Гран При Бахрейна: Пресс-конференция в пятницу

Участники: Мартин Уитмарш (McLaren), Стефано Доменикали (Ferrari), Норберт Хауг (Mercedes), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Эрик Булье (Lotus), Роберт Фернли (Force India)

Вопрос: Джентльмены, вопрос, который мы не можем оставить без внимания. По уровню организации Гран При Бахрейна – один из лучших в сезоне, с этим согласились все гонщики. Если говорить об общей обстановке, мы слышали как негативные, так и положительные отзывы, но каково ваше мнение? Насколько комфортно и безопасно вы себя ощущаете?
Мартин Уитмарш: Бахрейн переживает непростые времена, но с чисто гоночной точки зрения, обстановка вполне приемлемая. Мы выступаем по всему миру, и в ряде стран у нас бывают опасения по поводу безопасности – мы относимся к ним очень серьёзно и стараемся принять меры предосторожности. Но мы, прежде всего, гоночная команда, и участие в Гран При – наш основной приоритет.

Норберт Хауг: Полностью согласен.

Кристиан Хорнер: Мартин превосходно описал ситуацию. Формула 1 – это спорт, и было бы неправильно использовать его в политических целях. Мы приехали на гонку и полностью доверяем решениям FIA. Для нас, как участников чемпионата, главное – добиться максимума на трассе, а расписание гонок – прерогатива федерации.

Эрик Булье: Думаю, коллеги уже всё сказали. С позиции Lotus обстановка нормальная.

Стефано Доменикали: На ваш вопрос о безопасности могу лишь ответить, что мы получили все необходимые гарантии от организаторов, FIA и консульства, и пока обязательства выполняются в полной мере – нас не осаждают протестующие.

Мы приехали сюда для участия в этапе чемпионата мира и должны сработать по максимуму. Что касается политической составляющей, здесь происходит множество событий, и мы надеемся, что диалог между сторонами уже в ближайшее время приведет к положительному результату. Нам хочется верить в это как со спортивной, так и с чисто человеческой точки зрения…

Роберт Фернли: Соглашусь с коллегами. Надеюсь, Формула 1 привлечет к обстановке в стране внимание мировых СМИ, создаст платформу для дискуссии и поможет исправить сложившуюся ситуацию.

Вопрос: Что ж, перейдем к спортивной составляющей. Мартин, если позволите, начнем с вас. McLaren лидирует в обоих зачетах чемпионата. Как прошли сегодняшние тренировки? Машина выглядела не настолько быстрой, как предполагалось…
Мартин Уитмарш: Не могу с вами согласиться. В плане погоды день получился очень непростым: почти половину второй сессии в четвертом, пятом, шестом и седьмом поворотах дул сильный попутный ветер, что осложняло работу гонщиков. Мы были недовольны общим уровнем сцепления с трассой, но в этом суть пятницы – команда пытается адаптировать настройки машины к конкретной трассе и конкретным погодным условиям.

Как часто бывает в Бахрейне, многое будет зависеть от ветра. Эта страна находится на острове, где ветер может свирепствовать с 10 утра до полудня, а ближе к вечеру вовсе сойти на нет, что добавляет сложности при выборе передаточных чисел коробки на квалификацию и гонку. Опять же, если правильно подобрать настройки, можно получить заметное преимущество в скорости. Сегодня мы собрали немало полезной информации, главное – правильно применить ее в завтрашней тренировке, повысив конкурентоспособность машины.

Вопрос: Норберт, предыдущий уик-энд сложился для Mercedes просто фантастически, да и здесь команда демонстрирует неплохую скорость…
Норберт Хауг: Сложно делать выводы, и я бы не стал опираться на результаты пятничной тренировки – мы не раз наблюдали нечто подобное. Да, команды работали по разным программам, но в целом мы движемся в правильном направлении и собрали немало информации.

Основные вопросы – добиться оптимального использования резины, настроить машину, чтобы она смогла проехать заданное количество кругов, и определиться с количеством пит-стопов в гонке. Первые ответы появляются как раз в пятницу, и сегодня команда смогла сделать некоторые предположения.

Я ещё не видел результаты анализа телеметрии – возможно, позже узнаю чуть больше, но сейчас мне трудно оценить наше место в пелотоне. Не стоит считать, что лучший результат сегодня, делает нас фаворитами квалификации и гонки…

Вопрос: Кристиан, руководствуясь этой логикой, мне, наверное, не следует переоценивать сегодняшние результаты Red Bull Racing, хотя вы закрепились в четверке сильнейших?
Кристиан Хорнер: День прошел весьма результативно, мы выполнили намеченную программу. В этом сезоне шины во многом определяют скорость машины, поэтому крайне важно оценить их поведение и понять, как вывести их на пик эффективности. За первые три гонки мы многому научились, ведь этапы проходили на совершенно разных трассах, при различных погодных условиях. Результаты команд менялись от уик-энда к уик-энду, а представители середины пелотона добились заметного прогресса, что повысило зрелищность гонок – в прошлое воскресенье мы увидели действительно потрясающую борьбу!

Сегодня мы провели необходимые проверки, оба гонщика довольны поведением машины, и теперь у нас есть значительный объем информации, который нужно проанализировать до завтрашней тренировки.

Вопрос: Эрик?

Эрик Булье: Сегодня у нас был очень напряженный день, нужно было проверить множество новых решений. Часть из них использовалась еще в Шанхае, и мы решили снова поставить их в этот уик-энд. Кроме того, команда активно работала с шинами, поскольку они – ключ к конкурентоспособности, в чем мы, опять же, убедились в Китае. Поэтому, мы рано выехали на трассу и провели несколько длинных серий кругов…

Вопрос: Стефано, у вас наблюдался прогресс?
Стефано Доменикали: Думаю, об этом уже всё сказано. Надеюсь, для нас это будет последний непростой уик-энд в одном из самых неудачных для команды стартов сезона. Ситуация такая, какая есть, и все, что мы можем сделать на трассе – пытаться добиться максимума от машины, которой располагаем, и стараться как можно лучше разобраться в поведении шин.

В таких условиях цель – зарабатывать максимально возможное количество очков, и в этом плане наша третья позиция в зачете Кубка Конструкторов, в каком-то смысле, показательна, ведь она означает, что команда сохраняет нацеленность на успех. Да, нам трудно мириться с неудачами, но это спорт – нужно продолжать работу…

Вопрос: Роберт, ваша команда сегодня проехала очень мало километров…

Роберт Фернли: Мы очень активно поработали в утренней тренировке, но затем решили не выступать во второй части свободных заездов и слегка скорректировали программу. Тем не менее, ситуация вполне комфортная – мы собрали достаточно информации и можем спокойно готовиться к завтрашней сессии.

Вопросы с мест

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Норберт, вчера агентство Reuters сообщило, что холдинг Aabar рассматривает возможность выхода из акционерного капитала Daimler. Не могли бы вы прокомментировать эту новость?

Норберт Хауг: Все, что я слышал или читал – лишь слухи, не более.

Вопрос: То есть, совещаний в Штутгарте не было?
Норберт Хауг: Мне нечего добавить.

Вопрос: (Симон Касс – Daily Mail) Вопрос ко всем. Вы сказали, что спорт и политика несовместимы, однако из ваших ответов следует обратное. Может, было разумнее дать Бахрейну еще один год на урегулирование ситуации, прежде чем возвращаться сюда с Гран При? Мартин, что скажете вы как спикер FOTA?
Мартин Уитмарш: Не знал, что меня назначили спикером. Я уже говорил, что календарь гонок был утвержден заранее, мы – участники чемпионата, и если пришло время гонки, мы должны в ней участвовать.

Вопрос: Кто-нибудь хочет что-то добавить? Кристиан? Норберт? Нет? Что ж, спасибо.


Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) После прибытия в Бахрейн я успела поговорить с местными жителями, которые на самом деле поддерживают гонку. А вы сами или члены вашей команды общались с болельщиками?

Мартин Уитмарш: Идею проведения гонки поддерживают разные слои общества, и это хорошо. Да, в подобной обстановке даже большинству трудно быть услышанным, но поддержка Гран При действительно ощущается. Насколько мне известно, все места на главную трибуну проданы, что подтверждает мои слова…

Кристиан Хорнер: Организаторы оказали нам радушный прием, они внимательно следят за комфортом команд – надеюсь, нам удастся отплатить им хорошей гонкой! Формула 1 – это, в конечном итоге, спорт, а мы – команда, которая участвует в чемпионате, проводящемся на двадцати трассах по всему миру. Как и в любой другой гонке, в воскресенье мы сделаем все возможное, чтобы добиться максимального результата и порадовать болельщиков.

Вопрос: (Эдд Стро – Autosport) Вопрос к Кристиану, Стефано и Мартину как к представителям трех сильнейших команд по итогам предыдущего сезона. Если оставить в стороне вопросы безопасности сотрудников команд, отмечались ли случаи травм среди тех, кто протестует против проведения этапа чемпионата? Должна ли Формула 1 нести за это какую-то ответственность, ведь ее присутствие здесь служит своего рода катализатором волнений?
Мартин Уитмарш: Думаю, нам следует воздержаться от комментариев. Мы приехали сюда ради гонки и уже пояснили свою позицию. Может, кто-нибудь добавит что-то к моим словам, но McLaren присутствует здесь ради Гран При.

Кристиан Хорнер: Полностью согласен с Мартином.

Стефано Доменикали: Нужно смотреть на жизнь позитивно, а сейчас все выглядит так, словно мы только и ждем чего-то плохого, хотя на самом деле этого не хотим. Думаю, все в паддоке должны быть настроены на лучшее.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Когда мы спрашивали о гонке, неизменно звучала фраза: «Она была запланирована заранее». Есть комиссия по спорту, технике, расписанию гонок – первые две теперь относятся к компетенции Комиссии по Формуле 1, а уж затем – Всемирного Совета по автоспорту, а вот календарь сезона пока находится вне этих рамок. Считаете ли вы, что у команд должна быть возможность варьировать расписание?
Кристиан Хорнер: Такова позиция держателя коммерческих прав и FIA. Когда в начале года мы вступили в очередной сезон, расписание уже было опубликовано, и у нас был выбор, участвовать, или нет. Так сложилось исторически – держатель коммерческих прав и Федерация, которая несет ответственность за безопасность гонщиков, зрителей и команд, вместе решают, на каких автодромах будут организованы гонки.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Мой вопрос заключался в том, хотели бы вы участвовать в этом процессе? Процедура принятия решения мне известна…

Стефано Доменикали: На самом деле решение принимается несколько иначе. Если сезон предполагает семнадцать гонок, для этого нужен единый организатор, а также одобрение со стороны всех участников, так что дискуссия есть всегда. Компетенции иных заинтересованных сторон находятся в ведении национальных спортивных федераций, но в целом организаторы и спортивные власти работают сообща.

Эрик Булье: У нас и сейчас есть возможность обсуждать с FIA и держателем прав определенные корректировки расписания гонок – правда, не перенос гонки на какую-то другую трассу, а лишь изменение графика, скажем, из соображений логистики.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Следовательно, команды несут ответственность за расписание чемпионата и наличие в нем Гран При Бахрейна…
Мартин Уитмарш: Это говорите вы, не мы. Вы ссылаетесь на наши слова, но мы их не произносили. Держатель коммерческих прав и FIA согласовали календарь сезона, мы все это прекрасно знаем, и я не понимаю, почему это вдруг стало предметом дискуссии.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Но если этапов больше семнадцати, команды имеют право голоса…
Мартин Уитмарш: Теоретически – да, но, как вы знаете, держатель коммерческих прав… Он отвечает за наполнение сезона гонками и не обсуждает с нами каждый этап.

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Конфликт между суннитами и шиитами длится уже более тысячи лет. Что вы чувствуете, когда вас используют в качестве инструмента политической игры?
Мартин Уитмарш: Послушайте, мы начали фантастический сезон, провели три потрясающие гонки, и впереди нас ждет немало интересного. У нас три разных победителя Гран При, лучшего старта чемпионата просто не придумать, да и воскресный этап обещает быть зрелищным. Не думаю, что собравшиеся здесь могут как-то прокомментировать события последнего тысячелетия или игры политиков…

Вопрос: (Даниэль Ортелли – Agence France Presse) Мы рассуждаем о политике, этике… А вам не кажется, что главная причина, по которой Формула 1 все-таки приехала в Бахрейн, это огромная доля Арабских Эмиратов в финансировании как чемпионата в целом, так и отдельных команд?
Мартин Уитмарш: Бахрейн не является частью Арабских Эмиратов, к тому же, есть определенная коммерческая модель Гран При. В мире немало других государств, которые платят серьезные суммы за право принять у себя гонку Формулы 1, в этом плане у Бахрейна нет какого-либо приоритета.

Вопрос: (Миран Алисич – RTV Slovenia) Прошу прощения, но вам не кажется, что иногда даже самая фантастическая гонка становится менее значимой на фоне каких-либо более важных событий вне спорта?
Стефано Доменикали: У меня на самом деле складывается ощущение, будто кое-кто только и ищет повод для отмены гонки, чего лично нам в Ferrari не хотелось бы. И я не считаю корректным с нашей стороны вдаваться в какие-либо дискуссии по поводу политических событий в Бахрейне. Мы надеемся, что все положительные начинания в скором времени реализуются, и люди смогут несколько иначе взглянуть на ситуацию, а нам следует сосредоточиться на работе и говорить исключительно о спорте.

Роберт Фернли: По-моему, сама идея Гран При Бахрейна была весьма успешной, и даже если у нее есть противники, число сторонников тоже весьма велико. Мы в Force India целиком и полностью поддерживаем этот этап и надеемся, что он станет частью процесса позитивных преобразований, а если нам всем суждено сыграть в этом какую-то роль, мы должны гордиться такой возможностью, а не искать во всем негатив.

Вопрос: (Ванесса Руис – Estadao ESPN) Роберт, ваш отказ от участия во второй части свободных заездов был истолкован неоднозначно. Многие сочли это реакцией на события, произошедшие с сотрудниками вашей команды в среду вечером – это правда?
Роберт Фернли: Я бы так не сказал. Думаю, следует признать, что в среду вечером наши сотрудники оказались втянутыми в очень неприятный инцидент, что дестабилизировало обстановку в команде. Вчера мы сформировали программу работы на пятницу, постарались учесть все возможные негативные моменты и скорректировали график, чтобы персонал чувствовал себя максимально комфортно и мог оптимально подготовиться к квалификации и гонке.

От имени команды хотел бы выразить огромную признательность шейху, Берни Экклстоуну и всем, кто помогал нам, но мы должны были удостовериться в том, что негатив остался позади, так что досрочное завершение тренировки никак не связано…

Знаете, это внутреннее дело команды, которой просто требовалась стабильность – мы обеспечили эту стабильность и выполнили намеченную программу. И это ни в коем случае не проявления неуважения к Гран При, мы сделали то, что должны были сделать, позаботились о собственном коллективе и тем самым гарантировали себе дальнейшее участие в уик-энде.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё