Гран При Испании: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Гран При Испании значительно старше Формулы 1 – впервые его провели в 1913 году. Гонка несколько раз переезжала с места на место, благо в Испании достаточно трасс, но после появления автодрома в пригороде Барселоны в 1991 году этот вопрос больше всерьёз не обсуждался. С тех пор гонки Формулы 1 на территории Испании если и проводились в других местах – в Валенсии и в Хересе, они не носили статус национального Гран При.

Много лет испанский этап открывает европейскую часть сезона, которая, за исключением летнего выезда в Канаду, продолжится до начала осени. Формально первым европейским Гран При сезона можно считать этап в Баку, но туда команды летят на самолётах и считают его «выездным». В Испанию они едут на грузовиках и именно к гонке в Барселоне готовят первые серьёзные обновления машин. Как следствие, расстановка сил на испанском этапе порой несколько меняется, хотя и не радикально.

Трасса в Барселоне хорошо известна пилотам и командам – это самый популярный в Европе тестовый автодром. Казалось бы, это должно сделать результаты предсказуемыми, но за последние 12 лет Гран При Испании выигрывали 10 разных гонщиков!

Последние два года победителем оказывался Льюис Хэмилтон. Однако назвать его и Mercedes фаворитами этого Гран При трудно, ведь на тестах зимой Ferrari была здесь быстрее. Конечно, условия существенно отличались от тех, что ждут команды в мае, но, тем не менее, номинальные фавориты гонки – пилоты Скудерии.

С другой стороны, они были фаворитами и во всех остальных гонках этого сезона, однако они неизбежно заканчивались дублем Mercedes. Рано или поздно эта серия закончится, но для этого Ferrari придётся, наконец, всё сделать правильно. Кстати говоря, предыдущая рекордная серия дублей со старта сезона, в исполнении Williams в 1992 году, завершилась именно здесь. Правда, шёл дождь, и победил тогда всё равно гонщик Williams, Найджел Мэнселл, а вот второй пилот этой команды, Риккардо Патрезе, сошёл.

Так или иначе, у Ferrari есть шанс переломить тенденцию, сложившуюся в первых гонках сезона, и нанести Mercedes первое поражение в 2019 году. Впрочем, события последних лет приучили нас, что ситуация в Испании может складываться как угодно. Вряд ли кто-то мог предсказать успех в Барселоне Макса Ферстаппена в 2016-м или победу Пастора Мальдонадо в 2012-м.

О трассе…

Circuit de Catalunya. 66 кругов по 4,655 км = 307,104 километра. Включает 16 поворотов, причём распределение их почти равномерно – семь левых и девять правых. Расстояние от поула до апекса первого поворота – 739,5 метра, что подразумевает острую борьбу на старте.

Машины настраиваются на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 343 км/ч с активированной DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 51% дистанции круга, причём 14 секунд подряд – на километровой главной прямой. Потеря времени на пит-стопе – 21 секунда. Уровень расхода топлива средний.

Трасса в Барселоне известна способностью выявлять недостатки машин, как механические, так и аэродинамические. Здесь есть повороты всех типов, от медленных до скоростных, преодолеть которые без потерь могут только самые лучшие машины, а на длинной, почти километровой прямой важна мощность мотора.

Как и в Бахрейне, в Барселоне восемь зон торможения, но так как почти все повороты «ходовые», то и нагрузка на тормоза невелика. По этой же причине здесь непросто обгонять – обычно смена позиций происходит либо на пит-стопах, либо на длинной стартовой прямой при помощи DRS. Зоны торможения занимают 13% дистанции круга.

Максимально разрешенная скорость на пит-лейн по ходу уик-энда – 80 км/ч.

О резине…

Нагрузка на резину в Барселоне всегда была велика, но прошлой зимой на трассе сменилось покрытие и она лишилась двух особенностей – абразивного асфальта и кочек. Новый асфальт настолько гладкий, что проблема теперь не столько в износе резины, сколько в том, чтобы прогреть её до необходимой температуры.

В связи с этим год назад в Pirelli даже впервые за всё время выступлений на испанской трассе отказались от использования самых жёстких составов. Однако выбор оказался чересчур оптимистичным – шины SuperSoft перегревались, и команды постарались минимизировать их использование в гонке. В этом году мы увидим в Барселоне самый жёсткий набор составов из имеющихся: C1, C2 и С3 – такой же набор использовался в Бахрейне.

В зависимости от температуры и ветра рабочий диапазон шин может смещаться, и главная задача команд – заставить резину работать в переменчивых условиях. Вне оптимального диапазона резина не только становится менее эффективной, но и изнашивается быстрее.

В целом, у команд есть выбор – проехать дистанцию с одним пит-стопом или всё же останавливаться дважды. Оптимальную стратегию пока не знает никто, даже специалисты Pirelli. Да, команды тестировались здесь зимой, но погодные условия были радикально иными. Так что выбор придётся делать уже по ходу уик-энда.

Год назад в Испании...

Если и есть у Ferrari причины опасаться Гран При Испании, так это прошлогодняя гонка на этой трассе. Поначалу, правда, дела Скудерии складывались неплохо – первый ряд стартового поля заняли пилоты Mercedes, но Феттель уступил им совсем немного, около десятой. Райкконен начинал гонку с четвёртой позиции.

Из-за проблем с SuperSoft многие ещё в квалификации выбрали более жесткие составы. Только Алонсо стартовал на SuperSoft. Большинство гонщиков начинали гонку на Soft, а Эриксон – на Medium.

Старт получился на удивление боевым. Хэмилтон сохранил лидерство, Феттель опередил Боттаса. Два испанца, Алонсо и Сайнс, столкнулись между собой, из-за чего Фернандо потерял несколько позиций. В третьем повороте Магнуссен заблокировал Грожана, машину Романа развернуло и в густом облаке дыма от заблокированной резины вынесло на траекторию – в него врезались Хюлкенберг и Гасли.

Для Грожана, Хюлкенберга и Гасли гонка на этом закончилась, а на трассе появился автомобиль безопасности. Рестарт был дан на седьмом круге, но отыграть позицию за счёт этого смог только Фернандо Алонсо, опередивший Серхио Переса.

После этого ход гонки несколько успокоился, борьба перешла в стратегическую фазу. В Ferrari решили пораньше позвать Феттеля на пит-стоп, уже на 18-м круге. Это могло дать Себастьяну преимущество за счёт более высокого темпа на свежей резине, но он попал в трафик и потерял какое-то время за Магнуссеном. Увидев это, в Mercedes зазвали в боксы Боттаса спустя два круга, но на пит-стопе возникла заминка, и Валттери вернулся на трассу позади Себастьяна и Кевина.

Хэмилтон свернул на пит-лейн на 25-м круге, дав возможность полидировать Ферстаппену, но после того, как Макс на 33-м круге тоже остановился, Льюис вернул себе первое место. Феттель вновь оказался вторым, а Боттас – третьим. Интрига в гонке почти исчезла, за одним исключением – было неясно, сколько продержатся шины на машине Себастьяна.

На 40-м круге машина Эстебана Окона выпустила облако дыма и остановилась на трассе. Для её эвакуации дирекция гонки объявила режим виртуального автомобиля безопасности. В Ferrari решили воспользоваться этим и зазвали Феттеля в боксы во второй раз. Тем не менее, из-за пит-стопа он пропустил Боттаса и Ферстаппена, вернувшись четвёртым.

Несмотря на свежие шины, особого преимущества в темпе Феттель не получил и так и доехал до финиша на четвёртом месте. Что касается его напарника, то Райкконен был примерно на той же стратегии, что и Хэмилтон, и сохранял свои шины в куда лучшем состоянии, чем Феттель, но с надеждами на подиум ему пришлось распрощаться на 25-м круге, когда силовая установка на его машине потеряла мощность. Кими добрался до боксов, но на трассу уже не вернулся.

Читайте ещё