Гран При Италии: Превью этапа от F1News

Джон Сертис и Джек Брэбем

Шотландское соло

Сентябрьская гонка в Королевском парке Монцы уже давно стала такой же неотъемлемой частью автоспортивного мира, как 500-мильные соревнования в Индианаполисе, суточный марафон в Ле-Мане или финское ралли 1000 озер. Кажется, что она существовала всегда – и по большому счету это так и есть. С 1922 года, когда посмотреть за соревнованиями в пригороде Милана собрались 350 тысяч человек, практически ничего не изменилось: в наши дни Монца – это те же скоростные виражи, начинающие желтеть вековые деревья, забитые напрочь подъездные дорожки – и культ Ferrari.

Все было так и в 1967 году, разве что пилоты Скудерии ничем не могли порадовать своих многочисленных фанатов. Точнее один пилот – после трагической гибели в Монако Лоренцо Бандини цвета Ferrari защищал лишь невезучий Крис Эймон, но с самого старта у него по обыкновению начались проблемы, и в итоге новозеландец финишировал самым последним, в четырех кругах от победителя. Да и многим другим гонщикам пришлось в Монце несладко. Введенный недавно «трехлитровый» регламент Ф1 еще только обкатывался производителями двигателей, и на длинных прямых, где нагрузки на моторы особенно велики, они горели один за другим, как свечки.

Чуть лучше смотрелись новенькие Ford Cosworth DFV, установленные на Lotus Джима Кларка и Грэма Хилла. Оба британца уверенно держались в лидирующей группе, и хотя обгонов и перестановок в каждом повороте было по обыкновению немало, пилоты Колина Чепмена не опускались ниже четвертого места. Но все изменилось на 13-м круге, когда Джим заблокировал на торможении колесо, и на шине образовалась проплешина. Поскольку ехать предстояло еще более 250 километров, Кларк предпочел свернуть в боксы.

Обратно в гонку он вернулся лишь 15-м, уступая недавним соперникам более круга. И мы можем только завидовать тем, кто видел дальнейшие события своими глазами. Ибо Шотландец помчался вперед так, как умел, наверное, только он один. Быстро нагнав лидеров, гонщик вернулся с ними в один круг. При помощи Хилла – напарники по очереди «вывозили» друг друга в слип-стриме – Кларк смог оторваться от группы, а заодно помог партнеру выйти в единоличные лидеры гонки. Но Грэма всего за десять кругов до финиша подвел мотор, а вот Lotus Джимми летел вперед, не зная преград. К 25-му кругу он уже 11-й, к 35-му – седьмой, к 55-му вышел на четвертое место.

Джеку Брэбэму и Джону Сертизу, которые после схода Хилла надеялись поделить победу между собой, оставалось только проводить темно-зеленую машину взглядом. Кларк вернулся в лидеры гонки, когда до финиша оставалось шесть кругов. При этом по чистой скорости он был не намного быстрее соперников – просто ехал без единой ошибки и с совершенно фантастической нацеленностью на победу. Увы, как это часто бывает, суровая жизненная реальность нечасто дарит нам чудеса. Во время безумной погони шотландец сжег все топливо до последней капли и линию финиша пересекал уже накатом. Honda Сертиза и Brabham Брэбэма успели проскочить под клетчатый флаг раньше. Для японской команды этот успех стал вторым в истории – и последним до Гран При Венгрии 2006 года. Ну а Кларк… Кларк просто показал, что даже среди звезд первой величины есть те, кто наголову выше остальных.

…И еще десять гонок, оставивших след в истории

1921 – Стремясь идти в ногу со временем, итальянцы учреждают свой Гран При. Поскольку стационарных трасс у них еще нет, гонку проводят по улицам Брешии. Первым победителем становится француз Жюль Гу, выступающий на автомобиле забытой ныне марки Ballot.

1922 – За 110 дней силами 3500 рабочих создан первый полноценный автогоночный трек в континентальной Европе – Аутодромо Национале. Отныне и навсегда, не считая четырех исключений (два из них связаны с послевоенным восстановлением трассы, испорченной американской военщиной), именно здесь в начале сентября будет проходить Гран При Италии. Первым победителем в Монце стал Пьеро Бордино (FIAT).

1937 – Чтобы местные пилоты могли хоть как-то сопротивляться стремительным немецким Mercedes и Auto Union, гонку перенесли на извилистые улицы Ливорно. Но хитрость не удалась – сильнейшим все равно стал Рудольф Караччиола на серебристой штутгартской машине. Лучший местный пилот, Акиле Варци, финишировал только шестым.

1961 – Трагическая гибель немецкого пилота Скудерии Вольфганга фон Трипса и полутора десятков болельщиков омрачила завоевание его партнером, американцем Филом Хиллом, победы в гонке и звания сильнейшего по итогам всего сезона. В последний раз трасса в Монце использовалась в 10-километровой конфигурации, включающей профилированный овал.

1970 – Еще одна черная страница: авария на воскресной разминке унесла жизнь Йохена Риндта. Клиновидная машина вылетела с трассы перед поворотом Parabolica и на большой скорости ударилась об ограждение. Австрийский гонщик Lotus и поныне остается единственным, кто завоевал чемпионское звание в Ф1 посмертно.

1971 – Не слишком известный британец Питер Гетин стал победителем одной из самых удивительных гонок в истории Больших Призов. Британский пилот McLaren выиграл у серебряного призера 0,01, а у занявшего пятое место – всего 0,61 с! После этого трасса Аутодромо Национале была серьезно изменена – здесь появилось несколько медленных связок.

1978 – Ошибка судьи-стартера привела к массовой аварии на пути к первому повороту гонки. Ночью в больнице Милана скончался Ронни Петерсон. А его партнер по Lotus Марио Андретти финишировал на трассе первым, но из-за наложенного штрафа в протоколе оказался лишь шестым. Это не помешало американцу примерить чемпионскую корону.

1980 – Единственный раз итальянский этап чемпионата мира прошел не в Монце. Его приняла новая трасса в Имоле, которая очень понравилась пилотам и с тех пор на четверть века получила прописку в календаре. Чтобы вернуть национальный этап в Королевский парк, новинку с сезона-81 нарекли Гран При Сан-Марино.

1988 – Знаменитый двойной успех пилотов Ferrari в сезоне, где все остальные 15 этапов остались за представителями McLaren. Но на этот раз Айртон Сенна и Ален Прост до финиша не добрались, а Герхард Бергер и Микеле Альборето посвятили свой дубль памяти Энцо Феррари, земной путь которого прервался незадолго до гонки.

2006 – Выиграв в 90-й раз в своей гоночной карьере, Михаэль Шумахер заявил на послегоночной пресс-конференции о том, что покидает мир Больших Призов. В этот же день же на подиум Ф1 впервые поднялся 21-летний дебютант команды BMW Sauber Роберт Кубица.

Текст: Александр Кабановский

Другие новости