Бразилия'09: Роберт Кубица

Рубенс Баррикелло лидирует на старте Гран При Бразилии 2009 года, следом - будущий победитель гонки Марк Уэббер

Дорогие друзья! Очередной зимний проект F1News.Ru подошел к своему логическому завершению. На протяжении четырех месяцев мы вспоминали мгновения истории, благодаря которым Формула 1 и стала тем ярким всемирным шоу, притягивающим сегодня к себе внимание миллионов болельщиков.

Зима позади, команды завершили тесты и взяли курс на Мельбурн. Первый этап нового чемпионата мира уже не за горами. Мы рады, если истории очередного зимнего цикла помогли вам сделать межсезонье чуть более интересным. Ну а через девять месяцев предлагаем всем поклонникам Формулы 1 вновь встретиться на страницах исторической рубрики...

Бразилия'09: Роберт Кубица

Гонка #819: 18 октября 2009 года. Гран При Бразилии
Поул Рубенс Баррикелло (Brawn BGP001) - 1.19,576 (194,938 км/ч)
Лучший круг Марк Уэббер (Red Bull RB5) - 1.13,733 (210,386 км/ч)
Победитель Марк Уэббер (Red Bull RB5) - 1:32.23,081 (198,675 км/ч)

В 2009 году сценарий, по которому развивались события в Формуле 1, оказался полнейшей неожиданностью для большинства поклонников гонок. В тот самый момент, когда многолетние лидеры, Ferrari и McLaren, одновременно оказались в сложной ситуации, и по логике главными героями должны были стать парни из Red Bull Racing, долго шедшие к успеху, на сцену внезапно вышел Росс Браун с собственной командой.

Британец за один фунт стерлингов стал собственником базы и всего имущества Honda F1. Японцы после пары провальных сезонов решили отказаться от участия в Больших Призах, причем решение было принято так поздно, что у пилотов Brawn GP, Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло, почти не осталось времени на предсезонные тесты. Однако хитрая придумка – двойной диффузор – дала им такое преимущество, что британец с самого старта сезона стал коллекционировать победы, да и бразилец заставил вспомнить свои лучшие годы.

У Brawn GP не было ресурсов на модернизацию машины, пилотам пришлось на протяжении всего сезона выступать на одних и тех же шасси. Команда сразу отказалась от разработки и использования KERS – новой «игрушки» FIA. Во второй половине чемпионата Баттон и Баррикелло уже не были однозначными фаворитами, порой даже не попадали на подиум, но сумасшедший старт, шесть побед в семи гонках, обеспечил Дженсону такой задел, что его должно было хватить для завоевания титула.

Во всяком случае, на предпоследний этап сезона в Сан-Паулу британец приехал, на 14 очков опережая собственного напарника и на 16 – Себастьяна Феттеля из Red Bull Racing. Квалификация прошла в условиях тропического шторма, продолжалась без малого три часа и, разумеется, её результаты не вполне отражали реальную скорость машин. В первую десятку пробились представители девяти команд, тогда как Баттон был только 14-м, опережая, правда, и Феттеля, и обоих гонщиков McLaren. Поул же, к радости трибун, завоевал Рубенс Баррикелло.

В воскресенье ничто не напоминало о вчерашнем разгуле стихии. Со старта бразилец умчался первым, подгоняемый болельщиками. В том сезоне FIA публиковала стартовый вес машин, и все уже знали, что в боксы пилоту Brawn предстоит ехать раньше соперников. Рубенсу никогда не удавалось отличиться в домашней гонке, и едва ли кто-то сомневался, что в 2009-м он получил последний по-настоящему реальный шанс. Впрочем, им ещё требовалось правильно распорядиться.

На первом же круге случилось несколько серьезных аварий. В частности, уже в «эске Сенны» не хватило ширины асфальта Себастьяну Феттелю и пилотам McLaren, из-за чего Хейкки Ковалайнен оказался на обочине. Позже в борьбе за второе место столкнулись Кими Райкконен и Марк Уэббер, а затем Ярно Трулли и Адриан Сутил так отчаянно сражались за позицию, что оба оказались у разбитых машин, прихватив с собой и ни в чем не повинного Фернандо Алонсо.

Но самым ярким событием стал эпизод в боксах. Пострадавшие в столкновениях Ковалайнен и Райкконен отправились на пит-лейн, где Хейкки сорвался с места чуть раньше сигнала механика, вырвав большой кусок заправочного шланга. Бензин из него залил дорожку вдоль боксов – по которой в этот момент как раз ехал Кими. От контакта с нагретыми элементами машины топливо вспыхнуло – и Ferrari оказалась в центре большого огненного шара. Другой пилот, возможно, и выскочил бы в такой ситуации из кокпита, но Райкконен невозмутимо продолжил движение.

Вскоре пришла пора пит-стопов. Баррикелло первым поехал в боксы, после чего резко потерял в скорости и ничего не смог противопоставить Марку Уэбберу и Роберту Кубице, которые после собственных остановок заняли две первых позиции. Баттон же, пробившись на седьмое место, ничего не мог поделать с новобранцем Toyоta Камуи Кобаяши. Следом по трассе мчалась еще одна пара: другой японец, Казуки Накаджима, ни в какую не хотел уступать натиску Себастьяна Феттеля.

Изменить ситуацию смогли только пит-стопы. Что интересно, чуть позже по ходу дистанции гонщики из страны Восходящего солнца столкнулись между собой, тогда как Баттон и Феттель продолжили восхождение. Дженсону требовалось финишировать как можно выше, чтобы досрочно гарантировать себе титул, Себу же – добиться прямо противоположного исхода Гран При.

Что до Баррикелло, то он и после второго пит-стопа остался на третьей позиции, но теперь сзади на него наседал Льюис Хэмилтон. Пилоту McLaren в итоге удалось провести обгон в первом повороте, причем машины коснулись колесами. И пока Льюис продолжал нестись вперед, к нижней ступени подиума, у его соперника телеметрия выявила медленный прокол. Рубенсу пришлось вновь ехать в боксы – и теперь судьба титула была решена окончательно.

Дженсон Баттон финишировал в Интерлагосе только пятым, но опередил обоих соперников. Ровно через год после того, как Honda британского пилота вспыхнула ярким пламенем после финиша Гран При Бразилии, Дженсон завоевал заветный титул – во что практически невозможно было поверить ещё за месяц до старта сезона. Именно он стал главным героем этапа, несколько незаслуженно оттеснив в тень Марка Уэббера, Роберта Кубицу и Льюиса Хэмилтона, которые поливались шампанским на пьедестале.

Интересно...
Результаты Баттона и Баррикелло на Гран При Бразилии также гарантировали Brawn GP Кубок конструкторов. Поскольку под таким именем команда выступала всего один год, уже в 2010-м став Mercedes GP, Россу Брауну принадлежит уникальный рекорд, который едва ли когда-то будет повторен: Brawn GP выиграла все чемпионаты мира, в которых выходила на старт.

Роберт Кубица

Роберт Кубица

Второе место в Бразилии стало для Роберта Кубицы лучшим результатом в сезоне. Многие ожидали, что 2009-й станет бенефисом быстрого поляка и его команды BMW Sauber, но после многообещающего предыдущего сезона, когда гонщик из Кракова впервые в карьере побывал на вершине подиума, всё пошло по совершенно иному сценарию…

Роберт Йозеф Кубица, как и многие мальчишки, был неравнодушен к машинкам, но его категорически не устраивали игры в песочнице или рисование транспортных средств на бумаге – уже в четыре года Роберт смог убедить родителей, что хочет сам сидеть за рулем. Те приобрели малышу небольшой квадроцикл, на котором Кубица мог целыми днями носиться вокруг дома. В семь лет он сел за руль карта, но ещё три года вынужден был оттачивать мастерство на парковых дорожках, так как национальная федерация не допускала столь юных спортсменов к официальным соревнованиям.

В Польше соперников у гонщика попросту не нашлось, потому на семейном совете было решено, что для дальнейшего профессионального роста нужно переезжать в Европу. Роберт и его отец выбрали Италию, где конкуренция была особенно высока. Денег, правда, хватало всего на несколько гонок, но и их оказалось достаточно, чтобы Кубице предложили контракт на выступления в заводской команде. В 13 лет гонщик стал первым в истории иностранцем, выигравшим итальянский картинговый чемпионат.

С каждым новым сезоном Роберт убедительно доказывал, что в его лице автоспорт получил восходящую звезду первой величины. В 2000-м, когда гонщик проводил свой финальный картинговый сезон, в котором стал четвертым на чемпионатах Европы и мира, его уже включила в свою молодёжную программу компания Renault. Под её покровительством поляк успешно проявил себя в двухлитровой Формуле.

Роберт - пилот молодёжной программы Renault. 2004 год

Перед началом сезона 2003 года, возвращаясь с очередных тестов, Кубица попал в аварию. Машина, на которой он ехал в качестве пассажира, столкнулась с другой. Молодой пилот получил сложный перелом руки: многочасовая операция потребовала установки 18 титановых винтов для фиксации сломанных костей. Даже спустя много лет после того происшествия Роберт старался без крайней необходимости не носить рубашки с коротким рукавом, ибо шрам, оставшийся на всю жизнь, шокировал своим видом тех, кто о нём не знал.

Половина сезона была потеряна, а следующий 2004-й сложился для поляка неудачно. Renault исключила его из своей программы, но годом позже Кубица доказал, что это было ошибкой: он уверенно выиграл первенство Мировой серии, финишировал вторым в Гран При Макао, а на призовых тестах в Renault F1 проявил себя столь быстрым и состоявшимся пилотом, что мгновенно был замечен в паддоке Больших Призов и стал тест-пилотом BMW Sauber.

Поляк регулярно садился за руль третьей машины на пятничных тренировках и участвовал в тестах. В том же 2006 году один популярный британский автоспортивный еженедельник проводил фотосессию «звёзд Формулы 1 завтрашнего дня». Когда молодые гонщики собрались вместе, Льюис Хэмилтон обвел присутствующих взглядом и поинтересовался у организаторов: «А где же Кубица? Без него наша компания явно не полна».

Роберт выглядел столь уверенно, что сразу несколько команд начали с ним переговоры о возможности сотрудничества в будущем. Но и руководитель BMW Sauber Марио Тайссен прекрасно понимал, каким гоночным бриллиантом – пусть пока и не до конца сформировавшимся – он располагает.

На Гран При Италии, своей третьей гонке в Ф1, Роберт уступил лишь Михаэлю Шумахеру и Кими Райкконену

В Хоккенхайме попал в неприятную аварию пилот команды Жак Вильнев, и врачи посоветовали канадцу какое-то время не садиться за руль. На Гран При Венгрии Кубица, заменивший канадца, показал девятый квалификационный результат, опередив напарника Ника Хайдфельда, а в гонке под проливным дождем он не допустил ошибок и финишировал седьмым. Позже этот результат был аннулирован за недовес машины, но карьера Вильнева в Формуле 1 закончилась ещё до этого. Уже в третьей гонке новый пилот BMW Sauber Роберт Кубица лидировал по ходу дистанции и финишировал третьим, после чего поляку пришла пора готовиться к первому полноценному сезону в Ф1.

В 2007-м команда мюнхенского автоконцерна пребывала в отличной форме. Машина ехала быстро и надёжно, и хотя поляк ни разу не смог подняться на подиум, он 11 раз в 17 гонках заработал очки, причем трижды финишировал четвертым. Но куда больше запомнилось даже не шестое место молодого спортсмена в таблице общего зачета, а его авария на Гран При Канады. Её кадры обошли все телеканалы мира. Казалось, после серии ударов об барьеры, первый из которых произошел на скорости за 300 км/ч, у пилота нет шансов выбраться в целости из искореженного остова машины.

Однако, когда Роберта доставили в госпиталь, врачи диагностировали лишь неопасные для жизни ушибы. Кубица пропустил следующий этап, когда его весьма удачно подменил новичок по имени Себастьян Феттель, но затем вернулся за руль и следующей зимой сделал особый акцент на работу с шинами – именно в этом компоненте он уступал Хайдфельду в 2007-м.

И если тогда немцу удалось взять верх во внутрикомандном споре, то 2008-й явно остался за пилотом из Кракова. BMW Sauber удалось сделать ещё шаг вперед, и теперь подопечные Тайссена боролись уже не позади Ferrari и McLaren, а участвовали в поединке лидеров. На первом этапе Роберт не смог финишировать по вине новичка Казуки Накаджимы, но затем выдал более чем убедительную серию, включавшую поул в Бахрейне, четыре подиума в шести гонках – и, как вершину сезона, победу в Канаде.

Безусловно, в Монреале не обошлось без удачного стечения обстоятельств, шутили даже, что Фортуна возвращает пилоту должок за прошлогодние события, но никто не считал случайностью тот факт, что Роберт вышел в лидеры чемпионата. Он действительно был стабилен и быстр – и если бы в компании BMW приняли решение продолжать сезон своим чередом, планомерно модернизируя машину, вовсе не факт, что чемпионская корона досталась бы в итоге Льюису Хэмилтону.

Победный финиш Кубицы на Гран При Канады 2008 года

Однако баварцы предпочли направить все усилия на подготовку к следующему году. И даже в таких условиях Кубица до предпоследнего Гран При сохранял шансы на то, чтобы стать сильнейшим пилотом 2008-го. Он еще трижды побывал на подиуме, включая второе место на Гран При Японии, и в итоге закончил сезон четвёртым. Надо ли говорить, что Роберт не просто доказал свое право называться пилотом Формулы 1, но и застолбил место в очень узком кругу избранных, кого считают несомненными лидерами.

Лишь одно тяготило гонщика: он умел и любил работать с техникой, а в BMW Sauber предпочитали действовать, опираясь на собственное видение ситуации. Религией команды был порядок, что неудивительно для немцев. Кубице же хотелось чуть больше свободы и творчества. Пока машина была быстра – он готов был мириться с такой ситуацией, но в 2009-м от былой скорости, увы, остались лишь воспоминания.

Сезон, с которым были связаны такие надежды, на поверку получился сложным. Изначально неверная концепция машины привела к нехватке скорости. Приходилось работать днем и ночью, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Лишь на седьмом этапе пришли первые очки, лишь на 12-м Роберт смог подняться на финише выше седьмого места. Потому подиум в Бразилии можно назвать маленьким чудом – ведь завоеван он был в реальной борьбе на трассе.

Но к тому времени в BMW уже объявили, что отказываются от Формулы 1. Кубица оказался в непростой ситуации. Конкуренция за места в топ-командах в тот момент была остра, как никогда. Даже заслуги Роберта ничего ему не гарантировали. Гонщик договорился с давними знакомыми из Renault, но и их команда оказалась в подвешенном положении.

В итоге, усилиями фонда Genii, ситуацию удалось урегулировать – и в последний день января 2010-го Кубица уже позировал в ярко-желтом комбинезоне на презентации в Валенсии. Никто не ждал от команды чудес, и первую гонку поляк закончил 11-м. Но затем он поверг паддок в шок, заняв второе место в Австралии, а после этого заработал очки во всех оставшихся гонках, кроме тех трёх, где не смог добраться до финиша.

На этот раз атмосфера в команде оказалась именно такой, как предпочитал пилот, потому сотрудничество оказалось невероятно продуктивным. В Монако Роберт стартовал вторым и финишировал третьим, еще один трофей завоевал в Бельгии, а в Японии пополнить коллекцию трофеев помешало лишь открутившееся колесо.

На Гран При Монако 2010 года поляк подтвердил свой класс, финишировав третьим

Renault F1 явно преодолела кризис и в 2011-м обещала стать грозной силой. На первых же предсезонных тестах поляк показал лучшие секунды. Надо отметить, что даже на пороге 30-летия Роберт Йозеф Кубица по-прежнему оставался неравнодушен к машинкам. Его категорически не устраивали одни лишь выступления в Формуле 1 – Роберт участвовал и в множестве других соревнований, хотя это и не вызывало восторга у его формульных боссов.

Туманным утром 6 февраля 2011 года раллийная машина, ведомая Кубицей, мчалась по узкому асфальтовому серпантину провинции Андора на севере Италии – страны, где гонщик прожил почти половину жизни, и где за него болели, как за своего. В очередном повороте машина заскользила к обочине и по касательной ударила металлическое ограждение. Его крайняя секция не была соединена с основной частью, потому осталась на месте, когда та прогнулась наружу от поворота.

Тяжелый металлический штырь распорол невесомый гоночный металл, вонзившись в руку и ногу пилота. Несколько часов продолжалась спасательная операция, и лишь благодаря виртуозной работе медиков удалось спасти жизнь спортсмена. Роберт выздоравливал почти год.

Как говорят, сейчас он уже может вести обычную жизнь. Но возвращение Кубицы в спорт раз за разом откладывается. Гоночный мир замер в ожидании, ибо неопределенность – это всегда надежда, но чем больше времени проходит с момента ужасной февральской аварии, тем меньше шансов, что один из самых ярких пилотов наших дней сможет вернуться за руль. Однако надежда, как известно, умирает последней – и мы ждем тебя в Формуле 1, Роберт!


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё