Об ожиданиях от уик-энда...
Гран При Мексики в 2015-м состоялся после длительного перерыва – и это уже не первое его возвращение в чемпионат мира. Мексиканский этап появился в Формуле 1 в 1963-м на волне успеха местного пилота Рикардо Родригеса. В 1961-м мексиканец дебютировал в чемпионате по приглашению Ferrari, а уже в 1962-м состоялся первый Гран При Мексики – внезачётный.
Гонка проходила на свежепостроенном автодроме Магдалена Миксука – по названию района Мехико. Как и в Монце, в конфигурацию трассы был вписан небольшой овал, и его левая дуга одновременно выполняла роль последнего поворота – он получил название Перальтада. С испанского слово можно перевести как «профилированный поворот» или «бэнкинг», и это тоже была отсылка к Монце, хотя в действительности профиля поворот почти не имел, что, учитывая высокую скорость, делало его чрезвычайно опасным.
Большая часть участников первого Гран При были американцами, но приехали и несколько европейских звёзд – Джим Кларк и Джон Сёртиз, Джек Брэбэм и Брюс Макларен. Должен был выйти на старт и Родригес за рулём Lotus, но… в квалификации вылетел в Перальтаде и погиб. Другой мексиканец, принимавший участие в Гран При, на старт тоже не вышел. Мойзес Солана отказался от участия в гонке, так как его машина была слишком медленной.
В 1963-м мексиканская гонка получила постоянную прописку в календаре, и переполненные трибуны следили за выступлением старшего брата Рикардо – Педро Родригеса, тоже выступавшего за Lotus. В карьере Педро это был лишь второй Гран При, он не финишировал из-за поломки подвески, но год спустя закончил домашнюю гонку шестым.
В 1968 году в Мехико проводились Летние Олимпийские игры, и на территории Магдалена Миксука был построен Олимпийский парк. Гран При Мексики – второй этап в календаре этого года, который проходит на территории бывшего Олимпийского парка. Трасса в Мехико окружена множеством стадионов и спортивных сооружений.
С каждым годом мексиканская трасса, несмотря на высокий интерес болельщиков, вызывала всё большую критику со стороны руководства и гонщиков. После этапа 1970 года в FIA не стали продлевать контракт, а 11 июля 1971 года в гонке кузовных машин на немецком Норисринге Педро Родригес погиб. Чтобы увековечить память гонщиков, автодром в Мехико получил имя братьев Родригес.
После реконструкции автодрома мексиканский этап вернулся в календарь в 1986-м, но те проблемы, за которые критиковали первую версию трассы, – в частности, неровное покрытие – не были решены. После гонки в 1992-м, которую выиграл Найджел Мэнселл, автодром имени братьев Родригес вновь покинул календарь.
Какое-то время гонки мирового уровня тут не проводились. В районе Перальтада был построен бейсбольный стадион Foro Sol, где, помимо матчей мексиканской бейсбольной лиги, проходили многочисленные концерты мировых звёзд. Однако в 2000-х автоспорт вернулся на трассу имени братьев Родригес – здесь состоялись гонки Champ Car, NASCAR и A1GP. А в 2014-м стало известно, что сюда снова приедет Формула 1.
Трассу пришлось существенно переделать. Главным изменением стало фактическое исчезновение и Перальтады, и Foro Sol – трасса теперь проходит прямо сквозь стадион, возвращаясь к старой конфигурации в середине скоростной дуги. И хотя остальная часть трассы не претерпела значительных изменений, это изменило характер мексиканского автодрома.
С тем, кому эта трасса больше подходит, ситуация парадоксальная. Теоретически здесь должны иметь преимущество машины с мощными моторами, а эффективность аэродинамики не имеет решающего значения. Тем не менее, последние два года безоговорочными лидерами в Мексике становились гонщики Red Bull Racing – причём обе гонки выиграл Макс Ферстаппен.
Помимо него, из действующих пилотов победа здесь есть лишь на счету Хэмилтона, но одержана она в уже далёком 2016-м. На этот раз перед мексиканским этапом в Mercedes откровенно признались, что эта трасса им не подходит. Так что навязать Ферстаппену сражение за победу здесь смогут лишь пилоты Ferrari.
О трассе…
Autódromo Hermanos Rodríguez. 71 круг по 4304 метра = 305,354 км. Это одна из самых коротких трасс чемпионата – короче круг только в Монако. 17 поворотов (до реконструкции их было 14).
Главная особенность мексиканской трассы – она расположена на высоте 2285 метров над уровнем моря, из-за чего воздух тут на 20% более разреженный. Ничего подобного ни на одной другой трассе команды не испытывали – расположенный в горах Red Bull Ring, к примеру, находится на высоте всего 660 метров над уровнем моря.
Расход топлива в Мехико невелик, для современных моторов разреженный воздух не такая большая проблема, как в прошлом, благодаря турбине, но остро стоит вопрос охлаждения силовой установки и других узлов машины.
Но самое удивительное – эффективность аэродинамики. Из-за низкого сопротивления воздуха команды настраивают машины на максимальный уровень прижимной силы – почти как в Монако, но скорость машин на прямой всё равно оказывается очень высокой – машины едут быстрее, чем в Монце! В прежние годы она достигала 372 км/ч, после изменения аэродинамики машин, немного снизилась, но год назад машины всё равно разгонялись до 364 км/ч.
О резине…
В прежние годы компания Pirelli привозила в Мексику «средние» составы – Soft и Medium в 2015-м, SuperSoft, Soft и Medium в 2016-м. Однако оба раза при попытке прогреть эти составы до рабочих температур команды испытывали сложности. Это сподвигло итальянских шинников к использованию более мягких шин: в 2017-м UltraSoft, SuperSoft и Soft, в 2018-м SuperSoft, UltraSoft и HyperSoft.
С их прогревом особых проблем не было, а вот износ оказался более высоким, чем ожидалось. Год назад в Pirelli практически не сомневались, что все команды обойдутся одним пит-стопом, но на деле большинство лидеров предпочли остановиться дважды. Правда, были и исключения, но отчасти этому помогли три периода виртуального автомобиля безопасности.
В этом году в Pirelli решили сделать небольшой шаг назад и привезти в Мехико составы C2 (Medium), C3 (Soft) и C4 (UltraSoft). Это не самый мягкий набор из возможных – в арсенале шинников есть ещё C5 (HyperSoft). С другой стороны, сама резина в этом году стала мягче, так что в действительности мы почти наверняка увидим стратегию двух пит-стопов.
Вероятность нейтрализации гонки можно считать очень высокой – в современной истории Гран При Мексики реальный сэйфти-кар появлялся в двух гонках из четырёх состоявшихся, а в двух других объявлялся режим виртуального автомобиля безопасности. Это связано с тем, что сошедшие машины неизбежно оказываются рядом с трассой, и быстро эвакуировать их сложно.
Год назад в Мехико...
От прошлогодней гонки в Мехико много ждали. Во-первых, она должна была определить чемпиона – чтобы завоевать титул, Хэмилтону достаточно было финишировать не ниже седьмого места при любом результате Феттеля. Во-вторых, Максу Ферстаппену предоставился последний, но очень реальный шанс стать самым молодым обладателем поула в истории.
Макс взялся за дело всерьёз – он завершил на первом месте все три тренировки и был очевидным фаворитом квалификации. Машины Red Bull Racing в Мексике были неудержимы, казалось, что рекорду не устоять, но в последний момент поул у Ферстаппена отобрал его собственный напарник – Даниэль Риккардо! Австралиец опередил Макса лишь на мгновение, на 0,026 секунды, но этого оказалось достаточно, чтобы рекорд Себастьяна Феттеля устоял.
Впервые с Гран При США 2013 года весь первый ряд стартового поля заняли гонщики Red Bull Racing. Со второго ряда стартовали претенденты на титул – Хэмилтон и Феттель, с третьего – Боттас и Райкконен.
На старте Риккардо пропустил не только Ферстаппена, но и Хэмилтона. Райкконен ненадолго пропустил Сайнса, но уже на втором круге вернул себе шестую позицию. На пятом круге был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности из-за схода Алонсо, но на расстановку сил он никак не повлиял.
На 11-м круге началась череда пит-стопов, но в итоге все пилоты лидирующей группы сохранили позиции. Феттель догнал Риккардо, но атаковать его долгое время не удавалось. На 31-м круге виртуальный автомобиль безопасности появился вновь, на этот раз после остановки Карлоса Сайнса. Машины проехали в этом режиме три круга, но на рестарте Феттелю удалось обогнать Риккардо и подняться на третье место.
Вскоре Феттель был уже вторым – на машине Хэмилтона износились шины, он стал терять темп. На 47-м круге он пропустил и Риккардо, после чего отправился в боксы.
Даниэль решил попробовать добраться до финиша без второго пит-стопа – в случае удачи это позволяло ему надеяться на подиум. Несколько кругов ему удавалось сдерживать Феттеля в борьбе за второе место, но чем закончилась бы эта борьба, мы никогда не узнаем – на 62 круге машина Риккардо выпустила облако дыма, и он сошёл с дистанции.
Вновь был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности, но на расстановку сил это никак не повлияло. Макс Ферстаппен выиграл второй Гран При Мексики подряд – это единственная трасса, где побед у голландца больше, чем у любого другого действующего пилота. Второе и третье место заняли гонщики Ferrari (Райкконен добрался до финиша с одним пит-стопом). Льюис Хэмилтон финишировал только четвёртым, но ничуть не расстроился – ведь он гарантировал себе пятый титул.