Гран При Азербайджана: Трасса и статистика

FORMULA 1 AZERBAIJAN GRAND PRIX 2022
Дата Трасса Длина круга Кругов Дистанция
10-12/06/2022 Баку 6003 м 51 306,049 км
Официальный сайт

Переговоры с FOM по поводу проведения гонки в столице Азербайджана начались в 2013-м, а в марте 2014-го был подписан предварительный контракт. Организацией Гран При в Азербайджане занимались на государственном уровне, что подчёркивало статус проекта и его важность для страны.

Сначала этап получил название Гран При Европы. В 2012-м в Баку провели «Евровидение», в 2015-м «Европейские Игры» – в том же году хотели провести и одноимённый Гран При, но отложили – дебютный этап прошёл в 2016-м.

После первого этапа организаторы изменили название, гонка получила титул Гран При Азербайджана и сначала была перенесена на апрель, но в этом году вновь пройдёт в июне. Трасса в Баку – одна из 11-ти, принимавших Гран При с разным названием.

Особенности трассы

Разработанная архитектурным бюро Германа Тильке уличная трасса проложена в историческом центре, вдоль приморского бульвара и Дома правительства, частично – в старом городе.

Трасса в Баку – самая быстрая из городских, по длине круга в календаре этого года уступает лишь Спа и Джидде, а по числу поворотов – Сингапуру и Абу-Даби – и тоже закручена против часовой стрелки. Максимальная скорость в конце прямой – около 370 км/ч.

Конфигурация включает двадцать поворотов – 12 левых и восемь правых, восемь из них – 90-градусные. Ширина трассы – от 13 на широком участке до 7,6 метров в районе седьмого и восьмого поворотов в старом городе.

Трасса почти полностью находится ниже уровня моря, как большая часть города Баку – только 13 и 14 повороты немного выше уровня моря.

Конфигурация трассы

Машины настраиваются на небольшой уровень прижимной силы – меньше лишь в Монце, но в Баку нет скоростных поворотов, позволяющих прогреть резину, поэтому важно добиться эффективной работы шин для сцепления с горячим асфальтом. Трасса используется для гонок только раз в году, по ходу уик-энда траектория покрывается слоем отработанной резины и сцепление улучшается.

Круг начинается на проспекте Нефтяников, первый сектор проложен по фешенебельным районам, после седьмого поворота трасса уходит в сторону старого города, где трасса узкая и медленная, а на третьем секторе отрезок от 16 до 20 поворота и последующая прямая проходится с полностью нажатой педалью газа.

В Баку удалось сломать привычный стереотип городских этапов Формулы 1 последних лет, включив в конфигурацию самую длинную прямую в календаре (2,1 км), что добавило к традиционным сложностям уличных гонок возможность борьбы за позицию. На длинной прямой тормоза успевают остыть, за ней следует серьёзное торможение, где гонщики часто блокируют резину и вылетают в зону безопасности.

Одна из любопытных особенностей – на проспекте Нефтяников машины едут во встречных направлениях: от 6 поворота до 7-го в одну сторону и от 19 до 20-го в противоположную, разделённые специальным забором.

Два участка трассы, разделённых забором

Герман Тильке, архитектор: «Это самая быстрая из городских трасс, она проложена в историческом центре с неповторимой атмосферой, которую почувствуют болельщики на трибунах и у телеэкранов.

Культура и история Баку стали ключевой частью этого проекта, при разработке конфигурации мы стремились продемонстрировать красоту исторических достопримечательностей этого города и его современность.

Самой сложной задачей стала разработка конфигурации – с городскими трассами всегда непросто, поскольку они используют сложившуюся архитектуру. Проблемы были, но вместе с организаторами мы успешно их решили».

Формула 1 в Баку

Себастьян Феттель: «На этой шестикилометровой трассе есть прямой отрезок длиной 2,2 км, самый протяжённый в календаре, где мы разгоняемся до 360 км/ч, после чего следует интенсивное торможение перед медленным левым 1-м поворотом.

Ширина трассы в районе крутого подъёма, что идёт вдоль стен старого города, лишь семь метров, и машинам Формулы 1 там очень узко – словно ты должен продеть нитку в игольное ушко. Две машины там не помещаются, поэтому как-то приходится договариваться, кто проедет первым!

В Баку довольно сложно определиться с углом атаки крыльев, чтобы машина хорошо держала трассу в медленных поворотах, но при этом была достаточно быстра на прямых, где долгое время мы едем на полном газу. Найти правильный компромисс непросто».

Лучшие результаты сессий Гран При Азербайджана 2021 года
Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая тренировка Ясно. Сухо М.Ферстаппен Red Bull 1:43.184
Вторая тренировка Ясно. Сухо С.Перес Red Bull 1:42.115
Третья тренировка Ясно. Сухо П.Гасли AlphaTauri 1:42.251
Квалификация Ясно. Сухо Ш.Леклер Ferrari 1:41.218
Лучший круг в гонке Ясно. Сухо М.Ферстаппен Red Bull 1:44.481

Узкий участок трассы в Баку

Расписание уик-энда

За ходом всех сессий Формулы 1 вы можете следить на нашей странице прямых трансляций. Мы написали инструкцию о том, как смотреть видеотрансляции в прямом эфире.

Расписание Гран При Азербайджана. Время московское
День Событие Время
10/06 Формула 2. Первая тренировка 11:35-12:20
10/06 Формула 1. Презентация машин 12:30-13:30
10/06 Формула 1. Первая тренировка 14:00-15:00
10/06 Формула 2. Квалификация 15:30-16:00
10/06 Формула 1. Вторая тренировка 17:00-18:00
11/06 Формула 2. Спринт (21 круг или 45 минут + 1 круг) 12:30-13:20
11/06 Формула 1. Третья тренировка 14:00-15:00
11/06 Формула 1. Квалификация 17:00-18:00
12/06 Формула 2. Гонка (29 кругов или 60 минут + 1 круг) 10:35-11:40
12/06 Формула 1. Парад пилотов 12:00-12:30
12/06 Формула 1.Гран При Азербайджана (51 круг или 120 минут) 14:00-16:00

Комплекты шин, выданные командам на уик-энд

Второй раз в сезоне Pirelli привезёт на этап самые мягкие составы – С3, С4 и С5 с маркировкой Hard, Medium и Soft.

Один комплект самых мягких шин должен быть сохранен для финала квалификации – после неё тем, кто выезжал в финале, этот комплект нужно вернуть Pirelli.

По одному комплекту шин Medium и Hard должны быть сохранены для гонки – если она не объявлена дождевой, гонщики обязаны использовать хотя бы один из этих комплектов.

Достижения действующих гонщиков в Баку

Достижения действующих пилотов на трассе в Баку
Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул 1-й ряд быстр
круг
подиум победа
все лидер старт финиш
С.Феттель 5 75 255 37 1 2 1 1 1 3
Л.Хэмилтон 5 63 255 43 1 1 1 4 2 1
С.Перес 5 63 243 8 5 1 3 1
В.Боттас 5 51 255 49 1 1 1 2 1 2 1
Д.Риккардо 5 33 223 18 2 1 1 1 1
К.Сайнс 5 22 246 5 5
М.Ферстаппен 5 16 198 29 3 4 1
Л.Стролл 4 21 182 8 3 1
Ф.Алонсо 4 16 195 8 6
К.Магнуссен 4 6 202 12 7
Ш.Леклер 3 31 153 20 1 4 1 1 1
П.Гасли 3 15 140 4 3 1
Э.Окон 3 8 54 7 6
Л.Норрис 2 14 102 7 5
Д.Расселл 2 97 15 15
Ю.Цунода 1 6 51 7 7
А.Элбон 1 50 11 11
М.Шумахер 1 51 17 13
Н.Латифи 1 51 16 16
Гуаньюй Чжоу в Гран При Азербайджана не участвовал

Даниэль Риккардо: «В отличие от других городских трасс, в Баку можно обгонять – здесь много мест для обгонов, чего нет в Монако и Сингапуре.

Самое сложное в Баку – торможения. Здесь много мест, где тормозить нужно как можно позднее, но у вас нет права на ошибку. Если заблокировать колеса на торможении, в следующее мгновение вы окажетесь в стене. Я бы сказал, что самое трудное в Баку – найти предел во время торможений и сохранить эту уверенность.

Первый, второй повороты, прямые DRS – гонщик все время видит стены, и инстинкты призывают нажать на педаль тормоза – нужно обладать большой уверенностью, чтобы сделать это максимально поздно. Самый большой вызов в Баку – атаковать во время торможений. Кроме того, это быстрая трасса. В Монако не такая скоростная трасса, на ней большее значение имеет прохождение поворотов, тогда как в Баку – торможения.

Уличную трассу нужно не только любить, но и уважать, понимая её особенности. Чтобы ехать быстро, нужно атаковать на пределе, не допуская ошибок».

Гран При Формулы 1 в Баку : Все этапы
Дата Трасса Поул Победитель
06/06/21 Баку Ш.Леклер Ferrari С.Перес Red Bull
28/04/19 Баку В.Боттас Mercedes В.Боттас Mercedes
29/04/18 Баку С.Феттель Ferrari Л.Хэмилтон Mercedes
25/06/17 Баку Л.Хэмилтон Mercedes Д.Риккардо Red Bull
19/06/16 Баку Н.Росберг Mercedes Н.Росберг Mercedes

Другие новости
Читайте ещё