Испания'02: Ник Хайдфельд

Михаэль Шумахер лидирует на старте Гран При Испании 2002 года
Гонка #685: 28 апреля 2002 года. Гран При Испании
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) - 1.16,364 (222,984 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) - 1.20,355 (211,909 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) - 1:30.29,981 (203,753 км/ч)

Испанская гонка 2002 года начала терять участников ещё до старта. В Minardi после нескольких поломок антикрыльев в предварительных сессиях решили вовсе отказаться от выступлений, а Рубенс Баррикелло, заявлявший после второго места по итогам квалификации о претензиях на победу, не смог включить передачу на старте прогревочного круга.

Череда неприятностей продолжалась и после того, как погасли огни светофора. Первый поворот обошелся без серьёзных аварий, но в толчее кто-то стукнул сзади McLaren Кими Райкконена – и вскоре финн, также входивший в группу лидеров, остался без заднего крыла.

Кими Райкконен возвращается в боксы после потери заднего антикрыла на Гран При Испании 2002 года

На какое-то время сходы прекратились, но затем гонщик Williams Ральф Шумахер, занимавший поначалу второе место, избрал слишком широкую траекторию на выходе из очередного поворота – и пополнил неприятный список, оставшись без передней части аэродинамического «оперения». Визит в боксы отбросил его далеко назад.

Чуть позже неприятности возникли и у другого пилота Фрэнка Уильямса – Хуан-Пабло Монтойя так хотел побыстрее вернуться на трассу после замены колес и дозаправки, что сорвался с места раньше, чем нужно. В итоге двое механиков получили неприятные травмы, а сам колумбиец потерял драгоценные секунды. Однако он все же смог сохранить за собой вторую позицию, так как к тому моменту уже довольно много выигрывал у Дэвида Култхарда из McLaren. В дальнейшем обоим удалось без приключений довести гонку до финиша и подняться на подиум.

Пилоты Renault Ярно Трулли и Дженсон Баттон также выглядели в Барселоне претендентами на хороший результат и долго держались в шестёрке сильнейших, но на последних кругах обоих подвела техника, так что четвертое и пятое места в итоге достались представителям Sauber – Нику Хайдфельду и Фелипе Массе.

Оба гонщика Петера Заубера финишировали в Барселоне в пятёрке сильнейших

Ну а что же с победителем? Его имя едва ли вызывало у кого-то сомнения ещё до начала уик-энда. Выиграв три из четырех предшествующих гонок и на секунду с лишним опередив представителей других команд в квалификации, Михаэль Шумахер выглядел явным фаворитом. В Барселоне залогом хорошего результата всегда было удачное шасси, а с этим в 2002-м у Ferrari был полный порядок.

Потому, сорвавшись с полупустой первой стартовой линии, немец взял такой темп, что мгновенно скрылся у преследователей из виду. Не атакуя сверх меры, он все равно «привез» Монтойе и Култхарду добрых полминуты, попутно записав себе в актив такое редкое статистическое достижение, как «Большой шлем».

Интересно...
Если для Шумахера сезон складывался как нельзя лучше – уже после пяти гонок он заработал больше очков, чем два его ближайших преследователя, вместе взятые – то другой гонщик Скудерии был далек от благодушия. Рубенс Баррикелло лишь однажды смог добраться до финиша, потому в таблице общего зачета располагался далеко позади, имея в семь раз меньше очков, чем у напарника. Однако Ferrari F2002 была очень хорошей машиной, и к концу сезона бразилец смог подняться до второй строчки личного зачёта...

Ник Хайдфельд

Дебютант Формклы 1 Ник Хайдфельд. 2000 год

Четвёртым, показав лучший результат в сезоне, испанскую гонку закончил Ник Хайдфельд. Немец, которого еще в молодости прозвали «Быстрым Ником», отличался невысоким, всего 165 см, ростом и несомненным талантом. Его главным козырем в Формуле 1 со временем стала даже не скорость в чистом виде, а её убийственное сочетание с потрясающей стабильностью. Стирлинг Мосс по праву считается лучшим пилотом в истории Ф1 из числа тех, кто так и не стал чемпионом мира. Хайдфельда же впору называть сильнейшим пилотом Гран При, так и не познавшим за карьеру вкуса победного шампанского Формулы 1…

Немец был вторым из трех сыновей в семье, и хотя его братья тоже пробовали себя за рулем, добиться успеха им не удалось. А вот Нику в молодежных сериях просто не было равных. Едва придя из картинга, он стал коллекционировать кубки и титулы, причем почти всегда становился сильнейшим в первом же сезоне. Начав в 17-летнем возрасте с национальной Формулы Ford 1600, уже к 20 годам он стал чемпионом сильной немецкой Ф3 и имел в своем активе победы в Монако и Макао.

Такие результаты не могли остаться незамеченными – и под свое покровительство земляка взял ещё щеголявший в ту пору пышными усами Норберт Хауг. О лучшем варианте для молодого гонщика в ту пору и мечтать не приходилось. Ник стал тест-пилотом McLaren, параллельно выступая за молодежную команду британцев в Формуле 3000. В первом же сезоне, одержав три победы, он приехал на финальный этап, уступая всего три очка Хуану Монтойе. Хайдфельду достаточно было просто выиграть на домашнем Нюрбургринге, он даже завоевал поул – но затем выяснилось, что из-за ошибки механиков в баке его машины оказалось не такое топливо, как требовал регламент.

Ник стартовал 33-м (!) и финишировал девятым, проиграв спор за титул. Годом позже он наголову разбил всех соперников в Ф3000, чтобы в 2000-м дебютировать в Формуле 1. В McLaren вакансий в ту пору не было, и гонщик оказался в Prost. Несмотря на неплохую форму команды в предыдущем сезоне, на этот раз всё обстояло заметно хуже. Дебютный чемпионат не принес Нику очков и запомнился лишь множеством технических сходов и несколькими столкновениями с напарником Жаном Алези.

Ник в гостях у баскетболиста Шакила О'Нила. 2001 год

Впрочем, локальные неудачи не сказались на имидже «Быстрого Ника». Трёхлетний контракт ему предложил Петер Заубер – и ни разу об этом не пожалел. Первую гонку сезона Хайдфельд закончил четвёртым, в третьей поднялся на подиум. По итогам года он занял восьмое место в чемпионате мира. Тогда же, в конце 2001-го, Мика Хаккинен объявил, что какое-то время не планирует выступать в Ф1. Это был тот шанс, которого любой пилот ждёт с самого начала карьеры. Эксперты были единодушны – после двух сезонов в Ф1 и многих тысяч тестовых километров именно Ник – идеальная кандидатура.

Но Рон Деннис выбрал другого пилота Sauber – Кими Райкконена, хотя и в квалификациях, и в гонках тот смотрелся послабее немца. Хайдфельду же ничего не оставалось, как остаться в швейцарской команде. Еще год – и история повторилась: Фелипе Масса, проиграв Нику по ходу сезона, перешел в Ferrari, тогда как самому немцу дорога наверх вновь оказалась закрыта. Его уже не звали на тесты в McLaren, а в 2003-м гонщик впервые в карьере уступил напарнику – опытному Хайнцу-Харальду Френтцену. Контракт с Sauber закончился, и нового ему не предложили, пригласив в команду Джанкарло Физикеллу.

Многие карьеры, начавшиеся с громких авансов, в подобной ситуации приходили к своему логическому завершению, но Ник сдаваться не собирался. Проведя год за рулем безнадёжного Jordan, в январе 2005-го немец приехал на отборочные тесты Williams. Его главным соперником был бразилец Антонио Пиццония, который, помимо неплохой скорости, располагал еще и солидным спонсорским пакетом. Каждый из гонщиков провел за рулем один день в рамках обычной предсезонной сессии, каждый в этот день проехал быстрее всех соперников. Спустя несколько дней контракт был заключен с Хайдфельдом.

В сезоне 2005 года команда Фрэнка Уильямса использовала моторы BMW и представляла собой грозную силу. В Монако Ник финишировал вторым, на Нюрбургринге завоевал поул и вновь уступил только победителю, однако в Италии он попал в серьезную аварию на тестах, а потом, восстанавливаясь дома от травм, во время велопрогулки угодил в аварию с мотоциклистом и выбыл до конца сезона.

Хайдфельд за рулем Williams на пути ко второму месту в Гран При Монако 2005 года

Гонщику не удалось закрепиться в Williams, но – на его счастье – именно в тот момент боссы BMW решили выставить в Ф1 собственную команду – и её босс Марио Тайссен без раздумий предложил Нику контракт. Так начался самый успешный период в карьере немецкого пилота – наконец-то он нашел коллектив, где с ним говорили на одном языке, как в прямом, так и в переносном смысле.

Дебютный сезон BMW-Sauber принес Хайдфельду подиум в Венгрии, а уже с 2007-го Ник по-настоящему утвердился в группе лидеров. Он регулярно навязывал борьбу пилотам Ferrari и McLaren, всего дважды не смог добраться до клетчатого флага и регулярно финишировал в первой шестёрке. Несмотря на возраст (а немцу уже исполнилось 30 лет) он уверенно переиграл своего молодого – и, как считали многие, более талантливого – напарника Роберта Кубицу. Показательным в этом плане стал Гран При Европы, где пилоты BMW-Sauber не смогли разъехаться в первом повороте, но Ник, несмотря на шесть пит-стопов, на последнем круге смог-таки обогнать поляка.

В 2008-м чуть удачнее проехал уже Роберт, однако его победа в Канаде, оказавшаяся для подопечных Тайссена первой и единственной в Ф1, едва ли стала бы возможна, если бы Хайдфельд не показал себя в Монреале стопроцентно командным игроком. Он сначала пропустил Роберта, когда мог этого не делать, а затем в очень важный момент сдержал Фернандо Алонсо – чем, фактически гарантировал напарнику победу. Сам он в итоге финишировал вторым, как и еще в трёх гонках того сезона. Однако итогом чемпионата оказалось шестое место против пятого годом ранее.

В BMW-Sauber предпочли после канадской победы отказаться от совершенствования машины, направив все усилия на подготовку к 2009-му, когда в силу вступал существенно обновленный регламент. Многие предрекали баварцам новые успехи, но на деле все обернулось полным провалом. Ник занял второе место в Малайзии, но лишь из-за дождя – в 11-ти первых Гран При ему ещё лишь раз удалось заработать очки, хотя до финиша гонщик добирался регулярно. Потом грянул кризис, и в Мюнхене решили вовсе свернуть формульную программу.

Так Хайдфельд впервые в карьере остался без работы. Он формально числился в должности «резервиста» Mercedes, проводил тесты для Pirelli и выступал экспертом в телеэфире, но гонки проходили без его участия. Лишь осенью немца вновь пригласил на замену его старый знакомый Петер Заубер, и Ник ещё пять раз вышел на старт.

Расставание Ника Хайдфельда с Ф1 прошло под аккомпанемент пламени на Гран При Венгрии 2011 года

После этого, казалось, его карьера завершена окончательно. Однако гонщику вновь улыбнулась удача. Роберт Кубица, которому Ник когда-то помог одержать первую победу, попал в аварию на февральских раллийных гонках – и именно Хайдфельда пригласили занять освободившийся кокпит Renault. Уже во второй гонке немец принес новой команде призовой кубок.

Летом стало ясно, что черно-золотистые машины ощутимо теряют в скорости в сравнении с соперниками. На Нюрбургринге Ник попал в серьезную аварию по вине Себастьена Буеми, в Венгрии вынужден был спешно выпрыгивать из вспыхнувшей машины. Это, как оказалось, были его последние выступления в Гран При – после летней паузы за руль усадили Бруно Сенну.

В 2012 году Нику Хайдфельду предстоит выступать в соревнованиях на выносливость. Пилот, которого в паддоке уважают за пунктуальность и обстоятельность, по-прежнему любит «отжечь» на танцполе дискотеки, он живёт в Швейцарии со своей невестой Патрицией, заключать брак с которой не спешит даже после того, как она подарила ему дочку Юни и сыновей Йоду и Юстаса. А ещё немец долгое время оставался единственным пилотом Ф1, выходившим на старт с довольно обстоятельной бородой. Теперь эта роль в Больших Призах стала вакантной…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости