Гран При Бельгии: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Бельгии. Пресс-конференция в воскресенье

1. Дженсон Баттон (McLaren)
2. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
3. Кими Райкконен (Lotus)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Жаки Икс) Дженсон, предыдущие несколько гонок были для вас весьма непростыми, а сегодня вы выступили идеально! Похоже, в нынешнем сезоне вы пока единственный, кому удалось лидировать от старта до финиша – это было потрясающе! Как ощущения?
Дженсон Баттон: Добрый вечер и огромное спасибо! Я никак не привыкну к этой процедуре – общаться с болельщиками прямо с подиума. Что сказать? Для большинства пилотов эта трасса имеет особое значение из-за своего характера и богатой истории. Потому победа после лидерства с первого до последнего круга – это особый момент для меня, тем более, что нынешний сезон складывался не слишком здорово. Я хотел бы поблагодарить всю команду и болельщиков. Мы отправляемся в Монцу с отличным настроением – надеюсь, там получится выступить столь же здорово.

Вопрос: (Жаки Икс) Себастьян, поначалу уик-энд складывался для вас не лучшим образом. Вчера вы не попали в финал квалификации, но сегодня финишировали вторым, сократив отставание от лидера чемпионата – Фернандо Алонсо...
Себастьян Феттель: Спасибо! Сумасшедшая гонка! С моей позиции старт получился далеко не идеальным, но после первого поворота, где царил настоящий хаос, я атаковал что есть силы и за счет фантастической стратегии смог отыграться.

Похоже, решение остаться на трассе было верным, хотя из-за трафика мне очень хотелось свернуть в боксы. Машина ехала здорово, я держал высокий темп… Хочется сказать огромное спасибо вам, дорогие болельщики, за вашу поддержку – для вас начало уик-энда тоже было непростым, особенно если вспомнить сильнейший дождь в пятницу, несмотря на который вы все равно оставались на трибунах.

Я боролся со многими гонщиками, прессинговал Михаэля и в итоге финишировал вторым – приятно вновь подняться здесь на подиум! Я буду с нетерпением ждать возвращения в Спа в следующем году, это фантастическая трасса, спасибо всем!

Вопрос: (Жаки Икс) Кими, похоже, болельщикам приятно вновь видеть вас на трассе! Вы постоянно в шаге от победы, сегодня долго боролись за третье место. Иногда казалось, что у вас проблемы с машиной, но вы поднялись на подиум – отличный результат!

Кими Райкконен: Спасибо! Приятно снова оказаться в Бельгии – здесь всегда много болельщиков, а гонки неизменно получаются интересными. Сегодняшняя – из их числа. Да, день получился непростым для меня и для команды, машина ехала не так быстро, как хотелось, но я выжимал из неё максимум, мы заработали немало очков, а это главное. Гонка была не из легких, возможно, одной из самых сложных, но такова жизнь – через неделю постараемся сработать лучше.

Жаки Икс: Спасибо вам всем за такую потрясающую гонку!

Пресс-конференция FIA

Вопрос: Дженсон, на днях мы говорили, что Спа к вам не слишком благосклонна. Похоже, ситуация изменилась?

Дженсон Баттон: Слегка. Честно говоря, на протяжении всего уик-энда машина вела себя очень здорово, кроме того, эта трасса требует намного меньшей прижимной силы, тогда как в предыдущих гонках мы выступали с сильно загруженной аэродинамикой. Как и все гонщики, я обожаю Спа. Связка Eau Rouge – сейчас её довольно просто пройти на полном газу, но перегрузки, которые при этом испытываешь – это невероятно!

Лидерство от старта до финиша делает сегодняшнюю победу особенной, но нечто подобное мы привыкли говорить о каждом успехе. Финишировать первым на этой трассе действительно приятно – помню, как я сам смотрел здесь гонки с трибун. У Спа богатая история, и здорово, что теперь и я вписал в неё свою страницу…

Вопрос: Насколько важно было сохранить эффективность первого комплекта более мягкой резины почти до середины дистанции?
Дженсон Баттон: Мы не знали, какой из вариантов окажется лучшим, стоит ли выбрать один или два пит-стопа. Мы полагали, что кто-то из соперников рискнёт остановиться трижды, потому действовали по ситуации. Когда Хюлкенберг вышел на второе место, это сыграло нам на руку, поскольку я мог спокойно пилотировать и не атаковать сверх меры – правда, в тот момент я не предполагал, что мы ограничимся единственным пит-стопом, и рассчитывал на два визита в боксы.

К двенадцатому кругу резина вышла на требуемый уровень эффективности, машина ехала очень стабильно, и я просто контролировал состояние шин – когда лидируешь в гонке, делать это намного проще. Здорово, что мне удалось задержаться на трассе дольше всех, кроме Себастьяна.

Вопрос: Вы не опасались, что шины могут внезапно потерять эффективность?

Дженсон Баттон: Нет. У меня возникла едва заметная избыточная поворачиваемость, но баланс был приемлемым. На первых десяти кругах машина вела себя не идеально, затем шины начали работать.

Я знал, что Себастьян сменил резину на два круга позже, но ему нужно было отыграть целых пятнадцать секунд, поэтому не особенно беспокоился. В гонке приходится учитывать множество факторов, что-то может пойти не так, но сегодня неприятности обошли меня стороной. Команда сработала фантастически и за весь уик-энд не допустила ни единой ошибки – я горжусь нашими сотрудниками и рад вместе с ними добыть эту победу!

Вопрос: Себастьян, полагаю, после старта с десятой позиции вы тоже довольны вторым местом?
Себастьян Феттель: Думаю, я оказался единственным, кто не улучшил позицию в первом повороте. Впереди столкнулись несколько машин, а у меня сцепление было недостаточно эффективным, поэтому я ничего не отыграл.

Я стартовал вместе с пилотами Force India, но после первого поворота они оказались позади Дженсона, а я - рядом с Caterham. Сегодня машина была быстра, но прорываться вперёд оказалось сложно, ведь на прямой все использовали DRS, машины выстраивались в линию и скоро мотор упирался в ограничитель. Мне удалось отыграть несколько позиций, а затем проехать несколько быстрых кругов по чистой трассе. Благодаря этому мы смогли вернуться к запланированной стратегии, и я финишировал вторым.

Мы не ожидали, что резина выдержит такую дистанцию. Все думали о стратегии двух или трех пит-стопов. Казалось, что проехать гонку с одним пит-стопом невозможно, но после нескольких кругов стало понятно, что шины выдержат большую дистанцию, и при этом у машины была хорошая скорость. Субботняя практика прошла неплохо, квалификация разочаровала, но сегодня все было отлично.

Вопрос: Вам пришлось прорываться через пелотон, сильнее нагружать резину, чем Дженсону…
Себастьян Феттель: Да, особенно на первом отрезке, но темп всё равно был неплохим. Я несколько раз показал лучшее время на круге, несмотря на сражение с Фелипе – точнее, сначала с Caterham, потом с Фелипе, Бруно, Марком, Михаэлем… Пришлось постараться, но скорости хватило, я смог отыграться и финишировал вторым.

Вопрос: Кими, в сегодняшней гонке у вас было два решающих момента. Первый – старт. Расскажите о нем...
Кими Райкконен: Я хорошо стартовал – не хуже Дженсона, сразу обогнал Sauber, а затем увидел в зеркалах аварию. Хорошо, что никто не врезался в заднюю часть моей машины – места там оставалось немного. Мальдонадо пытался меня оттеснить, но он допустил фальстарт – я заметил это ещё до того, как погасли стартовые огни, поэтому не волновался на его счет…

Вопрос: Второй момент – атака на Михаэля Шумахера в Eau Rouge…

Кими Райкконен: По ходу гонки управлять машиной было непросто. Квалификация на свежих шинах прошла неплохо, но, занимая третью или четвёртую позицию, я серьёзно уступал лидерам, и я не рассчитывал на легкую прогулку. Первые несколько кругов шины как-то держали трассу, но вскоре машина начала скользить. Перед финальным отрезком нам даже пришлось увеличить угол атаки переднего антикрыла, из-за этого машина потеряла в максимальной скорости – я прошел Михаэля, он сразу же отыгрался, и я понимал, что даже с DRS вряд ли смогу опередить его на прямой, и потому ждал шанса атаковать с KERS в Eau Rouge. План сработал, хотя он едва не провел ответный маневр, что лишний раз доказывает нашу нехватку скорости. Тем не менее, я смог финишировать третьим – гонка получилась непростой, но результат вполне достойный.

Вопросы с мест

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, большинство обгонов вы провели в последней шикане. Почему вам было легче обгонять там, а не в конце прямой, и что вы скажете о ситуации с Михаэлем, который, находясь рядом с вами, неожиданно свернул на пит-лейн?
Себастьян Феттель: В ситуации с Михаэлем возникла небольшая неразбериха. Очевидно, он не планировал оборонять позицию, поскольку хотел отправиться в боксы. Я полагал, что он закроет внутренний радиус, но он неожиданно сместился наружу, и на торможении я едва не врезался в него сзади. Потом я попытался обеспечить себе лучший выход на прямую старта-финиша, однако Михаэль продолжал смещаться вправо и, наконец, свернул на пит-лейн. За эти три секунды у меня было, по меньшей мере, две возможности лишиться переднего антикрыла!

Не важно, на каком участке трассы вы догоняете Шумахера, и за какую позицию – первую или пятнадцатую – идет борьба: он будет сражаться с невероятным упорством – здорово, что он его не растерял. Это серьезно осложняет задачу, но такой вызов по-своему приятен, а соперничество, каким бы плотным оно ни было, всегда получается предельно корректным. Мне понравилась борьба, а в ситуации с боксами просто возникло небольшое недопонимание…

Что касается шиканы, мы выбрали необычное соотношение передаточных чисел. Когда на прямой Kemmel я пытался атаковать соперника, перед которым, в свою очередь, ехал кто-то еще, мне было сложно воспользоваться преимуществом в скорости, поскольку его машина находилась в воздушном мешке. Проще было выйти на маневр чуть позднее, перед шиканой. Кроме того, зона торможения там чуть длиннее, проще действовать неординарно, что я и делал в большинстве случаев – атаковал по внешнему радиусу.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, теперь у вас 140 очков, тогда как у Фернандо Алонсо по-прежнему 164. До конца сезона восемь гонок, что вы думаете о ситуации в чемпионате и борьбе за титул?
Себастьян Феттель: Ситуация лучше, чем раньше. Перед уходом на летний перерыв я смотрел на ситуацию в личном зачете, а сейчас думаю не об очках, а о титуле, и приятно осознавать, что шансы слегка повысились. Не знаю, что именно произошло в первом повороте, но Алонсо не финишировал в гонке. Подобное случается, но нам нужно думать о своих результатах. Меня не беспокоит, сколько у кого очков. Мы видели эту аварию и знаем, что ситуация может быстро измениться – таковы гонки.

На следующей неделе нас ждет этап в Монце. Было бы здорово стартовать с поула, как в прошлом году, и выйти лидером из шиканы первого поворота. Старт с более низких позиций, как мы видели, чреват риском. Впрочем, гонки достаточно длинные, и даже если ты поначалу откатился назад, всегда можно отыграться, так что посмотрим.

Вопрос: (Оана Попоиу – F1Zone.net) Кими, не кажется ли вам, что DRS-воздуховод позволил бы добиться большего?
Кими Райкконен: Из-за плохой погоды в пятницу мы не могли оценить эффективность двойной DRS, но третье место лучше схода, так что ничего страшного. Да, мы не победили, но сегодня машине не хватало скорости. В предыдущих трех гонках мы были стабильно быстры на трассах, где обгонять практически невозможно, а здесь темп оказался недостаточным. Учитывая крайне непростое поведение машины и то, как складывалась эта гонка, я вполне рад финишу на подиуме.

Вопрос: (Свен Хайдингер – Sport Woche) Себастьян, каково это – провести практически все свои обгоны в шикане, где пару лет назад вы столкнулись с Дженсоном? Это способствует поднятию боевого духа?
Себастьян Феттель: Пару лет назад виноват был Дженсон! Сегодня я ни в кого не врезался, и это было здорово!

Дженсон Баттон: А мне все равно, я победил.

Себастьян Феттель: В 2010-м я действительно сплоховал, когда выбил Дженсона с трассы, и с тех пор усвоил урок. Сегодня бороться было непросто, но я знал, что должен прорываться вперёд. В начале гонки я был только двенадцатым, но мне хотелось побеседовать с вами после финиша, я старался изо всех сил, и в большинстве случаев маневр был успешным. Здорово, что у меня всё получилось!

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Дженсон, на следующей неделе нас ждет гонка в Монце. Полагаете, машины McLaren будут столь же быстры? Вы по-прежнему уступаете лидерам, но эта победа была крайне важна для вас, а Фернандо Алонсо сегодня не набрал очков…
Дженсон Баттон: Перед началом уик-энда я говорил, что для реальной борьбы за титул мне необходимо ликвидировать гигантское отставание, и сегодня мы убедились, что 25 очков можно отыграть довольно быстро. День сложился удачно, однако осталось еще 63 очка. Впрочем, нет ничего невозможного. Монца в чем-то похожа на Спа, и есть шанс, что и там мы будем быстры. Окажемся ли столь конкурентоспособны, как здесь – посмотрим. В Италии иные погодные условия, другой уровень прижимной силы.

Этот уик-энд сложился для нас просто потрясающе – по крайней мере, для меня и моих механиков. Двадцать пять очков – солидный результат, и если я смогу продолжить в том же духе… Впрочем, учитывая количество претендентов на титул, мои шансы не так велики, однако, отправляясь в Монцу, я не думаю об общем зачете. Мы просто постараемся сработать по максимуму и заработать как можно больше очков. Для всех, кроме Ferrari, Гран При Италии – серьезное испытание, но там всегда фантастическая атмосфера, и это, вне всяких сомнений, один из лучших этапов сезона.

Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Дженсон, сегодняшняя победа доказывает, что McLaren заметно прибавила за последние пять недель, или результат объясняется уникальной конфигурацией трассы, инцидентом в первом повороте и фактическим отсутствием пятничных заездов из-за дождя?

Дженсон Баттон: Сезон складывался для нас очень неровно – я говорю даже не о себе, а о команде в целом. Мы отлично провели первые несколько гонок, а затем откровенно сдали. В Хоккенхайме снова неплохой результат, затем победа Льюиса в Венгрии, еще был успех в Канаде. Похоже, последние три гонки сложились очень удачно – и это замечательно, ведь Спа совсем не похожа на немецкую или венгерскую трассу. Мы использовали – точнее, я использовал две различные версии заднего антикрыла в двух последних гонках, и обе сработали эффективно!

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, здесь вы столкнулись с нехваткой мощности, а в Монце от мотора зависит ещё больше. Вас это беспокоит?
Кими Райкконен: Не могу сказать, что нам не хватает мощности – так говорят, но мы не знаем реальную причину нехватки скорости. Возможно, при более благоприятной погоде и иной конфигурации трассы ситуация изменится. Я не рассчитываю внезапно оказаться в числе лидеров, но мы почти в каждой гонке боролись за высокие позиции, и даже здесь, в одном из самых непростых Гран При, обеспечили себе неплохие шансы. Надеюсь, в Монце мы будем столь же конкурентоспособны, как в предыдущих гонках.

Вопрос: (Майк Дудсон – Honorary) Себастьян, вы весьма дипломатично описали свою борьбу с Михаэлем. Возможно, после двадцати лет выступлений Шумахера в Формуле 1 и его трёхсот Гран При какой-либо путаницы не должно было быть и в помине. Вам не хотелось, скажем так, выразиться покрепче?

Себастьян Феттель: Путаница возникла не вследствие чьей-либо ошибки – просто так здесь устроена трасса и въезд на пит-лейн. Если вы хотите отправиться в боксы, вам всё равно приходится смещаться вправо – нельзя обвинять Михаэля в безрассудстве, если таким был его первоначальный замысел. Возможно, я сам не до конца понял ситуацию: мне казалось, что на торможении он постарается закрыть внутренний радиус, и потому сместился наружу, но Михаэль не оставил мне места – возможно, он не ожидал моей атаки или просто меня не видел. Не знаю, лучше мне самому с ним поговорить. В том месте за правым поворотом сразу следует левый, я намеревался обеспечить себе лучшее ускорение на выходе, но Шумахер должен был отправиться в боксы – что мне оставалось делать?

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Михаэль собирался побеседовать со стюардами и вами лично. Полагаете, его могут оштрафовать?

Себастьян Феттель: Вы спрашиваете, заслуживает ли он штрафа? Вряд ли. Я поговорю с ним, но нам не нужны штрафы по любому поводу. К тому же, иногда ситуация лучше видна из кокпита, чем с мониторов стюардов. Проблема в том, что въезд на пит-лейн находится справа, тогда как поворот уходит влево, но это не ошибка строителей и уж точно не оплошность со стороны Михаэля. Мы побеседуем, и этого будет достаточно – пожалуй, именно так мы должны разрешать подобные ситуации. Ничего страшного не произошло, но если бы мы столкнулись, гонка была бы испорчена для обоих.

Когда два года назад я врезался в Дженсона, он довольно быстро покинул трассу, однако я позвонил ему и извинился. Это часть спорта – нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Вопрос ко всем. В момент старта Роман Грожан спровоцировал серьезный инцидент, причем подобное в нынешнем сезоне происходит не впервые. Планируете ли вы побеседовать с ним, или же вы ждете жестких санкций со стороны стюардов?
Дженсон Баттон: Пусть ответит Кими, я не видел аварии.

Кими Райкконен: Я не хочу говорить об этом, поскольку не видел всей ситуации. Кто-то скажет, что это ошибка конкретного гонщика, а у кого-то будет иное мнение. Пока мы не увидим полную запись, мне сказать нечего. Кроме того, не наше дело говорить кому-либо, что делать, а что нет. Для этого есть стюарды – посмотрим, каким будет их решение.

Вопрос: (Свен Хайдингер – Sport Woche) Дженсон, как вы объясните то обстоятельство, что в первой половине сезона у вас были серьезные трудности, а сегодня вы доминировали на трассе? Что произошло?
Дженсон Баттон: Всему виной хороший отпуск – возможно, нам следует проводить гонки с интервалом в пять недель? Нет, я не хочу так скоро ехать в Монцу!

На самом деле, факторов много. Начало сезона сложилось вполне удачно – эй, история получится длинной! Ладно, я выиграл первую гонку, в следующих двух-трех Гран При темп был на уровне, а затем на протяжении четырех этапов мне явно не хватало скорости, причем в силу разных причин. Мы пытались оптимизировать настройки, чтобы решить проблему с прогревом шин, а спустя ещё пару гонок поняли, что стали сильнее изнашивать резину… Иногда мне просто не везло – как в Сильверстоуне, что было особенно обидно, ведь это мой домашний этап. В Валенсии скорость вернулась, но удача снова была не на моей стороне, ну а потом дела понемногу пошли в гору.

В предыдущих нескольких гонках я был в большей степени доволен машиной. Раньше она вела себя нестабильно не то что от круга к кругу – от поворота к повороту. Не скажу, что подобные неприятности преследовали только MP4-27 – учитывая особенности шин, с аналогичными трудностями в той или иной степени столкнулись все команды, но у меня проблемы проявлялись сильнее, чем у Льюиса и других гонщиков. Я много работал над ситуацией и в этот уик-энд доказал, что могу выжимать из машины максимум, если её баланс соответствует моему стилю пилотирования.

Вопрос: (Оана Попоиу – F1Zone.net) Себастьян, стартовав десятым, рассчитывали ли вы оказаться на подиуме?
Себастьян Феттель: Сложно предсказать результат до начала гонки, но я не сомневался в нашей скорости. Как я уже говорил, машина ехала неплохо в пятницу и утром в субботу, спад произошел лишь в квалификации, но я знал, что на этой трассе можно обгонять – в отличие от Венгрии – и изо всех сил стремился попасть на подиум.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё