Гран При России: Пресс-конференция в четверг

Первая пресс-конференция в чектверг

Первая пресс-конференция

Участники: Даниил Квят (Toro Rosso), Валттери Боттас (Mercedes), Роман Грожан (Haas)

Вопрос: Даниил, добро пожаловать! Примите поздравления с прошедшим вчера днём рождения! Для вас предстоящий этап – домашний, что подразумевает определенные обязательства. Удалось ли отпраздновать?
Даниил Квят: На домашнем этапе приходится больше работать за пределами трассы, но это вполне ожидаемо. Домашний Гран При – привилегия для любого гонщика, в том числе для меня. Несколько дней назад я участвовал в мероприятиях в Москве, вчера тоже был насыщенный день, но мне понравилось, поскольку меня окружали интересные люди. Кроме того, было здорово попробовать свои силы в керлинге.

Вопрос: Для вас это уже четвертый Гран При Формулы 1 в Сочи. Насколько за эти годы возросла популярность национального этапа?
Даниил Квят: Кажется, уже в первый год трибуны были заполнены целиком – добавлять нечего, нужно просто держать уровень. Посмотрим, как будет на этот раз, но я рассчитываю на большое число болельщиков в воскресенье – погода славная и позволяет наслаждаться уик-эндом. Надеюсь, гонка получится интересной.

Вопрос: Поговорим о ваших результатах. Вы заработали очки в Австралии, но в последующих Гран При удача была не на вашей стороне. Что скажете?
Даниил Квят: Для меня было большой честью финишировать в Австралии. Мы хорошо начали сезон, но важнее всего то, что машина обладает скоростью и позволяет претендовать на хорошие результаты. Уик-энды в Китае и Бахрейне сложились не в нашу пользу, но команда отлично работает в этом году, демонстрирует профессиональный подход.

Учитывая, насколько плотная борьба сейчас в середине пелотона, любая мелочь может сыграть решающую роль. Каждая квалификация проходит интересно, поскольку приходится атаковать на пределе. Это же можно сказать про гонки – мне интересно участвовать в борьбе.

Вопрос: Расскажите о машине чуть подробнее. В чем ее сильные и слабые стороны?
Даниил Квят: В этом году у нас вполне универсальная машина, быстрая на трассах любого типа. В Австралии, Китае и Бахрейне мы боролись за выход в финал квалификации, за очки в гонке. Как я уже сказал, при столь плотной борьбе важно все делать верно, поскольку борьба с четвертого по седьмое места в Кубке конструкторов очень плотная.

Вопрос: Спасибо и удачного уик-энда! Валттери, в предыдущей квалификации вы добились прогресса, но, если говорить вашими же словами, гонка оставила чувство огорчения. Учитывая череду ваших успешных результатов в Сочи, считаете ли вы, что решающий шаг предстоит сделать именно здесь?
Валттери Боттас: С каждой квалификацией дела идут всё лучше, я чувствую, что могу выжимать из машины больше скорости. В субботу в Бахрейне мне удался отличный круг, но важнее воскресный результат, и пока что гонка в Мельбурне остается для меня лучшей и, скажем так, наименее проблемной. В Китае и Бахрейне у нас было немало технических сложностей – надеюсь, здесь всё сложится удачнее. У нас быстрая машина, соперничество с Ferrari очень плотное, важен каждый фактор – надеюсь, впереди неплохой уик-энд.

Вопрос: Вы упомянули технические сложности в Бахрейне, но сразу после той гонки вам удалось на тестах проехать 143 круга, выяснив кое-что интересное. О чём идет речь?
Валттери Боттас: В соперничестве между нами и Ferrari всё решают мельчайшие детали, мои результаты и результаты Льюиса тоже практически равные – в такой ситуации помогает каждый фактор. В Бахрейне было важно удерживать резину в рабочем диапазоне, а с теми проблемами, что возникли у меня с давлением в шинах, задача только осложнилась. Тесты позволили опробовать разные варианты работы с резиной, мы оценили наш гоночный темп при разной температуре и давлении. Да, мы выявили мельчайшие нюансы, но и это может помочь. Впрочем, здесь, в России, другая погода, другой асфальт – вызов, соответственно, тоже иной.

Вопрос: Позади ваши первые 100 дней в команде Mercedes. Как всё прошло?
Валттери Боттас: Насыщенно! С того момента, как в январе мы подписали контракт, график был очень напряженным – никогда в моей жизни мне не доводилось узнавать так много за столь короткий промежуток времени. Думаю, мое развитие получилось позитивным, я влился в команду и стал ощущать себя её частью – коллектив мне в этом очень помогает. Я действительно многому научился, и этот процесс продолжается.

Вопрос: Благодарю! Роман, в Бахрейне вы заработали первые очки в сезоне. Насколько уверены в очередном успешном результате? Вам уже понятно, насколько хороша машина Haas?
Роман Грожан: Жаль, что мы сейчас не на следующей четверговой пресс-конференции – я всегда говорил, что для оценки возможностей машины нужно провести четыре гонки. Позади этапы на трех разных трассах, автодром в Сочи – четвертый, притом здесь очень гладкий асфальт. Год назад мы выступали нестабильно, но в нынешнем сезоне, судя по всему, наша машина быстра везде.

Да, первые очки мы заработали только в Бахрейне, но могли получить их и в Мельбурне, и в Шанхае, просто не повезло. В целом дела идут неплохо – посмотрим, как здесь поедет машина, сможем ли мы собрать воедино все факторы и заставить шины работать должным образом. Если да – будем конкурентоспособны, а дальше всё зависит от темпа доработки машины.

Вопрос: Позвольте задать вопрос о тестах в Бахрейне, где вы испытывали тормозные диски Carbon Industrie. Как они выглядят в сравнении с использовавшимися прежде тормозами Brembo? Они могут стать решением всех проблем с тормозами, которые наблюдались у вас в последние полтора года?
Роман Грожан: Следует отдать должное Brembo – обновленная спецификация тормозов, представленная в Китае, работала заметно лучше, но на это ушло много времени. Я не призывал срочно перейти на диски Carbon Industrie, но их спецификация была в плановой разработке, мы с Кевином её опробовали и оба остались довольны. Торможение стало более контролируемым. Я очень аккуратно работаю с левой педалью, и мне нужны хорошие тормоза, чтобы чувствовать себя уверенно и пилотировать на пределе. В Сочи мы будем использовать диски Carbon Industrie – да, нам еще предстоит всё оптимизировать, но всё же они должны помочь мне отыграть несколько сотых.

Вопрос: Позвольте уточнить – правильно ли мы поняли, что здесь вы будете выступать с тормозами Carbon Industrie?
Роман Грожан: Да.

Вопросы с мест

Вопрос: (Луис Васконселос) Валттери, вы отметили, что в квалификации результаты постепенно улучшаются, но в гонке ваш темп не соответствует ожиданиям. Похоже, сложнее всего вам приходится по ходу первой половины дистанции, когда в баках много топлива. Удалось ли выявить причину и на тестах в Бахрейне найти решение?
Валттери Боттас: Как я уже говорил, только в Австралии в машине всё функционировало нормально. В Китае небольшая механическая проблема негативно сказалась на балансе, из-за чего гонка получилась непростой. Кроме того, я сам не лучшим образом сработал на шинах Soft в начале дистанции. В Бахрейне помешали проблемы с генератором, из-за которых давление в шинах оказалось выше оптимального, а первый отрезок – слабым. Тогда мы рассчитывали, что на втором отрезке ситуация изменится, перешли на SuperSoft – стало немного лучше, но и их не удалось удержать в рабочем диапазоне. В то же время Льюис перешел на Soft, чем и объяснялась большая разница в скорости – мы были на разной тактике. Из-за всего этого я выглядел на дистанции довольно бледно, это отчасти объясняется сложностями – впрочем, в отсутствие неприятностей хорошие результаты непременно будут. Нам по силам выступить успешно обеими машинами.

Вопрос: (Кирилл Зайцев) Даниил, если Макс Ферстаппен врежется в кого-нибудь на старте, доктор Хельмут Марко заменит его вами?
Даниил Квят: Это вопрос к доктору Марко, не ко мне.

Вопрос: (Саймон Лейзенби) Валттери, судя по всему, соперничество между Mercedes и Ferrari будет предельно острым. Обсуждали ли вы с Тото Вольффом вопрос, в какой момент один из вас – вы или Льюис – станете первым номером команды?
Валттери Боттас: Мы не обсуждали подобный сценарий, поскольку в нём нет необходимости. В Mercedes никогда не было чистого первого или второго номера, и не планируется – в команде всегда обеспечивали своим гонщикам равные возможности. Впрочем, в предыдущие три года отрыв от второй по скорости команды был заметно больше, так что разрешение гонщикам открыто сражаться между собой, как и ситуация, когда один упирался в другого на трассе, не приводили к потерям. В нынешнем сезоне подобное может стоить драгоценных очков. Если по каким-то причинам – как было со мной в Бахрейне – темп машины недостаточно хорош, команде нужно принимать решение и не упускать очки. Позади всего три этапа, мои лучшие результаты еще впереди – по крайней мере, лично я не думаю ни о чем вроде того, что вы спросили, да у команды необходимости думать об этом нет.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Судя по полученной от FIA информации, идея с защитным экраном в районе кокпита всё-таки возобладала над Halo. Что вы думаете о защитном экране, и какую из двух разработок предпочли бы?
Роман Грожан: Хотелось бы не выбирать ничего. Я не являюсь ни поклонником Halo, ни поклонником варианта с защитным экраном. Нет, я не хочу становиться на пути повышения безопасности, ведь для чемпионата это ключевой приоритет, но мне не хочется менять ту Формулу 1, которую мы знаем с первого дня её основания. Следующим шагом будет полностью закрытый кокпит, а я не хочу, чтобы в Формуле 1 были такие машины.

Даниил Квят: Согласен с Романом. Я считаю, что машины Формулы 1 достаточно безопасны, и их внешний вид должен оставаться неизменным. Уровень защиты гонщика вполне достаточный. Если есть неплохие идеи, их следует рассматривать, но, честно говоря, я против как Halo, так и защитных экранов.

Валттери Боттас: Ничего не имею против защитного экрана – он выглядит неплохо, это хороший шаг вперед по сравнению с Halo. По крайней мере, таково моё личное мнение. Вопрос безопасности крайне важен, в нём всегда можно добиться прогресса – я бы не отказался опробовать защитный экран, оценить видимость и прочие факторы. В плане безопасности это шаг вперед по сравнению с тем, что есть сейчас.

Вопрос: (Марко Менсурати) Вопрос для Валттери о его первых 100 днях с Mercedes. Подписывая контракт, предполагали ли вы, что всё будет настолько непросто? Что можно считать вашей крупнейшей ошибкой за эти 100 дней?
Валттери Боттас: Думаю, пока главная ошибка – это разворот, который я допустил в Китае за автомобилем безопасности. Это главная ошибка и за несколько предыдущих лет моей карьеры.

Роман Грожан: Со мной такое бывало, не беспокойся.

Валттери Боттас: Всё же надеюсь, что та ошибка – последняя.

Вопрос: Даниил, с вами подобное случалось?
Даниил Квят: Нет, но однажды на установочном круге…

Вопрос: Что ж, похоже, всех когда-то разворачивало, так что вернемся к Валттери…
Валттери Боттас: Разумеется, я всегда понимал, что меня ждут серьёзные испытания. Смена команды произошла поздно, в середине января, и я стал напарником Льюиса Хэмилтона, одного из самых быстрых гонщиков Формулы 1. Пришлось усваивать огромный объём информации о том, как работает команда Mercedes, какие подходы к настройкам машины здесь используются, учиться работать с новыми инструментами, которые я получил в своё распоряжение. В каком-то смысле, пришлось учиться мыслить несколько иначе.

Нельзя сказать, что я недооценивал сложности, но при этом передо мной стояла задача попытаться на 100% реализовать весь потенциал машины уже в Австралии, в самой первой квалификации и первой гонке. Не скажу, что мне это удалось, но при этом я также дал себе какое-то время, и пока не предъявляю к себе слишком высокие требования. Но сейчас мне уже вполне комфортно за рулём Mercedes, я нашёл общий язык с командой. Поэтому надо лишь продолжать работать и добиваться результатов.

Вопрос: (Андрей Карташов) Даниил, чувствуете ли прессинг от того, что предстоит выступать перед родными трибунами? Какой результат стал бы для вас неплохим?
Даниил Квят: Я выступаю на домашней трассе четвертый год подряд. Вне трассы неделя всегда получается насыщенной, но, начиная с пятницы, всё проходит так же, как на любом другом Гран При. В первой тренировке ты начинаешь работать над настройками, продолжаешь это во второй и третьей сессиях, а затем следуют квалификация и гонка. В плане спортивной работы в эти три дня ничего не меняется – важно сосредоточиться на собственных усилиях и постараться выступить максимально здорово.

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос ко всем. В нынешнем сезоне гонщикам весьма непросто удерживать шины в рабочем температурном диапазоне, а на трассе в Сочи износ очень низкий – можно ли ждать каких-то сложностей? Валттери, может ли этот фактор сработать в пользу Mercedes, ведь в Ferrari хоть и эффективнее расходуют ресурс шин, им сложнее их прогревать?
Валттери Боттас: В нынешнем сезоне нам приходится сложнее при жаркой погоде, но мы активно работаем над этим и кое-что выяснили на тестах в Бахрейне. Условия, как в Сочи, подходят нам лучше жары, но мы не особенно полагаемся на этот фактор – нужно уделять внимание всем аспектам. Будет интересно взглянуть на расклад сил – думаю, борьба с Ferrari окажется плотной, речь идет о сотых, максимум – о десятых долях секунды. Будет интересно!

Вопрос: Даниил, что скажете?
Даниил Квят: По сравнению с предыдущими годами в нынешнем сезоне в Pirelli одновременно со сменой регламента немного скорректировали свой подход. Возможно, теперь он более консервативный, но, опять же, они привозят на гонки и самые мягкие составы смеси. Ранее сочинский автодром был весьма своеобразным для шин, каждый год нам приходилось разбираться, как заставить их работать должным образом. Предстоящий уик-энд тоже будет интересным, но с составом Ultra Soft в квалификации будет проще – впрочем, всё поймём в пятницу.

Вопрос: Роман?
Роман Грожан: Как мне кажется, сейчас с большей прижимной силой немного проще вывести шины в нужный диапазон. Поначалу у Pirelli были опасения насчёт прогрева шин, но с ним сложностей практически не возникло. Здесь, в Сочи, задача несколько труднее, однако посмотрим, как всё пройдет. Надеюсь, для UltraSoft прогрев будет достаточным, а в гонке с полными баками всё должно быть в норме.

Вопрос: (Джон МакЭвой) Валттери, если в предстоящей гонке вас попросят пропустить Льюиса, вы послушаетесь? Если в ближайшие несколько недель вам скажут: «Знаешь, у нас есть единственный вариант выиграть титул, и мы должны поддержать Льюиса» - вы с этим согласитесь? Скажете ли вы в ответ что-то вроде: «Я понимаю, для чего меня взяли в команду, я должен выполнять свою работу, зарплату мне платит менеджмент Mercedes, и я буду выполнять их указания»? Или возразите: «Нет, я не уступлю Льюису ни дюйма!»
Валттери Боттас: Вопрос гипотетический. Слишком много «если», я не думал о чем-то подобном, и вряд ли что-то такое произойдет. Я бы предпочел не рассуждать на эту тему, но, знаете, если в гонке у меня по каким-то причинам возникнут проблемы, мы с Льюисом окажемся на разных тактиках, он упрется в мою машину, и команда попросит пропустить, я уйду в сторону, поскольку мы выступаем одной командой, и задача – заработать для команды максимум очков. Конечно, я сделаю всё, чтобы не довести до такого сценария.

Я всегда был командным игроком – в конечном итоге это окупается. Что касается того, как будет складываться ситуация между мной и Льюисом – мы ничего такого не планируем. Уверен, нас ждет ожесточенное сражение на трассе, однако, как я уже говорил, в нынешнем сезоне команде следует действовать более осмотрительно, более взвешенно подходить к каждому заработанному очку. Добавить нечего.

Вопрос: Валттери, если вы окажетесь быстрее Льюиса, ожидаете ли вы, что он согласится пропустить вас?
Валттери Боттас: Конечно. Если команда сочтет, что таким образом сможет заработать больше очков, если нам будет позволено свободно бороться друг с другом – никакой разницы. К обоим гонщикам подход одинаковый, сегодня ситуация может быть одной, а на следующем этапе – совершенно противоположной. Кто знает, как всё сложится.

Вопрос: (Фредерик Ферре) Роман, на фоне испытаний новых тормозов было ли у вас в Бахрейне время на проверку, скажем, новых вариантов настроек?
Роман Грожан: Да, ведь тормоза не были главным объектом тестов. Мы тестировали разные настройки, а уже во второй половине дня переключились на тормоза. На их регулировку потребовалось не так много времени, на следующий день с подобной задачей пришлось иметь дело уже Кевину. Мы собрали немало информации и надеемся, что всё прошло успешно – проверим завтра на трассе.

Вопрос: (неразборчиво) Даниил, с прошлогоднего этапа в Сочи для вас многое изменилось. Не могли бы вы рассказать о 2016-м – полагаю, он выдался очень непростым?
Даниил Квят: Могу сказать, что тот год в итоге оставил приятные воспоминания. Сейчас ситуация иная – каждый раз, выезжая на трассу, я чувствую, что всё под контролем. Мы понимаем, что в каждой гонке у нас есть шанс – год назад это ощущение было нестабильным, а сейчас уверенность вернулась. Я не сомневаюсь в машине, у нас достаточно скорости, впереди всего четвертый этап из двадцати – всё выглядит оптимистично, и я предпочитаю думать о будущем, а не о прошлом.

Вопрос: (Дарья Панова) Даниил, примите запоздалые поздравления с днём рождения! Какой самый запоминающийся подарок вы получили вчера?
Даниил Квят: Спасибо! Вчера состоялась презентация книги, рассказывающей о моей юниорской карьере – это был весьма приятный подарок. Надеюсь, детям из России будет интересно её прочитать. Мы хотели показать изнутри традиционный путь к Формуле 1, однако в книге нет ни слова про мои выступления здесь, в чемпионате. А еще мне очень понравились нарды, подаренные отцом.

Вопрос: (Джон МакЭвой) Валттери, вы выступаете в Mercedes и, похоже, неплохо ладите с Льюисом Хэмилтоном. Как бы вы описали эти отношения? Вы часто беседуете друг с другом? Как складывается ежедневное взаимодействие?
Валттери Боттас: Пока что мои отношения с Льюисом складываются неплохо. Они очень профессиональные – вроде тех, что были у меня в Williams с Фелипе Массой. Мы практически не встречаемся за пределами трассы, разве что иногда вместе приезжаем на базу – как было в минувший вторник. В остальном мы видим друг друга по ходу уик-энда, участвуем в одних и тех же собраниях – вполне естественные вещи для напарников. У нас есть взаимное уважение, мы оба готовы работать совместно и помогать команде, ведь для борьбы за титул важно каждое заработанное очко. Мы отдаем все силы, чтобы сделать Mercedes сильнее, и пока дела идут вполне себе хорошо.

Вторая пресс-конференция

Гран При России. Вторая пресс-конференция в четверг

Участники: Кими Райкконен (Ferrari), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Паскаль Верляйн (Sauber)

Вопрос: Кими, в каждой гонке нынешнего сезона вы претендуете на подиум, но, судя по сообщениям в эфире, пока остаетесь недовольны машиной. Какие эмоции вызывает SF70-H, как они меняются по ходу уик-энда?
Кими Райкконен: Сейчас я гораздо больше доволен машиной, чем в первой гонке сезона. На прошлом этапе её поведение вполне меня устраивало. В квалификации не всё прошло гладко, но в гонке обошлось без проблем.

Мы довольно средне провели субботу, стартовая позиция оказалась далека от идеальной, потом я не лучшим образом сработал на первом круге, долго не мог пройти Фелипе Массу. После успешной атаки у нас был неплохой темп, но не повезло с выездом машины безопасности. В общем, нужно результативнее выступать в субботу, чтобы иметь возможность пользоваться скоростью.

Вопрос: Каким, по-вашему, будет в этот уик-энд расклад сил между Ferrari и Mercedes?
Кими Райкконен: Не знаю. Посмотрим, как завтра пойдут дела. В первых трех гонках борьба была плотной, вряд ли здесь можно ожидать чего-то совершенно другого, но кто знает…

Вопрос: Можно ли сказать, что вам еще предстоит проработать кое-какие моменты с машиной? Нынешняя SF70-H – по-прежнему лучшая из всех Ferrari, на которых вам доводилось выступать?
Кими Райкконен: Сравнивать с отдаленным прошлым бессмысленно, но за последние несколько лет – да. В момент моего перехода в Ferrari у меня была очень хорошая машина, нынешняя тоже весьма неплоха, но нам ещё предстоит ее доработать. С моей стороны тоже необходимо действовать эффективнее, тогда придут желаемые результаты.

Вопрос: Даниэль, начнем с технического вопроса. В Бахрейне у вас были сложности с температурой шин, в Сочи асфальт прогревается заметно меньше – есть ли опасения, что ситуация повторится?
Даниэль Риккардо: Опасений нет. Думаю, мы извлекли урок из того уик-энда. Во вторник после гонки я работал на тестах, мы протестировали кое-какие идеи – вряд ли ситуация повторится, но посмотрим. Мы знаем, что в Сочи временами приходится всё просчитывать, а уже потом выдавать быстрый круг – возможно, к первому квалификационному кругу шины не будут достаточно прогреты, но в гонке неприятностей быть не должно.

Вопрос: Спустя две недели в Испании команда планирует представить обновлённую машину. Чего вы от неё ждете, какие проблемы с нынешним шасси требуют решения?

Даниэль Риккардо: Я буду использовать слово «надежда», поскольку речь не идёт о моих ожиданиях. Я надеюсь, что обновлённая машина окажется быстрее и позволит нам на равных бороться с Ferrari и Mercedes. Год назад здесь, в Сочи, мы были в полутора секундах от поула, затем в Барселоне уступили всего полсекунды, а в Монако я показал лучшее время в квалификации. Именно в этой фазе сезона мы должны начать получать модификации и прибавлять в скорости. Важно немного добавить во всём, прибавить прижимной силы и стабильности в задней части машины.

У нас было время присмотреться к машинам Ferrari – уже несколько гонок они впереди. Нужно добиться прогресса, пока они не оторвались слишком далеко. Очевидно, что у них и у Mercedes больше прижимной силы в задней части машины – в наши дни именно в этом залог лучшего времени на круге.

Вопрос: Но соперники тоже не стоят на месте. Вы действительно уверены, что планируемые к Испании доработки позволят вмешаться в борьбу за лидерство?
Даниэль Риккардо: Надеюсь. Уверен, с доработками машина поедет лучше, чем сейчас, а пока нам остается лишь уповать на прогресс. Как в прошлом году – мы сделали серьезный шаг вперед, а затем понемногу прибавляли. Уверен, мы сделаем этот важный шаг в Барселоне, а там посмотрим, что получится. Если удастся оказаться всего в половине секунды, мы совсем скоро вмешаемся в борьбу.

Вопрос: Паскаль, неплохая гонка в Бахрейне! После нее вы проехали еще 91 круг на тестах – можно ли с полной уверенностью сказать, что ваша форма позволяет выступать в гонках?
Паскаль Верляйн: Я рад вернуться в кокпит. Первый уик-энд прошел здорово – тринадцатое место в квалификации, одиннадцатое в гонке, вряд ли я мог бы быть более довольным. Тесты тоже прошли неплохо, я проехал почти 100 кругов, чувствовал себя всё более комфортно и теперь готов полноценно начать сезон.

Вопрос: Насколько трудно было обрести необходимую физическую форму? В социальной сети вы разместили фотографию в шейном корсете. Был ли момент, когда вам казалось, что карьера вот-вот закончится, или вы не сомневались, что вернетесь в кокпит и выступите на том уровне, что продемонстрировали в Бахрейне?
Паскаль Верляйн: Я изо всех сил старался вернуться в форму, а окружающие меня люди помогали сделать это как можно быстрее. Мы понимали, что на восстановление после травмы нескольких позвонков потребуется время, однако мне понадобилось всего десять недель, чему я очень рад. Думаю, после публикации фотографии все поняли, с какой травмой пришлось иметь дело – я счастлив, что смог вернуться.

Вопрос: Даниэль только что говорил о темпе прогресса в группе лидеров. Учитывая этот фактор насколько важны предстоящие несколько гонок для зарабатывания очков? Можно ли сказать, что в ближайших трех ваши шансы на результат максимальны?
Паскаль Верляйн: Не думаю. Да, во второй фазе сезона сыграет тот фактор, что мы выступаем с прошлогодними моторами Ferrari, но нам по силам добиться прогресса в части шасси. Посмотрим, как всё сложится. Я и команда сделаем всё возможное – надеюсь, у нас получится заработать несколько очков.

Вопросы с мест

Вопрос: (Дитер Ренкен) Судя по информации от FIA идея с защитным экраном возобладала над Halo. Какой из двух вариантов предпочитаете лично вы, и что думаете о защитном экране как таковом?
Кими Райкконен: Я видел вариант с защитным экраном, но пока мы его не опробуем, сложно о чем-либо говорить. Лучше ли он, чем Halo? Не знаю. В эстетическом плане варианты примерно равны.

Даниэль Риккардо: Как заметил Кими, в Китае гонщикам продемонстрировали вариант с защитным экраном. Думаю, нам еще предстоит увидеть финальную версию, но первые впечатления неплохие. Как только нам предоставят новинку, мы сможем опробовать ее на тренировках и поделиться мнением. Хорошо, что в FIA уделяют такое внимание вопросу защиты головы гонщика.

Паскаль Верляйн: Я не был в Китае и не видел презентацию защитного экрана. Полагаю, он выглядит так же, как год назад?

Даниэль Риккардо: Сейчас он выглядит весьма неплохо.

Паскаль Верляйн: Система Halo выглядела немного странно, тогда как прошлогодний экран от Red Bull Racing своим футуристическим дизайном напоминал космический корабль. Тогда мне он нравился больше, и если обновленное предложение выглядит так же, это замечательно. Если новинка улучшает безопасность, это хорошо для гонщиков.

Вопрос: (Саймон Лейзенби) Кими, тот же вопрос, что я задал Валттери. Вы уступаете напарнику 34 очка – обсуждалась ли с руководством Ferrari ваша роль в нынешнем сезоне? Себастьяна уже назвали первым номером команды?
Кими Райкконен: Нет. Мы обо всем поговорили еще в начале года, мы точно знаем, как должны действовать, в этом плане ничего не изменилось. Если к концу сезона у одного из нас не останется математических шансов на титул, тогда мы вспомним о статусах, а до того момента ничего предпринимать не будем.

Вопрос: (Кирилл Зайцев) Кими, не могли бы вы рассказать чуть подробнее о своем бизнесе за пределами Формулы 1? Правда ли, что у вас есть караоке-бар в Хельсинки? Вашим болельщикам нравится петь песни? Вы сами поёте?
Кими Райкконен: У меня есть дела помимо Формулы 1, но я не хотел бы о них рассказывать. Хожу ли я в бар? Да, но реже, к сожалению – не хватает времени.

Вопрос: Вы поёте?
Кими Райкконен: Плоховато, но не думаю, что это главное – скорее, я делаю это для веселья.

Вопрос: (Лассе Лехтинен) Кими, в нынешнем сезоне по ходу гонок вы выглядели удрученным. Что помогает вам справляться с трудностями?
Даниэль Риккардо: Караоке!

Кими Райкконен: Это вполне естественная ситуация – если в гонке ты выступил не настолько успешно, как рассчитывал, веселого мало. Мне повезло, что я побеждал не настолько часто, чтобы к этому привыкнуть, но, с другой стороны, я бы предпочел быть на таких позициях. Я хочу выступать лучше и если не оправдываю собственных ожиданий, повода для веселья не будет. Всегда здорово добиваться высокого результата, нам остается лишь думать о следующей гонке и стараться выступить успешнее.

Вопрос: (Марко Менсурати) Кими, в Шанхае господин Маркионне разговаривал с вами довольно грубо. Как складываются ваши отношения с Президентом Ferrari и командой, и как долго продлится ваша карьера?
Кими Райкконен: Когда я говорил с нашим президентом или командой, всё было в порядке. В газетах пишут много глупостей, я больше доверяю своим личным отношениям с руководством и коллективом. Никаких проблем нет. Я и сам жду от себя хороших результатов, а когда их нет, я собой недоволен.

Каким будет будущее – не знаю. Эти разговоры ведутся уже не первый год, но я не планирую пробовать себя в чем-то другом. Первостепенная задача – выступать уверенно, а там посмотрим. Важно сработать здорово здесь, потом в следующей гонке, а там узнаем, к чему это приведет. У меня хорошие отношения с господином Маркионне, а продолжение карьеры зависит от многих факторов.

Вопрос: (Флавио Ванетти) Кими, можно ли сказать, что Ferrari сейчас на одном уровне с Mercedes, или у Mercedes всё-таки есть преимущество?
Кими Райкконен: Можно по-разному оценивать ситуацию, многое зависит от обстоятельств, от конкретной сессии. Команда отлично справилась со своей работой, построив быструю машину, теперь нам нужно добиться от неё максимума. Себастьян отлично провёл прошлые гонки, мы заметно прибавили по сравнению с предыдущими сезонами, хотя нам, как и всем, необходим дальнейший прогресс. На одном ли мы уровне с Mercedes? Не знаю. Скажем, мы не так уж от них далеки. На быстром круге в субботу их преимущество сохранилось, но в воскресенье наши результаты очень близки. Многое зависит от конкретной трассы, но у нас в целом быстрая машина, и мы должны выжимать из нее максимум.

Вопрос: (Анжелика Гребцова) Вопрос ко всем. Ваша любимая трасса?
Даниэль Риккардо: В плане пилотажа – Монако. Она уникальная, узкая, извилистая, уик-энд всегда получается зрелищным, и в плане адреналина она даст фору любому автодрому.

Кими Райкконен: Плохих трасс в чемпионате нет, но лично мне нравятся Спа и Монако, пусть между собой они совершенно разные.

Паскаль Верляйн: А мне нравится автодром в Макао. Было здорово выступать там в Формуле 3 и в возрасте 16-17 лет мчаться по уличной конфигурации на скорости 280 км/ч.

Вопрос: Паскаль, а среди трасс Формулы 1?
Паскаль Верляйн: Возможно, в будущем Макао примет и этап Формулы 1. На самом деле, мне в целом нравятся уличные трассы – пожалуй, я назову Сингапур.

Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Даниэль, если говорить о нехватке скорости, всё объясняется машиной, или чего-то не достает вам самому? Если второе, то чего именно?
Даниэль Риккардо: Лично я ничего не терял и ничего не забыл. Просто с машиной нам нужно сработать лучше – думаю, многое мы узнаем уже в Барселоне. Команда многому научилась после тестов и прошедших гонок, в том числе благодаря моим и Макса комментариям. Мы вместе стремимся к одной цели, в коллективе понимают, чему следует уделить внимание, и потому готовят к Барселоне серьезный пакет доработок – это максимально оперативный вариант. Могу ответить всем, кто интересуется, почему мы не привезли всё уже сюда – знаете, конструирование деталей и их установка требуют времени. Инженеры сперва проводят тесты, потом нужно время на производственные процессы, но к Барселоне мы должны успеть. Что касается пилотажа, я чувствую себя в полном порядке.

Вопрос: (Дарья Панова) Что вы считаете главной особенностью Сочи?
Кими Райкконен: Сюда приятно приезжать. Трасса интересная, хотя в предыдущие три года она была для нас очень непростой и скользкой. Всё здесь относительно новое, всё сделано добротно – в Сочи очень красиво, мне тут нравится.

Паскаль Верляйн: Мне нравится трасса – надеюсь, в этот раз получится пройти третий поворот, не снимая ногу с педали газа. Год назад с Manor это было невозможным. Есть и другие интересные изломы – например, тот, что идет после возвратной прямой, левый с жестким торможением. Там очень легко заблокировать шины. Конфигурация уличная, но места тут больше – можно временами блокировать колеса или выезжать чуть шире.

Даниэль Риккардо: Низкий уровень сцепления делает трассу по-своему уникальной. Многие повороты здесь абсолютно плоские, без какого-либо уклона, позволяющего оставаться на траектории, и когда асфальт скользкий, сложно нащупать нужный уровень сцепления. Это непростой, но интересный вызов! Далеко не везде встретишь нечто подобное, а еще, как заметил Паскаль, торможение перед тринадцатым поворотом здесь очень сложное – могут быть варианты для обгона. Успешная атака там всегда получается зрелищной!

Вопрос: (Ливио Орихио) Кими, на тестах в Барселоне в девятом и десятом поворотах вы спокойно тормозили на входе без какой-либо недостаточной поворачиваемости, но в гонках вы часто на неё жаловались. Возможно, этим объясняется разница в скорости между вами и Себастьяном. Что изменилось после зимних тестов? И вопрос к Даниэлю. Вы говорили о доработке шасси, а что можно сказать о силовой установке? В Renault добились прогресса?
Кими Райкконен: Люди часто делают выводы по результатам на тестах, и если ты быстрейший, все думают, что ситуация идеальна. Но нюанс в том, что мы проводим тесты на одной конкретной трассе. Да, на любом другом автодроме есть время для подбора настроек, мы были не так далеки от оптимума, но всё-таки недостаточно близко, чтобы быть на 100% довольными. Впрочем, в предыдущей гонке дела шли неплохо – будем надеяться, этот уик-энд сложится еще удачнее. Разница зависит от мельчайших факторов.

Даниэль Риккардо: В плане силовой установки у нас были кое-какие доработки после этапа в Австралии. Речь не идет о серьезном обновлении, но нам удалось снять одну десятую секунды. Ближе к этапу в Монреале мы рассчитываем получить спецификацию, за счет которой, возможно, отыграем еще пару десятых. Конечно, мы стараемся дорабатывать и шасси, и мотор, но больших обновлений пока не было.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Кими, пару недель назад вы приезжали в Нидерланды на чемпионат мира по мотокроссу, так как у вас там есть собственная команда. Когда вы завершите карьеру в Формуле 1, есть ли шанс, что мы увидим вас в роли менеджера? Вам уже 37 лет, вы ранее говорили, что сейчас полностью сосредоточены на нынешнем сезоне и собственном прогрессе, но в какой-то момент вы наверняка скажете – всё, с меня достаточно…
Кими Райкконен: Я не хочу ничего менять, сейчас я всем доволен. У меня давно есть собственная команда в чемпионате мира по мотокроссу, мне нравится посещать соревнования, когда появляется время. К сожалению, у меня довольно плотный график, и я не могу выезжать достаточно часто, но это здорово, это очень отличается от Формулы 1. Посмотрим, что будет дальше. Окончание моей карьеры обсуждают несколько лет, но я пока не принял решение. В любом случае, я всегда буду заниматься только тем, чего хочу.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё