Гран При Сингапура: Пресс-конференция в пятницу

Первая пресс-конференция

Участники: Масаши Ямамото и Кацухиде Морияма (Honda), Франц Тост (Toro Rosso)

Вопрос: Господин Морияма, сегодня было объявлено о начале сотрудничества Honda и Toro Rosso, а также о прекращении партнерства с McLaren. Не могли бы вы прокомментировать эту ситуацию с позиции Honda?
Кацухиде Морияма: Доброго вечера, джентльмены! Моя фамилия Морияма, я операционный директор Honda и сегодня здесь представляю нашу компанию. Прежде всего, я хотел бы выразить глубокую признательность FIA и Liberty Media за их поддержку, благодаря которой сделку удалось оформить в предельно сжатые сроки, а также за предоставление столь замечательной площадки для объявления о нашем новом проекте.

Что касается McLaren, крайне досадно завершить сотрудничество, не добившись поставленных целей. Также горько осознавать тот факт, что мы не смогли добиться необходимой конкурентоспособности, что сказалось на отношениях двух сторон.

Вместе с тем, я рад, что мы начинаем новый проект с Toro Rosso – командой с юношеской энергией и репутацией наставницы будущих звезд Формулы 1. Для Honda это новая глава, мы уже с нетерпением ждем дебютную гонку следующего сезона в Мельбурне!

Вопрос: Ходят слухи, что в совете директоров Honda обсуждался вариант ухода из чемпионата. Почему руководство решило, что следует остаться?
Кацухиде Морияма: Для Honda путь в Формуле 1 начался с мечты нашего основателя – господина Соичиро Хонда. История Honda в Формуле 1 насчитывает уже 50 лет, для нас это элемент культуры, прочно вплетенный, если позволите, в ДНК компании. Да, нам пришлось пережить очень непростой период, и никто – особенно в руководстве компании – не доволен сложившейся ситуацией.

Из-за недовольства текущим состоянием дел нам пришлось провести немало совещаний, мы активно обсуждали вопрос, как изменить всё к лучшему. Но уход из чемпионата никогда не рассматривался. Цель – справиться с непростым вызовом и вернуться в число лидеров. Боевой дух вскоре вернется, уже в следующем сезоне мы ставим перед собой цель сражаться за места в первой тройке.

Вопрос: Благодарю вас! Господин Ямамото, вы непосредственно вели переговоры с McLaren и Toro Rosso. Расскажите, как всё прошло…
Масаши Ямамото: Поскольку нам не удавалось достичь поставленных целей, переговоры с McLaren о прекращении сотрудничества шли с самого начала сезона. В Honda всегда хотели продолжать совместное движение к высоким результатам, потому для нас разрыв отношений крайне досаден. Но результаты Гран При Италии оказались весьма скромными, нам пришлось изменить собственное мнение.

В Японии мы сотрудничаем с серией Super Formula и с прошлогоднего Гран При США не раз встречались с доктором Хельмутом Марко, чтобы обсудить карьеру выступающего в Super Formula Пьера Гасли – подопечного компании Red Bull.

После Гран При Италии доктор Марко обратил наше внимание на Toro Rosso, Франц Тост ранее жил в Японии и хорошо знает нашу страну, его команда очень молода – как видите, у нас много общего, и мы с нетерпением ждем начала нашего сотрудничества.

Вопрос: Господин Ямамото, возвращение Honda в Формулу 1 получилось крайне непростым. Что позволяет вам верить в успех проекта с Toro Rosso?
Масаши Ямамото: Пусть до старта очередного сезона у нас не так много времени, я чувствую, что Honda и Toro Rosso ждет плодотворное сотрудничество. Toro Rosso – чисто гоночная команда, её боевой дух во многом такой же, как у Honda. Думаю, за короткий период мы сможем сработаться и будем успешно взаимодействовать на протяжении ближайших лет.

Вопрос: Франц, почему переход на силовые установки Honda вы считаете правильным шагом для Toro Rosso, и кто будет поставлять коробки передач?
Франц Тост: Прежде всего, спасибо руководству Honda, а также лично господам Морияме и Ямамото за веру в Toro Rosso. Мы гордимся возможностью работать с таким эксклюзивным партнером, как Honda, и убеждены, что у этого партнерства блестящее будущее. А коробки передач мы будем производить сами, как и сейчас.

Вопрос: Как обстоят дела с гонщиками на следующий сезон? Даниил Квят, Пьер Гасли, мы слышали также о Нобухару Мацушите…
Франц Тост: Сейчас у нас есть два конкурентоспособных гонщика – Даниил Квят и Карлос Сайнс. Полагаю, с нами они завершат нынешний сезон, а далее состав определят в Red Bull. Разумеется, мы примем во внимание и пожелания наших партнеров.

Вопросы с мест

Вопрос: (Джо Савар) Господин Ямамото, чему научил вас опыт участия в Формуле 1 в последние годы?
Масаши Ямамото: Я присоединился к проекту в апреле прошлого года и вскоре понял, что Формула 1 – это чемпионат высшего уровня, совсем не похожий на национальные японские соревнования. Здесь сложно сохранять хорошие отношения и угождать всем. Технологии Формулы 1 предельно изощренные, и Honda, дебютировавшей годом позже перехода на новый регламент, оказалось не по силам максимально эффективно их реализовать.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Господин Ямамото, вполне очевидно, что за минувшие три года Honda не удалось добиться успеха в Формуле 1, так почему в следующие три года вы ждете большего? Господин Тост, почему вы считаете, что Honda сможет добиться успеха до конца 2020 года?
Масаши Ямамото: Не скажу, что я в большей степени уверен в наших перспективах на ближайшие три года, но подобные выводы появляются сами собой, когда мы сравниваем подходы Toro Rosso и Honda. Они во многом схожие – значит, мы сможем гармонично взаимодействовать в следующие три года до очередной смены регламента.

Франц Тост: Четыре года назад перед Гран При Японии я посетил завод Honda. У них фантастическая инфраструктура, за эти годы они многое узнали о гибридных силовых установках, и я убежден, что компании за короткий промежуток времени удастся добиться серьезного прогресса. Им уже удалось сделать серьезный шаг вперед по ходу нынешнего сезона – к несчастью для нас, так как теперь McLaren ничуть нам не уступают. Я на 100% уверен, что Honda в ближайшие три года многого добьется, потому мы счастливы работать с таким фантастическим партнером. С нетерпением жду следующего сезона – для Honda и Toro Rosso он будет весьма успешным.

Вопрос: (Грэм Харрис) Господин Морияма, раз уж в Honda решили остаться ещё на три года, что по-вашему необходимо Формуле 1, чтобы привлечь больше японских автопроизводителей?
Кацухиде Морияма: Важно заметить, что сейчас в Японии нет бесплатных трансляций Формулы 1, болельщики могут смотреть Гран При только на платных каналах, и это главный сдерживающий фактор. Для Honda бесплатное вещание открыло бы новые возможности в популяризации собственного проекта в Формуле 1.

Вопрос: (Луис Васконселос) Франц, в Toro Rosso всегда старались заполучить заводские моторы. Теперь, когда команде это удалось, вы сможете соперничать с заводскими командами, вроде Ferrari, Mercedes и Renault?
Франц Тост: Toro Rosso – не Ferrari и не Mercedes, у нас иная инфраструктура. Но я могу пообещать вам, что в меру своих возможностей мы сделаем всё возможное, а там посмотрим.

Не всегда деньги являются решающим фактором успеха – надеюсь, Toro Rosso сможет работать эффективно – таков наш девиз. Постараемся выжать из машины максимум, а далее покажет время. Конечно, если потребуется, мы увеличим штат, расширим инфраструктуру – сделаем всё, чтобы добиться успеха, к которому стремятся в Honda, но пока рано говорить о конкретных деталях. Убежден, что нам вполне по силам сражаться в верхней части середины пелотона, а в остальном – посмотрим, как всё сложится.

Вопрос: (Шандор Мессарош) Франц, примите поздравления со сделкой с Honda! Я хотел бы спросить о Шоне Гелаэле, который сегодня работал с одной из ваших машин. В Монце он очень уверенно смотрелся в гонках Формулы 2, сегодня тоже выглядел спокойным. Как вы оцениваете его работу и перспективы?
Франц Тост: Шон Гелаэль дважды работал с Toro Rosso. Первый раз это было в Бахрейне сразу после гонки – там он продемонстрировал очень хорошую скорость. Днем ранее мы наблюдали этап Формулы 2 в его исполнении и были весьма удивлены, так как не ожидали, что на тестах он поедет настолько быстро. Второй раз Шон сел в кокпит в Венгрии и там тоже был весьма быстр, особенно на первом секторе, а на втором ничуть не уступал нашим основным гонщикам.

Сегодня он работал в первой тренировке, ему предстоит провести еще одну такую сессию, а затем – тесты в Абу Даби, после которых мы обсудим его дальнейшую карьеру. Очевидно, Шон проведет еще один сезон в Формуле 2, а там посмотрим. Многое зависит от самого гонщика: если он выступает здорово и прогрессирует, тогда перед ним открываются любые двери. Сперва Шон должен зарекомендовать себя в Формуле 2, а потом мы оценим варианты. Сегодня он сработал здорово, мы остались им очень довольны.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Господин Ямамото, насколько я понял, McLaren Applied Technology – дочерняя структура команды McLaren – поставляла вам многие компоненты гибридной силовой установки. Продолжится ли это сотрудничество?
Масаши Ямамото: Некоторое время сотрудничество будет продолжаться. Опять же, большинство деталей мы уже производим самостоятельно, в будущем силовые установки будут целиком создаваться внутри Honda.

Вопрос: (Джо Савар) Господин Морияма, президент Honda сказал, что для возвращения на желаемые позиции компании нужно идти на больший риск. Возможно, с этим связаны определенные проблемы Honda в Формуле 1 – компания не хотела рисковать?
Кацухиде Морияма: Не думаю, что проблема в том, что мы недостаточно рисковали. Как ранее заметил господин Ямамото, в момент возвращения в чемпионат мы сильно уступали соперникам, и сокращение отставания стало основной проблемой. Для этого компания прилагала максимум усилий, мы предельно ускорили процессы, чтобы выйти на более-менее сопоставимый уровень. Нам удалось подобраться ближе к соперникам, но мы поняли, что сделать еще предстоит немало.

Вопрос: (Крис Медланд) Франц, говоря о составе на следующий сезон, вы сказали, что надеетесь сохранить в команде Даниила Квята и Карлоса Сайнса до конца сезона нынешнего. Означает ли это, что Карлос может сменить коллектив уже в следующей гонке? Какие усилия вы прилагаете, чтобы избежать подобного сценария?
Франц Тост: Я не в курсе такого сценария.

Вопрос: (Крис Медланд) Значит, вероятности, что Карлос сменит команду в Малайзии, нет?
Франц Тост: Всё верно, такой вероятности нет.

Вопрос: (Абхишек Такле) Господин Ямамото, Honda вносила немалые средства в бюджет McLaren. Теперь эту сумму получит Toro Rosso? Какое финансирование предусматривает новое соглашение?
Масаши Ямамото: Полагаю, вы много читали об этом в сетевых СМИ. Хочу подчеркнуть: наше сотрудничество с Toro Rosso строится на принципах дружбы и равноправия, мы не планируем платить большие суммы за право оставаться партнерами.

Вопрос: (Грэм Харрис) Господин Морияма, ходили слухи, что в Honda рассматривали вариант покупки Toro Rosso. Верна ли эта информация, и если нет, стали бы вы рассматривать такую возможность в будущем?
Кацухиде Морияма: Знаете, я тоже читал об этом в новостях, однако мы никогда не обсуждали этот вопрос внутри Honda – в том числе на перспективу. У нас с Toro Rosso замечательные отношения, задача – совместить сильные стороны обеих сторон и добиться впечатляющей конкурентоспособности. Это обоюдный процесс, 50 на 50.

Вопрос: (Джо Савар) Господин Морияма, планируете ли вы поставлять свои моторы Red Bull Racing в 2019-м году?
Кацухиде Морияма: Задача на 2018-й год – целиком сосредоточиться на Toro Rosso. Мы намерены сделать всё, чтобы вместе добиться конкурентоспособности, но если в будущем нам представится шанс поставлять свои силовые установки Red Bull Racing, то почему бы и нет? Но сейчас всё внимание мы уделяем результатам на трассе.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Господин Ямамото, господин Морияма, ранее Формула 1 была для Honda технологической площадкой, но с начала 2000-х годов складывается ощущение, что теперь чемпионат для компании – площадка для маркетинга и коммуникаций. Так что же такое Формула 1 для Honda – маркетинг или разработки? Если и то, и другое, то где граница?
Кацухиде Морияма: Как ранее говорили я и господин Ямамото, автоспорт является неотъемлемой частью философии Honda. Вся наша работа пропитана гоночным боевым духом, потому автоспорт во многом определяет наше производство. Что бы ни создавали наши сотрудники, они помнят о спортивной составляющей, потому мы не рассуждаем о доле маркетинга или технологий, а просто привносим спортивный дух во всё, что изобретаем и производим.

Вторая пресс-конференция

Вторая пресс-конференция в пятницу

Участники: Зак Браун (McLaren), Сирил Абитебул (Renault), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)

Вопрос: Зак, после долгих раздумий в McLaren всё-таки расстались с Honda. Что стало поворотной точкой, и на какие уступки вам пришлось пойти?
Зак Браун: Для начала мне хотелось бы поблагодарить многих людей, поскольку процесс развивался публично, и потребовалось взаимодействие разных сторон, чтобы добиться оптимального для спорта результата. Болельщики McLaren очень поддерживали нас в эти непростые три года и сейчас с нетерпением ждут очередного сезона. Мы воодушевлены сотрудничеством с Renault и проделанной Сирилом и его коллегами работой, нам также потребовалось содействие Toro Rosso и Red Bull… Наконец, Honda была замечательным партнером – да, мы не добились желаемых результатов, но они приложили максимум усилий. Мы чувствовали, что настал момент двигаться дальше, к процессу подключились FIA, Росс Браун, Чейз Кэри – потребовалось участие многих людей, чтобы всё получилось.

Не думаю, что был какой-то поворотный момент. На предсезонных тестах мы получили массу проблем, хотя рассчитывали прибавить по сравнению с прошлым годом – в команде понимали, что впереди большие трудности. Мы потратили массу времени, стараясь найти способ совместно повысить конкурентоспособность – этот процесс проходил не за закрытыми дверями, но мы, однако же, не преуспели. Хорошо, что Honda всё-таки остается в чемпионате – я хотел бы поблагодарить их за содействие. Думаю, теперь все будут с особым энтузиазмом ждать первую гонку нового сезона.

Вопрос: Означает ли это, что в следующем году Фернандо Алонсо будет выступать в McLaren?
Зак Браун: Теперь мы готовы переключить внимание на Фернандо. Мы многое с ним обсуждали, он ждал, к какому техническому решению придет команда. Алонсо выиграл два титула в сотрудничестве с Renault, он доволен командой, команда довольна им – думаю, в недалеком будущем мы подпишем контракт, что станет последним элементом общей мозаики. Тогда мне останется найти нескольких спонсоров, и мы будем полностью готовы к очередному сезону.

Вопрос: Сирил, в первой пресс-конференции мы услышали точку зрения Honda и Toro Rosso, только что прозвучало мнение McLaren, а что скажете вы от имени Renault? Речь идет о смене поставщиков силовых установок и переходе в Renault Карлоса Сайнса…
Сирил Абитебул: Как заметил Зак, это был длительный и непростой процесс, но найденное решение, пожалуй, удовлетворяет интересы каждой стороны. Оно позволило оставить Honda в чемпионате, ведь для спорта крайне важно сохранять многообразие производителей.

Что касается Renault, нам это решение далось очень непросто: мы прекрасно понимаем, что помогаем конкурентам стать сильнее. Опять же, за 40 лет, что Renault участвует в Формуле 1, наша деятельность была по большей части выстроена вокруг моторов: мы производим дорожные машины, а двигатель – ключевой элемент автомобильной отрасли. Мы то выставляли заводскую команду, то присутствовали в качестве поставщика, но это не отменяет того требования, что наша работа над силовыми установками должна иметь продолжение. Мы хотим поставлять свою продукцию великим командам, потрясающим гонщикам. За тринадцать лет сотрудничества с Williams мы выиграли пять Кубков конструкторов, за двенадцать лет с Red Bull Racing – еще четыре, а сейчас мы с нетерпением ждем начала партнерства с McLaren.

Вопрос: Не могли бы вы со всей определенностью сказать, каким командам будете поставлять моторы в 2019 году и далее?
Сирил Абитебул: 2019-му году предшествует 2018-й, а в следующем сезоне это будут команды, представленные сидящими рядом со мной джентльменами. Притом я обязан заметить, что подход будет одинаковым и к заводской команде Renault, и к McLaren с Red Bull Racing.

Зак Браун: Ты обещал, что мы получим чуть более совершенные моторы!

Сирил Абитебул: Точно, извини! Моя фраза предназначалась для публики! На самом деле, единый подход – по-настоящему важный фактор. Что касается 2019-го года и далее, с McLaren мы сегодня объявили о трехлетнем сотрудничестве до 2020-го года, в остальном только вокруг Red Bull Racing ходят определенные слухи…

Вопрос: Кристиан, какие моторы планирует использовать Red Bull Racing с 2019-го года? Кажется, на определенные варианты вы намекали в одном из интервью…
Кристиан Хорнер: Мне задали вопрос о возможном дебюте Porsche в Формуле 1, и я ответил, что у нас уже есть действующее соглашение с компанией, которая сама по себе не производит силовые установки для Формулы 1, и это взаимодействие будет продолжено. Нас обрадовало объявление о сделке между Toro Rosso и Honda, это отличная новость для обеих сторон, и замечательно, что Honda продолжит участие в чемпионате. Всё было обустроено так, что Зак, наконец, получил моторы Renault, которых так хотел, а Карлос Сайнс продолжит карьеру в команде Сирила и притом останется частью семьи Red Bull. Пожалуй, редкий для Формулы 1 случай, когда все кругом довольны.

Вопрос: Какое-либо из озвученных событий осложняет вам задачу на длительное время оставить в Red Bull Racing Макса Ферстаппена и Даниэля Риккардо?
Кристиан Хорнер: У обоих гонщиков есть контракт с командой, по меньшей мере на следующий сезон, далее наша задача предоставить им конкурентоспособную машину, и если будет так, то с чего вдруг им захочется уходить куда-то еще? У нас нет недостатка в претендентах, но приоритет – сохранить тех двоих, что сейчас выступают в Red Bull Racing.

Вопрос: Сегодня и Даниэль, и Макс выглядели очень сильно – особенно во второй тренировке. В четверг Даниэль присутствовал на пресс-конференции и заявил, что, как ему кажется, имеет шансы на победу в предстоящей гонке. Сегодняшний темп на длинной и короткой сериях добавил вам уверенности?
Кристиан Хорнер: Оба гонщика сегодня выступили здорово, особенно если говорить о Даниэле во второй сессии, но мы не видели реальную скорость Ferrari, в частности, на короткой серии кругов, да и Mercedes всегда предпочитают не раскрывать карты. Тем не менее, день прошел позитивно. Очевидно, Даниэль вдохновлен своей новой стрижкой, с ней его голова лучше охлаждается, и он использует это по максимуму!

Вопросы с мест

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Сирил, вы сказали, что вокруг 2019-го года ходят разные слухи, но говорили ли вы Red Bull Racing, что не хотите поставлять им силовые установки в 2019-м? Насколько вы уверены, что сможете выполнить все обязательства перед Formula One Management?
Сирил Абитебул: В Red Bull Racing в курсе ситуации, а мы сейчас хотим сосредоточиться на том, что уже определено – на предстоящем сезоне. Прочие сценарии будут рассматриваться в рамках двусторонних консультаций с FIA. У производителей есть обязательства в части поставки силовых установок, в этом плане всё предельно понятно, скорее в Red Bull должны определить оптимальное для себя решение на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Вопрос: (Крис Медланд) Зак, в пресс-релизе Renault говорилось о среднесрочных целях и планах побороться за титул в 2020-м году. Вы заключили трехлетнее соглашение – рассматриваете ли вы его как средство оперативно устранить имеющиеся проблемы? Есть ли у вас опасения, что в Honda разберутся со всеми сложностями, и на их моторы перейдёт Red Bull Racing?
Зак Браун: Для нас это не краткосрочное решение. В конце концов, никто не знает, каким будет регламент на моторы с 2021 года, из-за чего сложно заглядывать дальше сезона-2020. Скорее, мы заложили базис для долгосрочного партнерства. У Renault славная спортивная история, вместе с Red Bull Racing компания не раз побеждала в чемпионате – мы довольны тем, как всё складывается, и думаем, что вместе будем очень конкурентоспособны.

Вопрос: Опасаетесь ли вы союза Red Bull – Honda?
Зак Браун: Сейчас Renault и Red Bull Racing активно сражаются с Ferrari и Mercedes, но у нас наибольшую обеспокоенность вызывает вовсе не возможный союз Red Bull – Honda или какое-либо иное партнерство. Нам необходимо взять под контроль размер бюджета. Причина разницы в скорости внутри пелотона в том, что финансовые возможности двух ведущих команд и прочих участников отличаются кардинально, и этот разрыв постоянно увеличивается. Нужно добиться равенства, чтобы в 2021-м году и далее за победы боролось множество команд.

Вопрос: (Дэн Натсон) Сирил, в Red Bull Racing и McLaren, как правило, строят очень удачные шасси. В следующем сезоне у них и у Renault будут одинаковые моторы – что в таком случае вы намерены им противопоставить?
Сирил Абитебул: Мы должны сами построить хорошее шасси! Как именно? Что ж, мы в Формуле 1 не ради цифр или статистики, у нас есть цель в определенный момент вступить в борьбу с топ-командами, к которым мы относим McLaren, Red Bull Racing, и также, разумеется, Mercedes и Ferrari. Вопрос не сводится к одной лишь McLaren: к 2020 году мы должны быть способны соперничать с любой командой. Для этого мы расширяем штат сотрудников, инвестируем средства в наш проект, приглашаем сильных гонщиков и новых спонсоров. Теперь у нас есть стабильное партнерство с McLaren, и оно тоже играет свою роль в достижении цели оказаться в числе лидеров к 2020-му году.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Зак, вы говорили о неравных бюджетах. McLaren и Red Bull Racing входят в группу из четырех команд, получающих особые выплаты от FOM. Вы заметили, что нужно взять под контроль размер бюджета – возможно, вы тем самым намекаете на ограничение расходов и равную структуру выплат. Вопрос ко всем: считаете ли вы, что необходимо ограничить размер бюджета, и что скажете о цифре в 150 миллионов долларов без учета затрат на гонщиков, менеджмент и моторы?
Зак Браун: Мы в McLaren поддерживаем идею ограничения бюджета – в разных видах спорта этот подход применяется, за счет чего выравнивается конкурентоспособность. Да, мы понимаем, что сейчас являемся одной из четырех команд, получающих специальные выплаты, и должны будем пойти на определенный компромисс, однако мы уверены, что от решения, выгодного спорту в целом, выиграют все. У нас великая команда, мы хотим конкурировать и иметь такие же шансы на успех, как другие участники. Озвученная цифра в 150 миллионов долларов кажется вполне приемлемой. Да, возникает масса нюансов – как управлять капитальными затратами, расходами на управление, но в целом концепция бюджетного лимита в 150 миллионов выглядит жизнеспособной.

Вопрос: Кристиан, вы и владелец Red Bull Дитрих Матешиц придерживаетесь одинаковой точки зрения по данному вопросу?
Кристиан Хорнер: Мы немного по-разному смотрим на данную ситуацию. Конечно, мы целиком поддерживаем идею снижения затрат, но проблема в том, что если ввести лимит на бюджет в условиях действующих правил, это закончится наймом целой бригады финансистов для поиска способов эти самые правила обойти.

Ключевой элемент затрат – технический регламент, и в FIA и FOM должны взять ситуацию под контроль. Нужно ограничить работу над шасси, сделать дизайн предельно лаконичным, ведь уже сейчас машины начинают выглядеть слишком изощренно из-за появляющихся в разных местах дополнительных элементов.

Разумеется, важным фактором остаются силовые установки – мы платим огромные суммы за технологии, которые в них реализованы, производители несут на себе бремя затрат на исследования и разработки, применимость которых в дорожном автомобилестроении вызывает массу вопросов. Нужно полностью пересмотреть действующие правила и лишь затем думать об ограничении бюджета, поскольку в таком случае у нас будет более гибкий механизм контроля. Если же ввести лимит уже завтра, то в командах, ныне представляющих собой часть гораздо большей организационной структуры, будет практически невозможно контролировать распределение ресурсов и издержки.

Вопрос: Сирил?
Сирил Абитебул: В Renault во многом разделяют позицию McLaren и Red Bull Racing. Я склонен согласиться с тем, что любые ограничения, реализуемые через правила, должны также касаться и силовых установок, притом речь идет не только о затратах на поставку, но и о стоимости разработки. Сейчас этого очень не хватает. Вопрос сложный, но Росс Браун и специалисты Liberty Media весьма обстоятельно им занялись и в ближайшем будущем представят свои предложения.

Вопрос: (Грэм Харрис) Сирил, в результате всех этих сделок с моторами в Renault заполучили Карлоса Сайнса на следующий сезон. Ходят слухи, что он может оказаться в команде еще до конца этого года – возможен ли такой сценарий? Кристиан, вы бы поддержали такой ход?
Сирил Абитебул: Я предпочел бы говорить о реальных вещах, а реальность в том, что Карлос будет в кокпите в Мельбурне в 2018-м. Ваш вопрос намекает на ситуацию с Джолионом Палмером, с подобными слухами он сам и команда вынуждены мириться уже длительное время, но, если честно, всё это несправедливо как по отношению к самому гонщику, так и к коллективу в целом, и может негативным образом сказаться на конкурентоспособности. В данный момент я вижу, что в Сингапуре наша машина позволяет бороться за очки, это главное, а контракт с Джолионом рассчитан до конца сезона.

Кристиан Хорнер: Мы отпустили Карлоса в Renault на следующий сезон, оставив за ним статус члена семьи Red Bull, так как высоко ценим его мастерство. Будет интересно взглянуть, как он выступит на фоне Нико Хюлкенберга, а всевозможные слухи – это, скорее, забота Renault.

Вопрос: (Абхишек Такле) Зак, Honda вносила немалые средства в бюджет McLaren, теперь этого финансирования не будет. Вы говорили о поиске спонсоров: как вы планируете компенсировать потерю части бюджета, и насколько уверены в том, что сумеете сделать это достаточно оперативно?
Зак Браун: Вполне уверен. Мы контролируем свои финансовые дела. McLaren – солидная команда, нам повезло иметь очень преданных акционеров, чей посыл прост: «Выигрывайте гонки, принимайте верные спортивные решения, а за ними будет и бизнес-результат». Сражаясь в первых рядах, искать спонсоров намного проще – в это мы инвестируем серьезные средства. Я достаточно сведущ в подобных вопросах, хотя, конечно же, лично не отвечаю за скорость нашей машины. Процесс потребует времени, но акционеры прекрасно осведомлены обо всем, и мы бы не приняли решение о смене поставщика, если бы не были готовы к краткосрочным финансовым потерям вследствие ухода Honda.

Вопрос: (Жером Бурре) Господин Абитебул, не могли бы вы описать сильные стороны гонщиков, с которыми Renault предстоит выступать в следующем сезоне? Каких результатов вы от них ждете?
Сирил Абитебул: Пока рано говорить об ожиданиях от следующего сезона, ведь в 2018-м мы продолжим выстраивать структуру команды в стремлении вырасти из середняков в лидеры. Нынешний сезон тоже еще не завершен: нам предстоит проделать серьезную работу, чтобы закончить его на более высокой позиции, ведь машина позволяет рассчитывать на нечто более существенное, чем восьмое место в Кубке конструкторов.

Если говорить о гонщиках, у нас будет очень сбалансированный состав. Нико Хюлкенберг провел в Формуле 1 немало сезонов, однако ему еще предстоит заработать свой первый подиум – мы надеемся уже в 2018-м предоставить ему машину, позволяющую добиться такого результата. Карлос всё еще молод, однако получил отличный опыт, проведя три года в Toro Rosso. Одно время он выступал вместе с Максом Ферстаппеном, и разница между ними была не такой уж серьезной. В свое время многие были удивлены тем, что в Red Bull Racing пригласили Макса, а не Карлоса, но сейчас в компании предпочли отпустить Сайнса к нам всего на один сезон, что тоже кое-что говорит о его скорости. Кроме того, Карлоса знают в Renault – он выступал с нашей компанией в младших сериях, побеждал в Формуле Renault 3.5 и Формуле Renault 2.0. В какой-то мере это возврат инвестиций: временами нас спрашивают, почему Renault вкладывает столько средств в младшие гоночные серии, и контракт с Карлосом – хороший ответ на подобные вопросы.

Вопрос: (Дэвид Крофт) Сирил, Кристиан, я немного озадачен. Слухи ходят разные, но вы их не подтверждаете и не опровергаете. Ответьте, пожалуйста, прямо: Renault будет поставлять Red Bull Racing моторы в 2019-м году?
Кристиан Хорнер: Дэвид, всё, что будет после 2018-го года, сейчас является чисто спекуляцией, мы не можем ничего подтвердить или опровергнуть. На следующий сезон ситуация понятна, а далее вопрос будет решаться за закрытыми дверями. Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы построить максимально конкурентоспособную машину, на ней будет стоять мотор TAG Heuer Renault, а всё прочее – слухи, которых еще будет немало.

Сирил Абитебул: Нечего добавить.

Вопрос: (Дэвид Крофт) Вы хотите поставлять моторы Red Bull Racing?
Сирил Абитебул: Хотим ли мы поставлять моторы? В этом суть нашей работы, но Кристиан, пожалуй, предоставил вам лучший из возможных ответов. Поймите, есть ряд моментов, которые необходимо учесть и обсудить. Из ответа Кристиана вы вполне могли понять, как обстоят дела с контрактами на поставку моторов – у нас нет права здесь и сейчас раскрывать подробности. У нас есть обязательства перед FIA и FOM, наша задача – поставлять моторы не в силу каких-то обстоятельств, а в соответствии со стратегическими интересами, которые будут обсуждаться в ближайшем будущем.

Вопрос: (Крис Медланд) Кристиан, в самом начале сотрудничества McLaren и Honda Рон Деннис говорил, что единственный способ выиграть чемпионат – стать заводской командой. Считаете ли вы, что этот принцип будет актуален до конца 2020 года, и насколько сложно будет позднее получить статус заводской команды?
Кристиан Хорнер: Как я уже говорил, все рады тому, что Honda остается в Формуле 1. Это отличная новость и для Toro Rosso, и для Honda, а мы будем внимательно следить за их сотрудничеством. Сейчас в Формуле 1 силовая установка является ключевым фактором конкурентоспособности, такая ситуация несправедлива по отношению и к командам, и к самим производителям, и я надеюсь…

Росс Браун сформировал неплохую группу специалистов, он и FIA стараются выработать правила, контролирующие затраты на разработку и производство моторов. Эти правила должны позволить добиться более равномерной конкурентоспособности, в отличие от того, что мы наблюдали с момента перехода на гибридные силовые установки в 2014-м году, когда пелотон оказался фактически разделен на группы, и Формула 1 от этого ничего не выиграла.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, согласились бы вы на введение лимита на бюджет с 2021 года – одновременно с переходом на новые правила в отношении моторов? Сирил, возможно, имеет смысл увеличить финансирование команды на период до вступления в силу ограничений?
Кристиан Хорнер: Мы все приветствуем идею снижения затрат. Ранее мы выступали против ограничения бюджета, поскольку, будучи 100% гоночной командой, опасались, что соперники, чья организационная структура является, по сути, частью структуры компании-производителя, сумеют скрыть свои расходы. Если вы разбираетесь с корневой причиной проблем – то есть с правилами, провоцирующими рост издержек, и одновременно предлагаете ввести лимит на финансирование, для нас это вполне приемлемо, но только при условии, что оба процесса идут параллельно. Если же делать акцент только на ограничение бюджета, нас ждет соревнование бухгалтеров в дисциплине «кто сумеет скрыть самую большую сумму».

Сирил Абитебул: Всё, что мы делаем сейчас, выполняется в полном соответствии с действующими правилами – сложно предполагать иные рамки и принципы, когда речь идет о стратегических решениях в части финансирования или найма людей. Вместе с тем мы выбрали одним из своих ключевых приоритетов эффективность затрат. Если вы хотите стать по-настоящему конкурентоспособной командой Формулы 1, вы должны быть предельно эффективны финансово. Наша структура доходов отличается от таковой у топ-команд. Здесь уже говорили о приоритетных выплатах со стороны FOM, мы их не получаем, и в этом плане введение лимита на бюджет – а это решение мы считаем правильным для спорта в целом – на Renault скажется меньше, чем на других. Мы по-прежнему сможем адаптировать свою систему найма персонала, в этом плане рисков для нас нет.

Вопрос: (Майкл Ламонато) Вопрос ко всем, а для вас, Сирил, он как к производителю моторов, а не к заводской команде. В этом году многое было сказано о штрафах с потерей позиций на стартовой решетке, и после Гран При Италии Росс Браун заметил, что предпочел бы отказаться от них в будущем. Обсуждали ли вы с ним возможные альтернативы? Есть ли у вас варианты, которые вы считаете более приемлемыми?
Сирил Абитебул: Достаточно просто иметь более надежные моторы – такова наша цель, и мы к ней постепенно приближаемся. Формула 1 движется в правильном направлении в том плане, что в следующем сезоне командам будет доступно меньшее число компонентов. Большая часть штрафов, полученных в нынешнем сезоне, обусловлена тем, что мы в последний момент вносили модификации, однако у нас есть все основания быть уверенными в том, что в 2018-м наши моторы окажутся надежнее, несмотря на увеличенный ресурс.

Вместе с тем, как мне кажется, штрафы в виде потери позиций бессмысленны. Проблемы на трассе сами по себе неприятны, а со штрафом получается двойное наказание, от которого вполне можно отказаться. Однако же, учитывая стоимость силовых установок, их число должно быть строго ограничено. Сейчас мы выполняем определенные предписания, и нам необходима стабильность регламента, чтобы перейти от четырех силовых установок на сезон к трем. Меня бы никак не устроило, если бы мы в очередной раз всё пересмотрели, но сама система штрафов, как мне кажется, вполне может быть изменена.

Зак Браун: В McLaren могут считать себя экспертами по штрафам, однако от этих штрафов нужно отказаться. Наказание в виде потери 65 позиций запутывает болельщиков. Я пока не думал над альтернативой, но когда зрители приходят на трассу, им хочется видеть, как лучшие гонщики едут максимально быстро на подобающих им позициях. Какой-то штраф все-таки должен быть, но с нынешней системой людям зачастую сложно понять саму суть наказания – необходимо более изящное решение.

Кристиан Хорнер: Как заметил Зак, важны интересы болельщиков. В самом деле, кто-нибудь смог понять, что творилось на стартовой решетке в Монце? Штрафы выглядят просто топорно, да и по какой причине гонщик должен нести наказание? Возможно, следует наказывать команду, или производители должны платить ощутимо большую сумму за каждую поломку, что тоже может стать своего рода способом распределения доходов.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё