Гран При Бельгии: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Участники: Мартин Уитмарш (McLaren), Росс Браун (Mercedes GP), Джон Бут (Virgin), Майк Гаскойн (Lotus).

Вопрос: Вопрос ко всем. Сейчас некоторые команды сворачивают процесс доработки машины и начинают подготовку к следующему сезону, тогда как другие продолжают борьбу в чемпионате. Могу ли я узнать, на чем сосредоточитесь вы?
Майк Гаскойн: В нашем случае все предельно ясно – уже на протяжении нескольких месяцев мы работаем над новой машиной. Да, для нас по-прежнему важно сохранить десятое место в Кубке Конструкторов, но главная задача – сократить отставание от соперников и навязать им борьбу.

Для Lotus участие в чемпионате – само по себе достижение, но нельзя вечно быть дебютантом. В следующем году мы будем не новичками, а полноценной командой Формулы 1, и должны выступать на соответствующем уровне – поэтому основные усилия уже направлены на постройку новой машины.

Сегодня у нас особенная дата – ровно год назад мы впервые приехали на базу команды. Тогда там было всего три человека, а сейчас – двести двадцать! Надеюсь, мы хорошо подготовимся к следующему сезону.

Джон Бут: У нас иная ситуация. Мы должны провести модернизацию нынешней машины, которая раньше была невозможна из-за проблем с надежностью. Впрочем, приоритеты все-таки изменились. Да, мы подготовим кое-какие модификации, но команда уже работает над новой машиной.

Мартин Уитмарш: А мы по-прежнему дорабатываем MP4-25. До конца сезона еще несколько гонок и команда выкладывается по максимуму. Конечно, нужно думать о следующем сезоне, но мы продолжаем работу над действующей машиной.

Вопрос: Вы только задумались над новой машиной, или работа уже началась?
Мартин Уитмарш: Наши инженеры уже занимаются новым проектом.

Вопрос: Очевидно, они работают над ним не первый день…
Мартин Уитмарш: У каждой команды есть свои технические проекты, которые должны оправдывать вложенные средства. Мы потратили немало сил, чтобы модифицировать машину к предстоящей гонке и обеспечить ее постоянную доработку до конца сезона.

Вопрос: Росс?
Росс Браун: Для нас основным приоритетом является подготовка к следующему сезону. Этот год сложился для команды не так, как хотелось – у нас нет реальных шансов на титул, поэтому мы сосредоточились на следующем сезоне, чтобы уже в нем добиться большего. Да, у нас запланированы кое-какие доработки MGP-W1, но с точки зрения общего прогресса они весьма незначительны. Основные усилия направлены на перспективу.

Вопрос: Майк, вы довольны результатами команды? Они превзошли ожидания, или не оправдали их?
Майк Гаскойн: Думаю, результаты соответствуют ожиданиям. Как я уже говорил, год назад мы не знали, сможем ли выйти на старт. Команда упустила несколько месяцев – будь у нас это время, мы могли бы добиться большего.

Впрочем, мы с самого начала преследовали вполне конкретные цели: стать лучшими среди дебютантов и сократить отставание от более опытных команд, действуя предельно профессионально. Мы подготовили несколько серьезных обновлений, добились заметного прогресса, однако ни разу не претендовали на девятое место в зачете Кубка Конструкторов и выступили примерно так, как предполагалось.

Конечно, нам хотелось бы оказаться чуть ближе к соперникам, но времени не хватило. Мы были бы не против, если бы машина получилась более надежной – неполадки стали настоящим разочарованием. Некоторые произошли по вине поставщиков – в следующем году мы должны тщательнее выбирать контрагентов. В остальном команда добилась тех результатов, на которые позволяет рассчитывать ее бюджет.

Вопрос: В Германии у вас возникли серьезные проблемы с коробкой передач. Это основной источник неприятностей?
Майк Гаскойн: С коробкой передач и гидравликой у нас на самом деле серьезные проблемы. Ресурсы команды не позволяли устранить все неисправности, кроме того, нас подвели некоторые поставщики. Впрочем, нет смысла оправдываться, нужно работать эффективнее. Мы добились заметного прогресса и хотим во всех оставшихся гонках финишировать двумя машинами. Если получится, скорости и мастерства наших гонщиков хватит, чтобы удержать десятую позицию, но сходы с дистанции доставили немало неприятных эмоций…

Вопрос: Джон, аналогичный вопрос. Как вы оцениваете результаты команды?
Джон Бут: Они соответствуют ожиданиям. Приятно бороться с Lotus и ехать всего на 3-3,5% медленнее лидеров – думаю, мы можем быть довольны.

Вопрос: В прессе стали появляться различные слухи о будущем команды. Что скажете?
Джон Бут: В это время года всегда появляются слухи, но мы пришли надолго, и у нас обширные планы на следующий сезон. У команды появилось восемь новых спонсоров, мы создали неплохой базис для дальнейшего прогресса.

Вопрос: Следовательно, вы опровергаете все слухи…
Джон Бут: Конечно! Возможно, кое-кто был не в курсе наших планов, и нам, пожалуй, следовало бы информировать таких людей, но у команды нет иных устремлений, кроме как выйти на старт следующего сезона.

Вопрос: Мартин, вы говорили о раскрытии потенциала машины. Честно говоря, звучит как черная магия! Если бы вы знали, как это сделать, то не стали бы откладывать дело в долгий ящик. Тем не менее, вы по-прежнему утверждаете, что у MP4-25 есть резерв скорости…
Мартин Уитмарш: Я говорил о предыдущей гонке. Перед началом уик-энда мы заранее знаем базовые настройки и расчетную скорость в поворотах – в Венгрии нам не удалось подтвердить её на трассе. Нужно разобраться в ситуации и найти резервы, рано делать какие-то выводы.

Сегодняшний день прошел весьма интересно – правда, с точки зрения оценки поведения машины он оказался далеко не идеальным. В таких погодных условиях невозможно выполнить намеченную программу. Команды привезли немало доработок, но вряд ли кто-то из них сразу скажет о достигнутом прогрессе – нужно оценить все факторы, кроме того, состояние трассы постоянно менялось. Тем не менее, я уверен, что нам по силам выступить лучше, чем Венгрии.

Вопрос: Спорным моментом остается использование воздуховода. Почему вы отказались от этой доработки не только в Бельгии, но и в Монце?
Мартин Уитмарш: Думаю, вы сами сможете убедиться, что здесь наша команда не отказалась от воздуховода. Он по-прежнему установлен на машине, и я не слышал никаких противоречивых мнений. Да, мы говорили кое-что о гонке в Монце, однако не вижу никакого смысла в том, чтобы раскрывать свои планы.

Вопрос: В Монце все решает скорость на прямых, а воздуховод призван ее повысить…
Мартин Уитмарш: Узнаем, когда окажемся в Монце.

Вопрос: Росс, сезон складывается весьма интересно. Вам удалось сохранить желаемый темп доработки машины?
Росс Браун: Нет. Соперники использовали довольно интересные разработки, однако нам было трудно оценить полученный эффект. Мы следовали тем же путем, добивались прироста в скорости, но этого было явно недостаточно для сокращения отставания от лидеров. В одних гонках мы занимали подобающие позиции, в других выступали не лучшим образом – в итоге команда провела тщательный анализ своих результатов и поняла, в каких областях необходим прогресс.

В случае с новой машиной этот прогресс очевиден уже сейчас. Базовые принципы, закладываемые в конструкцию, остаются неизменными во все времена: машине необходим низкий центр тяжести, меньший вес, хорошая прижимная сила – кроме того, она должна быть достаточно стабильной и бережно расходовать резину. Глядя на базовую конфигурацию для следующего сезона и оценивая произошедшие перемены, я все больше понимаю, что в нынешнем сезоне мы на самом деле сработали неэффективно.

Вопрос: Полагаю, вы думали только о работе даже во время летнего перерыва, когда сидели на берегу реки и бросали камушки в воду?
Росс Браун: К сожалению, во время отпуска я редко предавался подобному развлечению. В этом виде спорта невозможно просто так отключиться от дел – возможно, в конце сезона нам удается на пару недель «выключить мозги», но в остальное время мы заняты мыслями о работе.

Вопрос: Есть ли какие-то упущения в техническом регламенте, предназначенном для следующего сезона?
Росс Браун: Пока нет, но они вполне могут обнаружиться. В прошлом году мы убедились в этом на примере двойного диффузора, в нынешнем сезоне неожиданно увидели воздуховод – инженеры достаточно умны, чтобы находить нужную интерпретацию правил и добиваться преимущества. Пока мы не заметили ни единой лазейки, но если она все-таки найдется, мы не станем утверждать, что регламент…

Как мне кажется, участники чемпионата проделали огромную работу, желая создать по-настоящему действенные правила, и согласно этим самым правилам в следующем году в Формуле 1 не должно быть изощренных диффузоров и воздуховодов. Со второго или третьего прочтения регламент обретает завершенную форму, однако привлекательность нашего спорта заключается как раз в том, что временами кому-то удается найти лазейку и получить определенное преимущество.

Вопросы с мест

Вопрос: (Майк Дудсон) Мы вовремя затронули эту тему, и у меня есть один философский вопрос на тему будущего Формулы 1. Регламент на моторы давно «заморожен», а сейчас мы приходим к ситуации, в которой талантливые инженеры изобретают новую технологию, используют её на протяжении одного сезона, после чего она попадает под запрет.

К примеру, в McLaren разработали воздуховод, управляющий эффективностью заднего антикрыла, и я более чем уверен, что ваши инженеры уже работают над очередной уникальной деталью, но означает ли это, что Формула 1 постепенно превращается в унифицированную гоночную серию с жесткими техническими ограничениями?
Мартин Уитмарш: Кажется, за последние двадцать лет – Росс помнит это лучше меня, ведь он дольше работает в Формуле 1 – подобные опасения возникали неоднократно. У нас уже были активная подвеска, антиблокировочная система и множество других разработок, которые сейчас запрещены – такова природа нашего спорта. Отчасти это объясняется стремлением сократить расходы, уравнять силы команд, но если вы инженер, работающий над конкретным проектом, в данной ситуации вы вряд ли будете чувствовать себя комфортно. Росс неоднократно наблюдал, как я лично выступал за сохранение отдельных разработок, однако теперь я смирился с тем, что подобные вещи – обычное дело в Формуле 1.

Здорово, что всякий раз находятся талантливые инженеры, способные изобрести двойной диффузор или воздуховод. Уверен, в следующем сезоне мы непременно увидим очередную оригинальную идею, и мне наверняка придется спрашивать у своих сотрудников, почему они раньше не додумались до такого, и сколько времени уйдет на создание аналогичного решения.

Высокий уровень конкурентоспособности лишь усиливает креативность, но в долгосрочной перспективе существующие ограничения идут на пользу чемпионату. Мы должны сделать Формулу 1 доступной для новых команд, чтобы они могли дебютировать, развиваться и впоследствии бороться за позиции. Досадно, когда ваше изобретение оказывается под запретом, но в таком случае проще сказать себе: «Что ж, проехали – давайте изобретем еще что-нибудь такое, о чем будут спорить на протяжении ближайших лет!»

Росс Браун: Как заметил Мартин, я давно работаю в Формуле 1 и могу подтвердить, что инженеры испытывают горькую досаду, когда их идея вдруг оказывается под запретом, но такова жизнь. Конкуренция разворачивается в строго определенных рамках, и я не раз говорил своим специалистам: «Вы действуете в тех же условиях, что и другие команды, и наша задача – сработать как можно лучше, придерживаясь установленных ограничений». Мне довелось поработать с технологиями вроде активной подвески, гибкой аэродинамики – это по-настоящему интересные вещи, однако кто знает, как выглядели бы нынешние машины, если бы все эти изобретения не были запрещены.

Важно сохранить баланс между мастерством гонщика и талантом инженера. Формула 1 привлекательна еще и тем, что здесь все зависит не только от пилотажа или технических навыков: успех определяется правильным сочетанием факторов – довольно редкий случай в современном автоспорте. Не думаю, что Формула 1 превращается в унифицированную гоночную серию – мы принимаем вызов, который сулит нам новый технический регламент, поскольку это неотъемлемая часть нашей работы.

Майк Гаскойн: Нужно всегда помнить вот о чем: можно запретить технологии вроде воздуховода, однако его преимущество спустя несколько месяцев в любом случае сойдет на нет, поскольку все команды скопируют идею. Технический регламент сейчас едва ли не в пять раз толще, чем он был в год моего появления в Формуле 1, однако это не мешает инженерам придумывать новые технические решения.

Двойные шасси были запрещены еще на стадии проекта, аналогичная участь постигла многие другие разработки, но это лишний раз подчеркивает тот факт, что специалисты должны искать варианты в совершенно разных областях, чтобы обеспечить конкурентное преимущество. Соперники всегда будут копировать удачные изобретения, нужно постоянно быть на шаг впереди…

Джон Бут: Кажется, «гонка вооружений» началась с Колина Чепмена и с тех пор была неотъемлемой частью Формулы 1. Думаю, так должно быть и дальше.

Вопрос: (Альберто Антонини – Autosprint) Росс, вы были одним из первых, кто поднял вопрос о гибких антикрыльях. Сейчас в паддоке говорят о гибких стойках и опускающемся носовом обтекателе. Как, по-вашему, будет развиваться ситуация, и какими могут быть последствия для некоторых команд?
Росс Браун: Не уверен, что именно я начал дискуссию по поводу гибких антикрыльев, но я уж точно выразил свое мнение. В случае с некоторыми машинами эффект изгиба был вполне очевидным, поэтому мы запросили пояснения – вполне естественная ситуация для Формулы 1. Знаю, некоторые команды были недовольным моими комментариями, комментариями McLaren, но в прошлом году мне самому было неприятно слушать из слова по поводу нашего двойного диффузора.

Существует установленный подход: если нам не нравится какая-то разработка соперников, мы обращаемся с вопросом к FIA, и если там не находят ничего противоречащего правилам, мы копируем идею конкурентов. Не знаю, как сегодня сработали антикрылья… день оказался весьма непростым, в таких условиях практически невозможно о чем-либо судить

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Поговорим о поставках моторов на следующий сезон. В последние дни появились слухи о том, что в 2011 году Red Bull может перейти на двигатели Mercedes. Сегодня здесь присутствуют сразу две команды, уже использующие эти моторы – как вы оцениваете такой вариант, принимая во внимание скорость Red Bull с нынешними двигателями Renault?
Мартин Уитмарш: Мы слышали нечто подобное, но не более того. Главное – мы можем продолжать работу с великолепными моторами Mercedes-Benz. Мне неизвестны чьи-либо планы, и меня ни о чем не спрашивали, поскольку в этом не было никакой необходимости. Пожалуй, Россу это ближе – в каком-то смысле, его команда – нарушитель спокойствия, но пусть он сам отвечает за себя.

Росс Браун: Я впервые узнаю о подобных слухах. Не думаю, что Mercedes планирует поставлять свои моторы еще одной команде.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Вопрос к представителям команд-дебютантов: вы планируете сменить поставщика моторов, и если да, то насколько сложным будет этот шаг?
Майк Гаскойн: Мы используем моторы Cosworth и в год их возвращения в Формулу 1 у нас нет к ним ни малейших претензий. Разумеется, командам свойственно оценивать все возможные варианты, но пока мы довольны сотрудничеством с нынешним поставщиком.

Джон Бут: Аналогичный ответ – мы тоже довольны двигателями Cosworth. Компания предоставляет нам потрясающий сервис, и мы не планируем отказываться от ее услуг.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Вскоре должно состояться заседание Всемирного Совета по вопросу применения Ferrari командной тактики. Считаете ли вы, что в Ferrari действовали неправомерно? Если да, то каким должно быть наказание?
Мартин Уитмарш: Не знаю, можно ли устраивать здесь предварительные слушания – официальное заседание уже назначено, и я не имею к нему ни малейшего отношения. Я уже говорил, что готов озвучить свое мнение в личной беседе с руководством Ferrari – так я и поступил, и с моей стороны будет неуместным давать какие-либо публичные комментарии, особенно в преддверии слушаний.

Росс Браун: Я много лет работал в Ferrari и считаю неуместным давать свои комментарии.

Джон Бут: Да, никаких комментариев.

Майк Гаскойн: Присоединяюсь.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё