Монако'08: Казуки Накаджима

Льюис Хэмилтон на трёх колёсах мчится к победе в Гран При Монако 2008 года
Гонка #791: 25 мая 2008 года. Гран При Монако
Поул Фелипе Масса (Ferrari F2008) - 1.15,787 (158,655 км/ч)
Лучший круг Кими Райкконен (Ferrari F2008) - 1.16,689 (156,789 км/ч)
Победитель Льюис Хэмилтон (McLaren MP4-23) - 2:00.42,742 (126,170 км/ч)

Если Гран При Монако проходит под дождем – гонка всегда превращается в зрелищный и непредсказуемый спектакль, в котором любой пилот может блеснуть – или вдребезги расколотить машину. Так было и в 2008 году, который проходил в чемпионате мира под знаком противостояния Ferrari и McLaren.

Предварительные сессии прошли на сухой трассе и закончились с преимуществом Скудерии. Фелипе Масса показал лучшие секунды в каждой из трёх частей квалификации и был очень доволен – всем известно, что в Монако значимость поула много выше, чем на любой другой трассе. Особое удовольствие, нет сомнений, бразильцу доставлял тот факт, что своего напарника Кими Райкконена он обыграл на 0,028 секунды, а Льюиса Хэмилтона из McLaren – на 0,052.

Однако в воскресенье полило с самого утра. Гонки молодёжных серий наглядно показали, что рассчитывать на легкую жизнь в таких условиях не стоит ни фаворитам, ни аутсайдерам. Лишь один пилот имел возможность хоть что-то разглядеть в пелене брызг – лидер. Потому на первых метрах каждый старался показать максимум того, на что способен. Однако Масса не сплоховал, раньше всех примчался к первому повороту и устремился вверх, к казино.

Хэмилтон, впрочем, сумел опередить замешкавшегося Райкконена и оказался вторым. Британец по мере сил пытался преследовать лидера, но условия были действительно сложными: то один, то другой пилот допускали ошибки, которые зачастую заканчивались сходами или серьезным повреждением техники. Льюис тоже не смог избежать неприятностей: в повороте Tabac его машина заскользила и задней частью «прочертила» вдоль ограждения. Шина не выдержала контакта и разлетелась в клочья…

Гонщик добрался до боксов, а из-за того, что отрывы к тому моменту были уже довольно велики, он смог продолжить гонку пятым. Но шансы Массы на победу после этого происшествия ощутимо выросли: вышедшего на второе место Роберта Кубицу из BMW Sauber Фелипе опережал уже на десять секунд.

Впрочем, вскоре они превратились в несколько десятых: дождь усилился, и у отеля Де Пари один за другим врезались в рельс Дэвид Култхард и Себастьен Бурдэ. Машины сцепились колёсами, и для их эвакуации судьи решили выпустить на трассу серебристый Mercedes Бернда Майландера. Поскольку на сырой трассе в Монако топливо расходовалось очень экономно, в командах не стали проводить пит-стопы.

Несмотря на Все усилия, Фелипе Масса проиграл Роберту Кубице спор за второе место в Гран При Монако 2008 года

Время для визитов в боксы пришло только на середине дистанции, а до этого момента гонщики продолжали бороться друг с другом, но прежде всего – с погодными условиями. На этот раз не повезло Массе, который стал вновь понемногу отрываться, но не вписался в первый поворот. Для таких случаев у расположенной там небольшой церквушки, как известно, есть крошечная зона безопасности. Фелипе хватило места, чтобы затормозить, развернуться и вернуться в гонку. Однако Роберт Кубица успел проехать мимо.

Поляк какое-то время лидировал, но затем вновь оказался позади пилота Ferrari, когда тот и другой побывали на первом плановом пит-стопе. Но самое удивительное было даже не в этом: Льюис Хэмилтон, машина которого вновь работала, как часы, отыграл время, потерянное после аварии, в момент выезда на трассу машины безопасности – и теперь мчался вперед в качестве нового лидера.

Дождь тем временем стих, но пилоты не спешили отказываться от дождевых шин, поскольку это сулило перечеркнуть все их усилия. Лишний раз в этом всех убедила авария Нико Росберга. В тот момент, когда траектория, казалось, уже полностью высохла, немец из Williams перешел на слики – и почти сразу же вдребезги расколотил машину у бассейна. Оставшихся участников гонки вновь собрал автомобиль безопасности.

Победитель Гран При Монако 2008 года Льюис Хэмилтон

Все лидеры к тому моменту также провели финальный пит-стоп, получив резину без протектора. И если Хэмилтон удержался впереди, то представителям BMW Sauber удалось вернуть «должок» соперникам из Ferrari – Кубица вновь оказался впереди Массы. Казалось, что на финальных кругах именно Фелипе будет быстрее всех, но Монако – это Монако. Обгонять здесь крайне сложно, потому первая тройка сохранилась в неизменном виде до самого финиша. И Льюис, несмотря на аварию в дебюте, смог одержать победу в самой престижной гонке чемпионата.

Интересно...
Среди множества происшествий, случившихся за два часа на улицах княжества, самым досадным, безусловно, было столкновение Force India Адриана Сутила и Ferrari Кими Райкконена за десять кругов до финиша. Немец, выступавший на безнадежно медленной машине новой команды, стал едва ли не единственным, кому удалось избежать ошибок: с 17-го места он поднялся на четвертое и был готов принести Force India первые очки в её короткой истории.



Финн, напротив, под дождем выглядел не лучшим образом. Он стартовал вторым, но быстро откатился на шестую позицию. Лишь по сухой трассе гонщик Ferrari смог прибавить, а выезд автомобиля безопасности позволил ему оказаться вплотную за Сутилом. На торможении после тоннеля машину Кими стало дергать вправо-влево, гонщик не успел погасить скорость – и врезался в соперника сзади. Адриану ничего не оставалось, как прекратить борьбу...

Казуки Накаджима

Казуки Накаджима

Седьмым в Монако финишировал пилот Williams Казуки Накаджима. Молодой японец проводил в Ф1 свой первый полный сезон и смог уже в третий раз в шести гонках на старте чемпионата заработать очки.

Каз, как называли спортсмена в молодости, был гонщиком во втором поколении. Он родился в семье человека, имя которого для японских поклонников гонок стало легендой. Сатору Накаджима выступал за одну команду с Айртоном Сенной, Нельсоном Пике и Жаном Алези, много раз финишировал в шестёрке сильнейших, а по завершении карьеры стал президентом Формулы Nippon и руководителем собственной команды.

Однако, как известно из истории автоспорта, сами по себе отцовские гены ничего не значат – пробиваться к гоночным вершинам молодым пилотам приходится самостоятельно. Казуки нашел в этом вопросе изящнейшее решение – после успехов в картинге он добился включения в молодёжную программу Toyota. И это при том, что Сатору-сан на протяжении всей карьеры был гонщиком Honda! О том, сколь принципиальным является соперничество между двумя этими марками, лишний раз говорить не стоит.

В 2003-м Каз провел свой первый полноценный сезон в «школьной» Формуле Toyota – и сразу завоевал титул. Через два года он стал вице-чемпионом национальной Ф3. Настало время перебираться в Европу. То, чего Сатору смог добиться только в 33-летнем возрасте, его сын легко сделал уже в 21 год. Соперниками молодого пилота в европейской Формуле 3 были Себастьян Феттель и Пол ди Реста, но Казуки в первой же гонке финишировал вторым, а по итогам сезона завоевал одну победу и четыре подиума, заняв в генеральной классификации седьмое место. А ведь ему приходилось учить не только незнакомые трассы, но и английский язык, который молодой человек прежде едва знал!

Программа на следующий, 2007 год, выглядела просто и невероятно – полный сезон в GP2 за команду DAMS и роль тест-пилота в Williams-Toyota. В ту пору испытательные заезды ещё не были лимитированы так жестко, как в наши дни, и японец проехал за рулем машины Ф1 семь тысяч километров. В GP2 поначалу все складывалось непросто, но уже к лету молодой гонщик выдал серию из пяти подиумов подряд.

Первую гонку в Ф1 Казуки провел на Гран При Бразилии 2007 года

По итогам сезона он стал лучшим новичком, ну а главный приз получил в октябре. Представители Toyota смогли уговорить Алекса Вурца завершить карьеру досрочно – и на финальном этапе чемпионата мира в Бразилии в кокпите Williams сидел Казуки. До этого он уже пять раз участвовал в пятничных тренировках, а теперь, стартовав в Интерлагосе 19-м, смог в финишном протоколе замкнуть десятку сильнейших. При этом лучшее время круга, показанное Накаджимой, превзошло результат его напарника Нико Росберга.

Подготовительные стадии карьеры быстро остались позади – 23-летний пилот стал полноправным участником Формулы 1. Впереди его ждала нешуточная борьба. О том, что уступать он не намерен, Казуки дал понять уже на первом этапе в Австралии, где финишировал шестым, несмотря на столкновение с Робертом Кубицей, стоившее потери десяти позиций на старте следующей гонки.

Всего по ходу сезона дебютанту лишь дважды не удалось добраться до клетчатого флага, зато он частенько финишировал в первой восьмёрке. Накаджиме удалось стать первым представителем своей страны, заработавшим очки в Монако, а на Гран При Сингапура он пробился в финальную часть квалификации. Правда, Нико Росберг, выступавший на такой же машине, в том сезоне дважды поднимался на подиум, но в целом Каз произвел хорошее впечатление, опередив по итогам сезона Дэвида Култхарда и Дженсона Баттона. Главное же – Williams продлила с ним контракт ещё на год.

В 2009-м машина позволяла бороться за хорошие результаты: Росберг финишировал в первой восьмерке на протяжении семи гонок подряд, а вот у Накаджимы дела не ладились. Он стал чаще ошибаться, иногда отворачивалась Фортуна или неверной оказывалась тактическая схема. В четырех гонках по ходу сезона он поднимался на четвертую позицию, в Бразилии в какой-то момент по ходу дистанции оказался даже третьим – но заработать хоть одно очко гонщику так и не удалось. Особенно обидным было поражение в Турции, где заминка на финальном пит-стопе перечеркнула отличное выступление.

Самая известная авария Накаждимы в Ф1: с участием японца и Джанкарло Физикеллы на старте Гран При Турции 2008 года

Даже пятое место по итогам квалификации в Сильверстоуне, добытое Казуки, не помогло гонщику. Он оказался единственным, кто провел все гонки сезона, но так ни разу и не финишировал в первой восьмёрке. Быть может, его усилия и получили бы оценку в компании Toyota, которая продолжала поддерживать соотечественника, но на беду Накаджимы в Формулу 1 яркой кометой ворвался молодой Камуи Кобаяши…

Контракт на 2010 год гонщику предложил лишь Зоран Стефанович, но его авантюрный проект Stefan GP так и не продвинулся дальше нескольких отправленных в разные уголки мира контейнеров и громких заявлений. Год был потерян – и в паддоке, где воспоминания стираются быстро, это имело необратимый эффект.

В 2011-м Накаджима гонялся сразу в нескольких японских первенствах, причем не без успеха. Но законы автоспортивного мира жестоки – уехать из Страны восходящего солнца в Европу можно всего один раз. Гонщику вновь повезло – Toyota включила его в свою программу по гонкам на выносливость. Поскольку эти соревнования с 2012 года получили статус чемпионата мира, Казуки даже имеет шанс завоевать заветный титул. Однако в Формуле 1 многообещающему пилоту так и не удалось превзойти достижений своего отца…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё