Гран При Турции: Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Марк Уэббер, Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
3. Фернандо Алонсо (Ferrari)

Вопрос: Себастьян, сегодня многим гонщикам пришлось воспользоваться "планом В", тогда как у вас, судя по всему, все шло по первоначальному сценарию…
Себастьян Феттель: Да, гонка прошла довольно гладко – я хорошо стартовал, что было особенно важно, а затем создал отрыв, позволивший перед пит-стопом на круг дольше задержаться на трассе и оценить тактику соперников. У нас всегда был запас в 4-8 секунд над ближайшим преследователем, и мы могли при необходимости легко скорректировать стратегию.

В целом я очень доволен. В пятницу я попал в аварию и сильно разбил машину, но наши парни среагировали блестяще, даже механики Марка Уэббера помогали восстановить мою RB7. Я сожалею, что им пришлось сверхурочно трудиться, но благодаря результатам, показанным вчера и сегодня, эти старания окупились. Так что огромное спасибо команде.

Вопрос: Расскажите о тактике – похоже, сегодня вам не пришлось отступать от намеченного сценария…
Себастьян Феттель: В начале гонки было непонятно, как будут развиваться события. Мы пытались представить, как поведут себя шины, как долго они продержатся, но только после двух пит-стопов можно было понять логику развития событий.

Я мог бы остаться на том же комплекте мягких шин, что позволило бы сэкономить еще 15-20 секунд за счет отмены пит-стопа, но если бы на трассу выехал автомобиль безопасности, я бы в этот момент оказался на уже изношенной резине. Думаю, решение было верным, хотя отрезок гонки между третьим и четвертым пит-стопами получился очень коротким.

Мне удавалось контролировать ход гонки, и я очень доволен тем, как команда реагировала на изменения ситуации. После китайского этапа мы, безусловно, сделали шаг вперед. Мы усвоили тот урок, и теперь надо сделать всё, чтобы развить успех в следующем Гран При.

Вопрос: Марк, весьма насыщенная гонка! На старте вы потеряли позицию, и вам пришлось бороться с Фернандо Алонсо. Как вы вернулись на второе место?
Марк Уэббер: Как и предполагалось, старт с грязной стороны трассы получился непростым, но в предыдущей гонке, которую я начал восемнадцатым, я убедился, что этот фактор не имеет принципиального значения, даже если речь идет о первых рядах.

Пока я атаковал Нико Росберга, Себастьяну удалось уйти в отрыв, затем мы чуть раньше провели первый пит-стоп, а после придерживались выбранной стратегии, правда, борьба с Фернандо в середине гонки не входила в наши планы. Он пилотировал фантастически, мы оба активно использовали систему регулировки заднего антикрыла, однако все решили шины – после квалификации у меня остался свежий комплект мягкой резины, что сыграло свою роль. Поздравляю Себастьяна с очередной победой – сейчас он попросту неудержим, а лично я сегодня сделал всё, что мог.

Вопрос: Сегодня мы видели немало обгонов, причем гонщики обменивались позициями буквально из поворота в поворот…
Марк Уэббер: Думаю, такова особенность третьего сектора этой трассы. Ты пытаешься опередить соперника на торможении перед двенадцатым поворотом, однако у него есть возможность контратаковать по внешнему радиусу в тринадцатом, и тебе приходится защищать траекторию едва ли не до начала следующего круга.

Вопрос: Фернандо, в какой-то момент вы ехали вторым, но в итоге финишировали третьим. Тем не менее, вы, очевидно, довольны скоростью Ferrari?
Фернандо Алонсо: В целом, уик-энд прошел хорошо. Машина была более конкурентоспособна, чем в трёх первых Гран При, я вновь смог бороться с соперниками и получил удовольствие от сражения за подиум. Ferrari вернулась в борьбу.

Вопрос: Расскажите об атаке на Марка и о том, как он вернул себе позицию…
Фернандо Алонсо: На первом отрезке я потерял какое-то время позади Росберга, мы поняли, что не сможем бороться за победу, и сосредоточились на втором месте. На моей машине резина была изношена не так сильно, как у Марка, я использовал управляемый элемент заднего антикрыла и смог выйти вперёд. На последнем отрезке гонки произошло обратное, я упустил позицию, но в целом гонка закончилась успешно. Сейчас бороться с Red Bull крайне непросто, но сегодня мы подобрались к ним практически вплотную и в следующей гонке постараемся сработать не хуже.

Вопрос: Себастьян, вы обеспечили себе солидное преимущество в личном зачете чемпионата, и у вас на счету уже 93 очка…
Себастьян Феттель: В каждой гонке мы заработали столько очков, сколько смогли, но всем известно, насколько быстро может измениться ситуация – в прошлом году мы видели, как отыгрался Фернандо Алонсо, поэтому надо постепенно двигаться вперед и каждую гонку рассматривать в отдельности, стараясь заработать максимум очков. Когда сезон начинается удачно, это всегда неплохо, но впереди ещё долгий путь. Прошли четыре гонки из 19-ти, можно сосчитать, сколько очков еще предстоит разыграть. Мы должны сохранять концентрацию.

Вопрос: Себастьян, три победы из четырех возможных и одно второе место – должно быть, для вас это лучшее начало сезона, не так ли?
Себастьян Феттель: Да, с точки зрения статистики вы абсолютно правы, мне не на что жаловаться. Сегодня гонка прошла очень гладко, я контролировал ситуацию от старта до финиша. Мне повезло, что на первых пяти кругах позади оказался Нико Росберг – я смог создать отрыв чуть быстрее, чем если бы за мной ехал Марк. По ходу гонки я сохранял преимущество и мог позволить себе просто реагировать на действия соперников.

Эту победу я посвящаю всем нашим парням – в пятницу я разбил машину, однако они успели собрать её заново, причем в этом участвовали не только мои механики, но и механики Марка. Когда в субботу утром я вернулся в боксы, все опасения как рукой сняло – создавалось впечатление, что ничего страшного не произошло, что работа продолжается в текущем режиме. Со многими обитателями паддока я встречаюсь лишь от случая к случаю, но с этими людьми я работаю на протяжении всего года, и очень важно, когда именно они вселяют уверенность в том, что беспокоиться не о чем. Отличная гонка, я очень доволен результатом.

Вопрос: Я бы сказал, очень спокойная гонка – у вас не было каких-то «острых» моментов. Машина вела себя идеально?
Себастьян Феттель: Реальное положение дел, как правило, выясняется по ходу первых двух отрезков гонки. Известно, что шины Pirelli очень непросто контролировать, поэтому сегодня мы увидели немало различных вариантов стратегии. В какой-то момент резина начинает терять эффективность, приходится адаптироваться. Мы предполагали, что с точки зрения износа эта трасса, особенно восьмой поворот, окажется крайне непростой, однако первая позиция в сочетании с достаточным отрывом и хорошей скоростью позволяла в случае необходимости реагировать на изменение ситуации.

Мы продемонстрировали отличный темп, я был очень доволен поведением RB7, несмотря на пропущенную пятничную тренировку. В начале гонки я лишь приблизительно представлял, откуда начинать торможение с полными баками – кажется, один раз я все-таки попытался нажать на педаль там же, где делал это в квалификации, но это уже не важно. Как я уже говорил, хорошая гонка с полным контролем над ситуацией.

Вопрос: Марк, как прошел старт? Оправдались худшие опасения?
Марк Уэббер: Да, но я не паниковал. В предыдущие годы, когда обгонять было намного сложнее, я, возможно бы, заволновался, но сегодня прекрасно понимал, что впереди ещё немало кругов. Нико отлично стартовал, правда, потом у него возникли трудности, а Себастьян обеспечил себе хороший отрыв. Когда вы можете контролировать ситуацию вокруг пит-стопов, это заметно облегчает задачу, что и получилось в случае с моим напарником.

Лично я выложился по максимуму. Предпочел бы избежать борьбы с Фернандо Алонсо в середине гонки, однако сегодня он был очень быстр и за счет управляемого элемента заднего антикрыла смог ко мне подобраться. Борьба была жесткой, но мои шины были менее изношены, а сегодня этот фактор является едва ли не решающим – в итоге удалось вернуть позицию.

Я повторял себе: «Нельзя приехать на подиум с восемнадцатой позиции, а спустя три недели повторить тот же результат при старте из первого ряда!» К счастью, сегодня всё получилось. Команда сработала безупречно и добилась максимального результата – надо посмотреть запись гонки, чтобы узнать, как все выглядело со стороны.

Вопрос: Если бы не отрыв, созданный Себастьяном в самом начале, вы смогли бы побороться за победу?
Марк Уэббер: Сегодня одолеть Себастьяна было в любом случае непросто, но без отрыва в четыре-пять секунд шансы были бы чуть выше. Нико вел свою гонку, чисто прошел меня на старте, правда, потом мне удалось вернуть позицию. Думаю, результат вполне заслуженный.

Вопрос: Фернандо, как уже было сказано, после всех неудач в предыдущих гонках, сегодняшнее третье место, должно быть, воспринимается как настоящий успех…
Фернандо Алонсо: Разумеется. По сути, сегодня мы использовали свой шанс. В Малайзии я вполне мог финишировать вторым, но в борьбе за третью позицию допустил контакт с Хэмилтоном, а позже не смог угнаться за Баттоном, на этот раз всё закончилось успешно.

Уик-энд сложился весьма неплохо: в пятницу у нас были определенные сложности, однако суббота и воскресенье удались на славу. Я доволен результатом, однако это лишь первый шаг. Мы хотим выигрывать гонки, для начала нужно было финишировать на подиуме, мы это сделали, теперь должны двигаться дальше.

Вопрос: По ходу гонки вы дважды боролись с Марком. В первом случае соперничество закончилось в вашу пользу, во втором – в пользу австралийца. Причина – в состоянии шин?
Фернандо Алонсо: Да, в этом сезоне они играют определяющую роль, и даже три лишних круга заметно влияют на эффективность. Похоже, когда в середине гонки я обогнал Марка, мои шины были в лучшем состоянии, но ближе к финишу Марк получил свежий комплект жесткой резины, что определило результат. Кроме того, одни машины лучше взаимодействуют с мягкой резиной, другие – с жесткой… Нужно проанализировать ситуацию, но бороться с Red Bull в любом случае очень непросто.

Вопрос: Следующая гонка пройдет в Испании, и она имеет особое значение для ваших болельщиков. Ваши мысли на этот счет?
Фернандо Алонсо: Нам нужно продолжать работу, чтобы лучше понимать эти шины, поведение машины, заранее предвидеть возможные технические проблемы. Нужно сохранить позитивную динамику – для нас это лишь первый шаг на пути к возвращению, и в Барселоне мы непременно выступим ещё сильнее.

Вопросы с мест

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос к гонщикам Red Bull – как функционировала KERS на ваших машинах?
Себастьян Феттель: У меня не возникло никаких проблем, спасибо команде. У вас, журналистов, было три недели перерыва, у нас, гонщиков, чуть меньше, но команда ни на минуту не прекращала работу, и сегодня у нас не было проблем.

Марк Уэббер: Аналогично, если не считать завершающую стадию гонки. Когда я прошел Фернандо, возникли небольшие неполадки, но в целом KERS сработала очень здорово, наши инженеры постарались на славу.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, есть ли хоть одно слабое место в вашем пилотаже, команде, машине? И вопрос к Марку – есть ли нечто такое, за счет чего вы можете опередить Себастьяна?
Себастьян Феттель: До конца сезона ещё немало гонок. Да, начало получилось неплохим, но как только ты начинаешь думать, что непобедим, ты уже проиграл. Каждый старается быть лучше и быстрее остальных, но в какой-то момент всегда найдется кто-то, кто преподаст тебе урок. Мы выступаем в условиях невероятной конкуренции, я доволен результатами и работой команды, однако у нас нет права расслабляться и думать, что всё под контролем.

Вчера Марк, Фернандо, Льюис, Дженсон и Нико были очень быстры – возможно, сегодня им немного не хватило скорости, но если вспомнить прошедшие четыре гонки, то у каждого были взлеты и падения. Приятно, что мы были конкурентоспособны на всех трассах, но если в Австралии преимущество было очень комфортным, то в других случаях борьба получилась плотной – достаточно вспомнить Гран При Малайзии, где в квалификации мы не знали, сумеем ли одолеть McLaren, или вчерашний день, когда гонщики Mercedes продемонстрировали отменный темп. Кажется, на следующую гонку многие команды запланировали немало доработок, что станет ключевым моментом. Все работают на пределе, поэтому нужно брать от ситуации максимум.

Марк Уэббер: Себастьян отлично начал сезон, почти не потеряв очков. Для всех остальных это не самый лучший сценарий, и теперь нам нужно рано или поздно переломить такую ситуацию. У всех есть свои слабости, и каждому из нас нужно попробовать воспользоваться этим. Он отлично начал чемпионат, команда работает очень здорово, в этом всё дело.

Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Фернандо, действительно ли ваша машина заметно прибавила по сравнению с предыдущими гонками? В чем отличие?
Фернандо Алонсо: Сейчас машина ведет себя намного лучше – вчера и сегодня мы выглядели намного конкурентоспособнее, чем в предыдущих Гран При. В квалификации мы, к собственному удивлению, опередили McLaren Дженсона Баттона, а сегодня привезли Льюису Хэмилтону почти полминуты. Честно говоря, гонщику трудно почувствовать общий прогресс – ты просто замечаешь, что машина едет чуть быстрее, лучше держит трассу. Впрочем, как я уже говорил, этого не достаточно: мы не можем быть довольны пятым местом в квалификации и третьим – в гонке. Команда движется в правильном направлении, однако мы сделали только первый шаг.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Вопрос ко всем – не кажется ли вам, что фактор шин имеет слишком большое значение? Сегодня практически все гонщики провели по четыре пит-стопа – не много ли? Кроме того, состояние резины заметно облегчает обгоны…
Фернандо Алонсо: Думаю, как раз об этом все просили год назад. Зрителям понравилась канадская гонка с двумя пит-стопами, все требовали большей зрелищности, большего количества событий на трассе. Теперь все это есть, и если люди до сих пор не довольны, нужно понять, чего они на самом деле хотят.

Себастьян Феттель: Нелегко разработать шины, которые позволят ехать на два пит-стопа на любой трассе – автодромы слишком разные. Но вот кому действительно приходится нелегко, так это зрителям на главной трибуне. Перед ними есть большие видеоэкраны, они могут как-то следить за ходом гонки, но когда гонщики заезжают на пит-стоп каждые пятнадцать кругов, сложно сохранить концентрацию.

Можно отслеживать позиции в первой пятерке или десятке, но далеко не все болеют за лидера или гонщика, который едет вторым или третьим – в конце концов, в пелотоне двадцать четыре участника. Впрочем, рано делать выводы – позади лишь четыре гонки, в одной из них можно было провести один пит-стоп, сегодня многие предпочли четыре раза свернуть на пит-лейн. Посмотрим, как пойдут дела дальше.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Марк, какой подиум более приятен – добытый в стиле Гран При Китая, когда вы прорвались с восемнадцатого места на третье, или тот, что завоеван в сегодняшней гонке?
Марк Уэббер: Думаю, многим понравилось мое выступление в Китае. Когда соперничаешь с такими гонщиками, как Фернандо, Дженсон, Фелипе, Нико, и отыгрываешь у них по 2,5 секунды на круге, это приятно, но с точки зрения обгонов абсолютно неинтересно – им было нечего мне противопоставить, поэтому я совершенно логично взял тот подиум. Конечно, я должен был пилотировать безупречно, держать стабильный темп и т.д., но, в конечном итоге, всё решили шины.

Сегодня была другая гонка – я постоянно находился в лидирующей группе и боролся с одним соперником – Фернандо Алонсо. В Китае мою информационную табличку держал новый сотрудник, ему приходилось постоянно менять сведения – пожалуй, в этот раз ему было намного легче. Что касается предыдущего вопроса о качестве гонок в целом, я пока воздержусь от ответа.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Фернандо, если бы не борьба с Нико Росбергом, вы могли побороться с Себастьяном за победу, или даже подиум получился неожиданным?
Фернандо Алонсо: Да, подиум стал приятным сюрпризом, мне нечего добавить. Нужно радоваться результату, ведь сегодня и мне, и Марку было трудно бороться за победу – она на 99% была в руках Себастьяна, а последний процент мы упустили на первых пяти кругах, когда ехали позади Нико. Без тех 5-7 секунд отставания, мне не пришлось бы рисковать и заезжать на пит-стоп на два-три круга раньше в попытках угнаться за машинами Red Bull, что в настоящий момент кажется практически невозможным.

Вопрос: (Карлос Микель – La Gaceta) Фернандо, вы действительно считаете, что могли провести на один пит-стоп меньше Марка?
Фернандо Алонсо: Нет, я так не считаю. Немного странно останавливаться за 10 кругов до финиша, но уже за 14 кругов машина стала менее управляемой, и на протяжении следующих четырех кругов я всерьез рисковал вылететь с трассы. Если бы мне пришлось ехать еще десять кругов с такой скоростью износа, не исключено, что я бы вовсе не добрался до финиша.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Фернандо, когда ближе к финишу вы боролись с Марком, на каких шинах вы ехали? Мягкие или жесткие? Новый, или прикатанный комплект? В Китае на жестких шинах ваша машина вела себя не лучшим образом – как обстояли дела здесь?
Фернандо Алонсо: Здесь все было в порядке, а ближе к финишу я ехал на прикатанном комплекте жестких шин.

Вопрос: (Судхир Чандран – Chequered Flag) Если всё пойдет по плану, Индия уже в этом году впервые примет этап Формулы 1. Мне хотелось бы услышать ваше мнение по поводу проведения гонки в этой стране и узнать, насколько это серьезный прессинг – выступать перед миллиардной армией болельщиков?
Себастьян Феттель: Думаю, все мы с нетерпением ждем Гран При Индии. Я уже слышал немало хорошего – к примеру, что все билеты уже проданы, и на трибунах будет немало болельщиков. Скажем, Истанбул-парк не раз критиковали за малое количество зрителей – сегодня на автодроме царила потрясающая атмосфера, я с удовольствием проехал круг после финиша, однако заметил на трибунах несколько пустых мест. Надеюсь, у вас такого не произойдет, и усилия по постройке трассы будут вознаграждены.

Фернандо Алонсо: Поддерживаю! Я слышал о трассе немало лестных отзывов, и с нетерпением жду возможности её опробовать. Кроме того, мне хочется просто приехать в Индию, и я планирую провести там одну неделю между гонками.

Марк Уэббер: За последние несколько лет Индия уже принимала у себя несколько масштабных спортивных мероприятий – скажем, Игры Содружества и Кубок Мира по крикету. Не помню, кто победил в крикете, однако в любом случае с нетерпением жду возможности приехать в эту страну. Гран При Формулы 1 – очень значимое событие, однако всё должно пройти гладко. Нам нравится открывать для себя новые трассы, Индия сама по себе весьма примечательна, и мне хочется поскорее там оказаться – надеюсь, некоторые известные игроки в крикет зайдут к нам в паддок поздороваться!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё