Австралия'03: BAR 005

Победный финиш Дэвида Култхарда на Гран При Австралии 2003 года
Гонка #698: 9 марта 2003 года. Гран При Австралии
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) - 1.27,173 (218,999 км/ч)
Лучший круг Кими Райкконен (McLaren MP4-17D) - 1.27,724 (217,623 км/ч)
Победитель Дэвид Култхард (McLaren MP4-17D) - 1:34.42,124 (194,868 км/ч)

После тотального доминирования Ferrari в 2002-м Формуле 1 нужна была хорошая встряска, и после первой гонки следующего сезона поклонники Больших Призов остались в полном восторге. Дело было даже не в том, что впервые в XXI веке ни один из гонщиков Скудерии не смог подняться на подиум – событий на трассе в мельбурнском Альберт-парке произошло столько, что довольны были даже самые взыскательные болельщики. Правда, по итогам гонки сложно было сделать вывод, что же помогло превратить австралийский этап в яркий спектакль – новые правила или же прошедший незадолго до старта дождь.

Поначалу, правда, всё выглядело совершенно привычным образом: уже после пары кругов пилоты на алых машинах умчались от всех преследователей на 10 секунд. Однако Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло предпочли проехать стартовый отрезок на промежуточных шинах, тогда как остальные, в большинстве своем, рискнули поставить слики. Так что пит-стопы Ferrari были неизбежностью, поскольку асфальт быстро подсыхал.

Баррикелло, вдобавок, наказали за фальстарт – однако доехать до боксов он так и не успел, почти тут же разбив машину. Михаэль же вскоре отправился за комплектом резины без протектора, и новым лидером стал Хуан-Пабло Монтойя из Williams. Колумбийцу тоже удалось создать определенный задел, пользуясь тем, что все остальные застряли позади Sauber Хайнца-Харальда Френтцена, но скоро на трассе показалась машина безопасности – в нескольких поворотах требовалось убрать обломки, оставшиеся после аварий.

Монтойя вновь начал отрываться после возобновления гонки, но топливо в баках его машины уже заканчивалось – и Хуану пришлось, в свою очередь, ехать на дозаправку. Третьим по счету лидером Гран При Австралии стал Кими Райкконен. В этом не было бы ничего удивительного – пилота McLaren небезосновательно относили к числу лидеров, – вот только в конце прогревочного круга финн свернул в боксы, из-за чего стартовал самым последним. А уже к 17-му кругу он оказался первым!

Правда, расслабляться финну было некогда – на него вплотную наседал Шумахер. Если бы пилоты вели дуэль на какой-нибудь другой трассе, Михаэль давно бы пошел в атаку, но на коротких прямых Альберт-парка даже определенное преимущество в скорости не позволяло ему провести обгон. Кроме того, Кими отчаянно защищался, не оставляя сопернику ни сантиметра лишнего асфальта. Порой Ferrari и McLaren даже оказывались бок о бок, но Райкконен ни в какую не хотел отдавать лидерства.

Борьба Кими Райкконена и Михаэля Шумахера на Гран При Австралии 2003 года

Михаэль, так и не добившись своего, отправился в боксы. Когда пит-стоп провёл и Кими, пилоты вновь оказались на трассе рядом – в прежнем порядке. Монтойя был впереди, но ему не хватало топлива, чтобы добраться до финиша, потому и Шумахер, и Райкконен прекрасно понимали, что на кону в их поединке стоит победа. А вот чего ни один из гонщиков не ожидал – так это ударов судьбы. Однако, в скором времени таковые настигли обоих.

Сначала судьи наказали финна за превышение скорости в боксах, а потом на машине немца сорвало с креплений боковой дефлектор, поврежденный о поребрики – и углепластиковая деталь стала раскачиваться на последнем уцелевшем крепеже, периодически опасно смещаясь в сторону. Вердикт представителей FIA был однозначным – оранжевый флаг с желтым кругом – обязательный пит-стоп для устранения неисправности.

Лидерство вновь оказалось в руках Монтойи. До финиша оставалось всего десять кругов, и многим показалось, что главные события позади, и теперь нужно лишь спокойно доехать до клетчатого флага, благо, в непосредственной близости от Williams колумбийца никого из соперников не было. Не тут-то было! В совершенно безобидной ситуации Хуан допустил ошибку, его машину закрутило и легонько стукнуло о забор. Повреждения были не фатальными, но пока Монтойя разворачивался и набирал ход, мимо успел промчаться Дэвид Култхард.

Из-за этой ошибки Хуан-Пабло Монтойя упустил победу на Гран При Австралии 2003 года

Опытный шотландец поначалу не был заметен в гонке. Стартовал он только 11-м, провел ранний пит-стоп, долгое время держался в конце первой десятки. Но грамотная тактика и выезды машины безопасности позволили гонщику приблизиться к лидерам, а когда те сами наделали ошибок – он вышел вперед и уже не упустил своего.

Австралийская победа стала для ДиСи 13-й и последней в карьере. Монтойя в итоге финишировал вторым, Райкконен стал третьим. Ну а Михаэль Шумахер, как известно внимательным читателям почти с самого начала этой истории, в Альберт-парке так и не попал на подиум, хотя и располагал в тот день, похоже, самой быстрой машиной.

Интересно...
Сейчас представить такое невозможно, но всего 10 лет назад Ferrari начала новый сезон с прошлогодней машиной. Модель F2002 была так хороша, а регламент столь стабилен, что в Скудерии решили не спешить с переходом на новую технику. Первый этап в известной степени стал для команды холодным душем, ибо преимущество над соперниками оказалось уже не столь ощутимым, как в 2002 году. Однако ускорить технологические процессы было уже невозможно, и новая F2003-GA вышла на трассы лишь на пятом Гран При сезона.

BAR 005

BAR 005 Honda

Шестым, показав лучший квалификационный результат в сезоне, австралийскую гонку начинал Жак Вильнев из команды BAR. Его напарник Дженсон Баттон расположился на решетке восьмым. Оба выступали на машинах модели 005.

«Пятёрка» стала первым продуктом масштабной программы реорганизации команды. Амбициозный проект табачной компании BAT дебютировал в Ф1 в 1999 году. Несмотря на громкие авансы, результаты давались с огромным трудом. К третьему сезону удалось добиться лишь некоторой скорости, тогда как ни надежности, ни стабильности у BAR по-прежнему не было.

Перемены назрели – и для начала был уволен руководитель и один из основателей команды Крейг Поллок, которого заменил Дэвид Ричардс. Он-то и стал выстраивать новую структуру, заменив большую часть сотрудников. Одним из новобранцев команды стал главный конструктор Джефф Уиллис, а модель 005 можно назвать первым результатом его трудов.

При её разработке решено было отказаться от имеющихся наработок и проектировать с чистого листа. В итоге свет увидело более компактное, легкое и прочное шасси, имеющее, к тому же, более низкий центр тяжести, чем прошлогоднее 004. Уиллис реализовал концепцию внутренних переборок, позволившую добиться улучшения по большинству параметров, не испытывая при этом проблем с краш-тестом FIA.

Узлы, агрегаты и детали BAR 005

Были полностью переработаны топливная система и система охлаждения, в подвеске появились горизонтальные торсионы. Общее количество деталей, из которых состоит машина, удалось уменьшить на 10% – а значит, выросла надёжность. Компания X-Trac разработала совершенно новую 7-скоростную коробку передач в легком картере из алюминиевого сплава.

Ричардсу удалось убедить компанию Honda с 2003 года отказаться от сотрудничества с остальными командами и полностью сосредоточиться на BAR – особенно обидно в этой ситуации было Эдди Джордану, ведь его парни и в 2001, и в 2002-м годах зарабатывали больше очков, чем пилоты «британо-американских табачников». Новый двигатель RAE003, под стать шасси, стал легче и мощнее, параллельно получив более низкий центр тяжести.

Зимой особое внимание уделялось работе с шинами Bridgestone – вели её Жак Вильнёв и новобранец команды Дженсон Баттон, также приглашенный Ричардсом. В итоге на старт сезона вышла совершенно новая BAR, готовая к серьезным свершениям. Правда, первая гонка из-за тактических ошибок принесла лишь девятое и десятое места, но затем результаты стали расти.

Руль BAR 005

Баттон финишировал четвертым в Австрии, в Испании показал пятый квалификационный результат и заработал очки в общей сложности в семи гонках. В Монако, правда, он не смог выйти на старт, угодив в субботу в серьезную аварию. Зато в Индианаполисе Дженсон вышел в лидеры гонки и имел отличные шансы подняться на подиум, но не сдюжил мотор.

Вильнев выступал не столь здорово и на финальном этапе был заменен на Такуму Сато. Гонка на Сузуке стала для BAR 005 финальной – и самой успешной. Баттон вновь какое-то время занимал первую позицию, а в итоге финишировал четвёртым, Сато стал шестым.

«Пятерка» не принесла команде ни одного подиума, но прогресс был заметен невооруженным глазом: прежде всего, остались в прошлом резкие и необъяснимые провалы, а построенная на базе машины 2003 года модель 006 стала в следующем сезоне самой успешной в истории команды, позволив завоевать один поул, 11 подиумов и второе место в Кубке конструкторов.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё