Гран При Монако: Пресс-конференция в воскресенье

Интервью на церемонии награждения

1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Кими Райкконен (Ferrari)
3. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Нико Росберг) Себастьян, отличный уик-энд, первая победа Ferrari в Монако за последние шестнадцать лет! Что вы чувствуете?
Себастьян Феттель: Это невероятно! Гонка получилась очень напряженной. Я надеялся эффективнее сработать на старте, но Кими лучше тронулся с места, так что у меня не было возможности его обогнать – пришлось проявить терпение.

Первый отрезок получился сложным, шины начали скользить – мне было некомфортно. Думаю, Валттери Боттас и остальные стали сокращать отставание, когда мы оказались в трафике. Затем у меня появилась, скажем так, вторая попытка, когда машина поехала быстро, и я мог атаковать изо всех сил. Я знал, если у меня и есть шанс победить, то это он. Я смог воспользоваться этим «окном», вышел вперед и контролировал гонку.

После рестарта было довольно сложно, поскольку шины остыли. Думаю, из-за этого у всех были проблемы – Даниэль даже задел рельс в первом повороте! Было очень сложно, но через несколько кругов я вновь смог контролировать отрыв от остальных. Отличная работа команды – огромное спасибо. Ferrari провела фантастический уик-энд.

Вопрос: (Нико Росберг) В команде изначально планировали, что в случае пит-стопа Кими вы чуть дольше останетесь на трассе?
Себастьян Феттель: Нет. Наш план заключался в том, чтобы оторваться от остальных – нам удалось это сделать. У Валттери был очень хороший темп, а у нас с Кими начались проблемы с задними шинами. Когда открылось «окно» пит-стопов, Валттери заехал в боксы, и Кими последовал за ним. Я же решил остаться на трассе и атаковать. Через два круга я с удивлением понял, что смог создать отрыв, позволяющий сохранить лидерство.

Вопрос: (Нико Росберг) Мои поздравления! Кими, мир Формулы 1 был бы счастлив видеть сегодня вашу победу. О чем вы сейчас думаете? Вы уступили лидерство на пит-стопе…
Кими Райкконен: Сложно сказать. Да, я финишировал вторым, но не испытываю особой радости. Иногда такое случается – что ж, будем ждать следующую гонку и там постараемся выступить лучше, а сегодня был один из тех дней, когда я рассчитывал на большее.

Вопрос: (Нико Росберг) Мне знакомо это чувство – оно далеко не из приятных. Но результат все равно неплохой! Даниэль, отличный реванш после проблем в квалификации! Вы довольны?
Даниэль Риккардо: Сегодня настроение однозначно лучше! Вчера мне казалось, что наш потенциал гораздо выше, и жаль, что мы не смогли его реализовать. Но сегодня у меня появился шанс, когда Макс и Валттери отправились в боксы.

Несколько кругов передо мной была свободная трасса, мне удалось показать хорошее время на первом комплекте шин, результаты были вполне стабильные, и я смог выйти на третью позицию за счёт более позднего пит-стопа, так что вполне доволен.

Вопрос: (Нико Росберг) После ухода с трассы машины безопасности вы задели барьер на выходе из первого поворота. Вас это напугало?
Даниэль Риккардо: Конечно, мне это не понравилось. Я не знал, повредил ли машину, и уже видел, что Боттас со мной поравнялся, пытаясь опередить по внутреннему радиусу… За автомобилем безопасности шины остывают, ты едешь, словно по льду. В общем, момент был неприятный, но я рад, что мне удалось сохранить позицию.

Вопрос: (Нико Росберг) Себастьян, машина Ferrari выглядит очень конкурентоспособно – полагаете, у вас получится столь же уверенно выступить в Канаде?
Себастьян Феттель: Надеюсь, хотя в Канаде совершенно иная трасса. Если честно, сейчас мне хочется просто насладиться сегодняшней победой. Нико, ты ведь сам знаешь, что успех в Монако – это нечто особенное. Думаю, мы весело отпразднуем, а затем у нас будет достаточно времени для подготовки к этапу в Канаде.

Вопрос: (Нико Росберг) Где пройдет вечеринка?
Себастьян Феттель: Не знаю, сам посоветуй – ты побеждал здесь чаще меня!

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Себастьян, есть победы простые, а есть знаковые. Первый успех в Монако для Ferrari за шестнадцать лет, первый дубль с 2010-го года, но, что важнее, теперь ваше преимущество над Льюисом Хэмилтоном в личном зачете увеличилось до 25 очков. Что значит для вас сегодняшняя победа?
Себастьян Феттель: Если вам нужен честный ответ, главное, что мы отлично провели день и добились победы, которую долго ждали. Этот успех многое значит для команды – вряд ли я смогу подобрать правильные слова, но и для меня этап выдался особенным. В какой-то момент я думал: «Должна же выехать машина безопасности!» - позже она появилась, правда, ничем не помогла, но в целом всё прошло неплохо.

Я мечтал перехватить лидерство уже на старте, поскольку понимал, что это может быть единственный шанс, но Кими отлично сорвался с места, я не смог ничего противопоставить. По ходу первого отрезка я старался держать необходимый темп, в какой-то момент задние шины начали заметно скользить, но к пит-стопу Кими отрыв снова сократился – я понимал, что до моего собственного пит-стопа это единственная возможность создать задел, поскольку Валттери Боттас выехал на свежих шинах и вот-вот должен был прибавить. Я атаковал на пределе и ждал приказа свернуть в боксы, а когда позже выехал впереди Кими, немало удивился. Потрясающая победа!

Те несколько кругов были исключительно важными, я ехал лучше, чем в квалификации! Мне очень понравилось, как сложилась эта гонка – машина вела себя превосходно, уик-энд выдался фантастическим, команда получила достойную награду за свой невероятный труд. Этот сезон складывается для нас иначе, чем предыдущий, но сотрудники те же, боевой дух тот же, важно двигаться дальше и дорабатывать машину. Сюда мы привезли очередные модификации… Да, следующий этап пройдет на совершенно иной трассе, но сейчас я об этом не думаю, а просто жду вечеринки в честь победы!

Вопрос: Кими, вы упустили победу на пит-стопе. Как правило, в Монако лидер не отправляется первым менять шины, но незадолго до визита на пит-лейн вы спрашивали своего инженера о пит-стопе. Вы сами просили сменить шины, или таким было решение команды?
Кими Райкконен: Меня позвали в боксы, только и всего.

Вопрос: Что вы думаете об идее первым пригласить на пит-стоп именно вас?
Кими Райкконен: Не знаю, в моем случае эта тактика не сработала, сейчас это всё, что я могу сказать. Гонка закончилась неудачно – да, это второе место, но для меня оно не так уж и важно.

Вопрос: Даниэль, как показала гонка, поздний пит-стоп сегодня был выигрышнее. Льюис Хэмилтон отыграл шесть мест, Себастьян добился победы, а вы впечатляюще отыграли две позиции, притом на свободной трассе демонстрировали невероятный темп. Расскажите о своем подходе к сегодняшней гонке…
Даниэль Риккардо: Я счастлив оказаться в первой тройке, нечасто в Монако удаётся подняться на подиум, стартовав с пятого места. Отыгрываться здесь невероятно трудно. В субботу я был очень огорчен, поскольку знал, что мы способны на большее – нам не удалось продемонстрировать свою подлинную скорость. Сегодня сработала тактика: два соперника впереди меня свернули на пит-лейн, что позволило мне ехать в своем ритме – я держал отличный темп и смог отыграться. Здорово совпали два фактора: я смог взвинтить темп, а команда не стала сразу звать в боксы, позволив мне воспользоваться свободной трассой.

Правда, чуть позже автомобиль безопасности едва не лишил меня всех шансов. В момент рестарта я задел защитный барьер в первом повороте, мне даже показалось, что машина получила повреждения, а в следующую секунду я увидел Валттери Боттаса. В этих зеркалах сложно что-то рассмотреть – Дженсон Баттон почти не работал с новыми машинами, но открыто говорил о такой проблеме. Я понимал, что Валттери находится в «слепой зоне», но смог сохранить позицию и был счастлив увидеть клетчатый флаг, поскольку после рестартов было очень трудно заново возвращать шины в рабочее состояние.

Вопросы с мест

Вопрос: (Виктор Богнар) Кими, если бы вы остановились позже Себастьяна, вам удалось бы сохранить лидерство?
Кими Райкконен: Не знаю. Случилось то, что случилось, результат известен. Команда выступила здорово, а в остальном – кто знает? Можно сколько угодно задаваться вопросом «а что, если?», но это ничего не изменит.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Кими, выехав из боксов, вы оказались в трафике, а Валттери Боттас в то время оставался за Карлосом Сайнсом. У вас есть объяснение тому, почему команда именно тогда позвала вас на пит-стоп?
Кими Райкконен: Не знаю, я только что закончил гонку. Команда всегда действует в силу определенных причин – не важно, идет ли речь о сегодняшней гонке или о какой-то другой. Не мне отвечать на подобные вопросы.

Вопрос: (Бен Андерсон) Кими, по ходу первого отрезка вы держали высокий темп, но в районе 20-го круга несколько потеряли в скорости. В чем причина? Какие-то проблемы с машиной?
Кими Райкконен: Хуже всего было, когда мы надолго уперлись в отстававших на круг соперников, но в остальном машина ехала неплохо, никаких проблем не наблюдалось. Да, местами приходилось действовать аккуратнее, но в целом жаловаться не на что. Больше всего времени я потерял из-за круговых, но таковы гонки.

Вопрос: (Дэн Натсон) Даниэль, в субботу вы говорили, что постараетесь отыграть позиции за счет более позднего пит-стопа. Как в команде решили, кого звать на пит-стоп первым – вас или Макса?
Даниэль Риккардо: Я не в курсе, как в тот момент у Макса обстояли дела с шинами, и не знаю, рассчитывал ли он за счет более раннего пит-стопа опередить Валттери Боттаса. Вероятно, логика была именно такой.

Я ехал в хвосте той группы, мы с моим инженером обсуждали все «за» и «против», и он прекрасно представлял, какой темп я смогу держать, оказавшись на свободной трассе. Затем я подобрался к Максу, а он, в свою очередь, к Валттери Боттасу, притом у парней, судя по всему, сложностей с шинами было больше, потому я был рад задержаться на трассе.

Вскоре стало ясно, что я могу ехать всё быстрее и быстрее. Когда в Монако стартуешь не с поула, большую часть гонки едешь в трафике, не имея шанса почувствовать предельные возможности машины – было здорово сегодня выдать несколько по-настоящему быстрых кругов. Пусть задние шины заметно скользили, тот отрезок гонки получился очень интересным!

Вопрос: (Пол Джонсон) Даниэль, по ходу гонки вы были особенно быстры на втором секторе – насколько это вселяет оптимизм? И не могли бы вы рассказать подробнее, что произошло в первом повороте после ухода автомобиля безопасности?
Даниэль Риккардо: Когда по ходу гонки впереди оказалась свободная трасса, я смог продемонстрировать свою реальную скорость убедительнее, чем в квалификации. Здорово вот так заявить о себе и заработать подиум.

Машина безопасности? Я видел, как позади неё Кими Райкконен активно прогревает резину, и делал то же самое, но шины оставались твёрдыми, как бетон, и сильно скользили. Уверен, все опасались рестарта. Я понимал, что это шанс атаковать Кими, но и серьезный риск.

Приближаясь к первому повороту, я не чувствовал, что достаточно прогрел шины, но стоило начать поворот, машина поехала прямо, барьер стремительно приближался, пока не произошел удар. Похоже, он пришелся по касательной, поэтому повреждений удалось избежать, но момент всё равно был неприятным.

Вопрос: (Майк Дудсон) В продолжение темы. Возможно, вы не в курсе, но в первом повороте было несколько инцидентов, и кое-кто из гонщиков разбил там машину. На трассе были повреждения – это стало одной из причин вашего контакта с барьером?
Даниэль Риккардо: Если я могу использовать это в качестве оправдания – да! На самом деле, конечно же, нет. Я контролировал ситуацию, а причиной контакта стали остывшие шины. На дисплее мы можем видеть температуру шин и прекрасно знаем, когда она недостаточная, а эти составы остывают слишком быстро. Возможно, через несколько лет у нас появится особенно мягкая резина именно для этапа в Монако – это не только сделает квалификацию интереснее, но и позволит избежать опасных моментов в гонке, сохранив зрелищность.

Вопрос: (Луиджи Перна) Себастьян, на подиуме вы были очень эмоциональны. О чем вы думали в тот момент, и что значит для вас преимущество в 25 очков над Льюисом Хэмилтоном в этой фазе сезона?
Себастьян Феттель: До конца сезона еще далеко, потому ситуация в личном зачете меня не особенно беспокоит. Я больше радовался тому, что стою на подиуме и вижу команду – здесь присутствует лишь небольшая часть коллектива, но я также думал о сотрудниках на базе в Маранелло.

Прошлый сезон выдался для нас непростым, сейчас дела идут лучше, но люди те же, и успех – их заслуга. В такие моменты понимаешь, что это особенная группа специалистов. Если всё сложится удачно, мы продолжим работать рука об руку и постараемся столь же уверенно выступить в ближайших гонках, но сейчас в команде просто потрясающая атмосфера.

Мы хотели заработать дубль, мы это сделали, и сегодняшний результат значит для команды очень многое. Прошло много времени с тех пор, как Ferrari в прошлый раз побеждала в Монако, потому финиш на первых двух позициях – нечто фантастическое! Вы слышали, как наши парни пели итальянский гимн: в такие моменты бегут мурашки по спине, это особое чувство – стоять на подиуме, представляя всю команду.

Мне понравился сегодняшний пилотаж и те несколько кругов, по ходу которых я мчался на пределе и был близок к тому, чтобы вот-вот зацепить барьер. Пару раз я едва не терял контроль над задней частью машины, но всё-таки успевал среагировать. Адреналин зашкаливал, поскольку в Монако нет права на ошибку, но когда на подиуме ты получаешь кубок и приветствуешь команду, понимаешь, что оно того стоило.

Вопрос: (Бенджамино Касадеи Льюччи) Себастьян, фантастическая победа, но если бы вы были на месте Кими, о чем бы вы думали?
Себастьян Феттель: Мы ехали друг за другом, а в такой ситуации вполне естественно, что лидирующая машина получает право первой посетить боксы, так как на свежих шинах мы обычно едем быстрее.

В тот момент Валттери проезжал круги 1:16,1, Даниэль на изношенных шинах держался на отметке 1:16,0… Я ехал с результатом 1:16,4 секунды, предполагал, что Кими повторит темп Валттери.

Я понимал, что команда вскоре позовет меня в боксы, так как отрыв от Боттаса был на грани. Я атаковал на пределе, поскольку только так мог остаться впереди Mercedes и приблизиться к Кими, а когда перехватил лидерство, был немало удивлен – хорошо, что шины SuperSoft прогрелись достаточно быстро. Вы можете сказать, что мне и Даниэлю сегодня помогло то, что мы дольше оставались на трассе, но до старта гонки предугадать это было невозможно.

Я понимаю, что Кими сегодня не вполне доволен. Он отлично провел первый отрезок, а затем получил приказ свернуть в боксы. После пит-стопа ты, как правило, атакуешь на пределе, и это досадная новость, если кто-то выезжает впереди, но не скрою – я был рад такому раскладу, хотя огорчение Кими мне тоже понятно.

Вопрос: (Даниэле Спарисци) Себастьян, что вы чувствуете, оказавшись первым после Михаэля Шумахера гонщиком Ferrari, сумевшим победить в Монако? По сравнению с другими победами в итальянской команде сегодняшняя выглядит особенной?
Себастьян Феттель: Успех в Монако всегда особенный, ведь такова природа этого уик-энда: повышенное внимание, множество зрителей, колоссальная поддержка. Похоже, с таким началом сезона количество флагов Ferrari на трибунах увеличилось, сегодня многие скандировали: «Forza, Ferrari!» – в предыдущие годы этого было меньше.

Для команды сегодня потрясающий день, ну а я, хоть и сильно измотан, счастлив одержать здесь победу и заработать важные очки. Первый после Михаэля, кто победил с Ferrari в Монако? Я не знал об этом. Главное, что мы просто выиграли эту гонку. Команда не раз была близка к успеху, хорошо, что сегодня всё получилось.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Себастьян, командная тактика не запрещена. Вы лидируете в личном зачете, а до старта не было понятно, что выгоднее – провести пит-стоп раньше или позже. Рассматривался ли вариант, при котором вы в какой-то момент получали возможность опередить Кими?
Себастьян Феттель: Нет. Мы обсуждали возможную тактику, и было очевидно, что лидер должен иметь преимущество. Если бы у меня была возможность выбирать, я, вероятно, предпочел бы первым отправиться на пит-стоп, поскольку так я раньше получил бы свежий комплект шин, но сегодня был один из тех редких случаев, когда более поздний визит в боксы оказался выгоднее – здорово!

У команды не было планов использовать какие-либо указания. Я понимаю разочарование Кими, на его месте я бы чувствовал то же самое, но я сам был удивлен, что более поздний пит-стоп… Не думаю, что у Даниэля сегодня было преимущество по тактике перед Максом Ферстаппеном. Не знаю, как они расположены относительно друг друга в личном зачете, но вряд ли в Red Bull Racing на это смотрели. Правило простое: если ты квалифицируешься впереди и после первого отрезка едешь впереди, у тебя право первым посетить боксы. Сегодня более поздний пит-стоп сработал в мою пользу, я это приму, но мы, в конце концов, одна команда, и я понимаю эмоции Кими.

Вопрос: (Петер Фаркас) Вопрос для Кими и Себастьяна. Похоже, на одних трассах Mercedes очень быстры, а на других испытывают серьезные сложности. Разумеется, позади лишь малая часть гонок, но не кажется ли вам, что стабильность машины Ferrari может помочь вам взять верх над соперниками?
Себастьян Феттель: Не знаю.

Кими Райкконен: Сезон едва начался, посмотрим. Сложно сказать, что случится в будущем, мы постараемся брать максимум от каждого этапа, а действия соперников не в нашей власти. Уверен, у всех по ходу сезона будут непростые уик-энды, попробуем свести их число к минимуму. Даже от сложной ситуации нужно брать всё, что можешь.

Вопрос: (Сильвия Ариас) Кими, считаете ли вы, что синие флаги для Дженсона Баттона появились несвоевременно?
Кими Райкконен: Не знаю. Есть правила, и я уверен… Не знаю, была между нами секунда или полторы, но в «шпильке» я был очень близко к McLaren, хотя мне сказали, что я должен дольше оставаться на расстоянии, позволяющем показать сопернику синие флаги – мол, одного мгновения недостаточно. Я не слышал ничего подобного раньше, но случилось то, что случилось – заминка стоила мне времени, однако таковы гонки.

Вопрос: (Стюарт Кодлинг) Кими, если команда понимала, что после пит-стопа вы окажетесь в трафике позади двух более медленных машин, могли ли вы быстрее проехать несколько кругов перед визитом в боксы, получив информацию от команды?
Кими Райкконен: Не знаю. Мы пытались прикинуть что-то, что в конкретный момент знать наверняка невозможно. Да, неприятно оказаться позади отстающих на круг, это точно не помогло, но результат такой, какой есть. Нужно всё проанализировать, однако сейчас мы едва закончили гонку, я знаю лишь итоги. Да, я заработал второе место, это хорошо для команды, но меня не особенно радует.

Вопрос: (Марко Гьяччи) Кими, у вас есть право не исполнять приказы команды? Достаточно ли у вас информации для самостоятельного принятия решений, или вы целиком зависите от инженеров?
Кими Райкконен: Знаете, если я захочу, я могу вовсе остановить машину. Мы одна команда, и если не верить тому, что тебе говорят, это может всё осложнить. Мы всегда стараемся сработать по максимуму, сегодня команда завоевала победный дубль – да, для меня всё могло сложиться лучше, но гонка едва финишировала. Позже мы всё обсудим, наверняка этому есть причины.

Вопрос: (Ливио Орихио) Себастьян, ожидали ли вы, что на 33-м круге Кими свернет в боксы? Когда он это сделал, подумали ли вы, что для вас это может быть шансом на обгон? По ходу гонки вам сообщали, на какой позиции едет Льюис Хэмилтон?
Себастьян Феттель: В какой-то момент мне сообщили, каким едет Льюис, но меня это не особо интересовало – в Монако нужно вести свою гонку. Даниэль зацепил защитный барьер на рестарте, я коснулся барьера еще на пути к стартовой решетке… Ты стараешься ехать к ним как можно ближе, нельзя позволять себе отвлечься даже в одном-единственном повороте. Небольшие ошибки вроде той, что была у Маркуса Эриксона в квалификации, могут иметь серьезные последствия. Мы стараемся нащупать предел, и лично мне в подобные моменты не интересно, что делают другие.

На гонку у нас был определенный план, но я не считал круги, ожидая назначенного для пит-стопа интервала. Когда я увидел, что Валттери свернул на пит-лейн, я понял, что он попытается переиграть нас – иначе зачем ему было останавливаться раньше? Если бы он думал, что более поздний пит-стоп выгоднее, то остался бы на трассе и постарался отыграть время, когда мы поехали бы в боксы. Валттери ждал определенного момента и решил рискнуть, а мне сообщили об этом на том же круге, когда Кими отправился в боксы – я не мог поехать одновременно с напарником и знал, что у меня в запасе максимум пара кругов с теми тремя-четырьмя секундами отрыва, что были до пит-стопа Валттери.

В тот момент я атаковал на пределе. Глядя на результат, легко сказать, что это было логичным шагом, но на самом деле мы не могли что-либо предугадать. Услышав результат Боттаса – кажется, 1:16,1 – я подумал: «Что ж, нужно поднапрячься!» Удивительно, что мне удалось выжать из машины такой темп – временами я ехал быстрее 1:16! Одновременно Даниэль проезжал круги за 1:16,0 – видимо, у шин открылось «второе дыхание», так как несколькими кругами ранее у меня были те же сложности с задними шинами, что и у Кими. Пару кругов мне было совсем некомфортно, Валттери постепенно приближался – это точно не входило в наши планы.

Вопрос: (Бен Андерсон) Кими, считаете ли вы, что вам не повезло с трафиком, или всерьез думаете, что упустили победу из-за стратегии команды?
Кими Райкконен: Мне известно лишь то, что происходило в кокпите – я не видел ситуацию целиком. Знаю только, что я финишировал вторым, Себастьян – первым, команда добилась победного дубля, это здорово, а в остальном… Я не смогу вам ответить, пока мы не проведем брифинг, на котором проанализируем всю информацию.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё