Гран При Бразилии: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Участники: Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Маурицио Арривабене (Ferrari), Мониша Кальтенборн (Sauber), Фредерик Вассёр (Renault), Пол Хембри (Pirelli), Гюнтер Штайнер (Haas)

Вопрос: Кристиан, судя по сегодняшним результатам, на длинной серии кругов Red Bull Racing не так уж далеки от Mercedes – это позволяет вам с оптимизмом оценивать шансы на победу в гонке?
Кристиан Хорнер: В обычных условиях результат предсказуем – машины Mercedes доминировали по ходу всего сезона, вряд ли в этот уик-энд будет иначе. Впрочем, в предыдущих нескольких гонках нам удавалось подобраться – возможно, при вмешательстве погоды… Прогноз обещает переменчивые условия – хочется верить, у нас появится шанс.

Вопрос: Весьма вероятно, что уже в этот уик-энд ваша команда обеспечит себе второе место в Кубке конструкторов. Это можно считать успехом?
Кристиан Хорнер: Это стало бы невероятным достижением. Мы начали нынешний сезон с мыслью, что пробиться в первую пятерку будет очень трудно, но наши парни построили фантастическую машину, а коллеги из Renault успешно доработали силовую установку. По ходу сезона мы становились сильнее, у нас на счету четырнадцать подиумов, две победы – одна у Макса в Барселоне и еще одна – дублем – у Даниэля в Малайзии. Опередить Ferrari и оказаться ближайшим соперником Mercedes – неплохое подтверждение прогресса.

Вопрос: Маурицио, а что вы думаете о сражении с Red Bull Racing? Вы рассчитывали на соперничество с другой командой, но этим парням удалось вас опередить?
Маурицио Арривабене: Прежде всего, нужно принять во внимание… Это не оправдание, но временами получалось так, что мы теряли позиции на стартовой решетке, а когда стартуешь чуть впереди, расклад совершенно иной. В Red Bull Racing сработали здорово, а мы выступили ниже своих ожиданий. Впрочем, я не раз говорил, что команда не намерена сдаваться ни в Бразилии, ни в Абу-Даби. Да, ситуация непростая, но сезон ещё не завершен.

Вопрос: В Мексике вы в радиообмене просили Себастьяна Феттеля успокоиться, а на вчерашней пресс-конференции сам Себастьян признался, что в той гонке потерял хладнокровие. Вы довольны выступлением своего гонщика?
Маурицио Арривабене: У меня нет проблем с Себастьяном, и я не раз говорил, что он очень эмоционален и временами напоминает скорее латиноамериканца, чем немца. Думаю, Кристиан понимает, о чем я.

Себастьян в борьбе проявляет всю свою страсть к гонкам, это не вопрос досады или огорчения. Иногда он недоволен потому, что ожидания были несколько иными, но он не из тех, кто опускает руки – наоборот, он будет атаковать изо всех сил. Когда адреналин зашкаливает, Себастьян выбирает более крепкие слова, чем ожидалось, но это уже моя задача связаться с ним и предложить сосредоточиться на работе.

Вопрос: Пол, в этот раз в Интерлагос вы привезли не только Soft и Medium, как обычно, но и Hard. Лишь второй раз по ходу сезона вы привозите на этап более жесткие шины, чем использовались год назад. В чем причина?
Пол Хембри: Вряд ли вам хотелось бы видеть здесь Super Soft, так что выбор понятен. Шинам Soft здесь приходится непросто, трасса весьма агрессивная, с высоким уровнем износа – эти шины ведут себя так, как предполагалось, но их предпочло большинство команд.

Вопрос: Pirelli ждут важные тесты в Абу-Даби. Как продвигается работа над шинами для следующего сезона?
Пол Хембри: Мы прорабатываем финальные варианты. Да, на следующей неделе в Абу-Даби нам предстоит протестировать немало спецификаций, нужно поработать с составами, с внутренней структурой, но пока всё идет по плану.

Вопрос: Фредерик, вы оставили в команде Джолиона Палмера – в следующем году он будет выступать с Нико Хюлкебергом. В чем причина такого решения? Каких результатов вы ждете от Джолиона во втором для него сезоне с Renault?
Фредерик Вассёр: Прежде всего, нам требовалось закрыть позицию ведущего гонщика, что было сделано с участием Нико Хюлкенберга в Сузуке, после чего мы могли немного подождать с решением по второму пилоту. В предыдущей гонке Джолион сработал здорово, в молодёжных сериях он тоже всегда прогрессировал, потому мы выбрали его.

Вопрос: Многое намекает на то, что в следующем году силовые установки Renault сильно прибавят. Это так?
Фредерик Вассёр: Надеюсь! Мы активно работаем над новой силовой установкой, пока всё идет неплохо, результаты оценим в Барселоне.

Вопрос: Гюнтер, Эстебан Гутьеррес сообщил в социальных сетях, что покидает Haas F1. Есть предположение, что Кевин Магнуссен перейдет к вам из Renault. Что является для вас приоритетом на ближайшие два года – иметь стабильный состав, с которым можно развивать команду и машину, или же пригласить американского дебютанта?
Гюнтер Штайнер: Очевидно, не все видели пресс-релиз, выпущенный десять минут назад, в котором мы заявили, что в следующем году у нас будут выступать Роман Грожан и Кевин Магнуссен.

Мы хотим добиться прогресса, а для него нужны опытные гонщики, способные зарабатывать очки и подниматься на подиум. Кевин соответствовал этим критериям, потому мы подписали контракт. Я хотел бы воспользоваться моментом и поблагодарить Эстебана Гутьерреса за работу в нынешнем сезоне – думаю, у парня неплохие перспективы, что бы о нем ни говорили, он хороший гонщик. Эстебан помог нам построить команду с нулевого до нынешнего уровня – спасибо ему!

Вопрос: Партнерство с Ferrari позволило вашей команде заработать немало очков, но ищете ли вы большей самостоятельности на перспективу?
Гюнтер Штайнер: Нет, у нас долгосрочное соглашение с Ferrari, по которому мы в ближайшие годы будем придерживаться выбранной бизнес-модели. А там посмотрим. Мы довольны нашим партнерством – надеюсь, сможем закончить сезон на восьмом месте в Кубке конструкторов, если, конечно, в команде Фредерика не придумают нечто невероятное, ну а в следующем году – добьёмся прогресса. Всегда хочется развивать команду, привлекать больше специалистов – это непременно случится, но пока всё остается так, как есть.

Вопрос: Мониша, в продолжение темы гонщиков – команды постепенно фиксируют составы на следующий сезон, делают соответствующие заявления, как поступили, скажем, в Haas F1 несколько минут назад. Пару лет назад Sauber сообщила о своих планах именно в Бразилии – насколько вы близки к подобному решению?
Мониша Кальтенборн: Мы по-прежнему рассматриваем варианты, но вряд ли на это потребуется много времени. У нас есть намерение объявить обо всем до конца сезона, так что остается совсем чуть-чуть, но пока это всё, что я могу вам сказать.

Вопрос: В Sauber вернулся Йорг Цандер. Насколько полезными были для него годы работы в Audi, и чем этот опыт пригодится команде?
Мониша Кальтенборн: Мы давно знаем Йорга – он работал у нас главным конструктором, и когда мы задумались о вакансии технического директора, его кандидатура была очевидной.

Йорг длительное время сотрудничал с Audi, у него богатый опыт работы в Формуле 1 и в других сериях. Он нам полностью подходит, к тому же, у нас есть бизнес-интересы вне чемпионата мира. Уверена, он принесет с собой много новых идей, и команда от этого только выиграет. Мы вступаем в новую эру истории Sauber, специалисты такого уровня с их предложениями помогут нам двигаться в правильном направлении.

Вопросы с мест

Вопрос: (Алессандро Джианнини) Мониша, хочу задать прямой вопрос о перспективах Фелипе Насра [у бразильца финансовые проблемы]. У него есть шанс?
Мониша Кальтенборн: Фелипе – один из вариантов, мы хорошо знаем его способности, вместе прошли как через плохое, так и через хорошее. С оценкой проблем нет, переговоры продолжаются, но это всё, что я могу вам ответить.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Маурицио, вчера Ferrari подала просьбу о пересмотре решения стюардов в Мексике. Не могли бы вы пояснить, когда выяснились новые подробности, и что это за подробности?
Маурицио Арривабене: Согласно параграфу 14.1 Спортивного Кодекса, если становится известно о новых обстоятельствах какого-либо инцидента, мы вправе эти новые обстоятельства представить, но я не намерен рассказывать о них здесь и сейчас, так как через сорок минут мы будем обсуждать всё это по телефону, и с моей стороны было бы не корректным озвучивать на этой пресс-конференции какую-либо информацию.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Как показывает предыдущий вопрос, вокруг правил разворачивается немало дискуссий, и вы, Кристиан, и вы, Маурицио, часто говорите на эту тему. Вы оба входите в Стратегическую группу – вам хотелось бы поднять этот вопрос на уровень Группы? Что, по-вашему, необходимо изменить?
Маурицио Арривабене: Если вы имеете в виду инциденты в Мексике и других гонках, я понимаю сложность работы стюардов, поскольку иногда им приходится оперативно принимать решение, а для этого – в кратчайшие сроки собирать все доступные материалы. Как мы не раз говорили с уровня Стратегической группы, всё это дополнительно осложняется непростой структурой самих правил.

Мы не раз призывали найти способ упросить регламент, чтобы у нас не было ситуации, когда правило A зависит от правила B, которое, в свою очередь, зависит от правил C, D, E и F. Если есть правило, это должно быть правило А и точка, а следующее правило должно быть правилом В. Такова моя позиция при всём уважении к людям, разрабатывающим регламент. Наш спорт сам по себе невероятно сложен в технологическом плане, и упрощение правил очень помогло бы всем.

Вопрос: Кристиан, ваше мнение?
Кристиан Хорнер: Во многих отношениях уровень регулирования настолько высок, что гонщикам едва ли не приходится брать с собой в кокпит текст регламента и сверяться с ним, прежде чем затевать атаку или оборону. Кроме того, в интерпретации различных инцидентов слишком много субъективизма: в предыдущей гонке Льюис Хэмилтон срезал первый поворот, выехал с отрывом в 500 метров – является ли это преимуществом по сравнению с ситуацией, когда Макс Ферстаппен точно так же выехал за пределы трассы, но вернулся на той же позиции с тем же отрывом и грязными шинами? Гонщикам, командам и зрителям сложно понять, что разрешено, а что – нет.

Как с большинством вещей в жизни, нужно поступить проще: меньше правил, но больше ясности. Никто не хочет видеть откровенно опасный пилотаж, но позвольте гонщикам вести борьбу колесо в колесо.

В Мексике все говорили о последних пяти-шести кругах, поскольку в остальном гонка была скучной. Заключительные круги выдались фантастическими, что породило множество дискуссий на тему, что именно такой должна быть Формула 1. Наконец, давайте сделаем невозможной ситуацию, когда гонщики срезают поворот и получают преимущество – скажем, разместим там гравийную ловушку или некую конструкцию, замедляющую машины. Всё это избавит стюардов от необходимости субъективной оценки вроде: «Насколько этот инцидент отличается от предыдущего?» Примеров достаточно, и ради команд, гонщиков и, самое главное, болельщиков нужно придумать нечто простое, что легко понять и однозначно интерпретировать.

Вопрос: Мониша, вы согласны с этим?
Мониша Кальтенборн: Да, но важно обратить внимание, как именно применяются те или иные правила, и в этом плане тоже нужна последовательность. Сейчас всё сводится к интерпретации и волеизъявлению отдельных лиц, так что помимо упрощения самих правил нужно сделать так, чтобы решения принимались одними и теми же людьми – так будет обеспечена стабильность. Нужно смотреть и на сами правила, и на то, как они применяются.

Вопрос: Фредерик?
Фредерик Вассёр: Непростой вопрос. Если говорить о том, должно ли решение приниматься по ходу гонки, всегда найдутся недовольные: если апеллировать к оперативности, можно возразить, что стюардам нужно время для принятия решения, а если согласиться с тем, что решения должны приниматься после финиша, в качестве возражений будет заявлено, что так стюарды влияют на результат. С шиканами всегда будут проблемы, единственным возможным выходом было бы проводить все гонки в Монако, но и там возникли бы сложности. Оптимальным решением было бы замедлять машину при срезании поворота – нужно сделать так, чтобы гонщик автоматически получал штраф, что избавило бы нас от дискуссий и разбирательств со стюардами после гонки.

Вопрос: Гюнтер, вам слово...
Гюнтер Штайнер: Всё уже сказали. Знаете, я в отличном положении – они говорят, а я соглашаюсь! Нужно всё упростить.

Вопрос: (Сильвия Ариас) Маурицио, пару дней назад Берни Экклстоун заявил, что, по его мнению, Ferrari не побеждает потому, что является на 100% итальянской командой. Вы с ним согласны? Страсть вашей команды может мешать работе?
Маурицио Арривабене: Прежде всего, все мы знаем Берни – на следующий день он уже утверждал обратное и лично подходил ко мне пояснить свои слова, хотя я его об этом не просил.

Если не ошибаюсь, Берни сказал, что мне нужен помощник – но в этом нет необходимости. Я работаю в гоночном департаменте Ferrari с сотнями сотрудников, у нас есть техническая группа под руководством Маттиа Бинотто, все эти люди – энтузиасты своего дела и работают очень здорово. Такова наша команда.

А что касается страсти, я всю свою жизнь был увлечен Ferrari - еще до того, как занял этот пост. Когда на базе я захожу в подразделение гоночных машин и вижу, как новые модели покидают сборочный цех, я испытываю невероятные эмоции. Это никакая не помеха, это – мечта!

Вопрос: (Андреа Кремонези) Маурицио, вопрос о радиообмене в предыдущей гонке. Беседовали ли вы об этом с Себастьяном Феттелем, призывали ли его скорректировать подход? В FIA заявили, что не простят повторения той ситуации…
Маурицио Арривабене: Не знаю, в курсе ли вы, но Себастьян в письменной форме принес извинения Чарли Уайтингу и FIA, и в федерации ответили ему очень достойно.

Я каждый день беседую с Себастьяном, кому-то может показаться, что у нас с ним напряженные отношения – нет, просто мы честны друг с другом. Слово «честность» зачастую следует выносить в заголовок статьи или фразы, поскольку у нас действительно открытые и честные отношения, и мы всегда пытаемся достичь согласия.

Наше взаимодействие основано на открытой взаимной ежедневной обратной связи, я уважаю Себастьяна как гонщика, четырехкратного чемпиона мира, а он всего себя отдает работе. Пару месяцев назад я даже заметил, что временами Себастьян слишком вкладывается в дело, но это не было критикой, хочу зафиксировать раз и навсегда.

Феттель во всем выкладывается по максимуму, и иногда просто нужно выйти на связь, как в Мексике, и сказать: «Себ, успокойся, просто смотри вперед и атакуй». Здесь нет никаких проблем: можете спросить меня или Себастьяна, ответы будут идентичными.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Я не итальянец, но у меня есть вопрос для вас, Маурицио. Вчера президент Ferrari Серджио Маркионне провел телеконференцию по итогам деятельности компании за третий квартал, в рамках которой он, во-первых, не отмел вероятность того, что Ferrari может выступить в Формуле E, а во-вторых, заметил, что не может продолжать заваливать команду деньгами.

Похоже, инвесторы ждут большей доходности от вложенных средств. Что вы думаете об этих двух тезисах? Можем ли мы в скором времени увидеть электрическую Ferrari, и как на будущем команды скажется прессинг со стороны инвесторов?
Маурицио Арривабене: Инвестиционная стратегия Ferrari не в моей зоне ответственности, а что касается Формулы Е, господин Маркионне четко дал понять, что пока это направление не входит в приоритеты компании.

Если говорить о гибридных технологиях, мы приобретаем соответствующий опыт, выступая в Формуле 1. Возможно, мы могли бы выступить и в Формуле Е, но не мне решать, насколько оптимальна такая стратегия.

Повторюсь, не я веду диалог с инвесторами, но я могу рассказать вам о прессинге. Когда люди говорят о нашей работе, они всегда упоминают это слово, но здесь нет ничего странного. Когда работаешь в команде такого уровня, ты со дня подписания контракта понимаешь, что весь спортивный мир смотрит на нас, потому что мы – Ferrari. Иногда я слышу вопросы вроде: «Испытываете ли вы серьезный прессинг?» - и это вызывает у меня улыбку. Это ожидаемо, если вы называетесь Ferrari!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё