7 -
Индианаполис США 19 - -
Интерлагос Бразилия 26 3 4
Ист-Лондон ЮАР 3 1 2
Кялами ЮАР 20 8 1
Лас-Вегас США 2 - 2
Лонг-Бич США 8 1 -
Мельбурн Австралия 13 12 -
Мехико Мексика 15 - 7
Монреаль Канада 30 - 1
Мон-Тремблан Канада 2 - -
Риверсайд США 1 - 1
Сахир Бахрейн 5 1 -
Себринг США 1 - 1
Сепанг Малайзия 10 - 1
Сингапур Сингапур 1 - -
Стамбул Турция 4 - -
Сузука Япония 19 - 6
Уоткинс-Глен США 20 - 8
Финикс США 3 2 -
Фудзи Япония 4 - 2
Шанхай Китай 6 - 1

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости