Гран При США: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При США. Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Роман Грожан (Lotus)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Марио Андретти) Себастьян, как вам это удается? Восемь побед подряд, вы переписали очередной рекорд! В прошлом году в Остине вы финишировали вторым, сегодня – первым, расскажите об этом…
Себастьян Феттель: Честно, не знаю, что и сказать! Прежде всего, я бы хотел поблагодарить американскую публику! В воскресенье на трибунах собралось 100 тысяч человек, хотя это только вторая гонка на этой трассе! Думаю, это один из лучших этапов сезона. Весь город Остин просто сходит с ума по Формуле 1!

Машина показала себя отлично. Ситуация на старте была непростой, ведь Роман Грожан отлично сорвался с места, и я не был уверен, удастся ли мне сохранить позицию. На подъеме к первому повороту шла острая борьба, но потом я постарался просто сосредоточиться на своей работе. Машина вновь позволила держать великолепный темп, мне удавалось контролировать отрыв и в итоге одержать восьмую победу подряд.

Вопрос: (Марио Андретти) И это ваша первая победа в Штатах! Притом в этой стране вы дебютировали в Формуле 1…
Себастьян Феттель: Мой дебют в Формуле 1 состоялся в Индианаполисе в 2007-м, в прошлом году здесь в Остине я поднялся на подиум, а сегодня выиграл – это невероятно!

Вопрос: (Марио Андретти) Что ж, примите поздравления! Полагаю, через неделю вы попытаетесь победить в девятый раз подряд?
Себастьян Феттель: Да, мы постараемся.

Вопрос: (Марио Андретти) Роман, наши поздравления! Для вас это уже шестой подиум в сезоне! Вы принесли Lotus достойный результат и в следующем году, полагаю, станете первым номером команды? Можно сказать, вы уже им стали, еще раз поздравляю! Как прошла гонка?
Роман Грожан: Хорошая гонка. Я удачно стартовал, опередил Марка и едва не обогнал Себастьяна. Я горжусь тем, что представляю Lotus, горжусь парнями в Энстоуне. Это потрясающая команда. Нам удалось вклиниться между гонщиками Red Bull Racing – значит, каждый из нас сработал на 100%. Я рад, что оказался на подиуме в этой гонке, мне нравится приезжать в Штаты, и я с большим нетерпением буду ждать возвращения сюда, на эту прекрасную трассу. Надеюсь, в следующем году поднимусь на одну ступеньку выше!

Вопрос: (Марио Андретти) Марк, для вас это последний Гран При США. Неплохой результат – третье место!
Марк Уэббер: Согласен. Вчера нужно было завоевать поул, тогда сегодня я добился бы большего. Я немного разочарован тем, что не квалифицировался лучше – мы знали, что при старте со второго места здесь возможны проблемы. Я хорошо сорвался с места, но всем хотелось занять внешний радиус, я попал в плотную группу, пришлось бороться с Льюисом Хэмилтоном. Обогнать Романа было очень сложно - он очень чисто выходил из 8 и 9-го поворотов, с DRS двигатель быстро упирался в ограничитель оборотов. Что ж, такие передаточные числа мы сами выбрали. Команда отлично справляется со своей работой, и я рад, что в последнем Гран При США смог приветствовать болельщиков с подиума. В следующем году вы увидите меня за рулём Porsche!

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, двенадцатая победа в сезоне, тридцать восьмая в карьере, но, что важно, восьмая подряд! Никому в истории Формулы 1 не удавалось подобное! Вам, наверное, уже надоело отвечать на вопросы о том, как вы относитесь к такой статистике, но теперь, когда результат достигнут, скажите, что вы чувствуете?
Себастьян Феттель: Это невероятно! Всегда кажется, что подобные рекорды невозможно превзойти, и сейчас мне сложно подобрать слова. В предыдущие два дня я не отвечал на схожие вопросы, поскольку не статистика заставляет меня забираться в кокпит. Но когда осознаешь, что тебе это все-таки удалось, испытываешь чувство гордости, хотя, повторюсь, нам пока сложно оценить, насколько значим этот успех. Когда вспоминаешь имена тех, кому удавались похожие достижения, просто не находишь слов.

Люди вспоминают прошлое, говорят о конкретных гонщиках – возможно, когда-нибудь они будут точно так же говорить о нашей команде. Я сказал после финиша – у нас фантастический командный дух! Каждый с радостью берется за дело и целиком отдает себя ему – пожалуй, в этом секрет Red Bull Racing. Да, у нас феноменальная машина, очень надежная, но главное – наш настрой: мы стараемся во всем сработать по максимуму, не упуская ни единого шага. После гонки мы не успокаиваемся на достигнутом, а думаем, что можно было бы прибавить здесь и там…

Очередной неплохой уик-энд, хотя люди, кажется, забывают, что не восемь этапов в совокупности являются вызовом, а каждый из них в отдельности. Потому непросто оценить значимость такой успешной серии…

Вопрос: Роман, шестой подиум по ходу сезона. Если говорить вашими словами, все изменил тот факт, что год назад вы стали отцом. По сравнению с предыдущим сезоном прогресс просто фантастический, но сегодня все решили старт и способность противостоять натиску Марка на последних кругах. Расскажите об этом…
Роман Грожан: Мы понимали, что от старта зависит многое – если гонщики Red Bull Racing останутся впереди, угнаться за ними при их скорости будет практически невозможно. Они выступают потрясающе, и у них, как заметил Себастьян, фантастическая машина. Но Себ говорил о командном духе, и про нас можно сказать то же самое: сотрудники Lotus каждое утро с радостью приходят на работу. Гонщиков всегда что-то не устраивает, но в этот раз парни внесли изменения, и я смог финишировать вторым.

Отличный старт, правильная стратегия – все факторы совпали. К тому же я чуть быстрее ехал на более мягких шинах. Год назад моя жена прислала мне фотографию теста на беременность со словами: «Поздравляю, чемпион, ты скоро станешь отцом!» Так что с Америкой у меня связаны самые теплые воспоминания, и я буду ждать возвращения сюда.

Вопрос: Марк, поначалу казалось, что вы неплохо стартовали, но на подъеме инициативу перехватили соперники. Похоже, ваш результат во многом обусловлен вчерашней квалификацией и сегодняшним стартом…
Марк Уэббер: Да, квалификация предопределила многое – со второго места сложнее претендовать на победу. В целом я остался доволен своим пилотажем. Мне удался неплохой старт, но в первом повороте желательно оказаться на внешней стороне трассы, а там уже оказался Роман. Похоже, он стартовал еще лучше. Льюис Хэмилтон перед торможением тоже сместился к внешней кромке, и мне пришлось следить за тем, чтобы не зацепить находившегося на внутреннем радиусе Себастьяна.

Ну а когда пытаешься опередить соперников, чуть активнее изнашиваешь шины. Роман отлично провел гонку, притом выглядел особенно сильно в конце первого сектора, что и требовалось для успешного отражения атак. На этой трассе сложно держаться близко к сопернику – я выкладывался, как мог, но шины с каждым кругом теряли эффективность, и мне приходилось на время отступать, чтобы дать им передышку, а затем снова усиливать прессинг. Да, я уверенно провел гонку, показал отличный темп, но победа, по сути, еще вчера досталась Себастьяну.

Вопросы с мест

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Роман, каким образом вы отражали натиск Марка? Марк, вы пытались каким-то особым образом задействовать KERS?
Роман Грожан: Подход был предельно понятен – мы просто копировали действия Марка. Когда он поехал в боксы за более жесткой резиной, мы сделали то же самое. На трассе я пытался создать максимальный отрыв перед зоной DRS – благо, в восьмом и девятом поворотах сопернику сложно подъехать близко. В том месте у нас был очень неплохой баланс, на возвратной прямой я задействовал весь заряд KERS, ну а в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом поворотах подобраться вплотную почти невозможно. Марк всякий раз подъезжал ко мне перед первым поворотом, но так и не предпринял атаку, а минимальное расстояние между нами было в 12-м повороте – что-то вроде десяти метров. В какой-то момент он даже вынудил меня промахнуться мимо апекса, но пока в зеркалах его машина не выглядела слишком угрожающе, я мог чувствовать себя спокойно.

Марк Уэббер: Как обычно, Lotus оказались весьма быстры на более мягких шинах. После старта мне пришлось использовать ресурс шин в попытках опередить Льюиса, а когда встала задача наращивать отрыв перед пит-стопом, требовалось проявить особое терпение. Мы понимали, что Роман контролирует ситуацию и ждет нашего пит-стопа – парни из Энстоуна хорошо разбираются в вопросах тактики. Нам оставалось атаковать уже под занавес гонки, создавая прессинг с помощью KERS.

На прямой я успешно активировал систему, но ключевыми здесь являются восьмой и девятый повороты, а также следующая затем «шпилька». Преследовать на этой трассе очень сложно: в прошлом году Льюис ехал вплотную за Себом, но, несмотря на всю скорость, не мог провести обгон. В общем, мы сделали все от нас зависящее, никаких сожалений.

Вопрос: (Руис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Марк, всего через неделю – Гран При Бразилии. Что вы чувствуете перед своей последней гонкой в Формуле 1?
Марк Уэббер: Я с нетерпением её жду, поскольку пришло время. Да, я по-прежнему наслаждаюсь гонками, но ощущения уже не те, что были во времена Jaguar или в начале выступлений за Red Bull Racing. Пожалуй, в этом причина моего решения. В последние годы ситуация несколько изменилась, я сделал все, что мог, но в какой-то момент понимаешь, что все вокруг уже не такое, каким было, и через подобное проходят все спортсмены.

Через неделю я покину паддок с чувством удовлетворенности. Я выступил неплохо и могу гордиться своей карьерой. В свое время, покидая Австралию, я и представить не мог, что буду работать с потрясающими людьми, соперничать с потрясающими гонщиками на лучших трассах мира. Я многое открыл в себе, многое узнал о мире. Через неделю я в последний раз выберусь из кокпита и начну новую главу своей жизни. Уже в воскресенье ночью я отправлюсь обратно в Великобританию, а утром во вторник, как обычно, выведу на прогулку своих собак.

Вопрос: (Сара Хольт – CNN) Себастьян, в этот раз ваше преимущество было не так велико, как в предыдущих гонках, но вы полностью контролировали ситуацию. Каково это – по сути, бороться с самим собой в нескольких гонках подряд? О чем вы думали, находясь в кокпите?
Себастьян Феттель: Не подумайте, что мне было скучно. Мне приходилось следить за отрывом и ехать в темпе соперников. В этот уик-энд наша машина вновь оказалась весьма конкурентоспособна. Уже в пятницу дела шли неплохо – особенно на длинной серии кругов, но при выборе окончательных настроек мы несколько пожертвовали общим темпом. Кроме того, в квалификации было нелегко собрать все воедино на одном быстром круге при таком порывистом ветре.

Сегодня я доволен балансом RB9. Еще на пути к стартовой решетке я заметил, что она ведет себя так же, как в пятницу – потому я был очень рад, когда лидером вышел из первого поворота. Правда, пришлось ждать ухода с трассы машины безопасности, прежде чем я смог взвинтить темп. Всегда приятно наращивать отрыв, ну а потом я просто контролировал преимущество и следил за состоянием шин. Конечно, на трассе происходили разные события, но когда у тебя есть задел, можно атаковать менее агрессивно, экономить ресурс шин, чтобы использовать его в конце отрезка. Опять же, в кокпите приходится работать с множеством переключателей, так что гонку нельзя сравнивать с воскресной прогулкой.

Вопрос: (Питер Уиндзор – F1 Racing) Себастьян, все великие гонщики говорили, что никогда не проезжали идеального круга. Следовательно, в истории не было ни одной идеальной гонки. Каким был ваш сегодняшний Гран При по вашим собственным стандартам? Вы допустили хоть одну ошибку?
Себастьян Феттель: Сейчас гонки иные. Когда я дебютировал в Формуле 1, у нас был спринт из двадцати кругов, потом пит-стоп, свежий комплект шин, дозаправка – и снова спринт. Сегодня дозаправок нет, в начале гонки машина очень тяжелая, и потому приходится внимательно следить за состоянием шин и контролировать себя, чтобы ни в коем случае не перестараться, иначе это скажется чуть позже. Сейчас невозможно проходить каждый круг на пределе – нужно беречь машину и резину, ведь, в конце концов, главное – добраться до финиша быстрее соперников.

Под конец отрезка на более мягких шинах я уперся в трафик, резина стала быстро терять эффективность. По сути, сложности у нас начались даже раньше, чем у конкурентов, несмотря на солидный отрыв, но позже более жесткие шины работали отменно. Я держал хороший темп, пару раз промахнулся мимо апекса в двенадцатом повороте, но в остальном старался ехать по траектории. Когда у вас есть запас в десять секунд, необязательно атаковать все поребрики – можно ехать спокойнее и следить за шинами.

Вопрос: (Питер Уиндзор – F1 Racing) «Пончики» в вашем исполнении были изумительны! Для этого вы корректируете, скажем, настройки дифференциала? Может, меняете баланс тормозов?
Себастьян Феттель: Нет. Конечно, мы каждый год проводим демонстрационные заезды, во время которых можно отточить мастерство «крутить пончики». Нужно делать это предельно аккуратно – иначе можно получить нагоняй от инженеров за неосмотрительное обращение с мотором и коробкой передач. С другой стороны, хочется создать большую дымовую завесу и повеселиться! Но для «пончиков» мы не корректируем настройки.

Вопрос: (Луиджи Перна – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, как вы думаете, что скажет Михаэль Шумахер о том, что вы превзошли ещё один его рекорд?
Себастьян Феттель: У нас с Михаэлем во многом одинаковый подход к гонкам – мы садимся в кокпит не с целью побить какой-то конкретный рекорд. В свое время Михаэль превзошел достижения многих, и некоторые его рекорды, вероятно, так и останутся вечными. В чем-то превзойти его успех – это невероятно, но, опять же, как спортсмены, мы не рассчитываем, что какой-либо рекорд останется на века.

Пару недель назад я разговаривал с Михаэлем – он счастлив тем, чего добился, и выглядит отдохнувшим. Он подолгу катается на лошадях, занимается картингом со своими детьми и наслаждается жизнью. После ухода из спорта у нас впереди остается едва ли не вся жизнь – приятно иметь возможность в полной мере наслаждаться ею.

Вопрос: (Джон Стербин – Ft. Worth Star-Telegram) Себастьян, во время пятничной пресс-конференции технические директоры команд – в том числе Эдриан Ньюи – говорили о предстоящих изменениях в правилах и о том, как они могут повлиять на расклад сил. Скажите, вы имели в виду нечто подобное, когда после финиша сказали команде: «Нужно запомнить этот момент?» Вы обеспокоены по поводу предстоящего сезона?
Себастьян Феттель: Честно говоря, нет, и Эдриан, кажется, ответил так же. Вчера вечером после душа у меня было немного времени подумать об итогах дня и о завоеванном поуле. Досадно, что после серии успешных выступлений люди считают, что в субботу мне автоматически гарантирован поул, а в воскресенье – победа. Нужно уважать каждый результат и понимать, какие усилия за ним стоят, а у любого спортсмена бывают успехи и неудачи. Сейчас мы на подъеме, но никогда не знаешь, что случится в следующий уик-энд и тем более – в следующем году.

Мы сделаем все, чтобы сохранить лидирующие позиции, но нет гарантий, что следующий сезон будет таким же: с новыми правилами расстановка сил непредсказуема. Понятно, что кто-то из лидеров окажется впереди, но кто именно, и какими будут отрывы – вот в чем вопрос. Вчера меня и Марка разделила одна десятая – есть все основания полагать, что в 2014-м отрывы окажутся больше, но ситуация будет меняться от гонки к гонке. Потому нужно наслаждаться моментом и стараться запомнить его.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё