Гран При Сингапура

Гран При Сингапура

Гран При Сингапура: Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
3. Кими Райкконен (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Эдди Джордан) Себастьян, это была одна из ваших лучших гонок, или самая лучшая?
Себастьян Феттель: Видимо, это одна из лучших. Она оказалась весьма напряжённой, хотя когда появлялся автомобиль безопасности удавалось немного перевести дух. Тем не менее, Даниэль Риккардо, ехавший позади меня, создавал серьёзный прессинг. Он отлично провёл гонку, ему удавалось беречь шины, а это означало, что под конец каждого отрезка начиналась тактическая игра.

На втором отрезке я задавал темп, поскольку на этой трассе непросто обгонять, и я этим воспользовался, но потом вновь начал отрываться, стараясь контролировать преимущество. К счастью, всё получилось, сегодня был отличный день, и вообще весь уик-энд складывался замечательно, спасибо команде за это!

Вопрос: (Эдди Джордан) Очевидно, вы были уверены в себе еще в пятницу, а затем выдали потрясающий круг в квалификации. Похоже, вы пилотировали в свое удовольствие, стараясь понять, насколько быстро можете ехать!
Себастьян Феттель: Не совсем. В пятницу ситуация не была идеальной, но команда поработала с машиной, и в субботу нам удалось заметно прибавить. Вчера машина отлично показала себя в квалификации, ощущения были великолепными, как и сегодня. Мне удавалось следить за состоянием шин, контролировать темп, так что я очень доволен.

Вопрос: (Эдди Джордан) Я ещё вернусь к вам, а сейчас – Даниэль Риккардо, дамы и господа! Похоже, здесь вы чувствуете себя, как дома, на трибунах немало австралийских флагов. Что скажете? Да, Себастьян прежде был вашим напарником, но, похоже, он пытался сбить вас с толку, чтобы Кими смог провести атаку!
Даниэль Риккардо: Мне кажется, Себастьян в некотором плане экспериментировал сегодня. В начале гонки он просто задавал темп, но ближе к концу первого отрезка понял, что я приближаюсь. Пожалуй, если бы не автомобиль безопасности – у нас была примерно одинаковая стратегия и, возможно, я мог опередить Себастьяна на пит-стопе.

На втором отрезке казалось, что он сделал выводы из первой части дистанции: он сдерживал меня, задавая темп. Мне кажется, оба раза автомобиль безопасности появлялся на трассе в очень важный момент, но Себастьян ехал в хорошем темпе. Он подтвердил скорость, показанную в квалификации – похоже, сегодня у нас были две самые быстрые машины.

Вопрос: (Эдди Джордан) Вы сказали, что у вас были самые быстрые машины – вас это удивило? Кажется, вы рассчитывали на этот уик-энд и заранее предполагали, что будете конкурентоспособны в Сингапуре…
Даниэль Риккардо: Да, и здорово, что Red Bull Racing вернулась в борьбу. Мы чувствовали уверенность в успехе, но всегда надо быть осторожным и не слишком самоуверенным. Весь уик-энд мы демонстрировали отличный темп, а сегодня я не так много уступал Себастьяну в гонке. Мы можем быть довольны этим уик-эндом. Здорово вновь воспользоваться ситуацией – так же, как было в Будапеште.

Вопрос: (Эдди Джордан) Кими, непростая гонка. В прошлый раз вы были на подиуме в Бахрейне, но впервые в сезоне мы видим в тройке призеров обоих гонщиков Ferrari! Это хороший знак на будущее?
Кими Райкконен: Надеюсь, этот результат станет прологом будущих успехов. Пятница сложилась для меня удачно, но вот вчера по разным причинам возникли проблемы. Я не ожидал, что сегодня ситуация будет намного лучше. Показав в субботу третий результат, я был удивлен, учитывая сложности с управлением машины. Сегодня проблемы повторились вновь, но машина оказалась достаточно быстра для третьего места.

Правда, шансов побороться с двумя парнями впереди не было. Я преследовал их на первом отрезке гонки, но затем шины потеряли эффективность. Мало приятного, когда возникают такие проблемы, но я все равно финишировал третьим – неплохо. Команда отлично сработала для достижения такого результата, и я надеюсь, что мы сможем его повторить.

Вопрос: (Эдди Джордан) Еще один вопрос: сколько раз вы отрабатывали процедуру старта на симуляторе после этапа в Монце?
Кими Райкконен: Дважды.

Вопрос: (Эдди Джордан) У меня другая информация, вы нас обманываете! Себастьян, полагаю, вам нравится Сингапур, ведь вы уже четвертый раз побеждаете здесь. Чем он так замечателен?
Себастьян Феттель: Вечеринкой в воскресенье!

Вопрос: (Эдди Джордан) Планируете отпраздновать сегодня?
Себастьян Феттель: Сегодня вечером вместе с командой я смогу позволить себе пару бокалов, тем более, в моей машине вода для питья закончилась на половине дистанции, так что я испытываю сильную жажду!

Вопрос: (Эдди Джордан) Каковы дальнейшие планы? До конца сезона шесть гонок – по силам ли Ferrari дать бой Mercedes?
Себастьян Феттель: Если до конца сезона нам удастся ещё несколько уик-эндов провести на таком уровне, не исключаю, что мы догоним Mercedes. Главное, мы должны продолжать работать по своей программе и атаковать на пределе, ведь мы никак не можем повлиять на то, что делают соперники. Шансы невелики, но они есть, и кто знает, может быть, нам удастся сделать невозможное возможным.

Пресс-конференция

Гран При Сингапура. Пресс-конференция в воскресенье.

Вопрос: Себастьян, завоевав первый поул в составе Ferrari, сегодня вы уверенно контролировали ход гонки. На первом отрезке вы атаковали, на втором сдерживали темп. Как вы оценивали угрозу со стороны Хэмилтона и Росберга, насколько вам помешали упрочить лидерство выезды автомобиля безопасности? С другой стороны, оба своих пит-стопа вы провели как раз в эти моменты – насколько это помогло?
Себастьян Феттель: В случае с первым отрезком всё просто: никогда не знаешь, что может произойти, потому я старался создать отрыв и был удивлен, что сразу оторвался на пять секунд. Затем я сбавил темп, но, по всей видимости, изначально атаковал слишком агрессивно, что позволило Даниэлю под конец отрезка проходить круги на три-четыре десятых быстрее. Собственно, у меня оставался запас, но выезд машины безопасности снял все вопросы относительно первого пит-стопа.

Примерно это же произошло и со вторым визитом в боксы. Решение было очевидным, поскольку в такой ситуации ты получаешь преимущество, теряя меньше времени на пит-лейн относительно соперников. Но на втором отрезке я действовал иначе. Я понимал, что у Даниэля вряд ли получится проехать сорок кругов на более жестких шинах, так что за тридцать пять кругов до финиша уже ждал пит-стопа. Кроме того, гонщики Mercedes в тот момент ехали на более жестких шинах, на заключительном отрезке они вполне могли перейти на SuperSoft, и я сказал себе: «Хорошо, подождем еще пару кругов».

По мере приближения к отметке, позволяющей перейти на Soft и уже на нем ехать до финиша, от меня требовалось оторваться от Даниэля на три-четыре секунды, чтобы суметь ответить, если он раньше свернет в боксы. Этот план сработал: я контролировал темп, а затем прибавил, зная, что потом ресурса более жестких шин мне хватит до конца гонки.

Как я уже говорил, автомобиль безопасности снял все вопросы по поводу выбора момента, а потом я довольно быстро отъехал от Даниэля на две-три секунды, чтобы он не попытался атаковать ближе к финишу. Я знал, что на более жестких шинах мы чуть конкурентоспособнее – так и получилось. На последних кругах мы оба попали в трафик, но Даниэль так и не смог подобраться вплотную – ситуация оставалась под контролем.

Вопрос: Даниэль, ваш лучший результат в сезоне! После первого отрезка инженер сообщил, что скорость и уровень износа шин соответствуют ожиданиям – вы надеялись побороться за победу, или же два пит-стопа в условиях машины безопасности перечеркнули возможность отыграться за счет стратегии?
Даниэль Риккардо: Машина безопасности отчасти определила ход гонки. Не скажу, что у нас были высокие шансы, но первый отрезок мы провели очень уверенно. Было очевидно, что Себастьян атакует на пределе, стараясь создать отрыв, не позволяющий мне активировать DRS, но я смог сберечь ресурс шин и позже стал приближаться. Поэтому, увидев машину безопасности, я немного огорчился, но знал, что нам предстоит еще один пит-стоп, ещё один шанс сыграть на стратегии.

Правда, Себастьян сделал выводы из первого отрезка и второй начал заметно спокойнее, а прибавил уже несколько позже. Я лучше экономил ресурс более мягких шин и снова начал приближаться, когда на трассу снова выехал автомобиль безопасности. Получилось, что получилось, ну а на более жестких шинах, как заметил Себ, дело было решенным.

Обгонять в Сингапуре непросто, но мы делали всё, что могли – я даже показал быстрейший круг, подтвердив нашу скорость по ходу уик-энда, и очень этим горжусь. Приятно завоевать очередной подиум, я рад за команду! Как я говорил вчера, наши сотрудники сработали по-настоящему здорово, за предыдущие два этапа машина стала более послушной – спасибо за это! Да, мои поздравления Себастьяну, это была хорошая гонка!

Вопрос: Кими, для вас это семьдесят девятый подиум в карьере. По ходу гонки команда не раз просила вас вернуть шины в рабочий диапазон – этот фактор помешал добиться большего?
Кими Райкконен: Не совсем. В силу разных причин ещё во вчерашней тренировке машина с трудом слушалась руля, и в квалификации ее поведение не вполне соответствовало ожиданиям – потому третье место стало сюрпризом при всех этих сложностях.

Та же картина наблюдалась и в гонке. На свежих шинах ситуация была более-менее в норме, на втором и третьем отрезке Себастьян поначалу не атаковал, и я мог держаться за ним, но стоило ему прибавить, как у меня начинались те же проблемы с задней частью машины. Гонка получилась непростой, но мне удалось финишировать третьим – не лучший результат, но тоже неплохо. Команда выступила блестяще – надеюсь, мы сможем добиться прогресса во всех областях и закрепим успех. Мы движемся в правильном направлении и, несомненно, добьемся цели.

Вопросы с мест

Вопрос: (Даниэль Джонсон) Себастьян, каково это – видеть человека, гуляющего по трассе? Полагаю, из кокпита это выглядело пугающе…
Себастьян Феттель: Не знаю, нужно посмотреть повтор. Я подумал, что мне, возможно, показалось, но сообщил команде: «Кажется, кто-то пересёк трассу!» По-моему, тот парень пытался сделать фотографию – надеюсь, она удалась!

На самом деле, сумасшедшая ситуация. Мы подъезжаем к тому повороту на скорости в 290 км/ч – на месте того парня я бы не рискнул перебегать трассу. Сразу выехал автомобиль безопасности – видимо, в следующем году следует лучше оградить трибуны. К счастью, обошлось без последствий. Другие гонщики даже не видели его, просто я первым там оказался.

(вопрос задан не в микрофон)

Себастьян Феттель: Не обязательно. Полагаю, он среагировал неплохо и довольно быстро перебежал с правой части на левую, но все равно ситуация была опасной. Вы не ждёте ничего такого, когда влетаете в поворот.

Вопрос: (Хейкки Культа) Мне пришлось долго ждать возможности задать такой вопрос. Себастьян и Кими, вы впервые на подиуме в статусе напарников – отличается ли это от предыдущих ситуаций, когда вы выступали в разных командах?
Себастьян Феттель: Честно, не очень. Мне всегда нравился Кими, поскольку с моего дебюта в Формуле 1 он относился ко мне с уважением. Кое-кто немного задирал нос, но Кими – не из них, притом тогда я был никем, а он уже завоевал титул. С тех пор он ничуть не изменился – болельщики любят его за эту непосредственность. Сам Кими говорит, что он здесь исключительно ради гонок – как и все мы, ведь каждый из нас обожает автоспорт. Думаю, мы неплохо ладим друг с другом. Да, сегодня мне повезло чуть больше, но если бы всё сложилось наоборот, Кими всё равно отреагировал бы с таким же спокойствием!

Вопрос: Кими, а вы заметили какую-либо разницу?
Кими Райкконен: Возможно. Конечно, всегда стараешься опередить напарника – иногда получается, иногда – нет, но в итоге ты всегда рад, если команда выступила здорово. Так я лучше предпочту быть с ним в одной команде, когда он побеждает, а я финиширую третьим, чем наблюдать его где-то ещё, кроме Ferrari. Это взаимовыгодная ситуация.

Да, уик-энд сложился для меня не лучшим образом, но Себастьян объективно был быстрее, я взял третье место – что ж, постараюсь сработать эффективнее в следующей гонке. Уверен, нас ждет немало захватывающих сражений, мы хорошо ладим друг с другом – это главное. Если возникнут какие-то проблемы, мы сможем обсудить их и найти решение. Я рад за него и за успешное выступление команды. Конечно, всегда хочется большего, но мы движемся в правильном направлении.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Даниэль, несмотря на успешное выступление, сейчас у вашей команды нет моторов на следующий сезон, и перспективы остаются неясными. Вас это беспокоит? Себастьян, как вы отнеслись бы к тому, если бы в следующем году у Red Bull Racing были бы такие же моторы, как у вас?
Даниэль Риккардо: Нет, я не обеспокоен, до декабря время ещё есть. Если к декабрю ситуация не изменится, тогда придется поволноваться. Возможно, мне предстоит сезон, в котором я буду получать зарплату просто так.

Себастьян Феттель: С тобой продлили контракт?

Даниэль Риккардо: Конечно! Не знаю, как я чувствовал бы себя в подобной ситуации, но я хочу гоняться! Сейчас я почти на пике карьеры, постоянно набираюсь опыта, но мне хочется сражаться в первых рядах. Приятно вернуться на подиум и вести борьбу за призовые места, а что касается перспектив – надеюсь, со временем всё решится. Конечно, лучше как можно раньше начать подготовку к очередному сезону, а здесь многое решает силовая установка, вокруг которой, собственно, и строится машина. Посмотрим, как пойдут дела в ближайшие недели – хочется верить, мы получим ответ.

Вопрос: Себастьян, что насчет вашей части вопроса?
Себастьян Феттель: Решение зависит не от меня. Думаю, Даниэль хорошо описал ситуацию: гонщику хочется гоняться, а не думать о подобных вещах. Я не могу предложить им моторы, нужно спросить у других. Кажется, шампанское действует на меня сильнее обычного, так что мне лучше промолчать!

Даниэль Риккардо: Дать воды?

Даниэль Риккардо

Вопрос: (Дэн Натсон) Даниэль, как вы заметили, за короткое время команде удалось добиться существенного прогресса в работе с шасси. На какой из оставшихся трасс вы сможете в полной мере раскрыть его потенциал и показать высокий результат?
Даниэль Риккардо: Думаю, лучший шанс был здесь, мы подобрались очень близко и можем гордиться тем, чего добились. Хорошо, что нам удалось воспользоваться всеми возможностями, а именно двумя – в Будапеште и Сингапуре, где мы финишировали на подиуме. Как в прошлом году: когда был шанс победить, команда его не упускала.

Мы стараемся брать максимум от ситуации. Например, в Сузуке мы всегда выглядели неплохо, но вряд ли сможем выступить столь же сильно, как здесь – опять же, результат в первой пятерке вполне вероятен. Дальше загадывать сложнее. Трасса в Мексике будет новой для всех, посмотрим, как все сложится, но я уже был там и видел длинную прямую – не думаю, что она сработает в нашу пользу. Тем не менее, я с оптимизмом смотрю в будущее. В Остине шансы тоже неплохие, так что запасемся терпением.

Вопрос: (Хейкки Культа) Кими, после Бахрейна вам пришлось восемь этапов ждать очередного подиума. После столь долгого перерыва успех воспринимается острее?
Кими Райкконен: Вряд ли. Честно говоря, у меня смешанные эмоции. Я рад завоевать третье место после всех трудностей, с которыми пришлось иметь дело в последние два дня. Но мне одновременно досадно, ведь в пятницу всё складывалось неплохо, и после этого третья ступенька – хороший результат, но не такой, к которому мы стремились.

В любом случае, я на подиуме. После Бахрейна было несколько возможностей финишировать в тройке, но либо я допускал ошибку, либо что-то случалось. Сезон складывался неровно, но мы прогрессируем, а путь к цели потребует времени. Тем не менее, команда на верном пути, наши сотрудники заслуживают самой искренней благодарности за невероятный труд. Мы движемся в верном направлении, нужно набраться терпения и продолжать работу.

Вопрос: (Луиджи Перна) Себастьян, для вас это третья победа в дебютном сезоне с Ferrari – столько же было у Михаэля Шумахера в 1996-м. Кроме того, у вас теперь на одну победу больше, чем было у Айртона Сенны – что это значит для вас?
Себастьян Феттель: На одну больше чем что? Разве Сенна когда-либо выступал в Ferrari? А, вы про общее количество побед. Я мог бы назвать себя самым удачливым гонщиком в мире, если бы мне посчастливилось одержать столько же побед, сколько удалось Михаэлю, но не думаю, что сравнения корректны. В 1996 году его машина была менее конкурентоспособна на фоне соперников, чем сейчас наша SF15-T, что лишний раз доказывает, каким потрясающим гонщиком он был.

Честно, оглядываясь назад, я понимаю, насколько невероятными были эти годы. Вам известен мой путь в автоспорте: я наслаждался гонками, а сейчас выступаю в одной команде с тем, за кем наблюдал в юности, соперничаю с ним и другими потрясающими гонщиками – Даниэлем, Льюисом, Нико. Мне повезло, что со мной всегда была потрясающая команда, и что это продолжается и сегодня. Как заметил Кими, Ferrari постепенно возвращается, боевой дух очень высок. Я не был с ними в прошлые годы, но, насколько могу судить, ситуация стала намного лучше, направление верное.

Мы очень рады сегодняшнему результату, довольны скоростью машины, но в целом еще не достигли желаемой формы. Мы знаем, что предстоит проделать большую работу, ведь ожидания уже высоки – как, впрочем, всегда бывает в Италии, когда речь идёт о Ferrari. Сделать нужно немало, потому следует реально смотреть на вещи.

Вопрос: (Дон Кеннеди) В продолжение темы. Себастьян, с 42 победами вы занимаете третью строчку среди всех гонщиков в истории Формулы 1 после Проста и Шумахера. Полагаете, вы будете выступать ещё долго, чтобы превзойти не только достижение Проста, но и рекорд Шумахера? Это входит в ваши планы?
Себастьян Феттель: Честно говоря, о рекорде Проста я все-таки думаю. Мне сейчас двадцать восемь, я уже не самый молодой в пелотоне, особенно если учесть, что некоторые дебютируют в семнадцать лет. Но Михаэль добился неслыханных успехов: по количеству побед, поулов, быстрых кругов. По какому бы показателю вы ни сравнивали, он далеко впереди.

Если проводить аналогии с трассой в Сингапуре и её 23 поворотами, всё выглядит так, словно я в первом повороте, а Михаэль уже в двадцать третьем. Так что я не смотрю на его рекорды и просто наслаждаюсь гонками. Мне очень повезло, что всё складывается именно так, а не иначе – у меня всегда была более-менее конкурентоспособная машина и хорошая команда, если так будет и дальше, я могу считать себя удачливым человеком.

Вопрос: (Дон Кеннеди) Деймону Хиллу на момент завоевания титула было 35 лет, так что у вас достаточно времени…
Себастьян Феттель: Михаэль продолжал выступать в 43, Кими сейчас 33…34…35…36! Невозможно предсказать будущее. Сейчас я, Кими и наша команда на верном пути и, вероятно, нас ждёт несколько интересных сезонов. В таком случае можно забыть о статистике, ведь главное – наслаждаться любимым делом и получать за это деньги!

Вопрос: (Фредерик Ферре) Считаете ли вы, что отсутствие гонщиков Mercedes на подиуме объясняется исключительно характером трассы, или всё же прогрессом Ferrari и Red Bull Racing?
Даниэль Риккардо: В нашем случае прогресс во многом объясняется характером трассы. Мы ожидали, что здесь будем конкурентоспособны, но нас всех удивило, что ни одного из гонщиков Mercedes нет на подиуме. Кажется, Росберг финишировал четвертым, но мы не видели его в зеркалах по ходу гонки, так что они провели уик-энд не лучшим образом. Полагаю, в Сузуке Mercedes снова будут сильны, но если мы и Ferrari действительно добились прогресса, то вы наверняка увидите нас в первой тройке в оставшихся гонках.

Кими Райкконен: Сложно сказать. Мы действовали так же, как в любой другой уик-энд, ничего нового. Пожалуй, мы были больше удивлены, когда в Монце оказались не так далеки от Mercedes – видимо, мы добились прогресса уже там, а здесь просто продолжили. Сложно судить о том, что могло пойти не так у соперников. Все удивлены тем, на каких позициях они были по ходу уик-энда, но кто знает, что произойдет через неделю. По сравнению с Монцей в Сингапуре расклад был совершенно иным, так что давайте дождемся этапа в Сузуке.

Себастьян Феттель: Я удивлен не меньше Даниэля и Кими. Полагаю, в Сузуке Mercedes снова будут очень сильны, а если нет – что ж, нас это устроит.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости