Гран При Турции: Пресс-конференция в четверг

Гран При Турции. Пресс-конференция в четверг

Участники: Тимо Глок (Virgin Racing), Хейкки Ковалайнен (Team Lotus), Адриан Сутил (Force India), Виталий Петров (Lotus Renault), Льюис Хэмилтон (McLaren), Фелипе Масса (Ferrari).

Вопрос: Тимо, судя по вашим недавним комментариям, начало сезона оказалось не совсем удачным?
Тимо Глок: Да, мы начали не лучшим образом, но готовы справиться с трудностями и выложиться по максимуму.

Вопрос: Каким образом вы планируете прибавить? Говорят, вы недовольны подходом с использованием вычислительной гидродинамики…
Тимо Глок: Я просто недоволен машиной, только и всего. С точки зрения аэродинамики мы далеки от желаемой формы, но для предстоящей гонки команда подготовила кое-какие доработки. Результаты расчетов выглядят многообещающе, посмотрим, как все сложится в реальных условиях. Проверка на симуляторе прошла хорошо, новинки, судя по всему, способны принести эффект, но ответы будут получены только на трассе.

Вопрос: По-вашему, вы настигаете соперников впереди, или вынуждены обороняться от атак догоняющих команд?
Тимо Глок: По-моему, мы не так уж и далеки от Lotus – надеюсь, здесь сможем подобраться ещё ближе.

Вопрос: Хейкки, отличная гонка в Китае! Вы довольны выступлением?
Хейкки Ковалайнен: Конечно! Впервые за долгое время мы вели реальную борьбу на трассе – это потрясающее ощущение, нужно делать так каждый уик-энд!

Вопрос: Полагаете, вы сможете и дальше опережать некоторые более опытные команды? Такова цель?
Хейкки Ковалайнен: Да, наша цель – закрепиться в середине пелотона и опередить ближайших соперников. Впрочем, в квалификации отставание по-прежнему велико, и мы словно выступаем в собственной лиге. Правда, при благоприятных условиях нам уже удавалось подобраться к другим командам – надеюсь, подготовленные новинки позволят прогрессировать быстрее прямых конкурентов.

Вопрос: Адриан, как вы оцениваете прогресс Force India?
Адриан Сутил: Думаю, с началом европейской части сезона мы должны сделать шаг вперед. Для предстоящей гонки мы подготовили небольшие доработки – не знаю, удастся ли использовать их в гонке, но это – логичный шаг на пути к серьезной модернизации машины к Барселоне или Монако. Здесь у нас будет новое переднее антикрыло, мы опробуем его в пятницу и посмотрим, насколько оно эффективно. В дебютных гонках мы не рассчитывали на какую-то серьезную конкурентоспособность, однако всякий раз оказывались в непосредственной близости к первой десятке и смогли набрать четыре очка – не так уж и плохо! Надеюсь, здесь сезон начнется по-настоящему.

Вопрос: Вас всегда считали специалистом по дождевым гонкам. Вас устраивает прогноз погоды на ближайший уик-энд?
Адриан Сутил: Да, ожидается хороший дождь, что лично мне по душе. Правда, в этом году нам еще не доводилось гоняться на мокрой трассе, у нас не так много данных о работе дождевых шин Pirelli, так что все это – своего рода вызов. Тем не менее, мне нравится пилотировать в подобных условиях, и я полагаю, у меня и моей команды неплохие шансы.

Вопрос: Виталий, я просматривал ваши результаты в Стамбуле – победы в серии GP2, первый выход в финальную часть квалификации, быстрейший круг в прошлом году. Похоже, вам нравится эта трасса?
Виталий Петров: Да, с ней у меня связано немало приятных воспоминаний. В 2008-м и 2009-м я финишировал на подиуме, а в 2010-м впервые пробился в финал квалификации и позже уверенно провел Гран При, поэтому мне всегда приятно возвращаться сюда.

Вопрос: Есть мнение, что в первых гонках Renault ехали не в полную силу. Полагаете, за время перерыва команде удалось найти резервы скорости?
Виталий Петров: Мы подготовили несколько новинок и надеемся побороться с Ferrari и McLaren. Конфигурация трассы непростая, но, в конце концов, мы здесь ради борьбы. Команда делает всё возможное, чтобы пробиться на более высокие позиции – посмотрим, что у нас получится.

Вопрос: Думаете, вы сможете дать бой Ferrari и McLaren?
Виталий Петров: Сложно сказать – в дождевой гонке возможен любой расклад. Red Bull и McLaren в любом случае далеко впереди, от Ferrari мы отстаем чуть меньше, но в целом нужно сосредоточиться на собственных усилиях и выполнять поставленные задачи.

Вопрос: Фелипе, с тремя поулами и тремя победами вы – самый успешный гонщик на турецкой трассе. Но, возможно, в этот уик-энд все будет иначе, ведь синоптики прогнозируют дождь…
Фелипе Масса: Да, многое зависит от дождя – результат может оказаться как удачным, так и не очень, все это напоминает своего рода лотерею. Посмотрим, как все сложится, но здесь мне действительно удавались потрясающие гонки – я трижды подряд выигрывал Гран При Турции, каждый раз стартовал с поула. Надеюсь, традиция будет продолжена. В предыдущие два года результаты были не настолько успешными, однако мне в любом случае нравится эта трасса, и я рассчитываю на удачный уик-энд.

Вопрос: В Китае вы выступили весьма уверенно. Похоже, после той гонки команде удалось найти и решить проблемы. Когда, по-вашему, вы сможете ликвидировать отставание от лидеров?
Фелипе Масса: Во время непривычно длинного перерыва между гонками мы сделали всё, чтобы разобраться в ситуации, и сейчас гораздо лучше понимаем поведение машины, чем в первых трех гонках. Надеюсь, мы сможем добиться прогресса, особенно в квалификации.

В гонке мы всегда были достаточно быстры, и если сможем прибавить в квалификации, то подберёмся к Red Bull Racing. Когда? Посмотрим. Все активно дорабатывают машины, трудно сказать, как покажут себя новинки, но я надеюсь, что нам удалось разобраться во всех нюансах. К тому же, посмотрим, какой будет погода…

Вопрос: Льюис, вы – победитель прошлогоднего Гран При Турции и предыдущей гонки в Китае. Помнится, во время этапа GP2 в Стамбуле Тимо Глок едва не зажал вас на пит-лейн – Тимо, вы отрицаете этот факт?
Тимо Глок: Там было достаточно места, а гонка действительно удалась.

Вопрос: Достаточно? Не более сантиметра с каждой стороны машины. Впрочем, ваше мнение о трассе в Стамбуле, Льюис?
Льюис Хэмилтон: С 2006 года я провел здесь немало интересных гонок. Этап серии GP2 в этом плане был весьма примечательным – я выступал перед руководителями ведущих команд Формулы 1 и проехал один из самых интересных Гран При в своей карьере. Всякий раз здесь случалось что-нибудь непредвиденное – в 2008-м я проколол колесо в восьмом повороте, но годом позже одержал свою первую победу в Турции. Что касается предстоящего уик-энда – он обещает быть весьма непростым: трудно сказать, чего ждать от погоды, и неизвестно, насколько эффективными окажутся доработки других команд. Надеюсь, нам удастся добиться прогресса, а насколько заметным он будет – узнаем уже завтра.

Вопрос: По-вашему, основная борьба вновь развернется между McLaren и Red Bull?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, особенно если учесть недавний трехнедельный перерыв. Прочие команды постепенно отыгрывают отставание – скажем, в Китае машины Mercedes уже были весьма конкурентоспособны, а Ferrari неизменно находится в группе лидеров, и им ничего не стоит в какой-то момент сравняться с нами в скорости. Опять же, Renault сработали просто фантастически, а Виталий Петров продемонстрировал очень уверенный пилотаж. Со временем борьба станет очень плотной, и я лишь надеюсь, что мы сможем прогрессировать и дальше, равно как наши соперники из Red Bull Racing.

Вопрос: Помнится, в Турции командам ни разу не доводилось гоняться в дождь. Вам приходилось выступать здесь на мокрой трассе?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли – я даже не помню, когда здесь вообще шел дождь. Сегодня я впервые наблюдал такую картину – похоже, уик-энд обещает быть весьма интересным. При мокром асфальте восьмой поворот окажется сложнее вдвое, но я надеюсь, что к началу свободных заездов трасса все-таки высохнет.

Вопросы с мест

Вопрос: (Жюльен Фебро – L’Equipe) Вопрос для Фелипе и Льюиса. Не могли бы вы сказать несколько слов о восьмом повороте? Есть опасения насчет износа шин в том месте трассы?
Льюис Хэмилтон: В 2008-м у меня уже был негативный опыт в части износа шин – с тех пор я адаптировал свой стиль пилотирования, научился беречь резину и надеюсь, что в предстоящий уик-энд это умение придётся весьма кстати.

Если говорить о самом повороте – он просто потрясающий. Вы влетаете в него на полной скорости – по крайней мере, так было в случае с машинами Red Bull в прошлом году, а мы уступали им совсем немного. Уровень боковой перегрузки постепенно нарастает, и здесь нужно внимательно выбирать траекторию, контролировать эффективную работу шин и среднюю скорость, которая во многом определит, насколько вы быстры на последующей прямой. Но особых сложностей нет – не думаю, что у кого-то из гонщиков возникнут какие-то затруднения, однако же при выборе настроек нам придется в большей степени ориентироваться именно на восьмой поворот, а не на какой-либо иной участок трассы. Впрочем, мы к этому уже привыкли.

Фелипе Масса: Да, интересный поворот. Как сказал Льюис, в нем мы испытываем серьезную боковую перегрузку, и здесь крайне важно иметь правильные настройки. Опять же, несмотря на значительную прижимную силу, достаточно немного перестараться, наехать на какую-нибудь кочку – и вы едва не теряете заднюю часть машины. Первая часть поворота действительно непростая, а вот вторая проходится практически на полном газу – этот поворот не похож на привычные изломы других трасс, он делает Istanbul Park в каком-то смысле особенным. Не стоит забывать и об износе шин – за ними нужно будет следить особенно внимательно.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для Виталия, Фелипе и Льюиса. Учитывая износ резины, какие погодные условия вызывают у вас наибольшее беспокойство? По сути, никто не знает особенностей поведения дождевых шин…
Виталий Петров: Да, никто не знает, как поведет себя дождевая резина – с ней мы проехали лишь несколько кругов на тестах в Барселоне, здесь трудно делать какие-то выводы. Думаю, нужно дождаться завтрашнего дня, а там посмотрим…

Фелипе Масса: Для понимания ситуации нужно поработать на трассе. Зимой я проехал несколько кругов по мокрой трассе – сперва на тестах, а потом во время съемок видеоролика во Фьорано. Помнится, там шел едва ли не снег, уровень сцепления с асфальтом был практически нулевым, но посмотрим, что ждет здесь…

Льюис Хэмилтон: Соглашусь с Виталием и Фелипе. У нас было не так много времени на работу с дождевыми шинами, поиск правильного давления, выбор настроек, хотя все эти факторы имеют большое значение. Все-таки я надеюсь, что трасса подсохнет, и нам не придется использовать дождевую резину. К тому же, она может потребоваться в случае непредвиденной смены тактики, и вряд ли команды будут активно обкатывать ее во время свободных заездов – в конце концов, количество комплектов ограничено.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Льюис, победа в Шанхае заметно воодушевила McLaren. Можно ли ожидать столь же уверенного выступления по ходу всего сезона?
Льюис Хэмилтон: Разумеется, успех в предыдущей гонке вселяет уверенность, однако у меня нет особенных ожиданий. Я вообще не люблю завышенных ожиданий, ведь вы будете разочарованы, если что-то не получится. Я предпочитаю осторожный подход – возможно, наша машина будет не самой быстрой в предстоящий уик-энд, если получится добиться успеха – отлично. Мы сделаем всё, чтобы победить.

В прошлой гонке я финишировал первым не потому, что выступал за рулём самой быстрой машины, но мы разработали более эффективную стратегию, и я мог обгонять на дистанции. Надеюсь, нам удалось сократить отставание в скорости, однако неизвестно, чего добились соперники – хочется верить, наши доработки окажутся достаточно эффективными, но дождёмся завтрашнего дня.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Хотелось бы уточнить, у вас нет особенных надежд исключительно на предстоящий уик-энд, или на весь сезон в целом?
Льюис Хэмилтон: Я имел в виду исключительно предстоящий уик-энд, поскольку в чемпионате был перерыв, во время которого команды старались добиться прогресса, и есть основание предполагать, что это получилось у всех. Мы уступали Red Bull почти полсекунды на круге, удалось ли отыграться – узнаем совсем скоро, но можно заранее рассчитывать, что им удалось добиться аналогичного прироста в скорости. Если говорить о сезоне в целом – разумеется, мы делаем все возможное, чтобы выиграть как можно больше гонок. Победа в Шанхае действительно воодушевила команду – мне было приятно наконец порадовать наших сотрудников.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, я предполагал, что после победы в Китае вы приедете в Стамбул в полной уверенности в собственных силах. Откуда такая осторожность?
Льюис Хэмилтон: Что касается моей собственной скорости, я ничуть не сомневаюсь в том, что могу выступить столь же уверенно, как в Шанхае, но от гонки к гонке люди постепенно набираются опыта, лучше разбираются в тонкостях стратегии и успешнее контролируют износ шин. Опять же, трехнедельный перерыв: раньше он предшествовал гонке в Барселоне, куда команды неизменно привозили множество доработок – уверен, нечто подобное можно будет наблюдать и в предстоящий уик-энд.

Да, мы выиграли Гран При Китая, но по чистой скорости все-таки уступали Red Bull Racing. Кроме того, Ferrari, Renault и Mercedes наверняка добились прогресса – поэтому я не витаю в облаках, а всего лишь хочу вывести машину на трассу, выполнить свою работу и набрать несколько очков. Вместе с тем я уверен, что доработки, подготовленные для ближайших гонок, позволят нам стать быстрее.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, этапы в Турции и Испании во многом определят ход сезона для команды Ferrari. Вы работаете с командой на протяжении многих лет – насколько нынешний сезон отличается от всех предыдущих в плане прессинга? Зимой всё настраивало на оптимизм, но пока результаты оставляют желать лучшего…
Фелипе Масса: Да, у нас бывали потрясающие сезоны, которые мы начинали с побед, и неудачные – вроде 2009 года. В этот раз старт получился не совсем удачным, тогда как Red Bull и McLaren продемонстрировали отличную скорость – особенно Red Bull, которые в квалификации четко дали понять, что их машина – быстрейшая в пелотоне.

Себастьян Феттель уже выиграл несколько гонок, а его худшим выступлением стало второе место в Шанхае. Чтобы отыграть отставание, нам крайне необходим хороший результат здесь, в Стамбуле, и через две недели в Барселоне – мы делаем всё возможное, чтобы этого добиться.

Команда не сдаётся, но преимущество соперников на самом деле велико. Впрочем, все, что нам остается – это продолжать работу над машиной и особенно над ее скоростью в квалификации. В гонке мы выглядим намного конкурентоспособнее, но чтобы на равных бороться с Себастьяном и Red Bull Racing, нам нужно прибавить во всем.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Фелипе, вы трижды побеждали в Стамбуле и уже говорили, насколько вам нравится эта трасса – помнится, после третьей победы вы сказали, что чувствуете себя гражданином этой страны. Учитывая тот факт, что сейчас над Istanbul Park нависла реальная угроза исключения из календаря чемпионата мира, насколько вам будет не хватать этого автодрома?
Фелипе Масса: Как я уже говорил, для меня это особенное место, ведь здесь я трижды выигрывал гонку. В первый раз – в 2006-м в борьбе с Фернандо Алонсо и Михаэлем Шумахером, в 2007-м победа досталась гораздо легче, а годом позже мне пришлось добывать ее в соперничестве с Льюисом Хэмилтоном.

Я всегда с радостью возвращаюсь в Istanbul Park, и будет крайне обидно, если в следующем году этап не попадёт в календарь чемпионата мира, поскольку здесь я добивался результатов, на которые подчас даже не рассчитывал. Впрочем, посмотрим, как всё сложится.

Льюис Хэмилтон: Хороший ответ. Istanbul Park – отличное место для гонок. Трасса предоставляет немало возможностей для атаки, и гонщикам – по крайней мере, лично мне – всегда нравится гоняться здесь. Конфигурация весьма непростая, она сочетает в себе несколько сверхскоростных поворотов и пару-тройку интересных связок – будет обидно, если Гран При Турции вдруг исчезнет из чемпионата. Я люблю бороться на сложных трассах, будем надеяться, что Стамбул сохранит место в календаре.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, весна подходит к концу, и уже появились слухи о следующем сезоне…
Фелипе Масса: О нет! Правда?

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) По крайней мере, в Италии. Мы слышали, будто вы можете перейти в Red Bull, а Нико Росберг придет на ваше место в Ferrari. Ваш ответ?
Фелипе Масса: Мне нечего сказать. С самого начала выступлений за Ferrari я не раз отвечал на вопросы о моем переходе в какую-то другую команду, мне нечего добавить. Мы делаем все возможное, чтобы выжать из машины максимум и добиться желаемого результата, нужно просто немного подождать. Всегда кажется, что это произойдет именно в ближайший уик-энд, разве не так? Все как обычно.

Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Вопрос для гонщиков в первом ряду. В предыдущие годы пилот, обладавший быстрейшей машиной, неизменно выигрывал гонку, а в нынешнем сезоне, учитывая фактор стратегии, можно финишировать пятым на быстрейшей машине и оказаться первым, не обладая абсолютным преимуществом в скорости. Вас это беспокоит, или вам нравится такой расклад? Это добавляет прессинга? Есть желание вернуться назад?
Льюис Хэмилтон: По-моему, ситуация не изменилась – быстрейшая машина по-прежнему оказывается впереди. Она выиграла две первые гонки и практически выиграла третью. Разумеется, в самом начале сезона, когда команды еще не освоились с тактикой, а поведение шин по ходу дистанции не поддается прогнозированию, намного интереснее выходить на старт с мыслью, что шансы на победу несколько выше, чем в предыдущие годы – думаю, болельщикам такой расклад тоже по душе.

Фелипе Масса: Соглашусь с Льюисом. С быстрейшей машиной больше шансов финишировать первым – да, предыдущая гонка стала исключением, но до этого победа неизменно доставалась Red Bull Racing и Себастьяну Феттелю. В остальном все зависит от состояния шин и выбранной стратегии, и я слышал немало хороших отзывов о недавнем Гран При Китая – многим понравилась по-настоящему активная борьба на трассе. Пусть мне самому не удалось добиться желаемого результата, я остался доволен той гонкой.

От этапа к этапу команды лучше вникают в нюансы уик-энда, однако нет никаких сомнений в том, что в плане атак и борьбы на трассе нынешняя ситуация намного лучше той, что была на протяжении последних нескольких лет. Регулируемое заднее антикрыло, шины, KERS – все это способствует обгонам. Соперничество стало более интересным, но главное, что все это понравилось зрителям.

Виталий Петров: Мне нечего добавить, парни сказали практически все. Приятно иметь быстрейшую машину, но вы сами видели, что сделал Льюис в предыдущей гонке – он опередил всех за счет тактики. Год назад мы тратили на обсуждение стратегии не более двадцати минут, а сегодня на это уходит едва ли не пятьдесят, ведь порой каждый лишний круг на трассе стоит потери позиции. Ситуация стала более захватывающей: нужно постоянно держать связь с командой, сообщать о состоянии шин, принимать решение о времени визита в боксы… Да, чуть сложнее, чем год назад, но гораздо интереснее…

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем. Каждый из вас говорил о планируемом прогрессе, доработке машины. Можно ли ожидать каких-то реальных изменений в расстановке сил?
Тимо Глок: Трудно сказать, если я правильно понял ваш вопрос. Мы подготовили немало доработок и рассчитываем на серьезный прогресс, однако никогда не знаешь, как обновлённая машина будет вести себя на трассе.

Хейкки Ковалайнен: Было бы, по меньшей мере, странно, если бы команды ожидали снижения скорости. Нужно постоянно двигаться вперед – в этом смысл Формулы 1, ради этого команды тратят огромные ресурсы, и те, чьи технологии и оборудование оказываются лучше, в итоге выходят в лидеры.

Вполне разумно предполагать определенный прогресс, а что касается расстановки сил… В конце пелотона прогресс будет более заметным по сравнению с ситуацией между Red Bull и McLaren, поскольку лидерам прибавлять намного сложнее, однако отрывы все-таки сохранятся. Лично нам даже малейший прирост в скорости по сравнению с прямыми конкурентами может позволить выйти вперед и вступить в борьбу за очки, но каждый следующий шаг будет намного сложнее предыдущего, а если попытаться догнать Ferrari, McLaren или Red Bull… впрочем, это уже совсем другая история.

Адриан Сутил: Команды пытаются прибавлять с каждой гонкой, однако у кого-то новинки работают эффективно, у кого-то – нет. Временами результаты проверок в аэродинамической трубе говорят, что модификация вполне работоспособна, однако на трассе всё оказывается иначе. Впрочем, стремление к прогрессу вполне естественно, потому мы и выступаем в Формуле 1. Как сказал Хейкки, никто не намерен сбавлять темп – мы хотим добиваться большего в каждой гонке.

Виталий Петров: Полагаю, вы уже видели нашу выхлопную систему. Мы выбрали верное техническое решение, а сюда привезли доработанный вариант – посмотрим, как он проявит себя на трассе.

Фелипе Масса: Всем известно, что такое Формула 1, какого уровня технологии здесь применяются, как работают инженеры – заметный прогресс вполне возможен. Мы видели, чего добились в McLaren за время, прошедшее с момента окончания зимних тестов до Гран При Китая – их прогресс впечатляет.

Льюис Хэмилтон: Мне нечего добавить.

Вопрос: (Сезари Гутовски – Sportowy Tempo) Вопрос ко всем, кроме Хейкки – он уже отвечал. Когда вы прогуливаетесь по паддоку, вы замечаете отсутствие Роберта Кубицы? Вы скучаете по нему?
Тимо Глок: Конечно! Я знаю Роберта уже два года, мы на протяжении целого сезона вместе работали в BMW и буквально пару дней назад обменялись сообщениями. Он хороший парень, и мы все по нему скучаем. Роберт – по-настоящему классный гонщик, жаль, что его сейчас нет с нами, но я надеюсь, что он скоро вернется в паддок.

Адриан Сутил: Я тоже давно знаю Роберта, у него действительно сильный характер. Всегда досадно слышать о какой-либо аварии на трассе – это лишний раз доказывает, что автоспорт весьма опасен. Роберту повезло остаться в живых, мы желаем ему всего наилучшего. Он не раз доказывал свое право выступать в Формуле 1 и должен непременно вернуться в чемпионат.

Виталий Петров: Мы с Робертом одновременно пришли в Renault, однако я не был знаком с ним ранее. Его отсутствие действительно ощущается, ведь он всегда подгонял команду, пояснял, что нужно делать. Сотрудники верили в него, а он сохранял оптимизм и был потрясающе быстр. По итогам прошлого сезона он заслуженно оказался в числе быстрейших гонщиков Формулы 1, и нам его действительно не хватает. Недавно Кубица покинул госпиталь, и теперь ему предстоит длительный период восстановления – мы поддерживаем его и желаем скорейшего возвращения в команду. Надеюсь, уже в этом году мы сможем поприветствовать его в паддоке.

Фелипе Масса: Я знаю Роберта ещё с тех времен, когда он выступал в Формуле Renault – я как раз перешел в F3000, а он дебютировал в чемпионате. Он замечательный человек, невероятно талантливый гонщик, и нам действительно не хватает его на трассе. Его манера работы, стиль пилотирования, принципы поведения заслуживают уважения – надеюсь, он скоро вернется к своему любимому делу – к гонкам, и мы вместе сможем хорошо повеселиться.

Льюис Хэмилтон: Присоединяюсь ко всему сказанному. Я знаю Роберта с тринадцати лет, с моего переезда в Италию мы вместе гонялись в различных гоночных категориях, практически одновременно переходя из класса в класс. Похоже, я знаком с ним чуть дольше остальных, но после дебюта в Формуле 1 наше общение стало предельно ограниченным, поскольку времени на подобные вещи практически не остается.

Роберт – действительно талантливый гонщик, заслуживший право быть здесь. Надеюсь, он быстро придет в норму, а специалисты помогут оптимальным образом восстановиться. Зная, насколько он целеустремленный, я ничуть не сомневаюсь в том, что он приложит максимум усилий, чтобы вернуться в гонки. Ждем с нетерпением!

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, не могли бы вы оценить разницу в скорости между доработанной Ferrari и той, что мы видели в Китае?
Фелипе Масса: Трудно сказать, насколько серьезным окажется прогресс. Даже если у нас есть определённое представление об эффективности новых деталей, мы не знаем, чего добились соперники. Надеюсь, мы смогли добиться большего, но дождемся завтрашнего дня.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Вернемся к теме зрелищности гонок – больше обгонов, система регулировки заднего антикрыла (DRS), KERS, шины… Но вот Марк Уэббер совсем недавно заметил, что обгоны стали излишне легкими, и в предыдущие годы гонщикам приходилось идти на больший риск в попытках опередить соперника. Вы согласны с этим?
Льюис Хэмилтон: Его машина просто очень быстра!

Фелипе Масса: С его машиной обгонять действительно легче, чем… Знаете, все зависит от конкретной ситуации: когда вы только что выехали из боксов на свежем комплекте резины, а перед вами соперник на уже изношенных шинах, провести обгон не составит труда. Если износ более-менее одинаков, атаковать уже не так просто, но помогает система регулировки заднего антикрыла. Впрочем, не думаю, что одна лишь DRS облегчает обгоны – все решает сочетание факторов: износ резины, выбор стратегии и т.д.

На протяжении многих лет я не раз слышал: «Как хороши были старые времена и гонки в исполнении Сенны, Пике, Мэнселла, Вильнева, Арну – эти парни знали, что нужно делать». Согласен, хотя и машины тогда были несколько иными. Но после гонки в Китае мне было приятно услышать: «Ну, наконец-то – Формула 1 стала такой, какой была прежде». Главное, чтобы болельщикам нравились гонки, и мы должны думать, прежде всего, об этом. Все просто: гонщик доволен только тогда, когда доволен болельщик.

Льюис Хэмилтон: У Марка очень быстрая машина, с такой обгонять соперников действительно очень просто. В остальном я согласен с Фелипе – атаковать не так уж и легко. В Китае мне довелось вплотную побороться с некоторыми из соперников, ситуация была довольно напряженной, но в таком случае наличие DRS все-таки немного облегчает жизнь, позволяя если не обогнать, то, по крайней мере, приблизиться на дистанцию атаки. Система способствует обгонам, но не делает их излишне легкими.

Тимо Глок: В нынешнем сезоне я несколько раз стартовал из последних рядов, однако у меня никогда не получалось пробиться на подиум – надо спросить у Марка, что такого особенного он делал. Было интересно наблюдать, насколько хороша его машина, какую тактику выбрала команда, сколько обгонов он провел… Уэббер сработал безупречно.

Хейкки Ковалайнен: По-моему, во всех предыдущих гонках у Марка не было никаких проблем с обгонами, а реальной проверкой должен стать этап в Барселоне, после которого можно будет делать определенные выводы. В предыдущие годы на длинных прямых Сепанга и Шанхая атаки также не были редкостью – возможно, DRS оказала дополнительный эффект, но давайте дождемся Гран При Испании, где обгонов не наблюдается в принципе. Кстати, мне тут сказали, что за первые три этапа гонщики провели 148 удачных атак – не так уж и плохо!

Адриан Сутил: Возможно, в одних точках обгонять стало чуть легче, но в других ситуация не изменилась. Хороший пример – Гран При Австралии: я предполагал, что атаковать будет намного проще, однако не мог приблизиться к сопернику в последнем повороте и поэтому терял все шансы на обгон. То же самое в Китае: прямая чуть длиннее, но точка активации DRS расположена ближе к повороту – я ехал в середине пелотона, практически на каждом круге задействовал систему, однако не мог провести обгон: не хватало скорости. Да, DRS помогает приблизиться, но не более того, так что ситуация вокруг обгонов по-прежнему в норме.

Виталий Петров: Практически нечего добавить. По-моему, идея регулируемого заднего актикрыла оказалась верной – теперь зрителям интереснее следить за гонкой, а лично я в Китае провел немало обгонов. Скорее всего, в каждой последующей гонке точка активации DRS будет располагаться все ближе к повороту – в противном случае на 700-метровом участке атака не составляет никакого труда, хотя иногда бывают и трудности. Уверен, FIA примет такое решение, чтобы гонщики не отсиживались за спинами соперников, а потом с легкостью выходили вперед – гораздо интереснее, когда машины одновременно влетают в поворот и ведут борьбу на торможении. По-моему, на Гран При Китая пришлось едва ли не 70% всех обгонов первых трех этапов сезона – разве не здорово?

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё