Гран При Бельгии: Историческое превью этапа

Поворот Красная вода во все времена был визитной карточкой трассы в Спа

Целый месяц в разгар сезона поклонники Формулы 1 провели без гонок – столь продолжительных каникул у участников чемпионата в обозримом прошлом ещё не было. Но у любой медали есть две стороны – вслед за расслабленным августом наступает осень, когда времени на передышку просто не будет. Девять заключительных Гран При не просто назовут обладателей титулов, но и потребуют от гонщиков и команд немалой выносливости – пауз не будет до конца ноября.

Открывается же финишная прямая чемпионата в Бельгии. Местная трасса давно канонизирована поклонниками скорости. С конца 20-х годов прошлого века скоростные дороги, проложенные в гористой местности неподалёку от Льежа, видели столько всевозможных событий, что рассказывать об истории этой трассы можно часами. Триумф и трагедия здесь всегда стояли рядом, а переменчивая погода не раз вмешивалась в ход борьбы. Удивительно, но даже реконструкция, проведенная на стыке 70-х и 80-х, сохранила характер кольца, правда теперь пилоты уже не могли промчаться прямо по центральным улицам нескольких окрестных деревушек.

В Спа обычно нет недостатка ни в авариях, ни в обгонах, да и машина безопасности здесь редко остается без дела. Бельгийская трасса, что удивительно, не так часто покоряется будущему чемпиону мира, зато в Арденнах у пилотов порой случаются победные серии: так, Михаэлю Шумахеру и Кими Райкконену удавалось выиграть здесь по три гонки подряд, а Айртону Сенне с Джимом Кларком – даже по четыре. Впрочем, за последние четыре года на вершину подиума поднимались четверо разных гонщиков.

В предстоящие выходные Гран При Бельгии состоится уже в 68-й раз. С момента победы Антонио Аскари в дебютном для этих соревнований 1925 году в ручье, что рядом с нынешним паддоком, утекло немало красной воды. Но для всех, кто приезжает в Спа, главная задача остается прежней – как можно быстрее и увереннее преодолеть одноименный поворот, чтобы отыграть у соперников драгоценные доли секунды.

Борьба Найджела Мэнселла и Стефана Йоханссона на спуске к Красной воде. Гран При Бельгии 1986 года

Так было и на Гран При Бельгии 1986 года, куда участники Формулы 1 приехали с невеселым настроением – незадолго до этапа в предгорьях Арденн погиб на тестах пилот Brabham Элио де Анжелис. Но жизнь продолжалась, а с ней и упорнейшее противостояние пилотов Williams, Ferrari, McLaren и Lotus. Предыдущие четыре гонки не позволили выявить явного лидера, и даже победивший в Имоле и Монако Ален Прост опережал преследователей всего на несколько очков.

Квалификацию в Спа выиграл Нельсон Пике, а вот второе время неожиданно показал молодой пилот Benetton Герхард Бергер. Но если бразильцу удалось удержать лидерство на первых метрах, то австрийский гонщик немного замешкался, и его сразу же взяли «в клещи» Ален Прост и Айртон Сенна. В узкой шпильке «Источник» места на всех не хватило – машины Бергера и Проста столкнулись, что мгновенно привело к возникновению толчеи – соперники пытались объехать сцепившиеся McLaren и Benetton.

В итоге первый круг гонщики завершили не в самом логичном порядке. Пике и Сенна, избежавшие неприятностей на старте, умчались далеко вперед. Преследование поначалу возглавлял Стефан Йоханссон на Ferrari, но перед «Автобусной остановкой» шведа смог опередить Найджел Мэнселл. Установленный на его Williams турбомотор Honda был на скоростной бельгийской трассе серьёзным аргументом, так что вскоре британец настиг и опередил Сенну, но спустя всего пару кругов ошибся, потерял управление и вновь опустился со второго места на четвертое.

Найджел пустился в погоню, а в скором времени команду Фрэнка Уильямса ждал куда более серьезный удар – из-за отказа мотора вынужден был прекратить гонку уверенно лидировавший Пике. Вперед вышел Сенна, но до финиша было ещё далеко, а вновь обогнавший Йоханссона Мэнселл понемногу настигал бразильца.

Победитель Гран При Бельгии 1986 года Найджел Мэнселл

Так как все трое лидеров планировали сменить шины на середине дистанции, на первый план вышла тактика. Пилот Williams первым свернул в боксы – удивительно, но механики британской команды, которые в ту пору регулярно становились объектом насмешек из-за регулярных осечек на пит-стопах, в ответственный момент отработали безупречно. Найджел, получив свежую резину, бросился обратно на трассу.

Сенна, чтобы не уступить в тактическом споре, тут же, в свою очередь, поехал на замену шин. И хотя в Lotus тоже отработали без видимых накладок, на спуске к «Красной воде» черно-золотая машина бразильского Волшебника оказалась бок о бок с Williams главного соперника. Но у Мэнселла было преимущество в скорости – и Найджу удалось выйти вперед. Этот момент и оказался переломным в ходе гонки: положение в паре лидеров так и не изменилось до самого финиша.

Что до спора за нижнюю ступень подиума, то его вели два пилота Ferrari. Стефан Йоханссон, даже возглавив в какой-то момент гонку, тоже поехал в боксы и оказался позади своего напарника Микеле Альборето. Тот с самого старта ехал чуть медленнее, но смог сохранить шины до финиша. Однако тактический приём не сработал – на финальных кругах Йоханссон нагнал напарника по Скудерии и смог выйти вперед.

Айртон Сенна, Найджел Мэнселл и Стефан Йоханссон на подиуме Гран При Бельгии 1986 года

Замкнул же первую шестёрку Ален Прост – после происшествия на старте Профессору пришлось менять носовой обтекатель, но он смог, обгоняя одного соперника за другим, все же заработать в Спа хоть одно очко. Интересно, что по ходу дистанции пилоту McLaren вновь пришлось бороться за позицию с Герхардом Бергером, но на этот раз обошлось без столкновений.

Читайте ещё