Гран При Бразилии: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Как и в случае с Мексикой, Гран При Бразилии появился в календаре на волне интереса к выступлениям в Формуле 1 местного пилота – Эмерсона Фиттипальди. По существовавшим тогда правилам, трасса, претендующая на попадание в чемпионат, сначала должна была принять демонстрационный Гран При – он прошёл в Интерлагосе (пригороде Сан-Паулу) в 1972-м, а с 1973-го бразильский этап неизменно входил в календарь Формулы 1.

В 80-х гонка переехала в Рио-де Жанейро, на трассу Жакарепагуа. Но в 1990-м вернулась на модернизированный Интерлагос, и с тех пор неизменно проходит там. После реконструкции длина круга значительно сократилась – с почти восьми километров до 4,3, но средняя скорость осталась примерно такой же, да и в целом трасса сохранила прежний характер.

В Интерлагосе довольно много быстрых и среднескоростных поворотов, в которых традиционно сильны машины Red Bull Racing, однако есть одно «но» – длинная прямая старт-финиш, которая фактически начинается после 12-го поворота – формально после этого пилоты поворачивают ещё трижды, но всё это время едут «в пол». На этом участке преимущество получат машины с моторами Mercedes.

Впрочем, это преимущество уже не столь велико, и в отличие от прошлого года, и пилоты Red Bull Racing, и гонщики Ferrari вполне способны потягаться в Интерлагосе с «Серебряными стрелами». Но главная интрига гонки заключается в противостоянии Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга. Чтобы сохранить шансы на титул, Хэмилтон обязан опережать напарника – победа Нико делает немца чемпионом.

В прошлом бразильская трасса нередко преподносила сюрпризы – здесь часто побеждали те, кого в тот момент не относили к фаворитам: Култхард, Физикелла, Монтойя, Уэббер. За последние пять лет в Интерлагосе побеждали четыре разных гонщика, а последние две гонки выиграл Нико Росберг. Льюису Хэмилтону финишировать первым в Интерлагосе пока не удалось ни разу. Зато именно здесь он выиграл титул в 2008-м.

О трассе…

Изменённый в 2014 году заезд на пит-лейн

Автодром имени Жозе Карлуса Пасе. 71 круг по 4.309 км = 305.909 км, 15 поворотов. Классическая трасса в пригороде Сан-Паулу. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 333 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 60% дистанции (среднее/высокое значение).

Всего шесть зон торможения, износ тормозов небольшой. На торможении гонщики проводят 16% дистанции круга. Автодром расположен на высоте 800 метров, атмосферное давление на 10% меньше, чем на уровне моря, но после высокогорного Мехико это вряд ли кого-то напугает. В 2014-м изменили въезд на пит-лейн, он стал чуть более извилистым, что на пару секунд увеличило время, необходимое для пит-стопа – теперь это около 20 секунд.

На первом круге важную роль сыграет короткий отрезок между стартовой решёткой и первым поворотом – всего 190 метров – на старте борьба обычно очень острая. Другая особенность – из-за сверхскоростного финального отрезка трассы здесь гораздо сложнее оторваться от соперников перед рестартом. Соответственно, в случае выезда автомобиля безопасности (вероятность – более 60%) возможны атаки после рестарта.

О резине…

Даниил Квят в Бразилии

Pirelli привезёт в Бразилию свои самые жёсткие составы: Soft (жёлтая маркировка), Medium (белая маркировка) и Hard (оранжевая маркировка), в то время как год назад это были Soft и Medium. Причина такого решения проста: в скоростных поворотах нагрузка на резину достаточно велика, а из-за большого количества разгонов задние шины быстро изнашиваются. Уже в прошлом году большинство пилотов останавливались трижды.

Подобное сочетание составов по ходу сезона используется всего пятый раз. Прошлый раз такие составы привозили на Гран При Японии, и тоже из-за высоких нагрузок в скоростных поворотах. В итоге большинство пилотов предпочли вовсе не использовать шины Medium, и с Soft переходили сразу на Hard. Не исключено, что в Бразилии мы увидим схожую стратегию.

Однако в это время года в Сан-Паулу часто идут сильные ливни и этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. Многие пилоты надеются, что в Бразилии, наконец, мы увидим дождевую гонку с непредсказуемым результатом.

Год назад в Интерлагосе…

Фернандо Алонсо

Одно из самых памятных событий прошлогоднего Гран При произошло ещё в субботу. Во время квалификации на McLaren Фернандо Алонсо в очередной раз отказала силовая установка Honda. Испанец съехал за пределы трассы в десятом повороте, сел на складной стул за ограждением и досматривал сессию оттуда.

В остальном же две последние гонки оказались довольно нетипичными для Интерлагоса – почти без борьбы, или даже смен позиций в лидирующей группе. В 2015-м исход Гран При, по сути, определился уже в субботу, когда пятый подряд поул завоевал Нико Росберг. Он и финишировал первым, уступая лидерство только на время пит-стопов.

Аналогичной оказались и ситуация у него за спиной – Хэмилтон почти всю дистанцию ехал вторым, а Себастьян Феттель третьим. Кими Райкконен попробовал провести два пит-стопа, а не три, как лидеры, но в итоге всё равно остался на четвёртой позиции, на которой и стартовал. Валттери Боттас на старте прорвался на пятое место – и затем практически всю гонку провёл в полном одиночестве.

В середине пелотона борьбы тоже было немного. Нико Хюлкенберг на старте потерял пару позиций, но к финишу одну отыграл и закончил гонку шестым. В частности, он обогнал Даниила Квята – россиянин оказался седьмым. Его напарник, Даниэль Риккардо, из-за замены силовой установки начинал гонку с последнего ряда, пытался прорваться в десятку лучших, но в итоге финишировал на 12-м месте.

Фелипе Масса на Гран При Бразилии 2015 года

Едва ли не главное событие уик-энда произошло уже после финиша, когда стюарды дисквалифицировали кумира местных зрителей, Фелипе Массу, финишировавшего восьмым. Причём, нарушение на его машине было зафиксировано ещё до старта – температура его задней правой шины оказалась на 27 градусов выше разрешённой.

Впоследствии представители Williams доказали, что такой результат стал следствием некорректной процедуры измерения температуры шин со стороны FIA. Однако официальный протест на решение не был подан, дисквалификация осталась в силе – на позиции Массы и Williams в чемпионате она всё равно не повлияла.

Читайте ещё