Великобритания'01: Пол Стоддарт

Мика Хаккинен и пилоты Ferrari на подиуме Гран При Великобритании 2001 года
Гонка #674: 15 июля 2001 года. Гран При Великобритании
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari F2001) - 1.20,447 (230,059 км/ч)
Лучший круг Мика Хаккинен (McLaren MP4-16) - 1.23,405 (221,900 км/ч)
Победитель Мика Хаккинен (McLaren MP4-16) - 1:25.33,770 (216,231 км/ч)

Проиграв в 2000-м борьбу за титул, Мика Хаккинен начал следующий сезон без особенной мотивации. Нельзя сказать, что финн подходил к выступлениям спустя рукава, в отдельных поединках на трассе он по-прежнему демонстрировал свои лучшие качества, но в целом было видно, что пилот McLaren уже не так голоден до хороших результатов, как прежде. В десяти первых гонках лучшим результатом Мики стало единственное третье место – было понятно, что в споре за титул он участия не принимает.

А вот другой пилот McLaren, Дэвид Култхард, проводил один из своих лучших сезонов. Шотландец стабильно набирал очки, регулярно пополнял свою коллекцию кубков – и к середине лета стало ясно, что если кто-то сможет бросить вызов Михаэлю Шумахеру – то именно Дэвид. Однако, рассчитывать на такое развитие событий было довольно сложно. Не считая схода в Имоле из-за поломки, все остальные гонки Шумахер закончил первым или вторым, потому на 11-й этап сезона в британский Сильверстоун он приехал уверенным лидером.

Михаэль выиграл поул, а затем и старт, но быстро стало понятно, что гонка не станет для немца лёгкой прогулкой. Мика Хаккинен по пятам преследовал гонщика Ferrari, явно превосходя того в скорости. При этом нужно отметить, что Култхард еще в первом повороте столкнулся с Ярно Трулли из Jordan и выбыл из борьбы. Понимая, что главный соперник очков точно не наберет, Михаэль с присущим ему здравомыслием наверняка принял решение, что атаковать на пределе возможного теперь едва ли стоит.

В самом начале пятого круга он допустил небольшую ошибку, сместившись с траектории на выходе из поворота – и Мика тут же промчался мимо. Его темп был столь высок, что на каждом круге новый лидер выигрывал у соперников по полторы секунды. Правда, Хаккинена ждал лишний пит-стоп – но преимущество в скорости позволяло использовать такую тактику.

Шумахера тем временем догнал Хуан-Пабло Монтойя. Задиристый колумбиец лишь в начале сезона пришел в Ф1, но уже зарекомендовал себя человеком, не признающим авторитеты. В субботу он показал лишь восьмой результат, но хорошая стартовая программа Williams и столкновение Трулли с Култхардом позволили гонщику закончить первый круг третьим. Хуан также планировал дважды побывать в боксах по ходу дистанции, потому – после непродолжительной осады – также смог одолеть Михаэля.

Борьба Михаэля Шумахера и Хуана-Пабло Монтойи на Гран При Великобритании 2001 года

Тем временем Хаккинен провел первый пит-стоп, после чего остался на трассе быстрейшим. На двух третях дистанции они с Шумахером отправились в боксы одновременно – разумеется, пилот McLaren сохранил 20-секундное преимущество над соперником, а к финишу и вовсе довел его до полуминуты. Мика выиграл впервые в сезоне, доказав, что по-прежнему быстр, а Михаэль заработал очередные шесть очков в зачет чемпионата.

Компанию на подиуме им составил другой гонщик Ferrari Рубенс Баррикелло. Бразильцу в известной степени повезло – после хорошего начала гонки Монтойя провел первый пит-стоп и вернулся на трассу прямо позади Рубенса и собственного напарника Ральфа Шумахера. Немец, правда, скоро сошел из-за отказа мотора, но вот Баррикелло так и не уступил натиску Хуана-Пабло. А когда на финальном пит-стопе колумбиец потерял пару секунд из-за заклинившего гайковёрта, Рубенс гарантировал себе место на подиуме.

Интересно...
После британского этапа Хайнц-Харальд Френтцен лишился места в команде Jordan. Двумя годами ранее немец боролся за рулем желтой машины за победы, но в 2001-м даже очки давались ему с большим трудом. Неудивительно, что гонщик все чаще проявлял свое недовольство, за что в итоге и поплатился: Эдди Джордан, не церемонясь, указал ему на дверь.

Пол Стоддарт

Пол Стоддарт

В 2001 году по-прежнему действовало «правило 107%», однако за весь сезон использовать его пришлось лишь однажды. По ходу квалификации в Сильверстоуне пилота Minardi Тарсу Маркеша подвела машина, а на запасной, настроенной под его напарника Фернандо Алонсо, проехать достаточно быстро гонщику не удалось. Команда обратилась к судьям FIA с просьбой принять это обстоятельство во внимание, но те ответили отказом. У руля Minardi, сменив основателя этого самобытного проекта Джанкарло Минарди, в начале того сезона встал австралийский бизнесмен Пол Стоддарт.

Любопытный это был человек. В паддоке Формулы 1 он провел всего несколько лет и в спортивном плане не смог добиться, можно сказать, вообще ничего, зато оставил о себе яркие воспоминания, о которых многим более успешным владельцам команд приходится только мечтать. Без сомнений, австралиец очень любил гонки. В молодости он сам нередко садился за руль, а уже позже, добившись первых успехов в бизнесе, всегда поддерживал различных спортсменов и команды.

Получив диплом технического университета, Пол не нашел работы лучше, чем торговать подержанными машинами. Обладая несомненной деловой хваткой, он изобретал удивительные бизнес-модели, которые приносили прибыль. Стоддарт скупал автомобили у прокатных компаний, собирал их из запчастей или, напротив, разбирал по агрегатам. Он взялся торговать в Великобритании неказистыми, но дешевыми югославскими (!) седанчиками Yugo…

В конце 80-х один из деловых партнеров австралийца рассказал ему о том, что национальные ВВС по вполне гуманной цене продают несколько выработавших ресурс пассажирских самолетов. Пол, у которого в тот момент были свободные средства, решил приобрести их с целью последующей перепродажи. Однако реализовать вторую часть плана оказалось сложнее, чем представлялось поначалу, потому пять побитых жизнью BAC 1-11 и Falcon 20 в компании большой кучи запчастей грозили превратиться в недвижимое имущество.

Стоддарт решил взять быка за рога – и запустил собственную авиакомпанию. Подкрасив и переоборудовав самолеты, он принялся возить на них состоятельных бизнесменов – преимущественно, на соседний остров Тасмания, где австралийские законы не запрещали азартных игр. Поскольку самолеты часто ломались, Полу приходилось постоянно покупать запчасти, и вскоре он выяснил, что торговля ими – настоящее золотое дно.

Пол Стоддарт стал новым владельцем Minardi

Дела шли в гору, и в скором времени, закупив еще дюжину 1-11, Стоддарт окончательно перебрался в Великобританию, встав во главе авиакомпании European. В ту пору чартеры и бизнес-джеты как раз набирали популярность, потому сумма на счету новоиспеченного авиатора росла не по дням, а по часам.

Это позволило Полу обратить более пристальное внимание на своё хобби. Он собрал неплохую коллекцию старых машин Ф1. Там были, в частности, Brabham Деймона Хилла, Minardi, Benetton – но больше всего Tyrrell. На этой почве Стоддарт познакомился с самим Кеном Тиррелом и даже стал партнером его команды в Ф1. Причем речь шла именно о партнерстве, а не о размещении наклейки за деньги: австралиец на своих самолетах возил команду на этапы, помогал в решении технических вопросов и даже начал для Tyrrell строительство аэродинамической трубы.

Но команда со славным именем скатывалась все ниже – и когда американские табачники из BAT обратились с предложением скупить её на корню, Кен не мог ответить отказом… Имущество Tyrrell не требовалось новым хозяевам, и его купил Стоддарт. Тогда же, в конце 90-х, он выставил команду в гонках исторических машин Ф1 – она завоевала титул в дебютном сезоне, а в следующем повторила свой успех.

Но Полу уже хотелось большего. В 1999-м он стал спонсировать Jordan, а годом позже – Arrows. Параллельно он купил команду Формулы 3000 и переименовал в Arrows Junior – именно в её составе смог заявить о себе молодой пилот Марк Уэббер. И все же, это были чужие проекты, а Полу хотелось встать во главе собственного. И когда зимой 2001 года Джанкарло Минарди и Габриэле Руми стали искать нового владельца для Minardi – то их поиски не заняли много времени.

Пол и Петер Заубер на Гран При Китая 2005 года

Получив самую слабую команду чемпионата, Стоддарт – как показало время – так и не смог вытянуть её из финансовой пропасти. Чтобы поддерживать проект на плаву, ему пришлось постепенно, с течением времени, один за другим продать все самолеты – но не помогло и это. Единственным светлым пятном за пять лет можно назвать два очка Марка Уэббера на Гран При Австралии 2002 года – пилот и хозяин команды тогда даже поднялись на подиум, только что покинутый гонщиками первой тройки – и были встречены ликованием земляков-болельщиков.

Еще были пятое и шестое места в Гран При США 2005 года – но в той гонке, как известно, стартовали всего шестеро участников. Пожалуй, стоит вспомнить и бразильский этап 2003-го, когда рискованная тактика команды сработала под проливным дождем, и Йос Ферстаппен имел шансы даже подняться на подиум, но не удержал машину на скользком асфальте…

В остальном же Minardi оставалась записным аутсайдером. Постоянные финансовые проблемы, сходы, далекие позиции в протоколах. Стоддарту всего раз улыбнулась удача, когда он смог найти титульного спонсора в лице компании Wilux. Но по злой иронии судьбы, в скором времени скончался Джон Уолтон, долгое время работавший в команде спортивным директором. В знак траура на очередном Гран При машины выехали на трассу вовсе без рекламных наклеек, но с представителями Wilux такой шаг не согласовали – и те мгновенно расторгли контракт.

Зато Пол запомнился, как непримиримый борец за права маленьких команд. Резкие заявления, демарши, угрозы, часовые пресс-конференции – всего этого от него можно было ожидать на любом этапе. В действительности, австралиец призывал к вполне здравым вещам – ограничению бюджетов грандов, постепенному выравниванию возможностей, поддержке слабейших.

Через семь лет после памятного подиума Марк Уэббер и Пол Стоддарт встретились в паддоке Гран При Австралии'09

Но все эти вопросы, актуальные в наши дни, тогда почти не волновали паддок. И в конце 2005-го года Стоддарт вынужден был признать свое поражение. Он продал команду Дитриху Матешицу, вновь занялся авиаперевозками, а чуть позже, выкупив у Джанкарло Минарди право использовать его имя в США, запустил собственный проект в серии CART. Там пилот Minardi Team USA Роберт Дорнбос сходу стал бронзовым призером чемпионата. Однако поклонники Формулы 1 в своей массе едва ли знают об этом.

Также уже почти забылось, что именно Стоддарт открыл дорогу в Формулу 1 Фернандо Алонсо, Марку Уэбберу, Энтони Дэвидсону и Джастину Уилсону. Что он проводил гонки двухместных машин и устраивал эффектные презентации в аэропортах на фоне собственных самолётов. Наконец, именно Пол сохранил для Ф1 команду, в которой через несколько лет одержал свою первую победу Себастьян Феттель. Однако для большинства болельщиков, тут уж ничего не поделаешь, Пол Стоддарт навсегда остался чудаковатым австралийцем, владельцем авиакомпании и большим мастером по части скандалов…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости