Гран При России

Гран При России

Гран При России: Пресс-конференция в воскресенье

Валттери Боттас и Эдди Джордан. Интервью на подиуме

1. Валттери Боттас (Mercedes)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Кими Райкконен (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Эдди Джордан) Валттери, каково это – впервые выиграть гонку Формулы 1?
Валттери Боттас: Настроение превосходное! Мне потребовалось больше 80 гонок, чтобы добиться этой победы, но ожидание окупилось, ведь за это время я многому научился. Мне представился неожиданный шанс перейти в Mercedes – именно он сделал возможной сегодняшнюю победу, и я хочу всех за это поблагодарить.

Вопрос: (Эдди Джордан) Это похоже на сказку, не так ли? Пять месяцев назад вы выступали за весьма неплохую команду Williams, но получили шанс присоединиться к чемпионскому коллективу и теперь стоите на верхней ступеньке подиума!
Валттери Боттас: Начало сезона получилось очень сложным, мы боролись с Ferrari, и сегодня соперничество тоже было очень острым. Нам удалось выиграть, но надо продолжать атаковать и пытаться зарабатывать победные дубли. Всё это в наших планах, а сейчас я просто очень счастлив!

Вопрос: (Эдди Джордан) Прервемся на секунду – я вижу у подножия подиума Тото Вольффа, который в свое время предложил вам контракт на один год. Тото, как мне кажется, нужно продлить контракт минимум на три года и с соответствующей зарплатой, не так ли? Но перейдем к Себастьяну. Что произошло на последнем круге между вами и Фелипе Массой?
Себастьян Феттель: Я делал всё возможное, чтобы обогнать Валттери, и считал, что последняя возможность выйти вперед будет на обратной прямой. Я подозревал, что Фелипе сбросит скорость в третьем повороте, чтобы я промчался мимо и не потерял на этом времени, но не был в этом уверен и всё-таки потерял больше, чем ожидал. В любом случае, сейчас это не имеет значения, поскольку Валттери – главный герой гонки. Мои поздравления с первой победой в Гран При! Сегодня его день.

Вопрос: (Эдди Джордан) Отлично сказано! Не могу не спросить про стратегию – вы проехали больше кругов на первом комплекте шин, и этот расчет оправдался...
Себастьян Феттель: Не вполне, так как нам всё-таки не удалось выйти вперед, хотя в конце гонки у меня были более свежие шины. У меня был отрыв от Кими, поэтому мы постарались продлить первый отрезок в надежде, что у Валттери возникнут проблемы с трафиком, тогда как я буду на пустой трассе. Таков был план, и мы постарались сделать все, что могли, но гонка была проиграна на старте. Жаль, что так получилось.

Вопрос: (Эдди Джордан) Я как раз собирался спросить о старте. Вам и Кими не повезло – вы начали гонку из первого ряда, однако на длинном отрезке до первого поворота Валттери удалось выйти вперед...
Себастьян Феттель: На самом деле я хорошо стартовал, но Валттери тоже отлично тронулся с места и воспользовался «воздушным мешком». Я старался защитить внутренний радиус, но уже на торможении перед поворотом он был впереди, перекрыл мне траекторию и фактически в тот момент выиграл гонку. Валттери удался отличный первый отрезок – я не мог ехать в его темпе. Всю гонку он был очень быстр и не допускал ошибок, так что, как я сказал, Валттери – герой дня.

Вопрос: (Эдди Джордан) Дамы и господа, из года в год Кими Райкконена признают самым популярным гонщиком Формулы 1 – прошу любить и жаловать! Кими, у вас здесь немало болельщиков…
Кими Райкконен: Здорово чувствовать здесь такую поддержку, но мне в принципе приятно видеть болельщиков вне зависимости от того, из какой они страны. К сожалению, сегодня я подарил им только третье место, в следующий раз постараюсь добиться большего.

Вопрос: (Эдди Джордан) Поговорим о подиуме и квалификации в первом ряду. Мы не были уверены, чем всё это закончится, но сегодня оба гонщика Ferrari финишировали на подиуме. Сезон обещает быть интересным, не так ли?
Кими Райкконен: Мы не совсем гладко начали сезон, но в этот уик-энд сделали шаг вперед. Мы были довольны тем, как идут дела, однако я финишировал только третьим – мы уступили на старте, а после практически ничего не происходило. Команда постоянно прогрессирует, и мы непременно добьемся успеха, просто нужно собрать воедино все – даже самые незначительные – факторы. На первое место всегда четыре-пять претендентов, всё решают нюансы.

Вопрос: (Эдди Джордан) Валттери, болельщики признали вас гонщиком дня – еще один повод для радости! Хотел спросить о старте – Себастьян сказал, что вы стартовали неплохо, однако на деле вы буквально прошили обоих гонщиков Ferrari!
Валттери Боттас: В Сочи стартовать из второго ряда не так уж и плохо. Мне удалось хорошо сорваться с места, может быть, чуть лучше гонщиков Ferrari, и благодаря слип-стриму я смог занять внутреннюю траекторию в 1-м повороте. Впрочем, тут всё было хорошо, но мне ещё больше понравилось, как я провёл рестарт, когда автомобиль безопасности покинул трассу.

Вопрос: (Эдди Джордан) Кими Райкконен, Кеке Росберг, Мика Хаккинен – финны уже становились чемпионами мира. Возможно, вы станете следующим представителем Финляндии, завоевавшим титул?
Валттери Боттас: Главной целью моей карьеры остаётся чемпионский титул, и я продолжу к нему стремиться.

Пресс-конференция

Гран При России. Пресс-конференция в воскресенье

Вопрос: Валттери, вы уже осознали, что одержали первую победу?
Валттери Боттас: Нет, на это потребуется время. Как правило, я не настолько эмоционален, но сегодня был очень тронут, услышав финский гимн. Это что-то невероятное – первая победа, возможно, первая из многих. Для меня это была одна из лучших гонок, я просто счастлив.

Вопрос: Насколько сильным был прессинг в конце гонки, когда Себастьян приближался, а вы оказались в трафике?
Валттери Боттас: Всё было в норме. Главной задачей было пройти круговых, а с новыми машинами мы теряем в прижимной силе уже в двух-трех секундах позади соперника – было сложно провести обгон без потери времени. Мне не понравилась пара моментов, вдобавок за десять или пятнадцать кругов до финиша я заблокировал колеса, что сказалось на темпе. Но в остальном обошлось без проблем. Я даже попросил команду не отвлекать меня по радио, чтобы я смог сосредоточиться – тишина в эфире мне тоже помогла.

Вопрос: В какой мере сегодняшняя победа добавит вам уверенности?
Валттери Боттас: Думаю, очень добавит. Я всегда знал, что могу добиваться неплохих результатов, если всё идет по плану. Я никогда не сомневался в собственных способностях, но приятно получить подтверждение.

Вопрос: Себастьян, вы уступили на старте, не так ли? Насколько уверенно вы сорвались с поула?
Себастьян Феттель: Думаю, достаточно уверенно. Валттери, разве я стартовал плохо?

Валттери Боттас: Все-таки я стартовал чуть лучше…

Себастьян Феттель: Думаю, в самом начале мне следовало действовать агрессивнее. Ситуация была непростой, после установочного круга… Знаете, было 15:00, однако стартовые огни почему-то не погасли. Я был готов сорваться с места, но почему-то произошла заминка – возможно, тот, кто отвечал за стартовые огни, попросту их не выключил!

Я не лучшим образом почувствовал уровень сцепления на стартовой решетке и, возможно, действовал несколько консервативно. Но старт получился неплохим – чуть лучше, чем у Кими. В зеркалах я увидел приближающегося Валттери и подумал, что борьба будет плотной, но он воспользовался «воздушным мешком», получил солидное преимущество, вышел вперед еще до зоны торможения и «захлопнул калитку». Я не мог ничего поделать, хотя попытался уйти на внешний радиус – собственно, тогда мы и упустили победу. К тому же, по ходу первого отрезка я просто не мог держаться за Валттери.

Знаете, можно долго говорить о моем выступлении, но сегодня день Валттери. Он фантастически провел гонку, продемонстрировал блестящий темп. Его с самого начала уик-энда сравнивали с напарником, однако Валттери сработал безупречно и заслужил победу, поскольку пилотировал лучше всех. Конечно, нелегко смириться с поражением, я хотел снова подняться на верхнюю ступеньку подиума, но не сложилось. Валттери, отлично сработано!

Валттери Боттас: Спасибо!

Вопрос: Кими, в момент старта у вас были те же сложности, что у Себастьяна?
Кими Райкконен: Я стартовал плохо, заметно хуже Себастьяна, сразу допустил пробуксовку и думал, что потеряю еще больше, но, к счастью, Себастьян и Валттери ехали колесо в колесо, обеспечили мне «воздушный мешок», за счет которого удалось остаться впереди Льюиса. Не представляю, что произошло на старте – было скользко, я потерял немало времени. В прошлом году тоже многое зависело от старта, и если на первых метрах ты терял позицию, гонка получалась очень скучной. Сегодня по ходу дистанции событий тоже практически не было. Валттери оказался слишком быстр, каждый из нас просто удерживал позицию – по сути, всё решилось в первые секунды.

Я рад за Валттери. Люди часто думают, что мы недолюбливаем друг друга, поскольку сражаемся на трассе, но мне в самом деле приятно наблюдать его первый успех. Это не означает, что я не радуюсь победам Себастьяна – он выступает здорово, его ждет захватывающий сезон. Борьба между Ferrari и Mercedes обещает быть плотной, но, к сожалению, зачастую результат будет зависеть от того, что произошло на первом круге. Надеюсь, мы сумеем сработать эффективнее. В этот уик-энд я настроен более позитивно, однако не рад оказаться только третьим.

Вопросы с мест

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос для гонщиков Ferrari. Если бы на старте вы удержались впереди Валттери и Льюиса, смогли бы вы сохранить лидерство, учитывая темп Боттаса на шинах UltraSoft? Кими, вас удивило, что Валттери оказался впереди?
Кими Райкконен: В какой момент?

Вопрос: По ходу гонки в переговорах с командой вы удивились, что Валттери едет впереди…
Кими Райкконен: Да, после пит-стопов я не был уверен, кто из гонщиков Mercedes оказался впереди меня, спросил команду и буквально тут же разобрался сам. Принципиальной разницы не было – просто впереди нас ехала одна из машин Mercedes.

Вопрос: Себастьян, если бы вы контратаковали Валттери и лидером вошли в первый поворот, вам удалось бы сохранить преимущество?
Себастьян Феттель: Обгонять в Сочи сложно, и Валттери было бы трудно создать прессинг несмотря на впечатляющий темп по ходу первого отрезка. Вспомните – сразу после старта у меня были трудности, затем отрыв стабилизировался, а потом начал сокращаться. Не знаю, корректировали ли соперники, ехавшие позади, свою стратегию, но если бы мы смогли перехватить лидерство, то наверняка сумели бы и удержать его.

На шинах SuperSoft мы были быстрее, но к тому моменту уже оказались позади. Кроме того, я ехал на более свежих шинах… Валттери был чуть быстрее по ходу первого отрезка, в целом по ходу гонки мы были равны – по сути, всё решил первый круг. Боттас отлично провел старт, который в нынешнем сезоне является ключевым моментом Гран При. Всё было в наших руках, но он среагировал лучше, затем отлично провел первый отрезок, не оставив нам ни малейшей возможности создать прессинг или переиграть на пит-стопе.

Вопрос: (Кирилл Зайцев) Валттери, у меня есть теория, почему вы выиграли – позвольте, я расскажу, а вы рассудите, прав я или нет. Мне кажется, что вы победили потому, что были разозлены вопросами о первом и втором номерах в команде. Вы победили и теперь можете считаться первым номером, верно?
Валттери Боттас: Не думаю, что причина именно в этом! Отличная теория, но не вполне верная. Когда находишься в кокпите, не важно, зол ты или нет – ты просто выкладываешься по максимуму. В моем пилотаже нет места эмоциям, я просто стараюсь идеально пройти каждый поворот, каждый круг. И мне нет дела до всех рассуждений насчет первого или второго номера.

Вопрос: (Флавио Ванетти) Себастьян, вы начнете европейскую фазу сезона с преимуществом в 13 очков над Льюисом Хэмилтоном. Насколько это соответствует вашим ожиданиям?
Себастьян Феттель: Не знаю, есть ли у меня ответ. Мы хорошо выступили на тестах в Барселоне, наша машина едет здорово, и в команде с оптимизмом ждут Гран При Испании. С марта нам удалось прибавить, но я стараюсь не думать о чемпионате, поскольку прекрасно понимаю наше положение. Да, мы отлично начали сезон, но было бы ошибкой сидеть здесь и утверждать, что мы этого ожидали. Конечно, мы участвуем в чемпионате ради побед, мы взяли максимум от прошедших гонок и можем быть довольны, однако нам есть чему учиться, есть в чём прибавлять.

Результат не гарантирован, Гран При Испании – просто очередной этап из многих в нынешнем сезоне. У нас есть две недели, чтобы всё проанализировать и добиться прогресса. Сегодня скорости хватало, но по ходу первого отрезка баланс был неоптимальным, передняя часть машины вела себя не лучшим образом, и я не мог атаковать так, как атаковал в квалификации. Есть моменты, в которых мы могли сработать эффективнее, но на сегодня борьба закончена, нужно смотреть дальше. У нас быстрая машина, сплоченная команда, в коллективе высокий боевой дух – в общем, позитивных факторов достаточно.

Вопрос: (Тони Доджинс) Валттери, в Австралии по ходу первого отрезка у вас были сложности с более мягким составом, а сегодня Себастьян не мог за вами угнаться. Вы добились прогресса в работе с шинами, или всё объясняется особенностями асфальта в Сочи?
Валттери Боттас: Трасса в Сочи совсем не похожа на автодром в Бахрейне температурными условиями, характеристиками асфальта и конфигурацией. Не могу сказать, что мы исправили все проблемы, с которыми имели дело две недели назад, но в целом здесь сработали лучше и взяли от ситуации максимум. С пятницы мы прогрессировали, смогли добиться оптимума, что сделало возможной сегодняшнюю победу. Мы опасались трудностей в начале отрезка, но они не случились, да и шины сохраняли ресурс не хуже, чем у Ferrari – в общем, команда очень здорово провела этот уик-энд.

Вопрос: (Луис Васконселос) Пара вопросов к Валттери. Вы говорили о старте, однако еще лучше сработали на рестарте, когда сразу отыграли у Себастьяна более секунды. Расскажите об этом. Перед пит-стопом вы теряли время из-за отстававших на круг – вас это огорчало, или вы знали, что должны проехать еще несколько кругов, поскольку темп на более жестких шинах был не настолько уверенным, как на Ultra Soft?
Валттери Боттас: Рестарт прошел здорово, я сам удивился такому отрыву. Было важно не опередить машину безопасности до линии сейфти-кара – к счастью, у меня всё получилось. Да, обгоны круговых – особенно в конце гонки – заставили поволноваться: когда оказываешься в двух-трех секундах позади, уже теряешь время – особенно на втором секторе в среднескоростных поворотах. Я не был доволен ситуацией, но понимал, что Себастьяну и Кими придется иметь дело с чем-то подобным, и сильно не досадовал.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Себастьян и Валттери, есть ли техническое обоснование атаки перед первым поворотом? Всему причиной «воздушный мешок», или было что-то еще?
Себастьян Феттель: Валттери, думаю, тебе было виднее.

Валттери Боттас: Мне показалось, что я чуть лучше Себастьяна сорвался с места, ну а затем всё решил «воздушный мешок». До первого поворота здесь почти километровый отрезок, в слипстриме быстрее набираешь скорость, что у меня и получилось. Пусть я находился с внешней стороны трассы, мне удалось выйти вперед и «захлопнуть калитку».

Себастьян Феттель: Стартовая прямая очень длинная – возможно, имеет смысл переместить стартовые позиции чуть ближе к повороту. Лично я ничего не мог поделать, так как у меня самого не было «воздушного мешка», плюс дул сильный встречный ветер, стоивший потери еще 10-15 км/ч. Он помог Валттери, но не мне.

Вопрос: (Ливио Орихио) Понимаю, вам не дано предвидеть будущее, и всё-таки… На следующий этап большинство команд привезет совершенно иные машины, а произведенные доработки, как ожидается, учтут весь опыт, полученный в первых четырех гонках. Каков ваш прогноз на следующую фазу сезона? Можно ли ожидать кардинальных изменений?
Валттери Боттас: Мы просто поедем быстрее. Любая машина по ходу сезона прогрессирует, а когда речь идет о серьезной смене регламента, прогресс ощутимее, участники отыгрывают больше времени. Думаю, прибавят абсолютно все, но топ-команды с их существенно большими ресурсами и отыграют больше. Надеюсь, мы сработаем эффективнее соперников, но вряд ли можно ожидать чего-то драматичного: просто машины станут быстрее, прижимная сила возрастет, и мы будем лучше понимать поведение шин.

Себастьян Феттель: Я как раз думал, не купить ли мне хрустальный шар – так много вопросов о будущем нам задают. Думаю, всё останется по-прежнему. Предстоит плотная борьба между нами и Mercedes, но я также надеюсь, что к нам присоединятся парни из Red Bull Racing. У них сильная команда, и это скорее вопрос времени: чем скорее они вступят в борьбу, тем интереснее будет сезон в целом. Что касается нас самих, я не сомневаюсь, что у нас есть нужные специалисты, есть необходимые факторы, и мы непременно будем прогрессировать, а насколько – зависит, в том числе, и от действий соперников.

Кими Райкконен: Посмотрим, что будет через две недели. Перед первым этапом европейской фазы сезона всегда много разговоров.

Вопрос: (Фредерик Ферре) Валттери, на подиуме вы говорили о Нико Росберге – его уход из спорта дал вам возможность добиться этой победы. Планируете ли вы встретиться с ним, когда будете в Монако, или, возможно, захотите позвонить ему уже сегодня вечером?
Валттери Боттас: Я не говорил о Нико. Конечно, я уважаю его как гонщика и чемпиона мира, но притом лишь заметил, что мне представился неожиданный шанс. Никогда не знаешь, что может произойти, я получил фантастическую возможность, но пока не планировал звонить Нико. Пожалуй, сперва я позвоню своей супруге, а там посмотрим, кто будет следующим.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости