Канада'69: "Малолитражки"

Финиш Гран При Канады'69
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 20 сентября 1969 года Место: Моспорт-Парк (Гран При Канады)

Фабула

Приехав в Канаду чемпионом мира, Джекки Стюарт и не думал сбавлять обороты. Стартовав на трассе в Моспорте только четвертым, шотландец из команды Кена Тиррела буквально за несколько кругов поочередно разобрался с тремя соперниками и стал лидером Гран При.

Однако Стюарта неотступно преследовал Жаки Икс на Brabham, и когда на 33-м круге эта пара обходила кругового – бельгиец ринулся в атаку. На входе в поворот автомобили претендентов на победу столкнулись и, завертевшись, оказались на обочине. Икс смог снова запустить заглохший мотор и вернулся на асфальт, а вот его соперник, как ни старался, не сумел «оживить» машину – и вынужден был признать поражение.

Жаки в итоге уверенно победил, а успех команды дополнил вторым местом ее «играющий босс» Джек Брэбэм. Стоит отметить и гонщика, занявшего шестое место – француз Джонни Серво-Гавен хоть и отстал на шесть кругов, но вошел в историю, как единственный пилот Формулы 1, сумевший набрать очки, выступая на полноприводной машине – Matra MS84.

Памятные моменты

Гран При Канады'69. Эл Пис до черного флага...

На этапах за пределами Европы (а порой и в Старом свете) к регулярным участникам чемпионата мира порой добавлялись местные пилоты. Как правило, это были гонщики весьма неплохого уровня, успешно выступающие в национальных соревнованиях, но не имеющие бюджета на сезон Формулы 1. Причем зачастую такие «темные лошадки» могли попортить немало крови фаворитам.

В Канаде «местных» было трое. 34-летний Билл Брак купил на одну гонку место в BRM, его ровесник Джон Кордтс выступал на стареньком Brabham, но куда колоритнее выглядел третий пилот. Элу Пису было без малого 48, когда-то давно его даже признали лучшим гонщиком Канады, но в последнее время он уже не выступал, а свой верный Eagle сдал экспонатом на выставку «Мир для мужчин».

Но накануне Гран При отыскался спонсор, готовый оплатить выступления – и Пис, смахнув с машины пыль, вышел на старт. В квалификации он хоть и проиграл времени поула 11 секунд, но оказался 17-м из 20 участников – и лучшим из трех канадцев.
Но по-настоящему «блеснул» Эл в гонке. Он начал с того, что уже на первом круге «заправил» в ограждение Сильвио Мозера, который из-за проблем накануне стартовал последним. А затем, уступая лидерам по скорости целую пропасть, канадец отчаянно сопротивлялся любой попытке обгона. При этом неважно, шла речь об обгоне на один круг или на шесть.

В результате получил жесткий удар в колесо пилот Matra Жан-Пьер Бельтуаз, чудом ушли от контакта еще несколько гонщиков. И после 20 кругов терпение на пит-лейн лопнуло – Кен Тиррелл пошел к судьям и потребовал исключения строптивого Писа из соревнований. Те спорить не стали – и вывесили черный флаг. Насколько известно, это первый и единственный случай в истории чемпионата, когда гонщика сняли за слишком медленную езду.

Фокус: "Малолитражки"

Мотор Coventry-Climax FPF

Регламент чемпионата мира оговаривает максимально допустимый рабочий объем мотора. В то же время, о минимально возможном объеме там не сказано ни слова. Разумеется, в наши дни никто не будет ставить на машины менее мощный двигатель – у всех команд общий объем цилиндров колеблется в очень узком диапазоне 2397-2399 кубических сантиметров.

Но так было не всегда. В славные 50-е и 60-е, когда на старт выходили многочисленные частники, а профессиональным производством моторов занимались четыре-пять фирм, на вещи смотрели иначе. Какой движок стоял на машине – с тем пилот и гонялся во всевозможных соревнованиях. Да и постоянные смены технического регламента добавляли масла в огонь. Одним словом, не было ничего удивительного в том, что в стартовой ведомости порой можно было найти автомобили с двигателями самой разной кубатуры. А также и в том, что попробовав, скажем, новый мотор 3.0 в квалификации, в гонке пилот использовал проверенный 2.8 годичной давности.

Окончательно от подобной «малолитражности» позволили избавиться только «народный» Cosworth DFV, да стабильность «моторного» регламента с 1967 по 1987 годы. Последний случай, когда автомобиль Формулы 1 был оснащен заведомо менее мощным двигателем, чем разрешают правила, был отмечен на Гран При Канады 1969 года. Джон Кордтс и Эл Пис имели в распоряжении только по 2752 «кубика», тогда как все их соперники располагали уже как минимум 2993-мя.

Цифры

Три трассы принимали у себя Гран При Канады...

Трасса Годы Длина круга Гран При
Mosport Park 1967-1977 3597 м 8
Mont Tremblant 1968-1970 4265 м 2
Montreal 1978-2008 4361-4500 м 30

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё